Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждый делится тем, чего у него много

Поиск

В одной деревне в соседних домах жили два человека. Почему-то один из них невзлюбил своего соседа и старался разными способами показать ему, как сильно он его ненавидит и презирает. Но его сосед был очень добрым, миролюбивым и весёлым человеком, поэтому все оскорбления он превращал в шутки и не отвечал на грубость соседа грубостью.

Однажды, чтобы обидеть и рассердить своего соседа-шутника, озлобленный человек сделал уродливое чучело, он нарядил его в одежду, похожую на одежду его соседа. А потом он бросил это чучело в сад соседа через забор, который разделял их сады. Он был уверен, что теперь его сосед обязательно обидится и придёт к нему ссориться и драться. Но вежливый сосед не изменил своего доброго отношения к нему, продолжал разговаривать с ним приветливо и постоянно пытался подружиться с ним.

Тогда, чтобы достичь своей цели, одержимый ненавистью мужчина стал постоянно бросать в сад соседа грязь и нечистоты. Он ждал, что рано или поздно его сосед разозлиться и попытается отомстить ему или обругает его. Так прошли весна и лето. Ненависть к соседу и желание доставить ему неприятности настолько занимали мужчину, что он совсем забыл о своём саде, перестал работать там и остался без овощей и фруктов.

И вот наступила осень. Осенью добрый крестьянин постучал в дверь соседского дома, он принёс подарок для своего недоброжелателя: ведро больших и красивых яблок и мешок овощей.

— Почему ты это делаешь? Ведь я всегда оскорблял тебя и бросал в твой сад нечистоты? – удивился сосед-грубиян.

— Дорогой друг! Я же знал, что ты просто шутишь! И ты сделал мне такие хорошие подарки: прекрасное чучело, которое помогло мне сохранить весь мой урожай от птиц, замечательные удобрения, которые ты каждый день сам бросал на мой огород через забор! Поэтому в этом году у меня выросли такие сладкие помидоры и такие огромные тыквы! Каждый делится тем, чего у него много. Поэтому я и принёс тебе яблоки и овощи.

Упражнение 15. Найдите в тексте ответы на вопросы:

1. Кто жил в деревне в соседних домах? Были ли соседи друзьями?

2. Почему один из них старался обидеть и оскорбить своего соседа?

3. Как реагировал добрый сосед на грубость и оскорбления своего недоброжелателя?

4. Для чего один сосед сделал чучело и бросил его в сад другого соседа?

5. Почему злой сосед не работал в своём саду?

6. Что подарил своему недоброжелателю добрый сосед и как он объяснил свой поступок?

Упражнение 16. Ответьте на вопросы:

1. Как вы думаете, правильно ли поступил миролюбивый сосед?

2. Согласны ли вы с пословицей «Худой мир лучше доброй ссоры»?

3. Чему нас учит эта притча?

ГЛАВА 17

Упражнение 1. Найдите в словаре значения этих слов и выражений:

Родственная душа, тщеславие, тщеславный, тщеславие, манеры, вкрадчивый (голос), невзрачный.

Упражнение 2. Прочитайте текст. Объясните значение выделенного выражения родственная душа.

Тщеславная мышь

В маленьком домике на берегу реки жила маленькая белая мышка. Однажды, когда мышка гуляла по лесу, она нашла золотую монетку.

«Что бы мне такое на нее купить?» — долго размышляла мышка и, наконец, решила купить ленточку.

Маленькая мышка пошла в магазин и выбрала себе красивую розовую ленточку. Вечером, она нарядилась и пригласила на чай соседку-курицу. Когда курица увидела, какая мышка красивая и нарядная, она предложила ей дружить. Но мышке не понравился голос курицы, её простое платье и она не захотела с ней дружить.

На следующий день мышка встретила осла. Он тоже захотел подружиться с мышкой, но она сказала, что сначала хочет услышать его голос. Голос осла ей не понравился, и мышка сказала, что ей не нужен друг с таким неприятным голосом.

По этой же причине мышка отказалась дружить с уткой и вороной. С жабой она не стала дружить, потому что не захотела иметь друга, который живет в грязи. А соловей, хотя и понравился ей красивым пением и мелодичным голосом, оказался слишком серым и невзрачным, чтобы быть достойным дружбы с мышкой.

И вот однажды мышка встретила прекрасное животное, такое же белое и пушистое как она, с такой же ленточкой на шее, как у неё. И голос у этого милого животного был очень мягкий, нежный и приятный. Наконец-то мышка нашла себе друга! Звали его Кот.

— Дорогая подруга-мышка! — сказал кот. — Я так рад, что встретил тебя, я так долго искал родственную душу! Мы так похожи: мы оба белые, мягкие, пушистые, даже ленточки у нас одинаковые! Давай будем дружить!

