Выявление направлений коррекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление направлений коррекции



Нередко целью психологического обследования является выявление направлений коррекции и психотерапии. Результаты обследования используются в ходе осуществления корригирующих воздействий.

Для достижения цели педагог-психолог выявляет потенциальные воз­можности ребенка, его личностные ресурсы. Он определяет сохран­ные психологические структуры, служащие опорой для коррекционной работы и, напротив, обнаруживает признаки распада или регрес­са психических функций.

 

Предварительная беседа с родителями ребенка

Обычно индивидуальному психологическому обследованию ре­бенка предшествует беседа с его родителями или воспитателем. Ее можно проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. В любом случае беседа не должна проходить при ре­бенке. Назначая встречу, следует попросить взрослых принести по­больше рисунков, которые сделаны ребенком по собственному же­ланию.

Если беседа проводится непосредственно перед обследова­нием, то ребенку можно дать осмотреться в экспериментальной комнате, поиграть, порисовать, почитать. Особо активного ребен­ка иногда рискованно оставлять одного: он может что-нибудь сло­мать или повредить. На этот случай желательно наличие ассистен­та, который займет ребенка, пока педагог-психолог беседует с его мамой или воспитателем. Если присутствуют оба родителя, то можно одного из них пригласить для беседы в отдельную комнату, а второго по­просить последить за ребенком. Уже во время предварительной беседы начинают вести запи­си, которые будут продолжаться в течение всего обследования. В на­чале следует указать фамилию и имя ребенка, дату его рождения, да­ту обращения, состав семьи, отметить имеющиеся проблемы. В даль­нейшем каждый следующий лист, относящийся к данному обследованию, желательно подписывать, указывая фамилию и имя ребенка и дату проведения обследования (поскольку в будущем возможны повторные обращения с тем же ребенком).

 

Психотерапевтическая составляющая обследования Любое психологическое обследование должно иметь психотерапевтическую составляющую. Так, улучшение в состоянии ребенка следует использовать для выработки у него дальнейшей оптимистиче­ской установки. В ходе обследования важно показать ребенку и родителям его способности, потенци­альные возможности. Родителям для более адекватной оценки иногда необходимо наглядно показать также проблемы и трудности их детей.  

 

Не стоит сразу задавать много формальных вопросов. Луч­ше сначала просто выслушать клиента. Полезно записывать дета­ли, выясняющиеся по ходу рассказа. Иногда имеет смысл дословно приводить использованные родителем или воспитателем слова и выражения: «Во время занятий витает в облаках...», «Всегда добьется своего...», «Сколько ни делаешь замечаний, ничего не помогает...» - подобные высказывания содержат очень полезную информацию, которая по­теряется, если перевести их на более строгий язык.

Трудности, возникающие в общении с педагогами и родителями, как правило, противоположны. Педагоги обычно слишком кратко выражают свои замечания («Не хочет заниматься» - и все). Родите­ли, напротив, часто бывают чересчур многословны. В первом случае надо попросить рассказать подробнее, задавая наводящие вопро­сы (какой именно материал наиболее сложен для ребенка; что да­ется ему лучше и т. п.). Во втором случае можно мягко указать на то, что пока вас интересует лишь общая картина, а более подроб­ный разговор предстоит поз­же - когда вы уже составите соб­ственное представление о ре­бенке. Вместе с тем сообщаемая информация, даже при ее оби­лии, часто бывает очень некон­кретной. Тогда полезно попро­сить рассказывающего привести примеры. Допустим, если мама говорит, что ребенок постоянно устраивает скандалы по ничтожно­му поводу, то полезно спросить ее, по какому поводу был устроен последний скандал из тех, которые она запомнила.

 

Основные задачи предварительной беседы: · получение общего представления о том, ка к родител ь (воспитатель) воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию, что именно его беспокоит; · знакомство с типичными поведенческими проявления­ми ребенка и выяснение того, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети); · сбор анамнестических данных, сведений о семейной ситуации и ситуации в детском саду.

 

Сбор анамнестических данных лучше отложить на конец бесе­ды. Некоторые важные данные клиент, скорее всего, изложит сам в ходе свободного рассказа о проблемах, с которыми он обратился к психологу. Для дополнения анамнеза придется после окончания рассказа задать дополнительные вопросы.

 

 

Использование авторской методики психолого-педагогического обследования позволит провести контроль познавательного развития детей раннего воз­раста и выявить отклонения в их умственном развитии для оказания каждому ребенку индивидуальной коррекционной помощи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.005 с.)