Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По русскому языку как иностранномуСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
для студентов и слушателей подготовительных курсов факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран
Гомель ГомГМУ УДК 808.2 = 82: 37 (072) ББК 81.2 С 41
Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины И. И. Кобыш; доцент, заведующая кафедрой белорусского и русского языков Белорусского государственного экономического университета И. Э. Федотова
Ситникова, М. Г. С 41 Притчи народов мира: учеб.-метод. пособие по русскому языку как иностранному для студентов и слушателей подготовительных курсов факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран / М. Г. Ситникова. — Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет, 2011. — 92 с. ISBN 978-985-506-359-0
Учебно-методическое пособие предназначено для формирования и развития у иностранцев навыков чтения на материале адаптированных текстов малого жанра дидактической литературы: притч. Данное учебно-методическое пособие состоит из 32 глав, включающих тексты притч, систему предтекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений, направленных на снятие лексических, грамматических трудностей при чтении учащимися текстов пособия. Упражнения помогают сформировать и развить навыки чтения, построения самостоятельного монологического высказывания по теме прочитанного текста.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 28 июня 2011 г., протокол № 7. УДК 808.2 = 82: 37 (072) ББК 81.2
ISBN 978-985-506-359-0 © Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011 ВВЕДЕНИЕ Жанр притчи известен в литературе с глубокой древности благодаря богатым дидактическим возможностям данного жанра литературы: притчи часто использовались с целью поучения, наставления, передачи мудрости новым поколениям («Притчи Соломона», притчи Нового Завета). Такие особенности притчи, как малый объём и структурно-смысловое единство текста, несложная форма произведения, важная морально-этическая проблематика, дидактическая направленность и занимательность позволяют эффективно использовать тексты учебно-методического пособия на занятиях русского языка как иностранного (РКИ) не только для развития коммуникативной компетенции обучаемых и их подготовки к чтению неадаптированных русскоязычных текстов, расширения активного словарного запаса инофонов, но и для проведения преподавателем в иностранной аудитории воспитательной работы по формированию гуманистической и толерантной личности будущего врача, для пропагандирования здорового образа жизни, интернационализма, веротерпимости, уважения национальных и культурных традиций родных стран учащихся и страны изучаемого ими языка. Объём, занимательность, несложная форма по структуре текстов способствует использованию притч на начальном и среднем этапе обучения студентов РКИ, поскольку малый объем и минимальный словарный состав текста притчи не создаёт для студентов трудностей в чтении и понимании текста притчи. В каждой главе пособия представлены одна либо несколько притч, объединяемых определённой морально-этической проблемой, рассматривающие значимость того либо иного морального качества с различных точек зрения. Притчи разных народов мира со сходной тематикой и одинаковой интерпретацией моральных ценностей иллюстрируют антропоцентризм этики, универсальность нравственных норм и позволяет студентам прийти к самостоятельному выводу о культурной общности человечества независимо от религиозных либо иных различий, поскольку показывают читателям тематическое, сюжетное и идейное сходство притч учебно-методического пособия с притчами, ранее известными им из фольклорных либо литературных источников родной культуры, что позволяет преподавателю выработать у иностранных граждан понимание равной ценности культурного наследия всех народов мира и убеждённость в необходимости уважительного отношения к представителям различных народов. Призывы к веротерпимости, доброте, взаимопомощи и сотрудничеству, которыми проникнуты притчи пособия, способствуют нравственному воспитанию слушателей подготовительного отделения и студентов, приобщению их к общечеловеческим этическим ценностям, ознакомлению со структурой моральных качеств, содержанием моральных ценностей и этических категорий. Предтекстовые задания, способствуя снятию лексических и грамматических трудностей, готовят студента к восприятию текста и морального урока притчи, послетекстовые задания контролируют понимание текста, способствуют формированию и развитию умений пересказа прочитанного текста, построения собственного монологического высказывания, ведения беседы по теме прочитанного текста, выражения собственного мнения о прочитанном. Пособие предназначено для обучения русскому языку иностранных слушателей подготовительного отделения, так и для и студентов. Чтение притч как небольшого по объёму текста, все слова и грамматические конструкции которого понятны иностранному студенту, способствуют осознанию им собственной успешности, вселяет веру в свои силы и оптимизм по отношению к учебной деятельности, проживанию в стране обучения, что, в итоге, содействует повышению мотивации изучения русского языка и поисковой активности, формирует у студентов полезную привычку к чтению художественных текстов на русском языке, что играет важную роль в обеспечении положительной динамики расширения активного словарного запаса инофона, оптимизации процессов его социализации и аккультурации, способствует формированию высокой общей культуры личности будущего врача. Пособие может быть использовано как на аудиторных занятиях по РКИ, так и для самостоятельной работы студентов в качестве текстов для домашнего чтения. В этом случае послетекстовые упражнения, выполненные студентами письменно в качестве домашней работы, позволяют преподавателю контролировать уровень понимания студентами прочитанного ими дома текста, способствуют формированию навыков письма, письменного высказывания, работы со словарем, что согласуется с целями и задачами обучения РКИ.
