Квантовая модель эволюции личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квантовая модель эволюции личности



 

Известно, что самым сильным стрессом в жизни человека является процесс рождения. Именно там закладываются основные будущие расколы – в виде двух отдельных стереотипов поведения – иньского (в процессе схваток) и янского (в процессе прохождения родовых путей). Первая и четвертая матрицы соответствуют двум разным «поколениям» энергии Ци.

В предлагаемой здесь картине процессу рождения соответствует первый в жизни человека виртуальный раскол: энергия Ци распадается на компоненты Инь и Ян, которые затем вновь аннигилируют (переход из третьей в четвертую БПМ[6]). При этом происходит достаточно сильное взаимодействие виртуальных энергий ребенка с контекстом (т.е. с матерью и внешним миром) как в иньской, так и в янской фазах, что позволяет этим энергиям приобрести качество уникальности, отпечаток которого несет на себе новое состояние энергии Ци, возникшее после рождения.

 

Рис. 26. Фазы процесса рождения

В традиции аналогичная модель применяется к процессу жизни в целом: рождению соответствует процесс распада энергии Ци, жизненный процесс представляет собой эволюцию продуктов распада с последующей их аннигиляцией.

В частности, в даосской традиции существует даже более разработанная модель[7], близкая по своей структуре стандартной логике физических теорий. Процесс рождения представляет собой распад прежденебесной энергии на энергии пяти стихий, затем кванты энергии каждой стихии распадаются на энергии Инь и Ян. Жизненный процесс представляет собой своеобразную эволюцию этих энергий. Серия практик посвящена созданию жемчужины бессмертия, или слиянию пяти элементов, что представляет собой обратный процесс – аннигиляцию. Графически этот процесс выглядит следующим образом:

 

Рис. 27. Даосская модель спонтанного распада прежденебесной энергии

и осознанной интеграции (аннигиляции) продуктов ее распада в процессе духовных практик. Пунктирными линиями обозначены кванты энергий пяти стихий (огонь, земля, металл, вода, дерево)

 

Следуя этой логике, мы вводим понятие более тонкой структуры энергетических стереотипов Инь и Ян (своеобразный аналог кварковой модели). Каждый из них рассматривается как сложное образование, которое может виртуально распадаться на несколько элементарных составляющих.

В психологических описаниях для таких составляющих используется понятие субличности; тогда можно говорить о нескольких янских и нескольких иньских субличностях. Также можно говорить о «нейтральных» субличностях, которые осуществляют взаимодействие между «заряженными» (иньскими и янскими).

Для наших целей удобно использовать описание, которое содержится в астрологической части духовных традиций. Каждой из упомянутых выше субличностей можно сопоставить один из планетных архетипов. В стандартном описании имеется три иньских архетипа (Луна, Венера, Сатурн), три янских архетипа (Солнце, Марс, Юпитер) и один нейтральный (Меркурий). Таким образом, после раскола целостной монады на иньскую и янскую энергии каждая из них способна виртуально распадаться еще на три составляющих.

Рис. 28. Рождение и аннигиляция планетных архетипов, соответствующих субличностям. Меркурий осуществляет связь (взаимодействие)

между любой парой субличностей

 

Эта модель используется нами для создания более утонченных версий практик выслеживания и энергетической трансформации.

Стереотипы проявления каждой из составляющих индивидуальны для каждого человека, очень устойчивы и способны к эволюции, поэтому гипотеза о субличностях кажется вполне оправданной. В результате жесткого внешнего воздействия некоторые субличности или их комбинации могут превращаться в реальные образования, и тогда человек может демонстрировать характерное поведение (например, нерешительность, озлобленность, неприятие, обидчивость и т.д.). Этот процесс обратим, если человек осознанно вкладывает в эволюцию субличностей такую же энергию, как при создании раскола, и вновь превращает их в виртуальные образования. Для этого используется индивидуальная структура практик; в психологии примерами такого процесса являются психодрама, расстановки по Хейлингеру и т.д.; в нашем подходе структура подобных процессов извлекается из натальной карты, которую можно рассматривать как индивидуальную карту вероятных расколов и особенностей взаимодействия субличностей. В физике также обычно задают некую вполне однозначную структуру фундаментальных взаимодействий, полностью определяющую ту уникальную реальность, которую описывает данная теория. Обычно это делают, аксиоматически задавая некий динамический принцип (например, гамильтониан взаимодействия), который, таким образом, является своеобразным аналогом натальной карты.

