Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы классификации личности

Поиск

Существуют различные методы классификации личности. Попытки классификации людей по их физическому типу пред­принимаются со времен Гиппократа. Врачи соперничают с фило­софами, антропологами, художниками и поэтами, и каждый из них пользуется различной и часто загадочной терминологией.

Одной из применимых к бизнесу и менеджменту психологи­ческих классификаций является типология Хейманса Ле Сенна. В ней характер рассматривается как совокупность ряда элементов. Это в первую очередь:

эмоциональность (обозначаемая «Э+» или «Э—»). Речь идет о том, насколько легко данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоцию или чувство);

активность (обозначаемая «А+» или «А—») — это потребность в действии, в осуществлении плана или замысла.

Ориентируясь на эти основные элементы, нам легче будет оп­ределить, как вероятнее всего поведет себя тот или иной человек.

Рассмотрим типы личностей.

Нервный. Подобного человека следует держать в рамках, ука­зывать, как и что делать, и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд.

Сентиментальный. С таким человеком следует вести себя с боль­шой осторожностью. Грубое обращение — лучший способ заста­вить его замкнуться в себе. В разговоре с ним нужно быть спра­ведливым, постоянно взывать к его чувствам и показывать, что с ним считаются. Он достаточно трудолюбив, но решения прини­мает с трудом.

Бурный. Подобный человек отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью. Его не пугают препятствия — благодаря сво­ей изобретательности он умеет их обходить. Такой человек охотно участвует в совместном проекте и выполняет все, что требуется. Он способен взяться за работу «засучив рукава», но необходимо постоянно поддерживать его интерес к ней. Именно человеку, обладающему подобным характером, следует поручать такую ра­боту, которая должна быть выполнена без промедления. Нужно пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако, о том, что он легко отвлекается.

Страстный. Это человек одной идеи, который отдается своей работе со всей страстью. Такие люди любят порядок; их реакции решительные, но не взрывные; их ум быстр и надежен. Удачу они переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений.

Именно поэтому при назначении на руководящую должность человека с таким характером следует предварительно — во избе­жание конфликта — удостовериться, что его точка зрения не рас­ходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум людям такого типа, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению.

Сангвиник. Подобный человек весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется; покладист и оптимистичен. Это делец. Он спокоен, смел и умен, склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Он открыт для любых проблем. К порученному делу относится с большой ответственностью.

Флегматик. Подобный человек холоден и исключительно спо­коен. Он предпочитает одиночество, неразговорчив и сводит бесе­ду к выяснению главного. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать с полной отдачей, но лишь в том случае, когда это ему выгодно. Убедить его можно толь­ко с помощью обоснованной аргументации. Флегматика лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подгото­вительный период. Здесь весьма полезными оказываются его ор­ганизаторские способности, спокойствие и уравновешенность.

Аморфный. Такой человек очень инертен. Он никогда не делает больше того, что ему предписано. Он с готовностью откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности.

Апатичный. Подобный человек тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка. Всегда в ровном рас­положении духа, он получает удовольствие от одиночества. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.

Подчеркнем, что эти типы в «чистом» виде встречаются доволь­но редко — в основном они сочетаются друг с другом. Кроме того, на черты характера оказывают влияние культурные, религиозные и моральные факторы, которые либо усиливают, либо ослабляют их в зависимости от обстоятельств.

Определенный интерес представляет типология Майерс—Бриггс, разработанная в США в конце 50-х гг. на основе идей швейцар­ского психолога К. Юнга, который ввел представление о двух уни­версальных типах — экстравертном и интровертном. Помимо этого Юнг классифицировал людей по отдельным основным пси­хическим функциям (мышление и чувствование, ощущение и ин­туиция), выделив, таким образом, восемь типов личностей. Юнг утверждает, что качества, характеризующие каждый тип, отвечают как генетической предопределенности, так и тому, в каких усло­виях вы будете находиться в первые минуты жизни. Ваше окру­жение оказывает решающее влияние на направление развития ваших предрасположений.

И. Майерс и К. Бриггс задались целью еще более объективно обосновать представление об индивидуальных различиях. Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудоустройства демобилизованных солдат. Размышления, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели их к более широкой концепции понимания и выявления индивидуальных различий. Результатом кропотливых исследова­ний стало создание индикатора типов Майерс—Бриггс (Myers-Briggs Type IndicatorMBTI ).

MBTI основан на выявлении:

• двух различных способов пополнения запаса энергии и сосре­доточения внимания (шкала «экстраверсия — интроверсия»);

• двух противоположных способов сбора информации (шкала «сенсорность — интуиция»);

• двух различных способов принятия решений (шкала «мышле­ние — чувствование»);

• двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала «решение — восприятие»).