ГЛАВА 1 Упражнение 1. Прочитайте слова и запомните их значения. Настойчивость — решительность, упорство в достижении цели. Настойчивый — решительно, упорно добивающийся своей цели. Настойчиво — упорно, решительно. Улитка — это моллюск, который очень медленно двигается и имеет раковину. Терпение — 1. Способность терпеть, стойко переносить что-либо. Терпеть боль, терпеть голод. 2. Способность долго, настойчиво, упорно делать что-либо. Терпеливый — 1. Обладающий терпением, способный с терпением переносить, сносить что-либо. 2. Способный делать что-либо долго, настойчиво, упорно, с терпением. Терпеть — стойко, безропотно переносить что-либо (боль, страдания, неприятности). Добираться — добраться — с трудом или нескоро дойти, доехать до какого-либо места или предмета. Подниматься — подняться — двигаться вверх, перемещаться выше первоначального положения. Лифт поднимается на пятый этаж. Дети постояли на первом этаже и пешком поднялись на третий этаж. Стараться — постараться — 1. Делать; что-либо с усердием, прилежанием. Все дети помогали маме, даже маленький Антон очень старался. 2. Прилагать усилия, чтобы сделать, осуществить что-либо. Студенты стараются правильно читать новые слова. Упражнение 2. Прочитайте существительные в единственном и множественном числе. Лист — листья, воробей — воробьи, плод — плоды, ствол — стволы, цветок — цветы, день — дни, год — года; Дерево — деревья, путешествие — путешествия; Вишня — вишни, ветка — ветки, улитка — улитки. Упражнение 3. Выберите нужный глагол из видовой пары. Начать (подниматься — подняться), стараться (взбираться — взобраться), продолжать (подниматься — подняться). Упражнение 4. Прочитайте словосочетания, слова в скобках поставьте в нужном падеже. Подниматься по (вишневое дерево), подниматься вверх по (дерево), прыгать по (ветки дерева), взбираться по (ствол дерева), взбираться на (дерево), взбираться по (дерево). Упражнение 5. Прочитайте предложения. Слова в скобках поставьте в нужном падеже. На дереве нет (листья). На ветках нет (вишни). На деревьях нет (плоды). Упражнение 6. К прилагательным подберите антонимы из слов для справок. Маленький, холодный, ранний, веселый, трудный, спокойный. Слова для справок: нервный, легкий, грустный, поздний, жаркий, большой. Упражнение 7. От прилагательных образуйте существительные. Составьте с ними словосочетания. Настойчивый, трудный, упорный, решительный. Упражнение 8. Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем эта притча? Упражнение 9. Прочитайте текст. Настойчивость Однажды маленькая улитка начала подниматься по вишнёвому дереву. Был холодный день ранней весны. Улитка двигалась медленно и упорно поднималась вверх по дереву, на котором ещё не было ни листьев, ни цветов, ни плодов. Только маленькие веселые воробьи прыгали по веткам вишнёвого дерева и удивленно наблюдали, как маленькая улитка терпеливо старается взобраться по стволу. Они не понимали, почему улитка начала это трудное путешествие. — Эй, улитка, почему ты взбираешься на дерево? — спросили воробьи. — Я очень люблю вишни. На этом дереве каждый год поспевают самые сладкие вишни в нашем саду. Вот хочу поесть их. Воробьи удивились ещё больше: — Но вишни на дереве будут только летом. А сейчас до лета ещё далеко. Сейчас на этом дереве нет вишен! — Вишни будут на дереве, когда я туда доберусь, — спокойно ответила настойчивая улитка и продолжила свое путешествие. Упражнение 10. Ответьте на вопросы: 1. Кто начал подниматься по вишневому дереву? 2. Какая пора года была, когда маленькая улитка начала подниматься по вишнёвому дереву? 3. Как двигалась улитка? Куда она направлялась? 4. Были ли на дереве листья, цветы или плоды? 5. Что делали воробьи? 6. О чём воробьи спросили улитку? 7. Как улитка объяснила свое путешествие по вишнёвому дереву? 