Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие речи и формирование коммуникативных способностейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данный подраздел программы является составной частью раздела «Познавательное развитие». Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных способностей занимаются как педагоги дошкольного учреждения, так и родители в семье. В то же время на занятиях по развитию речи выделяются специфические задачи, направленные на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. Поскольку развитие речи пронизывает всю жизнь ребенка, задачи его обучения на специальных занятиях направлены на формирование языковых способностей, осуществляемых планомерно и поэтапно. Однако рамки занятий по развитию речи не ограничивают работу в этом направлении. Речевое развитие ребенка осуществляется на логопедических, музыкальных занятиях, в процессе игровой и продуктивной деятельности ребенка, на прогулках и экскурсиях, в свободной деятельности детей. Общеизвестно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми предпосылками для его развития являются: коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное межанализаторное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность органов артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого дошкольника. Обучение детей на специальных занятиях предполагает также формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и окружающим его сверстникам и взрослым. При этом именно взрослый создает ситуацию общения, в которой усвоенные навыки и формируемые способности закрепляются и развиваются. Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех дошкольников различный. Но постоянное внимание взрослых к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслеживание позитивной динамики придают этой работе первоочередное значение. Успех ребенка должен быть подчеркнут радостью окружающих его людей, в том числе и сверстников по группе. Этот успех необходимо закрепить в специально созданных ситуациях, в которых ребенок еще и еще раз мог бы продемонстрировать свою состоятельность как в отраженной речи, так и в активной, как в ее понимании, так и в воспроизведении. Родители детей должны быть информированы об основных этапах развития речи у их ребенка, о тех формах, которые нуждаются в закреплении в процессе общения с ребенком дома, о ближайших перспективах развития самого ребенка, отражающих актуальный уровень его языковых способностей. Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду — обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. При этом необходимо формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкцию: «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты. В детском саду дошкольник овладевает важнейшей формой речевого общения — устной речью. Существуют две основные формы обучения речи: первая — работа по речевому развитию детей в их свободном общении с окружающими взрослыми (педагогический и технический персонал) и друг с другом; вторая — специальные занятия по развитию речи. Во время выполнения режимных моментов, прогулок, игр, труда, праздников и развлечений, при ознакомлении с окружающим, во время неречевых занятий происходит свободное речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. В ходе этого общения обогащается речевая практика ребенка. Обучение на занятиях проводится в соответствии с основными принципами дидактики: в определенной системе, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, при постепенном и последовательном усложнении содержания. Пришедшие в группу первого года обучения умственно отсталые дошкольники находятся на разных уровнях речевого развития: 1) безречевые дети. В общении ребенок пользуется отдельными звукоподражаниями и интонированными криками; 2) дети, имеющие определенный словарный запас. В общении ребенок пользуется отдельными словами и усеченной или однословной фразой; 3) дети, имеющие фразовую речь. В общении ребенок пользуется фразой, в большинстве случаев двусоставной, с фонетическими и грамматическими искажениями. С учетом вышесказанного, работа по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях. Фронтальные занятия по развитию речи проводятся в соответствии с расписанием четыре раза в неделю в каждой возрастной группе. Для проведения логопедических занятий группа делится на две подгруппы. В подгруппу подбираются дети с примерно одинаковым уровнем интеллектуального (а не речевого!) развития. Такое деление обусловлено тем, что при одном и том же содержании методы обучения в подгруппах будут различными. На четвертом году обучения фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. Фронтальные занятия планируются педагогом-дефектологом в соответствии с требованиями программы и уровнем развития детей. Индивидуальные (логопедические) занятия с каждым ребенком должны проводиться не менее четырех раз в неделю. Логопедический диагноз ставится дефектологом после тщательного обследования ребенка. Индивидуальная работа планируется дефектологом с учетом установленного нарушения речи, а также общего развития конкретного ребенка. Она проводится по отдельному плану и расписанию. Занятия по развитию речи являются частью общей коррекционно-воспитательной работы, проводимой с умственно отсталыми детьми в специальном дошкольном учреждении. Учитывая быструю утомляемость детей и плохую концентрацию их внимания, необходима смена видов деятельности, поэтому каждое занятие дефектолога с детьми строится комплексно. Оно включает в себя различные виды работы. Время, затрачиваемое педагогом на каждый вид работы, зависит от конкретного содержания, методических приемов и других условий, поэтому длительность занятия по развитию речи не должна превышать 10—15 минут на первом и втором годах обучения и 15—20 минут на третьем и четвертом годах. Общая же длительность всего занятия, включающего разные виды работы, составляет от 20 до 35 минут в зависимости от года обучения и возраста детей. Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. При этом необходимо использовать специфические игровые приемы, направленные на мобилизацию внимания и речевой активности детей, а не ориентироваться на те игры, которые используются для формирования подлинно игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. При планировании материала дефектолог должен учитывать, что для его усвоения умственно отсталым детям требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость — один из основных принципов обучения умственно отсталых детей. Лексический и грамматический материал должен повторяться не только на занятиях по развитию речи, но и в разнообразных видах детской деятельности. В разных видах деятельности ребенок знакомится со словесным обозначением предметов, действий с ними, различных их качеств. Поэтому каждое планируемое занятие имеет не только специфическую для данного вида деятельности, но и речевую задачу. Необходимо помнить, что речевая задача в подобных занятиях не должна выступать на первый план, в качестве главной, она должна быть второстепенной, т. е., решаясь в процессе данной деятельности, не отвлекать от нее детей. Так, в процессе игры не надо требовать от детей постоянного речевого сопровождения, акцентируя все внимание на речи, полной и четко произнесенной фразе. Педагог и воспитатель должны руководить игрой детей и помогать им в попытках речевого оформления своих игровых действий и ситуаций, подсказывая вовремя слово, нужное ребенку, так, чтобы не прервалась игра. Специальная речевая задача ставится на занятиях по развитию речи. При этом в процессе обучения необходимо использовать сочетание словесных и наглядных методов обучения. Занятие нужно строить так, чтобы для детей на первый план выступала не учебная, а игровая задача, в которой усвоение программного материала является условием достижения игрового результата. В процессе занятий достигнуть этого можно усложнением материала по годам обучения, формированием обобщающих понятий. Так, на первом году обучения дети знакомятся с названиями предметов одежды; на втором году не только расширяют свой словарный запас по данной теме, но и знакомятся с обобщающим словом «одежда»; на третьем году узнают, что одежда бывает летняя и зимняя. При этом закрепление материала происходит также в процессе различных видов деятельности детей. Формирование речи ребенка во многом зависит и от речи окружающих его взрослых. Речь должна быть эмоционально насыщенной, достаточно громкой (но не крикливой), неторопливой. Сплошной речевой поток, которым многие педагоги и воспитатели сопровождают все свои действия и действия детей, очень мешает восприятию речи, пониманию ее смысла. В таком случае умственно отсталый ребенок затрудняется в выделении информации из речевого потока, что приводит к нарушению контакта между ребенком и взрослым. Речь взрослого должна быть образцом для подражания, организовывать поведение детей. В процессе общения, одновременно с организацией жизни и деятельности детей, при опоре на знакомый речевой материал необходимо вводить в речь детей новые слова и фразы, соотнося их с предметами или действиями. В результате такой работы будут накапливаться пассивный словарь умственно отсталого дошкольника и устанавливаться взаимоотношения со взрослым на основе понимания речи, что позволит руководить поведением ребенка и правильно организовывать его деятельность. На занятия по развитию речи выносятся следующие направления работы: I. Формирование речевого и фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте. II. Формирование словаря: а) развитие понимания речи окружающих, б) обогащение и активизация словаря, обучение связной речи: • формирование грамматических навыков, • ознакомление с детской художественной литературой (обучение слушанию текстов и рассказыванию, заучивание наизусть). В процессе занятий по развитию речи детей данной категории используются самые разнообразные методы и приемы: экскурсии, наблюдения, инсценировки, дидактические игры, чтение и пересказывание текстов, сказок, рассказывание стихов, драматизация сказок, просмотр видеозаписей и др. Разнообразные методы и приемы работы способствуют формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Правильная организация работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении повышает эффективность этой работы. Под воздействием коррекционного обучения речь умственно отсталых детей дошкольного возраста значительно совершенствуется и, хотя и не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими и обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.011 с.) |