Таким образом, существуют четыре основные шкалы личност­ных качеств, и каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, определяющее его принадлежность к одному из 16 типов личностей.

По своему психологическому типу вы можете быть:

• экстравертом (Е) или интровертом (J);

• сенсорным (S) или интуитивным (N);

• мыслительным (Т) или чувствующим (F);

• решающим (J) или воспринимающим (Р).

В зависимости от преобладания того или иного качества харак­тера человек относится к одному из 16 типов.

Например: адми­нистраторы и менеджеры, дантисты, полицейские и следователи, ревизоры и фининспектора, военные относятся к типу ISTJ;

са­нитары, заведующие канцеляриями, воспитатели, библиотекари, санитарные врачи — к типу ISFJ;

консультанты по вопросам обра­зования, духовные лица, врачи, специалисты по средствам массо­вой информации, учителя — к типу TNFJ ит.д.

Разумеется, будет не совсем правильным «вытянуть» какую-нибудь про­фессию из представленного списка только из-за того, что она соответ­ствует вашему типу. Однако полезно узнать сильные и слабые стороны каждого из типов в свете требований к той или иной профессии. В настоящее время только в США свой личностный тип по данной мето­дике определили свыше 3 млн человек. Этот подход с большим успехом используется в различных сферах деятельности — бизнесе, образовании, личностном и семейном консультировании, профориентации, разрешении конфликтов, управлении персоналом.

Рассмотренные, а также многие другие типологии предостав­ляют менеджеру вполне конкретные методики оценки персонала. Эти методики могут сложить основой для типизации субъектов, оценки и прогнозирования их деятельности в различных ситуаци­ях планирования карьеры.

Такое качество личности как индивидуальность, может помочь нам объяснять и предсказывать поведение людей в организациях.

Рассмотрим, как формируется индивидуальность чело­века, т.е. как совмещаются наследственные черты личности с воз­действием среды обитания в различных ситуациях.

Наследственность врожденные характеристики (рост, внеш­няя привлекательность, пол, характер, темперамент, физическая сила и биологические ритмы), которые передаются нам от роди­телей. Подход с точки зрения наследственности утверждает, что молекулярная структура генов, размещенных в хромосомах, пол­ностью определяет индивидуальность личности. Гены определяют гормональное равновесие, а равновесие гормонов определяет ин­дивидуальность форм телосложения. С позиции наследственности можно объяснить схожесть физических черт детей и родителей, некоторые физические возможности (например, способность к атлетизму). Однако было бы неверным все характеристики чело­века объяснять с позиции наследственности.

Окружение сочетает в себе культуру, в которой мы воспитыва­лись, мораль и нормы семьи, друзей, социальных групп и другие воздействия, формирующие наш жизненный опыт. Среда играет наиважнейшую роль в формировании человека.

Согласно результатам довольно интересных исследований, в то время как различия между детьми в одной семье часто приписы­ваются наследственности, среда, в которой они росли, является поистине критическим фактором, создающим различия. Так, сре­да, в которой вырос первый ребенок, отличается от среды, в ко­торой росли более поздние дети. Исследования показывают, что перворожденные более склонны к отклонениям в психике, более восприимчивы к социальному давлению и более зависимы, чем их младшие братья и сестры. Конечно, эти соображения спорны, но существуют доказательства того, что первые дети одного пола более социально ориентированы, более законопослушны, более честолюбивы и трудолюбивы, менее агрессивны.

Итак, наследственность устанавливает параметры или внешние ограничения, но полный потенциал индивида будет определен тем, насколько хорошо он корректирует требования среды.

Ситуация следующий фактор, влияющий на формирование индивидуальности человека. Индивидуальность человека, несмо­тря на ее относительную устойчивость и непротиворечивость, в различных ситуациях может изменяться. Различные потребности в различных ситуациях вызывают различные аспекты индивиду­альности. Мы не можем рассматривать поведение личности в изо­ляции. Разумеется, мы не в состоянии выстроить четкую схему поведения личности в зависимости от различных ситуаций. Однако мы знаем, что некоторые ситуации сильнее, а другие — слабее влияют на индивидуальность.

Интересно, что влияние ситуации проявляется в основном в ограничениях, налагаемых на поведение.

 

Некоторые ситуации (например, церковная служба, интервью при найме на работу) оказывают сдерживающее воздействие, а другие — прямо про­тивоположное (например, поведение на пикнике или вечеринке). Кроме того, хотя относительно индивидуальности и могут быть сделаны неко­торые обобщения, однако имеются значительные различия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.147 (0.009 с.)