Эволюция субличностей, как и эволюция личности в целом, соответствует проживанию в реальной жизни четырех БПМ (подробнее об этом см. ниже). Итак, можно говорить о семи основных эволюционирующих субличностях, вместе определяющих потенциальную личную силу данного человека.

Седьмая («нейтральная») субличность, как уже говорилось, связана в этой модели с архетипом Меркурия, сочетающим в себе и иньские, и янские качества. С Меркурием традиция связывает обменные и коммуникативные функции. В данной модели такая нейтральная субличность осуществляет взаимодействие иньских и янских субличностей между собой (аналог обменных взаимодействий между кварками).

Квантовая природа осознания

Продолжая развивать аналогию с квантовой физикой, мы рассмотрим здесь процесс синхронного использования концентрации и деконцентрации. Напомним, что в главе 2 (раздел 5) для него был введен термин системное осознание.

Процесс системного осознания аналогичен процессу наблюдения квантовых объектов, который хорошо изучен в физике. Эта аналогия заслуживает более подробного внимания, т.к. позволяет лучше понять структуру, место и возможности системного осознания.

Для описания квантового объекта принято использовать понятие состояния, которому сопоставляется волновая функция; эволюция квантового объекта задается эволюцией его волновой функции. Эта функция задает распределение вероятностей для возможных результатов наблюдения (измерения).

В данном случае это интересно в связи со следующим фактом (разъясняемым ниже): объекты внутренней территории имеют квантовую природу; категория квантово-механического состояния аналогична категории психоэмоционального состояния. В данном подходе психоэмоциональное состояние отождествляется с распределением телесных ощущений, возникающих при расфокусировке внимания.

Вероятностная трактовка действует как для квантовых объектов, так и для объектов тонкого плана. В первом случае вероятность определяется, как уже упоминалось, квадратом волновой функции, задающей квантовое состояние, во втором случае –плотностью распределения ощущений, задающей психоэмоциональное состояние. Действительно, распределение тонких телесных ощущений, связанных с данным психоэмоциональным состоянием, задает вероятность появления в сознании тех или иных ментальных сюжетов и выборов, привлечения внимания к той или иной части тела или к определенным фрагментам внешней реальности. Другими словами, заданное психоэмоциональное состояние (соответствующее объекту внутренней территории) может порождать с разной степенью вероятности разные выводы и сюжеты, касающиеся внешней территории.

Итак, задача системного осознания не в том, чтобы создать ментальную конструкцию, найти план действий или пошаговую страгегию достижения цели.

Здесь действует тот же принцип неопределенности, что и в квантовой физике: чем точнее фиксируется цель, т.е. ожидаемое значение какого-то измеряемого параметра (например, координаты), тем более непредсказуемым оказывается поведение квантового объекта. Принцип неопределенности действует в обыденной жизни, хотя люди не всегда осознают это и все еще склонны строить планы и пытаться следовать им (ожидая, что они должны сбываться) в ущерб спонтанности и чувствованию.

В данном подходе используется другой способ достижения результатов, учитывающий принцип неопределенности: вместо того, чтобы намечать шаги, ведущие к цели, создают психоэмоциональное состояние, которое позволит действовать наиболее адекватно. Это и есть ведущий принцип управления в квантовом мире: для того, чтобы квантовый объект предъявил наблюдателю ожидаемое значение измеряемого параметра, необходимо не столько «навязывать» ему это значение параметра, сколько подготовить состояние, в котором желаемое значение параметра может реализоваться с наибольшей вероятностью (например, квантовый объект окажется в заданной точке). Таким образом, управление осуществляется через создание состояния.

При таком подходе к решению проблем большая часть активности переносится с внешней территории во внутреннюю. Вместо техник целеполагания и планирования (содержательная ментальная активность, направленная на внешние цели; в данном подходе она рассматривается как внешняя активность) здесь используются практики трансформации энергии и создания адекватного психоэмоционального состояния (внутренняя активность), после чего спонтанно возникает способность к адекватным внешним действиям. В том случае, если ставится задача исцеления, практики могут целиком заменять обычные виды внешнего воздействия на тело (диагноз, питание, лекарства, диета и т.д.); многолетний экспериментальный опыт нашей экспериментальной группы показал, что под воздействием энергетических практик в процессе создания «правильного» состояния тело спонтанно излечивается. Излечиваются не только острые симптомы, но и хронические заболевания.