8. Почему ответ улитки ещё больше удивил воробьёв? 9. Что сказала улитка? 10. Нравится ли Вам улитка и почему? Какие черты характера улитки Вам нравятся? 11. Как вы думаете, добьется ли улитка успеха? Достигнет ли она своей цели? 12. Поможет ли улитке её настойчивость или навредит? 13. Упорство и настойчивость помогают людям или мешают? Приведите примеры, которые подтверждают вашу позицию. 14. Чему нас учит эта притча? Упражнение 11. Найдите в тесте прилагательные, которые характеризуют улитку. Почему текст называется «Настойчивость». Упражнение 12. Замените прилагательные синонимами. Настойчивый, терпеливый, упорный, трудный, весёлый. Упражнение 13. Продолжите и закончите предложения согласно содержанию текста. 1. Улитка двигалась медленно и упорно поднималась вверх по дереву, на котором …. 2. Маленькие веселые воробьи прыгали по веткам вишнёвого дерева и удивленно наблюдали, …. 3. Воробьи не понимали, почему …. 4. Вишни на дереве будут, когда …. Упражнение 14. Напишите предложения. Выберите правильный вариант из слов в скобках. 1. Однажды маленькая улитка начала (подниматься — спускаться) по вишнёвому дереву. 2. Был холодный день ранней (весенний — весны). 3. Улитка двигалась медленно и упорно, (спускалась — поднималась) вверх по дереву, на котором ещё (не было — были) ни листьев, ни цветов, ни плодов. 4. Только воробьи (ползали — прыгали) по веткам вишнёвого дерева и удивленно наблюдали, как маленькая улитка (терпеливо — терпение) старается (взобраться — подняться) по стволу. 5. Спокойно ответила (настойчиво — настойчивая) улитка и продолжила свое путешествие. Упражнение 15. Заполните пропуски нужными по смыслу словами. 1. Однажды маленькая … начала подниматься по вишнёвому дереву. 2. Был холодный день … весны. 3. Улитка двигалась … и … поднималась вверх по дереву, на котором ещё не было ни …, ни …, ни …. 4. Только маленькие веселые … прыгали по … вишнёвого дерева. 5. Они не понимали, почему улитка начала это трудное … 5. На этом дереве каждый год … самые сладкие … в нашем саду. 6. Воробьи … ещё больше. 7. Спокойно ответила … улитка и продолжила свое …. Упражнение 16. На месте пропусков напишите предлоги. 1. Однажды маленькая улитка начала подниматься … вишнёвому дереву. 2. Улитка упорно поднималась вверх … дереву, … котором ещё не было ни листьев, ни цветов, ни плодов. 3. Только маленькие веселые воробьи прыгали … веткам вишнёвого дерева и удивленно наблюдали, как маленькая улитка терпеливо старается взобраться … стволу. 4. … этом дереве каждый год поспевают самые сладкие вишни … нашем саду. 5. Вишни на дереве будут только летом. А сейчас … лета ещё далеко. Упражнение 17. Перескажите притчу. Объясните её смысл. Упражнение 18. Объясните слова. Подберите к ним однокоренные слова. Терпение, настойчивость, весёлый, дерево, вишня, плод, прыгать, трудный. Упражнение 19. Прочитайте слова и выражения. Забраться в дом, свалиться в кувшин, потерять надежду, утонуть, твёрдо решить, сбить из молока масло, выбраться из кувшина, спасти жизнь. Упражнение 20. К словам подберите антонимы из слов для справок. Случайно, забраться, глубокий, устать, оптимизм. Слова для справок: специально, выбраться, мелкий, отдохнуть, пессимизм. Упражнение 21. Прочитайте существительные. Определите, какие из них являются названиями моральных качеств? Настойчивость, решимость, уныние, усталость, отчаяние, старость, холод, надежда. Упражнение 22. Прочитайте текст. Настойчивая лягушка Однажды две лягушки случайно забрались в дом и свалились в кувшин с молоком. Они пытались выбраться из него, но не смогли: кувшин был слишком глубокий, а края его слишком высокие. Сначала обе лягушки плавали в холодном молоке, потом они устали, замерзли и ослабели. Одна лягушка от усталости, холода и страха стала плавать