Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста (2-3 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста (2-3 лет)



I. Деревянные игрушки:

1. Желобок -1 шт. (длина 30 см).

2. Три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками (размер: 12х9; 10х6; 6х4).

3. Три разных по величине шарика одинакового цвета (к трем коробочкам).

4. Две матрешки (трехсоставные).

5. Две пирамидки - из трех и четырех колец (у каждой пирамидки кольца одного цве­та, но разного размера).

6. Цветные кубики - 8 шт. (2 желтых, 2 красных, 2 синих, 2 зеленых).

7. Тележка с кольцом -1 шт. (через кольцо продета тесьма).

II. Пластмассовые игрушки:

1. Шарик-погремушка (1 шт.), диаметр 4х5 см.

2. Десять плоских палочек одного цвета (счетные палочки). Набор цветных фломастеров (6 основных цветов).

III. Список иллюстративного материала:

1. Четыре парных предметных картинки (зонтик, домик, цыпленок, чашка).

2. Разные картинки: первая пара - одна из предметных картинок разрезана на две ча­сти (мяч); вторая пара - одна из картинок разрезана на три части (чайник).

3. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка. Карандаш, бумага (номера соответствуют номерам заданий).

Результативность работы педагога-психолога в качестве консультанта во многом зависит от его квалификации, знаний, опыта. В образовательном учреждении педагог-психолог также должен уметь организовывать свою деятельность, демонстрировать результаты проведенных исследований, добиваться от других выполнения рекомендаций.

 

Организация консультативной работы в образовательном учреждении

 

Н.С. Сашенкова, сотрудник учебно-производственной лаборатории факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета

 

Практика показывает, что педагогу-психологу не всегда удается выполнять свой функционал в полном объеме и качественно. На структуру деятельности и распределение его рабочего времени негативно влияют такие факторы, как, например, отсутствие утвержденного плана работы, включенного в общий ежемесячный и годовой планы работы детского сада.

  КРИТЕРИЯМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА МОГУТ БЫТЬ: КОЛИЧЕСТВО ОБРАЩЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА; СТРУКТУРА ЗАПРОСОВ; УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЗАПРОСОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА САМОРЕФЛЕКСИЮ И САМОРАЗВИТИЕ И ДР.   Плохо структурированная информация, нечеткие задания, выполнение поручений, не связанных с должностными обязанностями, а также использование педагога-психолога как наиболее свободной штатной единицы для замены занятий, сопровождения воспитанников на экскурсиях и т. д., приводит к бессистемному, фрагментарному характеру его труда. В таких обстоятельствах основным видом деятельности психолога становится

диагностика - в ущерб всем остальным равнозначно необходимым видам психологической помощи и, в частности, консультативной работе.

Все эти сложности часто связаны с непониманием целей, задач и критериев оценки эффективности работы педагога-психолога самим специалистом, а также другими участниками образовательного процесса - администрацией, педагогами, воспитанниками и их родителями.

Организовать консультативную работу в дошкольном учреждении помогут рекомендации, приведенные в приложении.

Приложение

Рекомендации по организации консультативной работы в дошкольном образовательном учреждении

1. Начиная свою деятельность в качестве педагога-психолога, целесообразно подготовить презентацию и выступить с ней перед администрацией дошкольного учреждения или на педагогическом совете. Презентация должна содержать информацию о том, чем может помочь на практике педагог-психолог данному детскому саду, какими могут быть немедленный и отсроченный эффекты от его работы. Во время выступления следует рассказать, по каким вопросам смогут получить консультации воспитанники и их родители, педагоги, администрация.

2. Планируя свою ежегодную деятельность, педагогу-психологу необходимо определить ее цели, задачи и основные направления, критерии эффективности для каждого из направлений, и в частности, консультативной работы. На основании данных критериев нужно составить годовой план работы педагога-психолога с подробным описанием каждого из направлений (наименование вида работы, сроки, с кем проводится, результаты, рекомендации).