Глупая мышь слушала мягкий, вкрадчивый голос кота и радовалась, что встретила именно такого друга, о котором мечтала: красивого, нарядного, вежливого и с приятным голосом. Она согласилась дружить с котом и пригласила нового друга в гости, чтобы они могли лучше узнать друг друга.

Мышь приготовила прекрасный обед для нового друга. И на свете не было никого счастливее её, когда она с котом вежливо беседовали. Но кот решил закончить обед самой хозяйкой и бросился на своего нового друга, пытаясь проглотить мышку.

К счастью, мышке удалось убежать. В разорванном наряде, с царапинами от когтей кота глупая мышка поняла, что и внешность, и голос, и манеры могут быть обманчивы.

Упражнение 3. Ответьте на вопросы:

1. Как выглядела мышка?

2. Что она нашла?

3. Как мышка потратила её монетку?

4. Кого мышь пригласила в гости?

5. Почему мышь не захотела дружить с курицей?

6. Почему мышь не захотела дружить с ослом, вороной, жабой и соловьём?

7. Почему кот очень понравился мышке?

8. Кого мышь пригласила в гости на обед?

9. Что сделал кот в доме своего друга?

10. Что поняла мышка, когда спаслась от кота?

11. Действительно ли кот и мышь были родственными душами?

12. Какой моральный урок заключён в этой притче?

Упражнение 4. Перескажите текст.

Упражнение 5. Ответьте на вопросы:

1. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

2. О каком человеке и почему вы могли бы сказать «родственная душа»?

3. Что, по вашему мнению, делает людей друзьями?

Упражнение 6. Поставьте слова в скобках в нужном падеже.

Жить на (берег моря), летать над (море), ловить (рыба), смотреть на (море), разговаривать обо (всё на свете), проглотить (рыба).

Упражнение 7. К словам подберите антонимы.

Хитрый, умный, старый, больной, жестокий, друзья, ближе, слабый.

Слова для справок: простодушный, глупый, здоровый, добрый, враги, дальше, далеко.

Упражнение 8. Найдите однокоренные слова. Назовите прилагательные, у которых есть значение моральной оценки.

Хитрость, старый, злой, жестокий, глупость, грустный, жестокость, простодушный, доверчивый, добрый, хитрый, постареть, злобный, глупый, грустно, простой, доверчивость, доброта.

Упражнение 9. Прочитайте текст.

Хитрая птица и глупая рыба

Птица жила на берегу моря. Всю жизнь она летала над морем и ловила рыбу. Но когда птица стала старой, она стала слабой и не могла больше летать и ловить рыбу. Она сидела рядом с водой и грустно смотрела на море.

И тут одна рыба подплыла близко к берегу и спросила птицу:

— Что случилось? Ты стала старой и слабой, поэтому ты больше не ловишь нас, рыб?

— Да я стала больной и старой, — отвечала птица, — я больше не ловлю рыбу. Сейчас мне так стыдно, что я была такой злой и жестокой, когда ловила и ела бедных маленьких рыб. Я делала это, потому что была молодой и глупой. Но сейчас я поняла, как это плохо. Я изменилась: я больше никого не убиваю, а ем я только траву. Не бойся меня, рыбка! Давай будем дружить! Мы будем вместе играть, будем разговаривать обо всем как настоящие друзья. Только подплыви ближе ко мне, потому что я старая и плохо слышу.

Глупая рыба поверила в слова птицы и подплыла к самому краю берега, где сидела хитрая птица. Когда рыбка оказалась совсем близко от её нового друга, птица открыла клюв и проглотила глупую рыбу.

Упражнение 10. Ответьте на вопросы.

1. Где жила птица?

2. Что она делала всю жизнь?

3. Почему птица не могла больше летать и ловить рыбу?

4. О чем спросила птицу рыба, которая подплыла близко к берегу?

5. Что птица рассказала рыбе?

6. Почему рыба подплыла близко к берегу, где сидела птица?

7. Что сделала птица?

8. Чему нас учит эта притча?

Упражнение 11. Прочитайте и закончите предложения в соответствии с текстом притчи.

1. Птица жила …. 2. Всю жизнь птица …. 3. Но когда птица стала старой, она …. 4. Одна рыба подплыла близко к берегу и …. 5. Глупая рыба поверила в слова птицы и …. 6. Когда рыбка оказалась совсем близко от её нового друга, птица ….

Упражнение 12. Выберите глагол в нужной форме.

1. Много лет птица (жила — прожила) на берегу моря. 2. Всю жизнь она (летала — пролетала) над морем и (ловила — поймала) рыбу. 3. Но, когда птица (старела — постарела) и (слабела — ослабела), она не могла больше (летать — лететь) и (ловить — поймать) рыбу. 4. Она (сидела — села) рядом с водой и грустно (смотрела — посмотрела) на море. 5. И тут одна рыба подплыла близко к берегу и (спрашивала — спросила) птицу.

