Зонирование рабочего пространства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зонирование рабочего пространства



Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исхо­дя из этого, целесообразно разделить его на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:

· первичного приема и беседы с клиентом;

· консультативной работы;

· диагностической работы;

· коррекционно-развивающей работы;

· игровой терапии;

· релаксации и снятия эмоционального напряжения;

· рабочую (личную) зону педагога-психолога;

· ожидания приема.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснаща­ется рабочим столом, компьютером и т. д. Рядом со столом педагога-психолога можно поставить шкаф и разместить в нем необходимыедиагностические,методическиематериалы,инструмен-тарий для проведения психологического обследования, литературу и т. д., а также картотеку с данными о клиентах (детях, педагогах, роди­телях).

При оборудовании кабинета педагога-психолога рекомендуется: · окрашивать потолок в голубой цвет (можно ис­пользовать подвесной светящийся потолок), · а стены - в светло-желтые, светло-зеленые (в юж­ных регионах - светло-голубые) тона; · обивать стены драпировочной тканью, что спо­собствует дополнительной звукоизоляции; · использовать в оформлении кабинета эле­менты ландшафтотерапии (фотообои, слай­ды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных рас­тений, аквариум и т. д.); · закрывать полы мягким ковровым покрытием темно-зеленого цвета или других природных цветов; · устанавливать двойные двери или двери с там­буром; · завешивать окна шторами из плотной светоне­проницаемой ткани в тон стен, что зрительно увеличивает комнату (для просмотра видеозапи­сей, слайдов и т. д.); · приобретать в кабинет мягкие или полумягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации - с подголовниками или вы­сокими спинками.   Центральный научно-исследовательский институт «Электроника» Зона консультативной работы предполагает создание довери­тельной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на при­ем к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его пробле­мы. Оформлять ее рекомендуется так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Спо­собствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы инте­рьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных расте­ний, панно из природных материа­лов и т. п. Зона диагностической работы предназначена для проведения об­следований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно быть лишних предметов, ярких де­талей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и

мешать им сосредоточиться на предлагаемых за­даниях. Диагностические материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, должны быть систематизиро­ваны (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользо­ваться.

Зона коррекционно-развивающей работы оснащается индивиду­альными столами-партами, доской, мольбертами, фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообраз­ный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, кон­структор, развивающие пособия и т. д.).

Зона игровой терапии в кабинете детского психолога приобрета­ет особое значение и поэтому должна быть по-особому оснащена. В нее следует приобрести мягкое покрытие для пола, передвижную мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюже­те, игрушки, поделочные материа­лы, карандаши, альбомы и т. д.

  В помещениях для психологической работы не рекомендуется использовать: · блестящие поверхности; · лампы накаливания; · яркую и мелькающую цветовую подсветку; · все элементы ландшафто- и фитодизайна одновременно.   Уместно яркое оформление ин­терьера и насыщение его детски­ми поделками, рисунками на стенах и т. п. Обстановка должна помогать детям адаптироваться к условиям работы в кабинете.

Зона релаксации и снятия эмо­ционального напряжения предпо­лагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мяг­кое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки - все должно способствовать успокоению, сня­тию накопившейся усталости и раздражения.

Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на вре­мя отключиться от окружающей действительности. Дети могут сде­лать это, забравшись в небольшой матерчатый вигвам или домик-теремок.

Рабочая (личная) зона необходима педагогу-психологу для под­готовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, мето­дической литературы, пособий и пр.

Зона ожидания приема выполняет функцию своеобразной при­емной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно разместить в ней информационные стенды, библиотечку со специальной психолого-педагогической литературой для родителей, подбор­ку популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. В ходе работы педагога-психолога с ребенком родители могут выполнять здесь предна­значенные для них задания (например, заполнять анкеты, опро­сники и т. д.).

Сложная зональная организация рабочего пространства каби­нета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектами типовых зданий российских школ и детских садов. Поэ­тому кабинет можно оборудовать на базе как стандартного (напри­мер, класса или групповой), так и подсобного помещения.

В небольшом кабинете не получится разместить все предложен­ные зоны. Тем не менее и его можно сделать очень функциональным. Например, оборудовать зоны диагностической и коррекционно-развивающей работы, консультативную и рабочую (личную) зоны педагога-психолога. В таком случае особенно важно правильно подо­брать для кабинета мебель: она должна быть компактной, удобной и многофункциональной, желательно светлых тонов.

В таком кабинете педагог-психолог может осуществлять лишь индивидуальную работу и работу с малыми подгруппами. Для ре­ализации деятельности в полном объеме ему необходимо догово­риться с администрацией своего учреждения о возможности ис­пользования других помещений.