всё медленнее и медленнее, а потом она и вовсе потеряла надежду спастись, перестала двигать лапками и утонула. Вторая лягушка тоже очень устала и замерзла, но не потеряла надежду. Она твердо решила спастись и выбраться из кувшина с молоком. Не смотря на отчаяние и усталость, лягушка продолжала плавать. Она плавала и плавала, час, два часа и всю ночь. К утру за долгую ночь, что она плавала в кувшине, лягушка сумела сбить из молока маленький остров масла. Лягушка поняла, что это её шанс на спасение, прыгнула на масло и сумела выбраться из кувшина. Так настойчивость и оптимизм спасли ей жизнь. Упражнение 23. Ответьте на вопросы: 1. Как две лягушки оказались в кувшине с молоком? 2. Почему одна лягушка утонула? 3. Как спаслась вторая лягушка? 4. Почему одна лягушка погибла, а вторая сумела спастись? 5. Чему нас учит эта притча? 6. Придумайте ситуацию, в которой было бы возможно рассказать эту притчу. Упражнение 24. Прочитайте пословицы о настойчивости и упорстве. Какие пословицы о настойчивости есть в Вашем родном языке. Глаза боятся, а руки делают. Терпение и труд всё перетрут. Капля камень точит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. ГЛАВА 2 Упражнение 1. Найдите однокоренные слова. Учитель, способный, цветы, ученик, живой, улыбка, ученик, жизнь, улыбаться, способности, цветущий. Упражнение 2. Подберите антонимы к данным словам. Бездарный, отпустить, живой, спросить, мало, мудрый. Слова для справок: способный, поймать, мертвый, ответить, много, глупый. Упражнение 3. Объясните значения слов. Однажды, мгновение, ладонь, ради, истина, луг, давным-давно, бабочка. Упражнение 4. К словам подберите синонимы из слов для справок. Способный, давным-давно, любой, преподаватель. Слова для справок: талантливый, давно, каждый, учитель. Упражнение 5. Прочитайте текст. Посмотрите в словаре значения выделенных слов. Всё в твоих руках Давным-давно жил один учитель, у которого было много учеников. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш учитель не может ответить?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к учителю и спросил: — Скажите, учитель, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Учитель даже не посмотрел на руки ученика. Он ответил: — Всё в твоих руках. Упражнение 6. Ответьте на вопросы: 1. О чем однажды задумался самый способный ученик? 2. Что он сделал, чтобы узнать, есть ли вопрос, на который его учитель не может ответить? 3. Что ответил учитель на вопрос ученика? 4. Что значат слова учителя? 5. Как вы думаете, что стало с героями этой притчи потом? 6. Как вы понимаете название этой притчи? 7. Согласны ли Вы с названием притчи или нет? Обоснуйте Ваш ответ. 8. Как вы считаете, чему учит эта притча? Упражнение 7. Прочитайте слова. Объясните их значение. Вор, сказка, испугаться, возлюбленная, чудовище, сказка, мир. Упражнение 8. К этим словам подберите антонимы из слов для справок. Старый, радостно, обрадовался, расплакался, рядом, арестовать, прийти, ночью. Слова для справок: молодой, грустно, огорчился, рассмеялся, далеко, освободить, уйти, днём. Упражнение 9. К словам подберите синонимы из слов для справок. Вор, чудовище, страшный, радостно, юноша, заплакать, испуг. Слова для справок: грабитель, монстр, ужасный, весело, молодой человек, расплакаться, страх. Упражнение 10. Измените выражения, используйте слова для справок. Почувствовал радость, почувствовал страх, начал плакать. Слова для справок: обрадовался, испугался, заплакал. Упражнение 11. Прочитайте текст. Назовите его и объясните Ваш выбор названия. Рядом с дорогой стояло старое сухое дерево. Ночью по дороге прошёл вор и испугался: он увидел дерево и подумал, что это полицейский стоит и ждёт, чтобы арестовать его. Прошёл влюблённый юноша и обрадовался: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребёнок, который прочитал страшную сказку, увидел через окно своей комнаты старое сухое дерево у дороги и расплакался. Малыш подумал, что это страшное чудовище из сказки идёт съесть его. Но во всех случаях дерево было только деревом. Мы видим мир таким, какие мы сами. Упражнение 12. Ответьте на вопросы: 1. Почему вор, который прошёл по дороге ночью, испугался, когда увидел старое сухое дерево? 