Диагностика уровня развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня развития ребенка



Психолого-педагогическая коррекция ребенка на протяжении все­го ее срока должна быть систематической, комплексной, индиви­дуализированной. Для того чтобы правильно выстроить систе­му коррекционно-развивающего воздействия, необходимо учи­тывать особенности развития тех или иных функций в онтогене­зе. Так, например, существуют сенситивные периоды для развития речи, логических операций, концентрации внимания и других выс­ших психических функций. Воспитанники одной группы находят­ся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслитель­ной деятельности, у них в разной сте­пени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому коррекционная ра­бота требует постоянной фиксации происходящих изменений в пси­хике ребенка, его познавательных способностях.

Недостаточно проводить диагностику ребенка только на на­чальном этапе, при планировании коррекционно-развивающей деятельности, так же как недостаточно исследовать только те пси­хические функции, с которыми у ребенка имеются видимые труд­ности. Диагностическое обследова­ние должно быть комплексным; включать исследование содержательных и динамических характеристик различных видов мышления, памяти, внимания, ощущений, восприятия, а также мелкой и крупной мо­торики, речи, особенностей межполушарной латерализации, ком­муникативной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер. Используемые методы диагностики должны быть по возможности краткими, разнообразными, удобными для быстро­го выявления сенсорного недоразвития ребенка, так же как и ис­пользуемые дидактические пособия (строительные конструкторы, логический куб, игрушки и пр.).

Не всегда правильно начинать индивидуальную коррекционную работу с очного обследования ребенка, поскольку первичный контакт, осуществляемый в такой форме, может повысить тревож­ность, страх перед оцениванием и в итоге исказить результаты диагностики. Корректнее получать первичную информацию о ре­бенке, особенно о его личностных характеристиках (уровне само­оценки, тревожности, притязаний, агрессивности, мнительности и т. д.), у воспитателя или родителей.

Начинать индивидуальное обследование лучше всего с беседы. В отдельных случаях, например, если ребенок имеет особенности личности аутистического спектра, следует заранее изучить сферу его интересов и организовать первичный контакт с учетом увле­чений ребенка.

В целом, любое коррекционное занятие включает в себя диа­гностический блок, с помощью которого можно зафиксировать актуальный уровень развития определенных психических функ­ций ребенка, выявить зону его ближайшего развития, а кроме того, сформировать механизмы, компенсирующие дефицитарные функ­ции либо развить уже имеющиеся, недостаточно сформированные функции.

 

Форма проведения занятий

Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Темп прохождения каждого этапа развития функций может быть разным, исходя из темпоральных особенностей личности ребенка, а также его сенсорного опыта.

Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную осно­ву (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом), сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а так­же предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделиро­вание и т. д.).

Игра способствует созданию у де­тей эмоционального настроя; повышает мотивацию к выполняе­мой деятельности; обеспечивает возможность изучать (или повто­рять) материал более вариативно.

В начале обучения по индивидуальной коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными ал­горитмами действий и правилами, что позволит ему сформировать навык действия по инструкциям. Если у ребенка уже сформирован такой навык, то целесообразно предлагать игры на развитие функ­ции переноса по аналогии или на развитие навыка самостоятель­ного поиска информации по заданным свойствам предметов (или теме в целом).

Для развития и коррекции личностной сферы можно приме­нять игры-путешествия, где каждый сюжетный этап формирует определенную личностную характеристику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.)