Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные модальности экспрессии музыкальных произведений
Основные средства выразительности
|
Разновидности темпа
| Лад
| Мажор
| Минор
| Медленно
| Спокойствие
| Грусть
| Умеренно медленно
| Уверенность
| Таинственность
| Умеренно быстро
| Бодрость
| Смелость
| Быстро
| Радость
| Тревожность
| Однако для ориентировки взрослого в характере музыки, в ее основной окраске знания эти необходимы. Важно подвести детей к эмоциональному восприятию произведений разной музыкальной экспрессии. При этом целесообразно помочь детям установить взаимосвязи характера музыки с внешними проявлениями вызываемых ею эмоций. Дети должны уметь передать мимикой лица, позами и другими невербальными средствами, что им грустно или, наоборот, что они бодры и веселы. На седьмом году жизни дети уже могут исполнять произведение соло и участвовать в хоровом исполнении на достаточно хорошем для них уровне. Важно учить дошкольников свободно изменять высоту (регистр) своего голоса в определенных упражнениях для голоса, в имитации голосов различных персонажей при инсценировках сказок (например, голоса персонажей — низкий, средний, высокий — в сказках «Три медведя», «Волк и семеро козлят»). В ходе музыкальных занятий продолжается формирование навыка выполнения ритмичных движений, соответствующих характеру музыки, совершенствуются танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, подскоки, простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно). Внимание педагога к развитию танцевально-игровых умений способствует развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки, качаются ветки, распускаются цветочки). Обучая детей инсценированию песен, музыкальных игр и небольших постановок, нужно стремиться использовать средства их мимики и пантомимики (зайчик трусливый и робкий, лисичка хитрая и коварная, волк злой и жадный, петушок гордый и красивый, хлопотливая курица, быстрая и юркая мышка и т. п.). На последнем году обучения в специализированном детском саду все усвоенные ими навыки закрепляются в коллективных театрализованных видах деятельности. В этих видах детской деятельности важно закрепить у дошкольников адекватные, содержательные реакции на партнеров по совместной деятельности, воспитать желание участвовать в общении, радовать своих сверстников и взрослых. Вся программа обучения направлена на то, чтобы дети могли соотнести свои достижения в музыкальном воспитании с занятиями по изобразительной деятельности, игрой, забавами и свободным досугом. Ситуация успеха и радостного творчества каждого ребенка должна пронизывать всю жизнь группы и весь коррекционно-воспитательный процесс. Кроме того, в системной работе с родителями необходимо преследовать программные цели и задачи воспитания и обучения, и родители также должны создать в семье ситуацию, способствующую закреплению сформированных у детей умений и навыков, принятию продуктов детской деятельности и способов выражения детьми эмоциональных впечатлений и переживаний. Занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми на шестом году жизни продолжают традиции предшествующих лет обучения. В процессе этого ознакомления у детей воспитывается чуткость к художественному слову, радость от ярких, запоминающихся описаний, сравнений и эпитетов. Важно, чтобы дети вслушивались в ритм и мелодику поэтического текста, надо помогать им выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в инсценировках знакомых произведений. На третьем году обучения дети знакомятся с пословицами как новым художественным жанром. Очень важно научить детей воспринимать и понимать переносное значение некоторых слов и выражений. Например, выражение «на носу лодки» некоторые дети понимают буквально, и надо объяснить им, что нос лодки — это просто ее передняя часть, а у человека нос — орган для дыхания. Здесь не обойтись без наглядности: необходимо показать детям два рисунка — нос человека и лодки — и предложить им сравнить оба эти изображения. Потом поупражняться с детьми в составлении предложений на два разных значения слова «нос». Чуть позже детям можно объяснить значение идиомы «водить кого-либо за нос», которое можно трактовать как «обманывать», «что-либо скрывать». Чтобы дети запомнили значение этих выражений, необходимо, чтобы взрослые (и в группе, и дома) закрепляли их в повседневном общении. В целом необходимо отобрать несколько идиом, составить их список и вывесить для ознакомления родителей. Можно разбить знакомство с новыми выражениями по кварталам и вводить, например, по 2—3 выражения в квартал. Например, на первый квартал года предложить детям для ознакомления выражения и поговорки: «белая ворона», «золотые руки», «капля в море»; во втором квартале — «любишь кататься — люби и саночки возить», «чувствовать себя как рыба в воде», «водить за нос»; в третьем квартале — «висеть на волоске», «знать, как свои пять пальцев», «зарубить на носу». Эти и подобные им выражения существенно обогащают речь детей, развивают их рече-мыслительную деятельность, а при их правильном и регулярном использовании повышают статус детей в группе сверстников. К концу обучения в рамках ознакомления с художественными произведениями дети должны в вербальном плане различать произведения разных жанров: сказку и стихотворение, узнавать несколько авторских и жанровых произведений, подбирать иллюстрации к знакомым художественным произведениям. Отдельным, новым направлением работы на четвертом году обучения является эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Этот вид работы может планироваться и как отдельное занятие, и как часть организованной жизни детей в группе. Основная цель этого направления — воспитание у детей интереса к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности и развитие эстетического вкуса не только на занятиях, но и в быту, поскольку дети должны получить ориентиры для формирования основ украшения собственного жилища и быта. Основная нагрузка на воспитателя при организации этой работы приходится на устройство каждодневного визуального окружения детей в группе, однако и вне стен дошкольного образовательного учреждения осуществляется работа по развитию у детей художественной культуры в условиях художественных музеев, выставок, театров. Нужно учитывать особенности детей с нарушениями интеллекта и организовывать эту работу как минимум в три этапа. Во-первых, до выхода на выставку или в музей детей надо познакомить с отдельными предметами и картинами, изображающими те объекты, которые дети увидят на экскурсии. Во-вторых, перед выходом на экскурсию надо четко сформулировать цель посещения музея и дать детям установку, на что смотреть и какие элементы увиденного фиксировать в памяти (дав установку, что надо будет зарисовать, когда вернемся в группу). В-третьих, по завершении экскурсии надо закрепить с детьми увиденное в различных видах декоративно-прикладного или изобразительного искусства и обсудить увиденное. Отдельные задания по закреплению увиденного можно предлагать родителям наших воспитанников. Кроме того, родители должны знать, какие вопросы они могут задать детям дома и что можно изготовить с детьми во время выходных дней. В результате обучения по данному направлению работы дети должны научиться дифференцировать произведения искусства на четыре группы: картины, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектурные памятники. В группе необходимо иметь список ближайших музеев, скульптурных и архитектурных памятников, некоторый запас репродукций, которые наиболее часто используются в ходе целенаправленных занятий. Многолетний опыт работы, организованной в рамках системного подхода к воспитанию и обучению детей с нарушением интеллекта, показывает, что у них появляется не только определенный запас представлений, знаний, умений и навыков, но и внутренние мотивы, способствующие развитию познавательной активности и переходу их на другой психологический возраст и новую социальную ситуацию развития.
|