 

 

Системная трансформация

 

В квантовой теории особенно важен вопрос о взаимодействии квантового объекта с наблюдателем. Наблюдатель является классическим по определению, т.е. он интересуется значением классических параметров – таких как координаты, импульс и т.д., между тем как квантовый объект характеризуется состоянием, но не значением координаты или импульса. Если следовать формальной логике, то наблюдение (измерение) классических параметров в квантовом мире абсурдно в принципе: мало того, что ответ будет зависеть от состояния, при повторном эксперименте с этим же состоянием ответ может быть другим. Именно поэтому говорят лишь о вероятности тех или иных значений классических параметров для квантового объекта.

Аналогом классических параметров для объектов внутренней территории являются, как уже сказано, любые суждения, ментальные конструкции и формулировки целей, а также любые факты и описания, которым присваивается качество объективности. Другими словами, аналогом классических параметров являются объекты внешней территории. Они находятся в таком же отношении с психоэмоциональным состоянием, как возможные значения координаты и импульса с состоянием квантового объекта.

Итак, отношения между внутренней и внешней территорией таковы же, как между миром квантовых объектов и миром классических объектов и описаний.

Одно из важнейших утверждений квантовой физики состоит в том, что любой акт наблюдения (измерения) классических параметров необратимо меняет состояние квантового объекта. Аналогичным свойством, как упоминалось выше, обладает концентрация на объекте тонкого плана (и сопровождающий ее процесс осознания). Любой акт концентрации необратимо меняет психоэмоциональное состояние, т.к. запускает и поддерживает энергетическую трансформацию (в традиции это всегда использовалось – осознанно или неосознанно – в магических ритуалах, в т.ч. и в сосредоточенной молитве). Таким образом, процесс концентрации на объекте тонкого плана является аналогом процесса наблюдения (измерения) квантового объекта.

Тогда предлагаемая модель системного осознания (т.е. взаимодействия концентрации и расфокусированного внимания) может быть получена прямым переносом структуры взаимодействия классического наблюдателя с квантовым объектом: состояние квантового объекта задает вероятные результаты наблюдения, а сам акт наблюдения (измерения) необратимо меняет это состояние, т.е. создает новое состояние, которое, в свою очередь, снова задает вероятный результат для нового акта наблюдения (измерения), и т.д.

Полученная картина взаимодействия представляет собой описание целостной кибернетической системы с обратной связью. Такова система классический наблюдатель – квантовый объект, и к этому же классу принадлежит система осознающий наблюдатель – объект внутренней территории в процессе системного осознания.

При переносе «квантовой модели наблюдения» на процесс системного осознания возникает описанная выше картина: расфокусированное внимание, т.е. чувствование, выделяет объекты тонкого плана, на которые должна быть направлена концентрация, т.е. воздействие. Акт концентрации необратимо меняет психоэмоциональное состояние и характер чувствования, что, в свою очередь, задает характер нового акта концентрации и т.д. по кругу.

Итак, возникающее в этой модели взаимодействие двух типов внимания организовано круговым образом. Именно поэтому такое взаимодействие здесь названо системным осознанием. В действительности, расфокусировка и концентрация в этом процессе происходят синхронно, а пошаговая картина, приведенная выше, представляет собой лишь удобный способ описания этого процесса. В краткой формулировке полученное здесь утверждение звучит так: процесс системного осознания объектов тонкого плана является аналогом процесса непрерывного наблюдения квантового объекта.

До сих пор рассматривалась эволюция квантового объекта в условиях именно непрерывного наблюдения. Однако из физики известно, что рассмотренная здесь модель взаимодействия наблюдателя и квантового объекта еще не задает эволюцию последнего однозначно; необходим дополнительный определяющий принцип, который бы однозначно фиксировал динамику квантового объекта.

