Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синхронная медитация. Классификация практик

Поиск

 

В этой главе обсуждаются структурные элементы духовных практик, которые присутствуют в любой традиции, являясь универсальными и представляя собой своего рода аксиоматику.

В различных духовных традициях существует большое многообразие практик трансформации внутреннего состояния или, другими словами, трансформации энергии. Цель данной главы – дать описание единого принципа, по которому строятся такие практики. Мы будем исходить из идеи о том, что современный человек может обнаружить и использовать некую абстрактную, универсальную практику трансформации состояния, изоморфную тому, что с разной степенью проявленности заключено в любой традиции.

Эта универсальная практика, как будет видно ниже, состоит из нескольких одновременно протекающих разноуровневых практик (хотя в рамках одной традиции обычно не принято осознанно работать сразу со всеми уровнями). Все эти практики строятся по единому универсальному закону, который ниже мы сформулируем в виде нескольких аксиоматических принципов. В разных традициях эти принципы предъявляются в форме метафор, философских или этических категорий, хотя в действительности в них закодированы закономерности эволюции внутреннего состояния (эволюции энергии).

Для того, чтобы описать классификацию этих практик, удобно исходить из модели тонких тел (см. рис. 2), принятой в традиции и породившей впоследствии различные многоуровневые модели в психологии (пирамида Маслоу, логические уровни в НЛП и т.д.). В традиции считается, что кроме физического тела человек обладает «телами» ощущений, эмоций, мыслей, событий, ценностей и – телом идентичности, в котором заключено бессмертное «я» и неосознаваемое знание о миссии. Каждое следующее тело состоит из материи более тонкого порядка. Интеллектуально познаваемыми и, следовательно, описуемыми в словах являются только те телесные планы, которые расположены ниже ментального:

 

 

Рис. 2а. Модель тонких тел. Стрелками обозначены энергетические

потоки, объединяющие все телесные уровни в замкнутую систему

 

Рис. 2б. Модель тонких тел, принятая в традиции

 

Сопоставим каждому из тонких тел особый тип состояний (внутренних энергий), соответствующих им внутренних и внешних проблем – и соответствующий тип практик, позволяющих такие проблемы решать. Тогда можно говорить о трансформации эфирной энергии, трансформации астральной (эмоциональной) энергии, ментальной энергии и т.д., причем процесс, в ходе которого энергия трансформируется, представляет собой (по определению) медитацию соответствующего тела. Мы получаем, таким образом, классификацию практик. В следующих главах каждый из полученных типов трансформации будет представлен в виде отдельной технологии.

С другой стороны, если мы возьмем любую проблему, то обнаружим, что она представлена одновременно во всех тонких телах. Предположим, человек находится в событийном тупике. Тогда у него возникает, в соответствии с его картиной мира, определенный набор горестных мыслей (ментальный тупик), негативных эмоций (астральный тупик), плохое самочувствие (эфирный тупик) и т.д. В физическом теле такому тупику, как правило, соответствует мышечный спазм (блок), характерный для данного фрагмента картины мира. Во многих случаях хронический мышечный спазм становится источником хронического заболевания, развивающегося постепенно, в течение многих лет.

Для решения проблемы можно использовать с разной степенью эффективности медитации разных тонких тел, как это принято в различных традициях и в современной психологии. Наша цель, однако, построение единой, универсальной практики, в которую включены медитации всех планов, включая работу с мышечным блоком.

Эти медитации строятся также по единому принципу. Рассмотрим его на примере медитации эфирного тела, или эфирной медитации (под этим подразумевается осознанная трансформация ощущений).

Введем два типа внимания: центральное и периферийное (концентрация и деконцентрация, соответственно, «второе» и «первое»[1] внимание). Объединенное (синхронное) использование деконцентрации и концентрации внимания – это то особое состояние, из которого можно управлять энергией. Технически это состояние достигается следующим образом:

1. Расфокусировать внимание так, чтобы чувствовать все тело, от макушки до пальцев ног – т.е. включить деконцентрацию.

2. Одновременно удерживать внимание на локальном ощущении – например, найти какую-то конкретную боль, дискомфорт в теле – т.е. активизировать концентрацию.

Владение таким состоянием делает возможной, в частности, эфирную медитацию. Шаги следующие:

 

1. Вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию (например, фрагмент конфликта).

2. Определить свою эмоцию в данном фрагменте (например, раздражение).

3. Находясь в состоянии деконцентрации (т.е. чувствуя все тело), отследить телесный (эфирный) дискомфорт, вызванный этой эмоцией, и захватить его в фокус концентрации.

4. Усиливать ощущение дискомфорта, одновременно расслабляя тело. Здесь концентрация и деконцентрация работают синхронно.

 

Когда эти шаги выполнены, происходит быстрая эволюция ощущений: дискомфорт как бы меняет свои очертания в теле, он может подниматься, опускаться, перемещаться по телу в разных направлениях – и в конце концов либо растворяется во всем теле, превратившись в приятное тепло или жар, либо как бы выходит за пределы тела, оставив после себя чувство легкости или, наоборот, приятной наполненности, т.е. «негативная» эфирная энергия трансформируется в «позитивную».

Если после этого снова ассоциированно войти в данный фрагмент конфликта, то эмоции раздражения там уже не будет, т.к. трансформированная эфирная энергия поднялась на астральный уровень по восходящему потоку.

Подобная медитация – способ искренне изменить отношение к собственному прошлому. Если таким образом работать с эфирной проекцией обиды, то результатом будет подлинное и спонтанное, а не ментальное прощение обидчика, т.к. в телесных ощущениях полностью стирается память об обиде. Такого результата нельзя достигнуть, прибегая к ресурсным техникам, например, аффирмациям[2] или ритуальному прощению (в его современной версии). Настоящий, необратимый результат возможен, наоборот, только при осознанном и безжалостном (по отношению к себе) усилении страдания на эфирном и астральном планах вплоть до его полной трансформации. В христианстве это называется принять страдание – потому что (при соблюдении условий осознанности и безжалостности) во всех тонких телах и в физическом теле нет сопротивления и напряжения, они расслаблены (смирение). Можно говорить о том, что совет подставить левую щеку, если тебя ударили по правой, – это не столько буквальная инструкция, сколько метафорическое описание данной техники усиления ощущений, либо ее каузальный вариант.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.009 с.)