Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биографические характеристикиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Как известно, все люди разные. Их различия проявляются во всем многообразии их характеристик. Рассмотрим связь характеристик человека с важнейшими факторами его деятельности — текучестью, абсентеизмом, производительностью и удовлетворенностью работой. Список этих характеристик достаточно большой и содержит ряд сложных понятий. Многие из этих характеристик довольно трудно оценить, поэтому рассмотрим те из них, которые наиболее легко определимы и доступны. Вероятно, это такие данные, которые могут быть получены главным образом на основе информации, находящейся в файле персонала. Какие же это характеристики? Очевидно, это возраст служащего, пол, семейное положение, количество иждивенцев и стаж работы в организации. Возраст. Зависимость перечисленных факторов от возраста должна увеличиться в течение следующего десятилетия. Это объясняется, по крайней мере, тремя причинами. Первая причина — широко распространено мнение, что эффективность работы с возрастом уменьшается. Неважно, так ли это на самом деле, но большинство руководителей считают, что это так, и принимают это в расчет. Вторая причина — это реальный факт старения рабочей силы. Третья причина — разрешенное законом сохранение пенсии для работающих пенсионеров при отсутствии требования обязательного выхода на пенсию по достижении определенного возраста. Давайте обоснуем этот фактор. Как фактически воздействует возраст работника на текучесть кадров, абсентеизм, производительность и удовлетворенность работой? Чем старее вы становитесь, тем менее вероятно, что вы захотите уволиться. Конечно, этот вывод не должен вас удивить, поскольку с возрастом становится труднее найти новую работу. Кроме того, пожилые люди предпочитают не уходить из организации в связи с наличием ряда социальных льгот. Таким образом, текучесть кадров среди более пожилых сотрудников гораздо ниже, чем среди их молодых коллег. Хотелось бы отсюда сделать вывод и об обратной зависимости абсентеизма и возраста работника. В конце концов, если текучесть среди более пожилых работников ниже, то и пропусков работы у них могло бы быть меньше? Необязательно! Исследования показывают, что, действительно, количество пропусков по неуважительной причине у пожилых работников меньше, но при этом велико количество пропусков по болезни. Естественно, это связано с более слабым здоровьем немолодых людей и в связи с этим с потребностью в более продолжительном восстановительном периоде после болезни. Как возраст воздействует на производительность? Широко распространено убеждение, что производительность с возрастом снижается. Часто предполагается, что острота реакции, сила и координация движений с возрастом нарушаются, что является причиной снижения производительности. Однако это не совсем так. Анализ показывает, что возраст и эффективность работы не связаны. Это касается всех видов работ. Отсюда следует естественный вывод: требования к большинству видов работ (даже к тяжелым ручным) не всегда связаны с физическим умением. Более того, даже если имеется некоторый сбой производительности в силу возраста, то это вполне может быть компенсировано опытностью работника. Наконец рассмотрим связь между удовлетворенностью работой и возрастом. Многочисленные исследования показали позитивную связь между ними, по крайней мере до наступления пенсионного возраста. Однако современные технологические преобразования могут изменить эту ситуацию. В тех видах работ, которые связаны с технологическими изменениями, например при компьютеризации работы подразделения, удовлетворение от работы у более пожилых работников, вероятно, будет ниже, чем у молодых служащих. Пол. Эта проблема вызывает большое количество дебатов. Существует множество точек зрения относительно приоритетности того или иного пола на определенном рабочем месте. Для начала следует сказать, что не обнаружено никакой разницы в аналитических способностях мужчин и женщин, их способностях принятия решений, боевитости, лидерских качествах, коммуникабельности и способностях к обучению. В то же время исследования психологов обнаружили, что женщины более законопослушны и уважительны по отношению к власти, а мужчины более агрессивны и более нацелены на успех, хотя, впрочем, эти отличия не столь значительны. За последние 20 лет произошли большие изменения в составе рабочей силы на рынке труда, доля работающих женщин увеличилась, и нужно учитывать, что не имеется никакого значительного различия в производительности между мужчинами и женщинами. Аналогично не имеется никакого признака, указывающего на то, что пол служащего влияет на удовлетворенность работой. А как обстоит дело с текучестью и абсентеизмом у мужчин и женщин? Являются ли женщины менее стабильными, чем мужчины? Сначала о текучести. Существуют разные мнения на этот счет, но информации, достаточной, чтобы сделать значимые выводы, не имеется. Что касается абсентеизма, установлено, что женщины имеют более высокие показатели, чем мужчины. Наиболее логичным объяснением этого факта является то, что наше общество исторически взвалило все обязанности по дому и семье на женщин. Однако в последние годы подобная тенденция несколько снизилась. Традиционная роль женщины только как хранительницы домашнего очага, воспитательницы детей и хозяйки на кухне определенно изменилась. Все больше мужчин начинают заниматься решением домашних проблем и воспитанием детей. Семейное положение. Исследованию влияния семейного положения работника на основные показатели его трудовой деятельности было посвящено небольшое количество работ, поэтому сделать какие-либо выводы довольно затруднительно. Однако некоторые факты свидетельствуют о том, что работники, состоящие в браке, реже пропускают работу, реже увольняются и более удовлетворены своим трудом, чем их холостые коллеги. Брак налагает повышенные обязанности на человека, поэтому стабильная и устойчивая работа становится для него более ценной и важной. Конечно, эти результаты не вполне обоснованы. Кроме того, имеются и другие проблемы для дальнейших исследований: как развод влияет на эффективность служащего и его удовлетворенность работой? Что можно сказать относительно пар, которые живут в гражданском браке? Количество иждивенцев. По этому вопросу также нельзя сделать однозначных выводов. Статистика пропусков работы женщинами в большой степени связана с наличием детей. Имеется также положительная зависимость удовлетворенности работой от наличия иждивенцев. Что касается текучести кадров, результаты исследований носят противоположный характер.
