Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стили мышления как особенности субличностей

Поиск

Как было сказано, часто используется только «интуитивный» или только «ментальный» стиль мышления, либо – оба, но по отдельности (в зависимости от контекста). Это зависит от того, какое из тонких тел акцентировано.

Устойчивость такой акцентуации обеспечена системой телесных блоков, и в связи с этой устойчивостью акцентированное тонкое тело можно связывать с отдельной субличностью. Можно говорить о перевесе той или иной субличности – «интуитивной» или «ментальной». В случае, когда каждая субличность акцентируется в своем особом контексте, можно говорить о нарушении связей между субличностями. В этом случае они оказываются конфликтующими (конкурирующими). Тогда поведение человека, с точки зрения внешнего наблюдателя, становится непоследовательным или противоречивым.

В жизни отдельного человека могут быть периоды активности той или другой субличности. Можно сказать, что у каждого человека в детском и подростковом периоде активна первая (интуитивно-спонтанная) субличность, а в юношеском и взрослом периодах – вторая (логическая). Далеко не все люди достигают такого уровня личной эволюции, когда обе субличности начинают действовать синхронно – интегрируются в энергию Ци. (Именно это качество синхронности дает взрослую, а затем и зрелую личность.)

У некоторых людей логическая субличность так и не включается, и они на всю жизнь остаются в подростковом периоде своей эволюции. Эта категория людей часто ссылается на интуицию, желание («я хочу») или выгодные для себя правила и инструкции, и склонна к проявлениям протеста и актов саботажа против многочисленных обязательств, с которыми вынужден мириться современный человек.

У другой категории людей активизация логической субличности сопровождается своеобразным подавлением интуитивно-спонтанной. Обычно это сопровождается наличием сильных телесных блоков, снижением эмоциональной восприимчивости и чувствительности к тонким ощущениям. Представители этой категории могут проявлять большую жесткость как по отношению к окружающим, так и к самим себе. Основное ограничение таких людей связано с многочисленными социальными и ролевыми страхами (страх оценки, страх некомпетентности в той или иной роли и т.д.). Эти страхи закладываются в детском и подростковом возрасте и, как правило, оказываются вытесненными, в результате чего такие люди социально адаптированы, имеют достаточно жесткую картину мира и принимают на себя множество социальных и ролевых обязательств, обусловленных упомянутыми страхами («я должен…»).

Естественно, что мы даем достаточно грубое описание, и каждый отдельный человек может находиться в любой точке шкалы, обозначенной этими двумя типами.

Существует еще одна категория людей, у которой акцентированы обе субличности. Они равны по силе, но находятся в противостоянии. Такие люди часто оказываются в ситуации внутреннего конфликта и, в зависимости от контекста, у них преобладает то иньский, то янский типы мышления. В подобных случаях у человека возникают проблемы и с принятием решений, и с систематизацией материала, и с составлением планов, и с определением ближайших шагов (вспомним популярные тренинги по тайм-менеджменту).


Графически все описанные стили мышления представлены на рисунках 40-43.

 

1 – «интуитивная» субличность,

2 – «ментальная» субличность.

Последний, четвертый из описанных стилей мышления (см. рис. 43) можно рассматривать как естественное мышление, свойственное тренированному и зрелому человеку, у которого дух и тело (в указанном выше смысле) в равной степени здоровы и развиты.

Однако такое мышление становится недоступным при наличии внутренних проблем: либо картина мира оказывается слишком жесткой или искаженной (нарушения в области духа), либо тело недостаточно подготовлено для рассматриваемого процесса. В частности, многие заболевания и неадекватные эмоциональные состояния, а также неподготовленность физического тела (множество неконтролируемых мышечных напряжений) являются непреодолимым препятствием для спонтанного использования этого стиля. (Ниже это будет показано в стенограммах демонстраций.)

В этом случае одна из двух связей – иньская или янская – блокируется, что дает линейную систему с причинно-следственной зависимостью. Тогда причину трудностей принято искать либо в неправильной картине мира, т.е. в области духа, либо в неадекватном восприятии, т.е. в области тела (физическое тело, ощущения, эмоции, спонтанный выбор значимых деталей). В данном подходе, однако, не рассматриваются причинно-следственные связи, и любая из вышеупомянутых трудностей будет рассматриваться как системное нарушение. Это означает, что при искажениях в картине мира всегда необходимо искать телесный аналог этих нарушений, и наоборот, а затем работать с обеими частями.

Практики, которые мы перечислим в конце данной главы, могут использовать носители всех стилей мышления.