В физике такая задача обычно не ставится, т.к. ситуация непрерывного наблюдения не реализуется в экспериментах, но в принципе такая постановка задачи возможна. В практиках трансформации энергии, наоборот, интерес представляет непрерывная концентрация на объектах тонкого плана (непрерывное наблюдение). Как и в процессах наблюдения квантового объекта, здесь также возникает неоднозначность эволюции; поэтому необходимо доопределить направленность концентрации. Экспериментально подтверждается, что если в качестве дополнительного определяющего принципа использовать принцип усиления (принятия страдания), то эволюция психоэмоционального состояния оказывается заданной однозначно. Более того, принцип усиления задает особый («правильный», см. ниже) тип эволюции состояния.

Итак, трансформация объектов тонкого плана в этом подходе определяется процессом системного осознания и принципом усиления одновременно. В дальнейшем для такой трансформации объектов тонкого плана будет использоваться термин системная трансформация. Она обладает свойством самонастройки, которое можно понять на примере физических моделей. Действительно, с точки зрения физической теории описанный выше динамический процесс взаимодействия объекта с прибором (при условии, что процесс доопределен), задает особый вид нелинейной динамической системы. Есть немало примеров, когда подобные системы обладают свойством самонастройки. Это означает, что состояние системы в процессе эволюции стремится к некоторому универсальному асимптотическому значению (предельному состоянию), которое не зависит от исходного состояния системы и определяется самой моделью взаимодействия, т.е. не может быть задано извне. (Примером таких предельных состояний являются хорошо известные в теории нелинейных систем странные аттракторы и фиксированные точки.)

Аналогичное утверждение делается относительно объектов тонкого плана: их динамика, заданная процессом системной трансформации, относится именно к такому типу. Свойство самонастройки в этом процессе означает, что, каково бы ни было исходное проблемное состояние и интенсивность его переживания (болезнь, эмоциональный конфликт, страх, тупик в бизнесе и т.д.), результатом системной трансформации для каждой проблемы будет особое, изначально заданное и подсознательно известное («известное Богу») психоэмоциональное состояние, которое само по себе является ее решением, либо с максимальной вероятностью порождает наиболее адекватный способ ее решения.

Например, головная боль у одного и того же человека в одном и том же контексте бывает разной в разные моменты жизни, различаясь по характеру, силе и причинам, ее вызвавшим; использование системной трансформации превращает ее в особое, изначально заданное для этого контекста состояние комфорта и силы, причем это состояние не зависит от характера и интенсивности исходного симптома. Другими словами, существует эталонное для данного контекста состояние, а все отличающиеся от него состояния являются отклонениями от «индивидуальной нормы».

Навыки системного осознания и системной трансформации создаются с помощью специальных технических тренировок, которые в данном подходе осуществляются в процессе знакомства с практиками трансформации энергии. Системная трансформация может быть использована для решения проблем разных тонких планов, начиная от лечения заболеваний и кончая принятием решений и формированием лидерских качеств в бизнесе, а также преодолением глубинных расколов. Как уже упоминалось, в данном подходе для каждого из тонких тел разработана особая практика трансформации энергии, причем все эти практики включают в себя процесс системной трансформации как основное звено.

В зависимости от навыка концентрации, практикующий может переходить от практик более плотных тел к практикам более тонких тел (от эфирного тела к атманическому). Поэтому на первом этапе рекомендуется научиться решать проблемы здоровья, эмоциональной составляющей конфликтов, управления эмоциональным состоянием. К тому моменту, когда навык решения этих проблем сформирован (а это может занять длительное время), способность к концентрации развивается до такой степени, что практикующий может осознавать тонкие процессы каузального и буддхиального, а затем и атманического планов, и тогда можно переходить к все более сложным практикам этих уровней, в том числе получить свободный доступ к пренатальным и трансперсональным переживаниям.

Иерархия практик разных тонких планов существует в каждой традиции. Например, в толтекской традиции практика перепросмотра личной истории относится к эфирному, астральному и ментальному телам, практика неделания относится к каузальному телу, практика стирания личной истории относится к буддхиальному телу; в индийской традиции каждому тонкому телу сопоставлен особый вид йоги, и т.д. В данном подходе практики для разных тонких тел, различаясь многими деталями, включают в себя единый процесс – процесс системного осознания; разные практики объединяются в группы в соответствии с принципом синхронности и другими принципами, которые излагаются ниже.

Глава VI

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИЗЛЕЧЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.026 с.)