Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изначальных стереотипов в условиях стрессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
как новый способ переобучения
Любая стратегия поведения, естественная для данного человека, определяется уникальной комбинацией его изначальных стереотипов. Согласно изложенному в разделах 2 – 4 этой главы, изначальные стереотипы искажаются «выученным» страхом. Этот страх вносит свою лепту во все привычные стратегии поведения, каких бы контекстов это ни касалось. В результате стратегии становятся неэффективными и превращаются в источник проблем. Как правило, при обучении новым стратегиям делается попытка создать новое поведение без исследования «выученных» страхов и специальной работы по их устранению. Такое обучение представляется недостаточно эффективным. Обычно в процессе такого обучения новое поведение осваивается с трудом, оно должно заучиваться, а прежнее поведение имеет тенденцию восстанавливаться в любой ситуации стресса; кроме того, вновь выученное поведение может выглядеть неестественно и не всегда достигает цели. Тем не менее такой метод обучения широко распространен. Мы обсуждаем здесь иной подход к обучению, основанный не на наложении новых стереотипов на старые, а на выслеживании и трансформации старых стереотипов, т.е. их естественного перерождения в новые. Причем в таком процессе заранее неизвестно, какие именно поведенческие стереотипы возникнут; известно только, что они будут эффективными, уместными для данной ситуации и естественными для данного человека, т.к. базируются на его изначальных стереотипах. Новый тип обучения, который мы здесь рассматриваем, основан на использовании стресса, вовлекающего в процесс всю энергетику организма, и является двуплановым. С одной стороны, достигается стирание на телесном уровне отжившего («неправильного») поведенческого стереотипа. Это происходит благодаря тому, что в процесс вовлечены высокие энергии, на которых возможен тончайший уровень трансформации такого стереотипа и его эволюции в личной истории (практика трансформации картины мира). С другой стороны, в этом же процессе формируется новый стереотип, которому соответствует новая стратегия организации и использования собственной энергии (практика неделания). Обучающийся побуждается к этому реальной ситуацией стресса, в которую попадает, а также шагами медитативной техники. Актуальный стресс играет роль сильного дополнительного мотива: для «выживания » и достижения хотя бы минимального уровня комфортности существования в этой стрессовой ситуации приходится обучиться принципиально новым («правильным») телесным и энергетическим стратегиям. Напомним, что на протяжении всего процесса практикующий продолжает работу с образами; в частности, он удерживает в своем визуальном внимании образ стрессовой ситуации, где требуется новая стратегия поведения. Главный принцип, определяющий все эффективные стратегии, состоит в следующем: в момент стресса «двигаться навстречу» дискомфорту и страху. Под этим мы подразумеваем способность «открывать» тело при появлении напряжения во внешнем мире ( неопределенности, неизвестности, потерь, необходимости выбирать, менять позицию и т.д.), а не «закрывать» его, как большинство людей делает в подобных случаях. Первый путь ведет к трансформации энергии и спонтанному возникновению адекватной реакции (практика неделания). Второй путь порождает стресс, точнее, ведет к переживанию ситуации как стрессовой. Кроме того, любая эффективная стратегия подразумевает определенный набор специальных навыков – таких как навык перераспределения энергии в теле, навык поддержания свободного и стабильного доступа к сознательно выбранным состояниям в тот момент, когда извне идет сильное внешнее воздействие, навыка концентрации и деконцентрации в этих условиях и т.д. Все эти навыки возникают на разных уровнях спонтанно включающейся практики неделания и формируются в обсуждаемом процессе. Полученные при таком обучении (создающем синхронные изменения в теле, эмоциональных реакциях, мыслях и поведении), эти навыки автоматически оказываются внесенными в жизнь либо требуют лишь небольшой корректировки, поскольку в результате энергетической работы больше нет бессознательного преобладания старого стереотипа. Тогда попадание в любую ситуацию, ранее переживавшуюся как стрессовая (публичные выступления и сложные переговоры, проблемы выбора, принятия решения и т.д.), вызывает спонтанное включение нового, эффективного, телесно-энергетического и психоментального стереотипа. Соответственно, новые стили поведения и мышления становятся легко доступными (рождаются по мере необходимости) и не требуют специальной подготовки. Таким образом, овладение эффективными энергетическими стратегиями возникает в процессе освобождения от искажений изначальных стереотипов. Примечательно, что в дальнейшем они поддерживают себя сами, т.к. по определению свободны от страха и включают в себя стратегию «двигаться навстречу» возможному стрессу, что обеспечивает спонтанную интеграцию всех негативных переживаний в реальных жизненных контекстах. После завершения вышеописанного терапевтического процесса восстановленные изначальные стереотипы запускают спонтанное творческое поведение, свойственное данной личности от рождения. Первоначально такое поведение может выглядеть несколько инфантильным, т.к. было заблокировано страхом в раннем возрасте. Как упоминалось в разделе 2, поведение рождается в процессе взаимодействия отдельных субличностей и зависит от уровня зрелости каждой из них. Поэтому второй этап работы – обеспечить освобожденным изначальным стереотипам возможность эволюционировать до состояния зрелости (этот процесс ускоряется с помощью специальных форм практики неделания, которые мы опишем в другом месте). Завершающим шагом рассмотренного здесь процесса обучения должно быть осознанное проживание нового стереотипа в реальной сложной ситуации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.131 (0.009 с.) |