НАУЧЕНИЕ Если мы хотим объяснять и предсказывать поведение людей, мы должны понять, как они обучаются. Что такое научение? В психологии это понятие означает нечто неизмеримо большее, чем посещение школы или института. Человек, анализируя и оценивая результаты своего труда, причины успехов и неудач, опыт и поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, с целью достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением. Научение поведению можно определить как достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека, и реакцию окружения на эти действия. Научение может проходить как на собственном опыте, так и на опыте других людей. Во-первых, достаточно проанализировать последствия поведения коллег, чтобы сделать выводы о благоприятности их поступков. Во-вторых, изменение в поведении должно быть относительно постоянным. Временные изменения могут произойти на рефлекторном уровне и не представляют интереса (например, некоторые изменения в поведении могут быть связаны с усталостью или временной адаптацией к непривычным условиям). В-третьих, научение отражается в изменении поведения человека. Изменения в мыслях и поступках человека, если они не сопровождаются изменением поведения, нельзя назвать научением. Итак, научение — это: • изменения в поведении как результат приобретенного опыта; • сознательный выбор формы поведения с целью получить поощрение или избежать наказания. Теории научения. Существует ряд теорий, объясняющих процесс изменения поведения. Одна из них связана с рефлекторным поведением человека (с тем, что в учении И. Павлова названо условным и безусловным рефлексами). Например, если директор фирмы приходит в ваш отдел раз в год и только тогда, когда просит вас провести субботник по уборке территории и помещения, то вы предпочтете, вероятно, держать эти объекты в постоянной чистоте только для того, чтобы избежать «высочайших» визитов. Второй подход к «научению» поведению базируется на том, что человек делает выводы из своего предыдущего опыта, стараясь закрепить желательное и устранить нежелательное поведение. Такое закрепление увеличивает вероятность того, что желательное поведение будет повторено. ВОСПРИЯТИЕ. ЦЕННОСТИ. ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ Поведение человека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой находится. К тому же, изменяя восприятие человека, можно изменить его поведение. Восприятие необходимо также учитывать при обосновании управленческих решений. Восприятие позволяет объяснить многие ошибки и предубеждения, допускаемые в практике менеджмента — при подборе людей в организации, оценке их деятельности. Таким образом, восприятие — важный источник объяснения поведения, ценностей людей и их отношения к работе. Цели изучения: • понять, почему разные люди по-разному воспринимают и объясняют одни и те же явления; • научиться понимать истоки и природу стереотипов, предубеждений и ложных суждений в оценке событий и людей; • овладеть навыками принятия оптимальных управленческих решений; • понимать сущность понятий «ценности» и«отношение к работе», их сходство и отличия; • уметь объяснять источники формирования ценностей и использовать полученные знания при анализе и прогнозировании поведения людей в организации; • понимать, какие факторы оказывают позитивное влияние на отношение к труду; • научиться предупреждать негативные формы проявления неудовлетворенности трудом и их последствия. Восприятие может быть определено как процесс получения человеком информации из внешней среды, ее обработки и интерпретации. Итог процесса восприятия — информация, являющаяся исходным материалом для принятия решений и соответствующего поведения. Люди, находясь в одной и той же ситуации, могут воспринимать ее по-разному. Более того, восприятие может оказаться искаженным. К факторам, влияющим на восприятие, можно отнести: • самого субъекта наблюдения (того, кто воспринимает информацию); • объект восприятия; • ситуацию, в которой происходит восприятие. Субъект. На восприятие человека влияют его мотивы, интересы, его опыт и ожидания. Так, очень часто люди воспринимают в процессе разговора не всю информацию, а только ту, которую хотят услышать, которая подтверждает ранее сложившиеся у них мнение или принятое решение, и игнорируют информацию, которая не совпадает со сложившимся мнением. Объект. Внешний вид предмета, его цвет и размер также оказывают непосредственное влияние на восприятие.Так, красный цвет всегда замечают в первую очередь, поэтому его довольно часто используют в рекламной деятельности. Ситуация. Контекст, в котором мы видим объект или события, также очень важен для восприятия. Например, назначение нового коммерческого директора совпадает с резким увеличением объема продаж. Однако на самом деле увеличение объема продаж может быть никак не связано с назначением нового директора — оно может быть вызвано повышением качества продукции, увеличением покупательной способности населения и другими обстоятельствами. Оценивая восприятие, а соответственно, и поведение людей, мы обычно стараемся определить, вызвано ли это поведение внутренними или внешними причинами. Это зависит от: • характерности поступков; • согласованности поступков; • непротиворечивости поступков. Характерность поступков. Единичный случай опоздания сотрудника мы объясняем внешними обстоятельствами (например, плохой работой городского транспорта). Если же опоздания повторяются, то это можно объяснить внутренними факторами, например неорганизованностью самого работника. Согласованность поступков. Если каждый, кто попал в определенную ситуацию, ведет себя определенным образом, то можно говорить о согласованности поведения и его объяснении внешними обстоятельствами и причинами. Непротиворечивость поступков. Если один и тот же человек ведет себя по-разному в одних и тех же ситуациях, то это свидетельствует о его непостоянстве, которое является скорее следствием внутренних факторов, нежели проявлением внешних причин и условий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.169 (0.012 с.) |