3. Важно добиваться у администрации включения плана работы педагога-психолога в общий план работы детского сада и его утверждения.

4. Систематически выступать на педсоветах и перед администрацией с результатами диагностических исследований, проведенных в дошкольном учреждении, с практическими рекомендациями по каждому вопросу.

5. Регулярно выступать на родительских собраниях и приглашать на консультации родителей, воспитателей, воспитанников и/или других участников образовательного процесса, требующих особого внимания со стороны педагога-психолога.

6. Постоянно повышать свой профессиональный уровень как психолога-консультанта. Для данных целей в настоящее время предоставляются самые широкие возможности: обучение на краткосрочных и длительных курсах, изучение специальной литературы на русском и иностранных языках для самообразования.

7. Четко планировать и организовывать консультативную работу.

7.1 Созданию благоприятной атмосферы для проведения консультативной работы будет способствовать выделение в детском саду специально оборудованного кабинета, а в случае отсутствия такой возможности - места непосредственно в кабинете педагога-психолога. Два кресла, удобных для длительной беседы, соединенных в единое пространство с небольшим журнальным столиком, помогут создать необходимый для работы настрой. В данном помещении или отведенной зоне можно установить шкаф или полку с книгами, цветы, настольную лампу; на стену повесить картину. Пространства должно быть достаточно для удобного подхода и размещения в кресле. В комнате необходимо поддерживать порядок. Если в помещении находится рабочий стол психолога, следует освободить его от папок, книг, бумаги и прочих предметов. Уединенность и комфорт помогут любому пришедшему на консультацию почувствовать себя в безопасности, успокоиться, расслабиться и установить более доверительные отношения с педагогом-психологом, а также настроиться на результативную работу. Не следует пользоваться во время консультации наручными часами или телефоном для контроля времени, поскольку это может создать у клиента иллюзию спешки консультанта или ожидания последним важного звонка.

7.2 На время консультации на дверь кабинета можно поместить табличку с просьбой не входить.

7.3 По возможности во время консультации желательно выключить мобильный телефон.

7.4 На двери кабинета психолога, на информационном стенде для родителей и в методическом кабинете необходимо разместить утвержденный заведующим дошкольным учреждением график работы педагога-психолога.

7.5 Прежде чем назначить консультацию, педагог-психолог должен уточнить в своем ежедневнике, не занято ли время предполагаемой консультации каким-либо другим делом. Наиболее подходящим временем для консультирования родителей, педагогов, воспитанников, администрации и др. является вторая половина дня, когда в отсутствие спешки и низкой вероятности перемены планов можно спокойно побеседовать.

7.6 Если планируется несколько консультаций подряд, не стоит назначать их друг за другом. Следует разделять их хотя бы 15-минутным перерывом. Данное время необходимо для проветривания кабинета, отдыха педагога-психолога, просмотра результатов диагностики и получения комментариев от воспитателей, если предстоит разговор относительно конкретного воспитанника. Если педагог-психолог не сможет провести консультацию в назначенное время, надо отменить ее или перенести, заранее связавшись с клиентом и согласовав время, удобное для обеих сторон.

7.7 Приглашая на консультацию родителей воспитанников, необходимо четко объяснить, как они смогут найти в детском саду кабинет психолога. Следует заранее предупредить сотрудника охраны о планируемой встрече с родителями и предоставить список с фамилиями.

7.8 Приглашая родителей к себе на консультацию по телефону, педагог-психолог должен представиться и четко произнести свою фамилию, имя, отчество и должность, а также название образовательного учреждения, которое он представляет.

7.9 Для удобства ведения консультативной работы педагог-психолог должен иметь Журнал консультаций. В нем следует отражать дату и время назначенной консультации, фамилию, имя и отчество обратившегося, его контактный телефон, кратко излагать суть проблемы. В графе «Примечания» можно делать пометки о необходимости ознакомить консультируемого с результатами диагностики или пригласить кого-либо из воспитателей, администрации для получения дополнительной информации.