2. Почему влюблённый юноша, который увидел старое сухое дерево, обрадовался? 3. Почему ребёнок, который увидел старое сухое дерево через окно его комнаты, расплакался? 4. Как Вы думаете, о чём эта притча? 5. Кому и в какой ситуации Вы могли бы рассказать эту притчу? 6. Нравится ли Вам эта притча или нет и почему? ГЛАВА 3 Упражнение 1. Прочитайте предложения. Объясните значение глагола переезжать. 1. Наш сосед переехал из общежития на съемную квартиру. 2. После окончания университета Антон переехал из города в деревню. 3. Сестра мечтает переехать из города в деревню, потому что она очень любит природу. 4. Мы планируем купить новый дом и переехать туда весной. 5. Наши друзья сегодня переезжают в новый дом. Упражнение 2. Прочитайте предложения. На месте пропусков вставьте глаголы из слов для справок в нужной форме. Завтра у мамы день рождения. Сегодня мы … к празднику. Сестры … квартиру, они … ковры, … окна, … одежду. Потом они … одежду во дворе сушиться. Я … торт, … суп и мясо. Слова для справок: убирать, готовиться, мыть, варить, пылесосить, мыть, развешивать, стирать, варить, печь. Упражнение 3. К словам подберите антонимы из слов для справок. Грязный, рано, просыпаться, неряшливый, новый, вымыть, неряха. Слова для справок: испачкать, старый, аккуратный, засыпать, поздно, чистый, чистюля. Упражнение 4. Найдите однокоренные слова. Стирка, неряшливый, удивляться, умение, грязь, осмотр, стирать, неряха, грязный, смотреть, удивление, уметь. Упражнение 5. Прочитайте слова и выражения, объясните их. Прекрасное утро, обращать внимание, хорошая хозяйка, неряха. Упражнение 6. Прочитайте текст. Чистое окно Муж и жена переехали жить в новую квартиру. Рано утром жена проснулась и посмотрела в окно. Во дворе она увидела соседку, которая развешивала там одежду, которую она постирала. — Наша соседка очень плохая хозяйка! Посмотри, какая грязная у неё одежда, — сказала жена своему мужу. Муж читал газету и не обратил на эти слова никакого внимания. И каждый день, когда соседка развешивала сушить во дворе одежду после стирки, жена громко удивлялась тому, какая одежда грязная. Женщина критиковала соседку, не переставала возмущаться, как плохо и неумело та стирает. Но вот в одно прекрасное утро, жена как обычно посмотрела в окно и очень удивилась. — О! Сегодня она развешивает чистую одежду! Наверное, эта неряха наконец-то научилась стирать! — Нет, сказал муж, — просто я сегодня встал пораньше и вымыл наше окно. Упражнение 7. Ответьте на вопросы: 1. Куда переехали жить муж и жена? 2. Что утром увидела жена во дворе? 3.Что она сказала? 4. Чему удивлялась жена каждый день? Почему она возмущалась? 5. Что сказала жена, когда увидела, что во дворе сушится выстиранная и чистая одежда её соседки? 6. Что ответил муж? 8. Права ли была жена, когда считала свою соседку неряхой и плохой хозяйкой? 9. Какие качества и черты характера проявили герои этой притчи? 