Примерный перечень мебели для оборудования кабинета педагога-психолога

Наименование мебели Количество, шт. Примечание
Рабочий стол педагога-психолога Компьютерный стол Стул   Для рабочей (личной) зоны педагога-психолога и зоны первичного приема
Кресло Маленький круглый столик   Для зоны консультативной работы или релаксации. Столик можно заменить тумбочкой
Шкаф   Для хранения документации, методических материалов, пособий
Стол-парта Стул   Для деятельности индивидуально или малой подгруппой в диагностической зоне и зоне коррекционно-развивающей работы
Ковер   Если позволяет пространство. Для организации игровой зоны для одного-двух детей или использования в коррекционно-развивающей работе
Дополнительные средства дизайна (панно, живые цветы и пр.) По необходимости

 

Оптимальный вариант - объединить при оборудовании кабинета педагога-психолога два помещения (например, небольшое помещение и стандартный класс или групповую). Такая модель кабинета особен­но функциональна, если в образовательном учреждении работает не один психолог, а несколько специалистов. В этом случае они могут ве­сти прием одновременно не мешая друг другу. Зональное разделение при этом может быть следующим:

· в малом кабинете - рабочая (личная) зона педагога-психолога; зона консультирова­ния; зона индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей и релак­сационной работы;

· в большом кабинете - зона групповой диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы; зона группового (например, семейного) консультирования. Здесь же проводят тренинговые или факультативные занятия.

 

Светоцветовое оформление кабинета

При организации кабинета педагога-психолога необходимо уде­лить серьезное внимание его светоцветовому оформлению.

В кабинете рекомендуется использовать комбинированное осве­щение. До и после проведения восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий необходимо применять обычное верхнее освещение; во время специальных занятий - включать боковые на­стенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше на­правлять на потолок, чтобы обеспечить мягкий рассеянный свет.

Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать его на диалог и до­верительное общение. Следует знать, что на психическое состояние человека оказывает влияние цвет. Поэтому при оформлении кабине­та важно учитывать требования цветопсихологии.

Все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки крас­ного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (далее - ЦНС) человека оказывают зеленый и голубой цвета. Светлые тона положительно влияют на психофизиологическое состояние, вы­зывают хорошее настроение. Темные тона и насыщенные оттенки цвета, напротив, угнетают, способствуют развитию подавленного со­стояния. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

Мебель синего цвета кажется холодной. Подсознательно возни­кает ощущение, что на синем стуле не так тепло сидеть, как на сту­ле красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, кажется теплее, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в них одинакова.

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека
1. Стимулирующие (теплые) цвета: · красный - побуждает к действию, волевой, жизнеутверждающий; · оранжевый - располагает к задушевной бесе­де, теплый, уютный; · желтый - способствует лучшему установле­нию контакта. 2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета: · фиолетовый - стимулирует состояние погру­жения в себя; · синий - отстраняет, создает дистанцию. 3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета: · зеленый - освежает; · оливковый - успокаивает, смягчает; · желто-зеленый - раскрепощает. 4. Приглушающие и подавляющие раздраже­ние цвета: · охра - смягчает рост раздражения; · коричневый, землистый - стабилизирует; · темно-коричневый - смягчает возбудимость; · белый, серый - гасят раздражение; · темно-серые, черно-синие, зелено-синие -изолируют и подавляют раздражение. 5. Пастельные цвета: · розовый - вызывает нежность; · лиловый - усиливает замкнутость и изолиро­ванность; · пастельно-зеленый - смягчает; · серовато-голубоватый - вызывает сдержан­ность.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Это утомляет и не­благоприятно воздействует на психологическое состояние чело­века. Белый цвет хорошо воспринимается только в тех случаях, когда выступает фоном для других цветов.

При оформлении кабинета необходимо также обратить внима­ние на цвет входной двери. Дверь является важной частью помеще­ния и почти всегда вызывает у посетителей определенные психологи­ческие ассоциации. В зависимости от цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает войти в кабинет или, наоборот, не распола­гает к этому. Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет, вы­зывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать.

Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейца­рия) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают крас­ный или пурпурный, а девочкам, глав­ным образом, нравится розовый цвет. В возрасте 9-11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом к оранжевому, за­тем к желтому, желто-зеленому и, наконец, зеленому цвету. После

12 лет любимый цвет большинства - синий. Статистические иссле­дования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпо­чтительным и для взрослых людей. Такая смена пристрастий со­впадает с процессами общего развития человека, с постепенно возникающей склонностью к более глубоким цветам. Исследова­ния также показали наличие связи между предпочитаемым цветом и психологическими характеристиками человека.

В зависимости от расположения цвета в комнате он может по-разному воздействовать на человека. Поэтому при оформлении функциональных зон кабинета педагога-психолога необходимо учитывать следующие рекомендации.

Зоны ожидания приема и консультативной работы желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечи­вало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттен­ки красно-оранжевого цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты.

Зону игровой терапии рекомендуется оформлять с применени­ем ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих.

Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтраль­ных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Пред­почтительными являются голубые и зеленые цвета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.012 с.)