8. Эффективность консультативной работы педагога-психолога во многом зависит не только от его умения оптимально спланировать свое рабочее время и организовать рабочий процесс. Важно наполнить свою собственную жизнь разнообразными интересными событиями, полноценно отдыхать, общаться с родными и друзьями.

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение инновационного воспитательно-образовательного процесса

 

В.А. Гуружапов, д-р психолог, наук, зав. кафедрой педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета

 

Формы психолого-педагогического сопровождения и поддерж­ки инновационной деятельности образовательного учреждения различны. Как правило, они определяют­ся спецификой отдельных этапов экспе­риментальной работы ДОУ. Вместе с тем можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала педагога-психолога.

    РАЗРАБОТКА ИЛИ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТ­КЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА - ЗАДАЧА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.   1. Участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности ДОУ. Первый этап - выдвижение и обсуждение инновационной идеи (в случае, если коллектив не принимает уже готовую идею). На этом этапе у педагога-психолога обычно нет специфических задач.

Второй этап - оценка ресурсов ДОУ для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога - анализ идеи с точки зрения психологи­ческих и возрастных возможностей воспитанников, психологическо­го климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п.

Третий этап - разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога-психолога - рефлексия по поводу психолого-педагогических основ, определяющих содержа­ние эксперимента.

Четвертый этап - реализация эксперимента. Помимо решения соб­ственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает под­держку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точ­ки зрения влияния инноваций на психическое развитие детей.

Пятый этап - трансляция образцов, разработанных в ходе экспе­римента, в инновационные сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции.

Шестой этап - корректировка (возможно изменение) целей и за­дач ДОУ в соответствии с результатами экспериментальной рабо­ты. На последнем, как и на первом этапе, у педагога-психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического кол­лектива. В своей деятельности он опирается на чувство граждан­ской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования.

Следует отметить, что исключение педагога-психолога из какого-либо этапа фактически выводит его как активного участника из всего эксперимента.

2. Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой (педагог-психолог - со­автор преобразований образовательной среды).

Вырабатывая общие целевые установки, единую программу рабо­ты, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совмест­ной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуаль­ных возможностей, предпочтений и интере­сов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации детского сада.

  ВЫРАБАТЫВАЯ ЕДИНУЮ ПРОГРАММУ РАБОТЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ СТАНО­ВЯТСЯ ПАРТНЕРАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3. Выдвижение и реализация авторских инновационных проектов в ДОУ. Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и оценивать ре­зультаты своего

участия в происходящих событиях.

4. Обеспечение психологической безопасности эксперименталь­ных преобразований воспитательно-образовательного процесса.

Всякая экспериментальная инновационная деятельность в дет­ском саду является зоной повышенного педагогического риска. Поэтому практически в любом и тем более экспериментальном ДОУ педагоги-психологи должны решать следующие задачи:

· диагностика и коррекция психического развития детей;

· психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред;

· психологическое просвещение педагогов, воспитанников и их родителей.

Наиболее остро это направление деятельности педагога-психолога востребовано в ДОУ, где воспитываются дети с различ­ными проблемами в здоровье. Анализируя данные педагогическо­го наблюдения, воспитатель совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в вы­работке индивидуального подхода к ребенку в процессе воспита­ния и обучения, но и изменении учебного содержания, подборе ди­дактического материала с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Таким образом, структуриру­ется видение ребенка воспитателем, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам воспитательный процесс. Вместе с тем ме­няется и позиция педагога-психолога. Он начинает рассматривать воспитательно-образовательный процесс как сферу своих главных интересов. И уже через это интерпретировать данные наблюдений и психологической диагностики.

5. Экспертная оценка результатов экспериментальной деятель­ности. Мониторинг экспериментальной деятельности.