10. Почему жена видела одежду, которую после стирки вешала сушиться во дворе её соседка, грязной? Упражнение 8. Расскажите текст. Какому человеку и в какой ситуации вы бы хотели рассказать эту притчу? Упражнение 9. Прочитайте текст. Согласны ли Вы с отцом юноши и почему? К отцу пришёл грустный сын и начал жаловаться: — Отец! Почему меня никто не любит, особенно девушки? И отец ответил ему: — Потому что ты сам никого не любишь, особенно себя. ГЛАВА 4 Упражнение 1. От данных слов с помощью приставки за- образуйте глаголы со значением начала действия. Образец: говорить — заговорить. Плакать, смеяться, петь, кричать, шуметь, играть (на музыкальном инструменте). Упражнение 2. Прочитайте прилагательные. Объясните их значение. Укажите, от каких слов они были образованы. Образец: безрадостный — радостный. Безутешный, бескорыстный, бездушный, бессердечный, безнадёжный, бессовестный, бесцветный, бесшумный. Упражнение 3. От глаголов образуйте существительные. Утешать, плакать, потерять, удивлять, понимать, лечить, встретить. Слова для справок: утешение, плач, потеря, удивление, понимание, лечение, встреча. Упражнение 4. Прочитайте слова и словосочетания. Утешать — утешить (кого? П4) ребенка. Мама утешила плачущих детей и они успокоились. Терять — потерять (что? П4) кошелёк, паспорт, деньги. Брать — взять (что? П4) книгу, тетрадь. Упражнение 5. Прочитайте текст. Объясните значение выделенных слов. Безутешный ребёнок Однажды старик встретил на улице ребёнка, который громко плакал. Старик спросил: — Мальчик, почему ты плачешь? — Я плачу, потому что по дороге в школу я потерял тысячу рублей, которые мама дала мне. — Не плачь, вот возьми тысячу рублей, — сказал старик и дал мальчику деньги. Но ребёнок стал плакать ещё громче. — Почему же ты сейчас плачешь? — удивился старик. — Как же мне не плакать? Ведь если б я не потерял ту тысячу рублей, у меня теперь было бы две тысячи рублей. — Ну, знаешь, чтобы тебя утешить, не хватит всех денег мира! — сказал старик и пошёл дальше. Упражнение 6. Ответьте на вопросы: 1. Кого однажды встретил старик на улице? 2. Почему ребенок плакал? 3. Что старик сделал, чтобы успокоить ребенка? 4. Почему ребенок не перестал плакать, а заплакал еще громче? 5. Что сказал старик? 6. Чему нас учит эта притча? Упражнение 7. Расскажите текст. Упражнение 8. Найдите в словаре значения слов: Охотник, охота, охотиться, тур, конь, зверь, спаситель, спасти, награда, наградить, дворец, поле, князь, поле, земля, рог, вор. Упражнение 9. Найдите названия моральных качеств, назовите прилагательные, которые характеризуют человека, отличающегося этими качествами. Образец: доброта — добрый. Сила, смелость, мудрость, храбрость, охота, богатство, находчивость, страх, счастье, мужество, благородство, великодушие, земля, старина, жадность. Упражнение 10. Найдите однокоренные слова. Охотиться, княжеский, спаситель, богатый, воровать, охотник, наградить, охота, спасать, вор, награда, спасение, князь, богатство. Упражнение 11. Прочитайте текст. Как Вы понимаете значение названия притчи «настоящее богатство»? Настоящее богатство В старину жил в одном городе князь. Князь был богатый, сильный и мудрый и вокруг себя он собрал таких же умных и храбрых людей, как и он сам. Однажды вместе со своими гостями князь поехал в лес охотиться. Охота была удачной, князь и его гости убили много зверей. Но в тот момент, когда князь уже собирался возвращаться, он увидел огромного старого тура, выстрелил в него и погнался за раненым зверем. Но вдруг раненный тур остановился и бросился на князя, рога сильного зверя убили коня князя. Князь оказался на земле, а страшный зверь готовился убить его. В это время один из охотников пришёл на помощь князю и одним ударом ножа убил тура. Потом он помог князю подняться. Князь поблагодарил охотника и приказал ему прийти на следующий день во дворец за наградой. Когда на следующий день охотник пришёл во дворец, князь поставил перед своим спасителем большой сундук с золотом и сказал: — Посмотри, как много тут золота! Но жизнь дороже золота, поэтому возьми себе столько золота, сколько хочешь! Щедрым и умным был князь, мудрым был охотник. Он взял свой меч и погрузил его в золото так, что меч коснулся дна сундука. Потом