Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовые права педагога-психолога↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дополнительная оплачиваемая работа В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников. Вместе с тем это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ), в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении не является совместительством (подп. «е» п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя. Однако если работа в должности педагога-психолога выполняется помимо основной работы (например, старшим воспитателем ДОУ), то такая работа является совместительством, может выполняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора.
Продолжительность отпуска. Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогов-психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724). Отпуск педагогов-психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается: · в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста; · специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; · ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии; · оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; · ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении; · специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; · ОУдля детей дошкольного и младшего школьного возраста; · ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; · межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских; · учреждениях начального и среднего профессионального образования; · учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; · психологических службах системы образования; · учреждениях здравоохранения и социального обслуживания. В ДОУ (в т. ч. дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или другие ограниченные возможности здоровья), в учреждениях дополнительного образования детей, в учебных, учебно-методических, методических кабинетах (центрах), отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.
Досрочная трудовая пенсия В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определенными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 («О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»). Несмотря на то что должность «педагог-психолог» включена в Список, утвержденный указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утвержденных этим же постановлением. Установлено, что работа в должности «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка). Время работы в других учреждениях для детей, например, в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и некоторых других, не поименованных в п. 11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды работы в должности «педагог-психолог» не включается. Такое ограничение можно рассматривать как нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионных правах, что может быть оспорено в суде.
Сведения о состоянии здоровья воспитанников детского сада, а также их персональные данные запрещено разглашать и несанкционированно, предавать другим лицам. За нарушение данного требования законодательства педагог-психолог может быть привлечен к юридической ответственности.
А.И. Вавилов, ст. науч. сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования - Высшей школы экономики Требования к работав конфиденциальной информацией Правила работы с информацией конфиденциального характера определяются федеральными законами и детализируются в локальных нормативных актах работодателя. Дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) должны иметь такие локальные акты, а принятые на работу педагоги-психологи - быть ознакомлены с ними под роспись.
предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами» (п. 8 ст. 9 Закона № 149-ФЗ). Правила сбора, хранения и уничтожения персональных данных устанавливает Закон № 152-ФЗ и обозначает эти действия термином «обработка персональных данных». Значимым для работы педагога-психолога являются требования Закона № 152-ФЗ об обезличивании персональных данных, под которым понимаются «действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных». Условие об обезличивании является обязательным при использования персональных данных для статистических и научных целей без согласия их обладателей (п. 2. ст. 6 Закона № 152-ФЗ), поскольку при обезличивании данные утрачивают свою конфиденциальность (ст. 7Закона № 152-ФЗ), а их обработка более не требует получения согласия от обладателей. Также не менее значимы правила о соответствии объема и характера персональных данных целям их обработки и полномочиям оператора, о недопустимости обработки персональных данных, «избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе». Персональные данные должны храниться не «дольше, чем этого требуют цели их обработки», и подлежат уничтожению по достижении этих целей или в случае утраты необходимости в их достижении (ст. 5 и 6 Закона № 152-ФЗ). Закон № 152-ФЗ устанавливает общее правило - получение согласия на обработку персональных данных от их обладателей (субъектов), а в случае если обладателями таких данных являются недееспособные лица (например, несовершеннолетние воспитанники ДОУ) - получение согласия в письменной форме от их законных представителей (родителей, опекунов и других лиц, их заменяющих). Однако если обработка персональных данных осуществляется с целью исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных, то согласия не требуется. Таким договором может признаваться образовательный договор, т. е. договорные отношения с родителями, возникающие в связи с приемом воспитанника в ДОУ. В особую категорию выделяются данные, касающиеся «расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни» (ст. 10 Закона № 152-ФЗ). Обработка таких данных допускается в случае, если от их обладателя (его законного представителя) получено разрешение по установленной форме (п. 4 ст. 9Закона № 152-ФЗ). Согласия не требуется, если персональные данные «относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно». Под иными жизненно важными интересами может пониматься и право на образование.