В настоящее время в сфере образования вращается много раз­личных образовательных технологий. Их внедрение в конкретное ДОУ требует сначала предварительной оценки образовательной идеи и ее технологического воплощения, а затем экспертизы ре­зультатов внедрения в воспитательно-образовательный процесс. Это новая и сложная для педагога-психолога задача.

Здесь возникают две проблемы во взаимопонимании педа­гогического коллектива или администрации ДОУ с педагогами-психологами. Во-первых, необходимо определиться с видом общеоб­разовательной программы, по которой осуществляется воспитание и обучение детей. Дело в том, что вне соотнесения с конкретной про­граммой нельзя дать психологическую оценку приемлемости вне­дрения той или иной образовательной технологии, а также резуль­татов ее использования. Определение вида программы должно быть предметом специальной совместной работы воспитателя и педагога-психолога именно внутри воспитательно-образовательного процес­са. Во-вторых, в психологической оценке успешности эксперимен­тального воспитательного процесса большое значение имеет учет социального и культурного развития детей. Он может способство­вать или мешать успеху экспериментального обучения. Педагоги ча­сто склонны недооценивать этот фактор в случае успеха эксперимен­та и переоценивать его в противном слу­чае. На этой почве возможны серьезные конфликты. Надо помнить, что объектив­ный анализ роли данного фактора - важ­ный момент всей научно-методической ча­сти эксперимента

3 перспективных направления в функционале педагога-психолога 1. Консультирование воспитателей по вопро­сам совершенствования воспитательно-образовательного процесса. В первую очередь это вызвано необходимостью обеспечивать инди­видуальные образовательные маршруты детей. В частности, педагог-психолог вместе с воспита­телем должен создавать условия для психологи­чески комфортного существования детей в раз­личных образовательных областях, определять психологически обоснованные «коридоры» пе­рехода воспитанников из одной образователь­ной страты в другую, обеспечивать необходимый уровень компетентности воспитанников в рамках конкретного уклада ДОУ. В совокупности это и со­ставляет психологическое сопровождение инди­видуального образовательного маршрута. 2. Диагностика состояния воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Задача состоит в том, чтобы дать оценку текущего состоя­ния воспитательно-образовательного процесса. Это новая для психологической диагностики задача. 3. Профессиональная коммуникация. Или психологи­ческое просвещение. Необходимость введения но­вого термина связана с задачей преодоления ши­роко распространенных в последнее время лож­ных и надуманных психологических знаний. То есть стоит задача преодоления поверхностного психологического просвещения, последствий распро­странения информации, наукой не подтвержден­ной. В качестве примера можно привести слухи о «детях индиго». А также другие мифы относитель­но психологических закономерностей обучения и развития современных детей, которые широко бы­туют как среди воспитателей, так и родителей. 6. Популяризация достижений экспе­риментальной деятельности педагогического коллектива. Важно довести до широкой образо­вательной общественности все ценное, что сделано в ДОУ, принимать участие в дискуссиях по развитию современно­го дошкольного образования. В настоя­щее время есть много изданий, заинте­ресованных в соответствующих публи­кациях. 7. Участие в развитии психологической службы ДОУ. Обновление функционала деятельности педагога-психолога в детском саду. Участие педагогов-психологов в ин­новационной работе объективно приво­дит к развитию психологической службы в ДОУ. Как результат - педагоги-психологи постоянно сталкиваются с необходимо­стью создания или совершенствования модели своей деятельности. Практика развивающего обучения по­казывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с педагогом по анализу условий и резуль­татов развития воспитанника в реальном воспитательно-образовательном процес­се. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологиче­скую подготовку воспитателей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимо­действие педагога-психолога с воспитателем в деле организации воспитательно-образовательного процесса.

Проведение коррекционных занятий - специальная пропедевтическая рабо­та, способствующая усвоению детьми базисных знаний и умений, а также адаптации воспитанников к условиям детского сада. Она основана на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.235 (0.022 с.)