Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста (2-3 лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Деревянные игрушки: 1. Желобок -1 шт. (длина 30 см). 2. Три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками (размер: 12х9; 10х6; 6х4). 3. Три разных по величине шарика одинакового цвета (к трем коробочкам). 4. Две матрешки (трехсоставные). 5. Две пирамидки - из трех и четырех колец (у каждой пирамидки кольца одного цвета, но разного размера). 6. Цветные кубики - 8 шт. (2 желтых, 2 красных, 2 синих, 2 зеленых). 7. Тележка с кольцом -1 шт. (через кольцо продета тесьма). II. Пластмассовые игрушки: 1. Шарик-погремушка (1 шт.), диаметр 4х5 см. 2. Десять плоских палочек одного цвета (счетные палочки). Набор цветных фломастеров (6 основных цветов). III. Список иллюстративного материала: 1. Четыре парных предметных картинки (зонтик, домик, цыпленок, чашка). 2. Разные картинки: первая пара - одна из предметных картинок разрезана на две части (мяч); вторая пара - одна из картинок разрезана на три части (чайник). 3. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка. Карандаш, бумага (номера соответствуют номерам заданий). Результативность работы педагога-психолога в качестве консультанта во многом зависит от его квалификации, знаний, опыта. В образовательном учреждении педагог-психолог также должен уметь организовывать свою деятельность, демонстрировать результаты проведенных исследований, добиваться от других выполнения рекомендаций.
Организация консультативной работы в образовательном учреждении
Н.С. Сашенкова, сотрудник учебно-производственной лаборатории факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета
Практика показывает, что педагогу-психологу не всегда удается выполнять свой функционал в полном объеме и качественно. На структуру деятельности и распределение его рабочего времени негативно влияют такие факторы, как, например, отсутствие утвержденного плана работы, включенного в общий ежемесячный и годовой планы работы детского сада.
диагностика - в ущерб всем остальным равнозначно необходимым видам психологической помощи и, в частности, консультативной работе. Все эти сложности часто связаны с непониманием целей, задач и критериев оценки эффективности работы педагога-психолога самим специалистом, а также другими участниками образовательного процесса - администрацией, педагогами, воспитанниками и их родителями. Организовать консультативную работу в дошкольном учреждении помогут рекомендации, приведенные в приложении. Приложение Рекомендации по организации консультативной работы в дошкольном образовательном учреждении 1. Начиная свою деятельность в качестве педагога-психолога, целесообразно подготовить презентацию и выступить с ней перед администрацией дошкольного учреждения или на педагогическом совете. Презентация должна содержать информацию о том, чем может помочь на практике педагог-психолог данному детскому саду, какими могут быть немедленный и отсроченный эффекты от его работы. Во время выступления следует рассказать, по каким вопросам смогут получить консультации воспитанники и их родители, педагоги, администрация. 2. Планируя свою ежегодную деятельность, педагогу-психологу необходимо определить ее цели, задачи и основные направления, критерии эффективности для каждого из направлений, и в частности, консультативной работы. На основании данных критериев нужно составить годовой план работы педагога-психолога с подробным описанием каждого из направлений (наименование вида работы, сроки, с кем проводится, результаты, рекомендации). 3. Важно добиваться у администрации включения плана работы педагога-психолога в общий план работы детского сада и его утверждения. 4. Систематически выступать на педсоветах и перед администрацией с результатами диагностических исследований, проведенных в дошкольном учреждении, с практическими рекомендациями по каждому вопросу. 5. Регулярно выступать на родительских собраниях и приглашать на консультации родителей, воспитателей, воспитанников и/или других участников образовательного процесса, требующих особого внимания со стороны педагога-психолога. 6. Постоянно повышать свой профессиональный уровень как психолога-консультанта. Для данных целей в настоящее время предоставляются самые широкие возможности: обучение на краткосрочных и длительных курсах, изучение специальной литературы на русском и иностранных языках для самообразования. 7. Четко планировать и организовывать консультативную работу. 7.1 Созданию благоприятной атмосферы для проведения консультативной работы будет способствовать выделение в детском саду специально оборудованного кабинета, а в случае отсутствия такой возможности - места непосредственно в кабинете педагога-психолога. Два кресла, удобных для длительной беседы, соединенных в единое пространство с небольшим журнальным столиком, помогут создать необходимый для работы настрой. В данном помещении или отведенной зоне можно установить шкаф или полку с книгами, цветы, настольную лампу; на стену повесить картину. Пространства должно быть достаточно для удобного подхода и размещения в кресле. В комнате необходимо поддерживать порядок. Если в помещении находится рабочий стол психолога, следует освободить его от папок, книг, бумаги и прочих предметов. Уединенность и комфорт помогут любому пришедшему на консультацию почувствовать себя в безопасности, успокоиться, расслабиться и установить более доверительные отношения с педагогом-психологом, а также настроиться на результативную работу. Не следует пользоваться во время консультации наручными часами или телефоном для контроля времени, поскольку это может создать у клиента иллюзию спешки консультанта или ожидания последним важного звонка. 7.2 На время консультации на дверь кабинета можно поместить табличку с просьбой не входить. 7.3 По возможности во время консультации желательно выключить мобильный телефон. 7.4 На двери кабинета психолога, на информационном стенде для родителей и в методическом кабинете необходимо разместить утвержденный заведующим дошкольным учреждением график работы педагога-психолога. 7.5 Прежде чем назначить консультацию, педагог-психолог должен уточнить в своем ежедневнике, не занято ли время предполагаемой консультации каким-либо другим делом. Наиболее подходящим временем для консультирования родителей, педагогов, воспитанников, администрации и др. является вторая половина дня, когда в отсутствие спешки и низкой вероятности перемены планов можно спокойно побеседовать. 