охотник сказал: — Правда, князь, тут много золота! Но всё-таки я могу достать до дна этого сундука, поэтому всё это богатство не безграничное. И оно не бесконечное и не вечное, потому что любое богатство можно потратить, потерять, воры могут его украсть. И золото больше нужно князю, чем обычному человеку. Князь, дай мне в награду настоящее богатство, чтобы в нём нельзя было найти ни дна, ни предела и чтобы никто не мог украсть его у меня! Князь задумался и сказал: — Даже если я соберу всё своё богатство, то ты и тогда сможешь найти дно даже в самом большом сундуке с золотом. И нет у меня такого сокровища, чтобы его нельзя было украсть и столько золота, чтобы его нельзя было потратить. Какую же награду ты просишь? Засмеялся охотник и попросил князя пойти с ним, чтобы самому увидеть это безграничное богатство, которое нельзя ни украсть, ни потратить, ни потерять. Вышли князь и охотник из дворца, пришли в поле. Охотник воткнул в землю свой меч и сказал: — Вот, князь, богатство у которого нет ни дна, ни предела. Наша родная земля — это и есть наше настоящее богатство, которое нельзя ни украсть, ни потерять, ни потратить. И мне, простому человеку, это богатство дороже и нужнее золота. Дай мне, князь, эту награду! Князю очень понравился ответ умного охотника. Он подарил своему спасителю и его семье и поле, и лес. Так охотник стал крестьянином, он очень любил свою землю, много работал и стал богатым и счастливым. И своих детей и внуков он научил любить и беречь единственное настоящее богатство — родную землю. Упражнение 12. Ответьте на вопросы: 1. Каким был князь, который жил в старину в одном городе? 2. Зачем князь с гостями поехал в лес? 3. Как охотник спас князя? 4. Какую награду предложил князь за своё спасение? 5. Почему охотник не взял золото? 6. Какую награду попросил у князя охотник? 7. Как охотник стал крестьянином? Чему он научил своих детей и внуков? 8. Чему нас учит эта притча? 9. Как Вы думаете, правильно ли поступил охотник? Объясните Ваш ответ. Упражнение 13. Перескажите притчу. ГЛАВА 5 Упражнение 1. Прочитайте словосочетания. Тяжелый замок, открывать замок, открыть ключом, специальный ключ, надеяться на собственные силы, сделать попытку, трудная задача, важный государственный пост, занять важный государственный пост, потерпеть неудачу, обратился к ним, окружили его. Упражнение 2. Прочитайте слова, найдите значения непонятных слов в словаре. Открывать — открыть (что? П4) дверь, замок. Открывать — открыть (чем? П5) ключом. Обращаться — обратиться (к кому? к + П3) к публике, к гостям. Обращаться — обратиться (за чем?) за советом, за помощью. Занимать — занять (что? П4) государственный пост, должность. Пытаться — попытаться (что сделать? + инф.) открыть. Окружать — окружить (что? кого? + П4). Деревья окружают дом. Дети окружили маму и поздравили её с праздником. Упражнение 3. Прочитайте и сравните: Сделать попытку — попытаться, сделать операцию — прооперировать, сделать заявление — заявить, сделать выбор — выбрать, сделать замечание — заметить, сделать вид — продемонстрировать какую-либо эмоцию, отношение к чему-либо. Упражнение 4. Измените предложения по образцу. Образец: Соседи сделали ремонт в своей квартире — соседи отремонтировали свою квартиру. 1. Преподаватель сделал замечание студенту, который опоздал на занятие. 2. Антон сделал вид, что не узнал соседа. 3. На собрании шахматного клуба его президент сделал заявление об открытии детского отделения клуба. 4. Мы сделали ещё одну попытку поговорить с нашим другом, но он не стал нас слушать. 5. Максиму трудно было сделать выбор будущей специальности. 6. Опытный хирург сделал операцию ребёнку. Упражнение 5. Прочитайте текст. Объясните значение выделенных слов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.012 с.) |