При иньском («интуитивном») стиле мышления в процессе практик должны развиваться концентрация и волевые качества.

При янском («логическом») стиле мышления должна быть восстановлена чувствительность; это требует восстановления навыков расслабления тела и деконцентрации – способности расфокусировать внимание в объеме тела и за его пределами (такая способность лежит в основе восприимчивости).

Другими словами, в первом случае развивается янское начало (концентрация), во втором случае – иньское начало (способность к расфокусировке внимания).

В случае «расколотого» мышления (рис. 42) необходимо восстановить связи между этими двумя частями, т.е. добиться их интеграции и объединения в энергию Ци, что также делается с помощью особых практик.

Итак, предлагаемая здесь энергетическая модель целостного (системного) мышления состоит в гармоничном объединении «интеллектуальной» и «интуитивной» составляющих процесса мышления. Другими словами, всякий процесс мышления должен сводиться к интеграции энергий Инь и Ян – и восстановлению энергии Ци.

Примеры и демонстрации

Нередко запросы участников наших тренингов соответствуют перечисленным выше проблемам мышления современного человека. Например – как запустить проект, который «не запускается». Почему не запускается? Потому что там есть множество локальных задач, и неясно, за которую из них браться сначала. Надо найти человека под проект, найти помещение, обкатать систему, для чего нужны финансы, люди, технология, выбор ассортимента, а для этого нужно изучить рынок и конкурентную среду, учесть интересы потребителя… и т.д. Для человека с «ментальным» стилем мышления этот проект может оказаться почти невыполнимым, т.к. он не может спонтанно выстроить иерархию задач (отсутствие «адекватной аксиоматики»). Для человека с интуитивным типом мышления этот проект также невыполним: такой человек будет браться за один фрагмент проекта, а затем, не доведя его до конца, переходить к другому.

Другой пример. Управляющий озабочен тем, что ежедневно ему приходится решать слишком много проблем, и он не справляется с этим: «…встретиться с юристом, встретиться с одним партнером, решить вопрос. С депутатом встретиться. По недвижимости тоже наметить… В химчистку заехать… Самое неприятное, когда с утра приходишь на работу, и целый день все валится – а ты решаешь, валится – а ты решаешь... Как будто там снежный ком какой-то, и он сам по себе. Дела, которые сами ко мне приходят. Не я их задумываю и делаю».

Далеепоследовал такой диалог:

– Возьми какой-нибудь день и опиши, что приходилось делать? Вот так же, в произвольной последовательности.

– Финансовый вопрос на работе решать. Договор составлять. Подготовил очень важную встречу, которая оказалась не нужна… Постоянно стоит вопрос – будет, не будет… Не знаю, как к ним подступиться, и поэтому все откладываю.

– Это все?

– Нет, пятая часть…

Полная стенограмма работы с этим управляющим приведена ниже. Его проблема в том, что он мыслит в «ментальном» стиле. Попытка включить чувствование сопровождается спонтанным проявлением неосознаваемого ранее страха. Ниже мы обсудим это подробнее.

Итак, большинство людей имеет доступ лишь к части своих потенциальных возможностей, т.к. используют иньский, янский или расколотый (см. рис. 40 – 42) стиль мышления.

Практики трансформации картины мира, рассмотренные выше, позволяют максимально и устойчиво расширить способность к целостному (системному) мышлению. Здесь же мы приводим отрывки из стенограмм демонстраций, в которых даем инструкции, помогающие экспериментирующему войти в состояние целостного мышления ситуационно, по поводу актуальной проблемы. Подчеркнем только, что инструкция устроена так, чтобы включить одновременно и деконцентрацию, и концентрацию (первое и второе внимание), что уравновешивает и интегрирует иньскую и янскую составляющие мышления, создавая энергию Ци. Как уже было сказано, непрерывное осознанное взаимодействие концентрации и деконцентрации и составляет суть системного (целостного) мышления.

В приведенной ниже демонстрации мы покажем, как организовано это взаимодействие.

Демонстрация состоит из двух частей. В первой части ставится задача выявления нарушений «аксиоматики», т.е. выслеживаются повреждения иньской (интуитивной) составляющей процесса мышления. Для этого выслеживаются все телесные напряжения (проявления страха или бессилия), возникающие в процессе обдумывания проблемы. Во второй части демонстрации ставится задача восстановления адекватной аксиоматики с помощью янской части мышления (концентрации). Это делается в два этапа. Вначале концентрация используется для трансформации всех напряжений, а затем для построения точной ментальной модели проекта (окончательных решений и плана действий).

 

Демонстрация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.213 (0.007 с.)