7.6 Если планируется несколько консультаций подряд, не стоит назначать их друг за другом. Следует разделять их хотя бы 15-минутным перерывом. Данное время необходимо для проветривания кабинета, отдыха педагога-психолога, просмотра результатов диагностики и получения комментариев от воспитателей, если предстоит разговор относительно конкретного воспитанника. Если педагог-психолог не сможет провести консультацию в назначенное время, надо отменить ее или перенести, заранее связавшись с клиентом и согласовав время, удобное для обеих сторон. 7.7 Приглашая на консультацию родителей воспитанников, необходимо четко объяснить, как они смогут найти в детском саду кабинет психолога. Следует заранее предупредить сотрудника охраны о планируемой встрече с родителями и предоставить список с фамилиями. 7.8 Приглашая родителей к себе на консультацию по телефону, педагог-психолог должен представиться и четко произнести свою фамилию, имя, отчество и должность, а также название образовательного учреждения, которое он представляет. 7.9 Для удобства ведения консультативной работы педагог-психолог должен иметь Журнал консультаций. В нем следует отражать дату и время назначенной консультации, фамилию, имя и отчество обратившегося, его контактный телефон, кратко излагать суть проблемы. В графе «Примечания» можно делать пометки о необходимости ознакомить консультируемого с результатами диагностики или пригласить кого-либо из воспитателей, администрации для получения дополнительной информации. 8. Эффективность консультативной работы педагога-психолога во многом зависит не только от его умения оптимально спланировать свое рабочее время и организовать рабочий процесс. Важно наполнить свою собственную жизнь разнообразными интересными событиями, полноценно отдыхать, общаться с родными и друзьями.
Психолого-педагогическое сопровождение инновационного воспитательно-образовательного процесса
В.А. Гуружапов, д-р психолог, наук, зав. кафедрой педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета
Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности образовательного учреждения различны. Как правило, они определяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы ДОУ. Вместе с тем можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала педагога-психолога.
Второй этап - оценка ресурсов ДОУ для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога - анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей воспитанников, психологического климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п. Третий этап - разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога-психолога - рефлексия по поводу психолого-педагогических основ, определяющих содержание эксперимента. Четвертый этап - реализация эксперимента. Помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психическое развитие детей. Пятый этап - трансляция образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационные сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции. Шестой этап - корректировка (возможно изменение) целей и задач ДОУ в соответствии с результатами экспериментальной работы. На последнем, как и на первом этапе, у педагога-психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического коллектива. В своей деятельности он опирается на чувство гражданской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования. Следует отметить, что исключение педагога-психолога из какого-либо этапа фактически выводит его как активного участника из всего эксперимента. 2. Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой (педагог-психолог - соавтор преобразований образовательной среды). Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации детского сада.
участия в происходящих событиях. 4. Обеспечение психологической безопасности экспериментальных преобразований воспитательно-образовательного процесса. Всякая экспериментальная инновационная деятельность в детском саду является зоной повышенного педагогического риска. Поэтому практически в любом и тем более экспериментальном ДОУ педагоги-психологи должны решать следующие задачи: · диагностика и коррекция психического развития детей; · психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред; · психологическое просвещение педагогов, воспитанников и их родителей. Наиболее остро это направление деятельности педагога-психолога востребовано в ДОУ, где воспитываются дети с различными проблемами в здоровье. Анализируя данные педагогического наблюдения, воспитатель совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения, но и изменении учебного содержания, подборе дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Таким образом, структурируется видение ребенка воспитателем, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам воспитательный процесс. Вместе с тем меняется и позиция педагога-психолога. Он начинает рассматривать воспитательно-образовательный процесс как сферу своих главных интересов. И уже через это интерпретировать данные наблюдений и психологической диагностики. 5. Экспертная оценка результатов экспериментальной деятельности. Мониторинг экспериментальной деятельности. В настоящее время в сфере образования вращается много различных образовательных технологий. Их внедрение в конкретное ДОУ требует сначала предварительной оценки образовательной идеи и ее технологического воплощения, а затем экспертизы результатов внедрения в воспитательно-образовательный процесс. Это новая и сложная для педагога-психолога задача. Здесь возникают две проблемы во взаимопонимании педагогического коллектива или администрации ДОУ с педагогами-психологами. Во-первых, необходимо определиться с видом общеобразовательной программы, по которой осуществляется воспитание и обучение детей. Дело в том, что вне соотнесения с конкретной программой нельзя дать психологическую оценку приемлемости внедрения той или иной образовательной технологии, а также результатов ее использования. Определение вида программы должно быть предметом специальной совместной работы воспитателя и педагога-психолога именно внутри воспитательно-образовательного процесса. Во-вторых, в психологической оценке успешности экспериментального воспитательного процесса большое значение имеет учет социального и культурного развития детей. Он может способствовать или мешать успеху экспериментального обучения. Педагоги часто склонны недооценивать этот фактор в случае успеха эксперимента и переоценивать его в противном случае. На этой почве возможны серьезные конфликты. Надо помнить, что объективный анализ роли данного фактора - важный момент всей научно-методической части эксперимента
Проведение коррекционных занятий - специальная пропедевтическая работа, способствующая усвоению детьми базисных знаний и умений, а также адаптации воспитанников к условиям детского сада. Она основана на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной деятельности.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.009 с.) |