представителя) при оказании помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей, а также при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий, в т. ч. со стороны родителей (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Дисциплинарная ответственность В отличие от административной и уголовной ответственности, установленной за нарушения норм федеральных законов, к дисциплинарной ответственности педагог-психолог может быть привлечен руководителем ДОУ за нарушение правил работы с информацией, предусмотренных также локальными нормативными актами учреждения. Дисциплинарная ответственность регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Дисциплинарное взыскание должно быть объявлено приказом руководителя ДОУ или распоряжением его заместителя, если заместитель наделен правом привлечения подчиненных ему работников к дисциплинарной ответственности. Приказ о взыскании должен быть доведен до сведения педагога-психолога под роспись в течение 3 рабочих дней со дня подписания, т. е. издания приказа. До издания приказа руководитель ДОУ обязан запросить у педагога-психолога объяснение в письменной форме. В случае непредоставления письменного объяснения по истечении двух рабочих дней руководитель составляет акт об этом и вправе считать причины нарушения неуважительными. В случае же указания педагогом-психологом в объяснении уважительных причин нарушения, руководитель обязан провести проверку и (или) дать оценку указанным причинам.
Другие работники (кроме непосредственного руководителя), ставшие очевидцами нарушения, не обязаны сообщать руководителю ДОУ о нарушении, поэтому их свидетельство не признается днем обнаружения. Законов запрещено применять дисциплинарное взыскание по истечении 6 мес. со дня совершения нарушения.
Расположение кабинета Для кабинета педагога-психолога следует отвести помещение площадью не менее 25-30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован. Нельзя размещать его в проходном или смежном помещении (например, объединять с методическим кабинетом, физкультурным или музыкальным залом и пр.). По возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и административного кабинетов. Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете можно установить двойную дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины. В кабинете необходимо поддерживать оптимальный температурный режим (от 20. до 22 °С). Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а также для кондиционирования воздуха.
Примерный перечень мебели для оборудования кабинета педагога-психолога
Оптимальный вариант - объединить при оборудовании кабинета педагога-психолога два помещения (например, небольшое помещение и стандартный класс или групповую). Такая модель кабинета особенно функциональна, если в образовательном учреждении работает не один психолог, а несколько специалистов. В этом случае они могут вести прием одновременно не мешая друг другу. Зональное разделение при этом может быть следующим: · в малом кабинете - рабочая (личная) зона педагога-психолога; зона консультирования; зона индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы; · в большом кабинете - зона групповой диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы; зона группового (например, семейного) консультирования. Здесь же проводят тренинговые или факультативные занятия.
Светоцветовое оформление кабинета При организации кабинета педагога-психолога необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому оформлению. В кабинете рекомендуется использовать комбинированное освещение. До и после проведения восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий необходимо применять обычное верхнее освещение; во время специальных занятий - включать боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше направлять на потолок, чтобы обеспечить мягкий рассеянный свет. Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать его на диалог и доверительное общение. Следует знать, что на психическое состояние человека оказывает влияние цвет. Поэтому при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии. Все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (далее - ЦНС) человека оказывают зеленый и голубой цвета. Светлые тона положительно влияют на психофизиологическое состояние, вызывают хорошее настроение. Темные тона и насыщенные оттенки цвета, напротив, угнетают, способствуют развитию подавленного состояния. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС. Мебель синего цвета кажется холодной. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле не так тепло сидеть, как на стуле красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, кажется теплее, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в них одинакова.
В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Это утомляет и неблагоприятно воздействует на психологическое состояние человека. Белый цвет хорошо воспринимается только в тех случаях, когда выступает фоном для других цветов. При оформлении кабинета необходимо также обратить внимание на цвет входной двери. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает у посетителей определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает войти в кабинет или, наоборот, не располагает к этому. Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет, вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать. Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, а девочкам, главным образом, нравится розовый цвет. В возрасте 9-11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и, наконец, зеленому цвету. После 12 лет любимый цвет большинства - синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным и для взрослых людей. Такая смена пристрастий совпадает с процессами общего развития человека, с постепенно возникающей склонностью к более глубоким цветам. Исследования также показали наличие связи между предпочитаемым цветом и психологическими характеристиками человека. В зависимости от расположения цвета в комнате он может по-разному воздействовать на человека. Поэтому при оформлении функциональных зон кабинета педагога-психолога необходимо учитывать следующие рекомендации. Зоны ожидания приема и консультативной работы желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты. Зону игровой терапии рекомендуется оформлять с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Предпочтительными являются голубые и зеленые цвета. Фитодизайн кабинета В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки могут играть роль функциональных перегородок, разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять зону первичного приема от игровой зоны). В кабинете рекомендуется размещать живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, которые оказывают благоприятное психологическое влияние на посетителей. Органичным дополнением к фитодизайну является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц.
Этический кодекс Общие положения Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее - психолог). Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством. Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования. Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Принцип конфиденциальности 1.1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. 1.2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характе ре информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. 1.3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным [В случаях если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие] 1.4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. 1.5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом. 1.6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста). 1.7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
Принцип компетентности 2.1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности. 2.2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности 3.1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. 3.2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. 3.3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством. 3.4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. 3.5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности. 3.6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. 3.7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т. п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
Скринингсвое обследование Цель проведения скринингового обследования - выявление детей группы риска (например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определенной категории. В процессе обследования используются высокостандартизованные методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников. Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной (обычно индивидуальной) психологической диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, - достаточное основание для заключения о соответствии развития ребенка возрастной норме.
Определение подходящего ребенку типа образовательного учреждения В ряде случаев целью психологического обследования является определение типа учреждения (детского сада, школы), наиболее соответствующего психологическим особенностям ребенка. Важнейшим направлением обследования при этом становится выявление уровня обучаемости ребенка, определение специфических трудностей в обучении (дисграфии, дислексии, дискалькулии и т. п.). Опираясь на полученные данные о нарушенных и сохранных психических функциях ребенка, педагог-психолог помогает выбрать тип детского сада или школы, где возможна максимальная компенсация дефекта. В психологическом заключении указывают также выявленные противопоказания.
Предварительная беседа с родителями ребенка Обычно индивидуальному психологическому обследованию ребенка предшествует беседа с его родителями или воспитателем. Ее можно проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. В любом случае беседа не должна проходить при ребенке. Назначая встречу, следует попросить взрослых принести побольше рисунков, которые сделаны ребенком по собственному желанию. Если беседа проводится непосредственно перед обследованием, то ребенку можно дать осмотреться в экспериментальной комнате, поиграть, порисовать, почитать. Особо активного ребенка иногда рискованно оставлять одного: он может что-нибудь сломать или повредить. На этот случай желательно наличие ассистента, который займет ребенка, пока педагог-психолог беседует с его мамой или воспитателем. Если присутствуют оба родителя, то можно одного из них пригласить для беседы в отдельную комнату, а второго попросить последить за ребенком. Уже во время предварительной беседы начинают вести записи, которые будут продолжаться в течение всего обследования. В начале следует указать фамилию и имя ребенка, дату его рождения, дату обращения, состав семьи, отметить имеющиеся проблемы. В дальнейшем каждый следующий лист, относящийся к данному обследованию, желательно подписывать, указывая фамилию и имя ребенка и дату проведения обследования (поскольку в будущем возможны повторные обращения с тем же ребенком).
Не стоит сразу задавать много формальных вопросов. Лучше сначала просто выслушать клиента. Полезно записывать детали, выясняющиеся по ходу рассказа. Иногда имеет смысл дословно приводить использованные родителем или воспитателем слова и выражения: «Во время занятий витает в облаках...», «Всегда добьется своего...», «Сколько ни делаешь замечаний, ничего не помогает...» - подобные высказывания содержат очень полезную информацию, которая потеряется, если перевести их на более строгий язык. Трудности, возникающие в общении с педагогами и родителями, как правило, противоположны. Педагоги обычно слишком кратко выражают свои замечания («Не хочет заниматься» - и все). Родители, напротив, часто бывают чересчур многословны. В первом случае надо попросить рассказать подробнее, задавая наводящие вопросы (какой именно материал наиболее сложен для ребенка; что дается ему лучше и т. п.). Во втором случае можно мягко указать на то, что пока вас интересует лишь общая картина, а более подробный разговор предстоит позже - когда вы уже составите собственное представление о ребенке. Вместе с тем сообщаемая информация, даже при ее обилии, часто бывает очень неконкретной. Тогда полезно попросить рассказывающего привести примеры. Допустим, если мама говорит, что ребенок постоянно устраивает скандалы по ничтожному поводу, то полезно спросить ее, по какому поводу был устроен последний скандал из тех, которые она запомнила.
Сбор анамнестических данных лучше отложить на конец беседы. Некоторые важные данные клиент, скорее всего, изложит сам в ходе свободного рассказа о проблемах, с которыми он обратился к психологу. Для дополнения анамнеза придется после окончания рассказа задать дополнительные вопросы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.013 с.) |