ГЛАВА 18

Упражнение 1. Прочитайте слова и выражения.

Ехать — ездить верхом. В деревне дети ездили верхом на лошади. Антон любит ездить верхом.

Ругать (кого? П4). Мать ругает сына за плохие оценки.

Жестокий, -ая, -ое, -ие. Жестокий человек.

Бессердечный, -ая, -ое, ие. Бессердечные люди.

Уважать (кого? П4) старших, родителей.

Пожилой, -ая, -ое, -ые. Пожилой пациент быстро выздоровел благодаря заботе медиков.

Упражнение 2. Назовите антонимы данных слов. Используйте примеры из слов для справок:

Старый, жара, ругать, бессовестный, громко, пожилой, жестокий, выходить.

Слова для справок: входить, добрый, юный, тихо, молодой, холод, хвалить, порядочный.

Упражнение 3. Назовите однокоренные существительные.

Образец: добрый — доброта.

Старый, юный, молодой, жестокий, наглый, бедный, трудный, решительный.

Упражнение 4. Прочитайте существительные. Определите, какие из данных существительных являются названиями моральных качеств и черт характера.

Старость, решительность, юность, вежливость, грубость, наглость, бедность, решительность, жестокость, совесть, ум.

Упражнение 5. Найдите однокоренные слова.

Сердце, ум, жалость, совесть, сердечный, умный, безумный, совестливый, бессердечный, бессовестный, безжалостный.

Упражнение 6. От существительных образуйте прилагательные.

Образец: рука — безрукий.

Сердце, ум, жалость, совесть, стыд.

Упражнение 7. Назовите антонимы.

Образец: умный – глупый.

Сердечный, безумный, безжалостный, бессовестный, бессердечный, усталый, старый, больной, несчастный.

Упражнение 8. Прочитайте текст.

Нельзя понравиться всем

Старик и его маленький сын путешествовали. У них был старый осел. Когда в полуденную жару они добрались до города, пожилой отец сидел верхом на осле, а сын шёл рядом и вел осла. На городской площади их увидел прохожий.

«Бедный мальчик, — сказал он, — такой маленький и такой усталый! Ребёнку так трудно идти! Бессердечный человек, как ты можешь спокойно ехать на осле, когда видишь, что бедный малыш страдает от усталости?!»

Отец подумал, что прохожий прав. Поэтому он посадил сына на осла, а сам пошел пешком рядом. Очень скоро отец и сын встретили женщин, которые выходили из магазина. Женщины увидели путешественников и стали громко ругать и отца, и сына.

— Как вам не стыдно! Бессовестный мальчишка едет верхом на осле, а его бедный старый отец бежит рядом! Какой стыд!

Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. Старик очень устал, поэтому он с удовольствием последовал совету сына. И дальше сын и отец поехали верхом на осле вместе.

Через полчаса они встретили старика, которому это очень не понравилось.

«Как вам не стыдно, безжалостные люди! — закричал старик. — Прекратите мучить бедное животное! Несчастный осёл такой старый, такой слабый и больной, что едва может идти, а вы, два сильных и здоровых человека, сидите на нём, как на диване! Как вам не стыдно!»

Отец и сын согласились со словами старика и продолжили свое путешествие пешком, а их осёл бежал рядом с ними. Они были уверены, что уж на этот раз сделали всё правильно и больше люди не будут их ругать. Но они ошибались.

Молодой человек, которого они встретили, стал громко насмехаться над ними: «Безумные люди, — кричал парень, — зачем вам нужен ваш осёл? Все люди ездят на своих ослах, а вы, такие усталые, идёте рядом со своим ослом, а не едете на нём! Почему?! И кто из вас троих осёл?»

Когда мальчик услышал слова прохожего, он горько заплакал. Даже осёл огорчился. Отец успокоил ребёнка и дал ослу кусок сахара.

Потом он положил руку на плечо сына и сказал ему: «Я понял, сынок, что нельзя понравиться всем. Потому что, что бы мы ни делали, обязательно найдутся люди, которым это не понравится. Я думаю, не стоит обращать на них внимание. Мы сами должны решать, что и как нам делать и как нам ехать на нашем осле».

Упражнение 9. Ответьте на вопросы:

1. Что делали старый отец со своим маленьким сыном?

2. Кто ехал на осле, а кто шел пешком, когда отец и сын добрались до города?

3. Что сказал им прохожий, которого они встретили на городской площади?

4. Как отец отреагировал на слова прохожего?

5. Кого отец и сын встретили потом?

6. Почему женщины стали ругать отца и сына?

7. Что сделали сын и отец, когда услышали, как их ругают женщины?

8. Что не понравилось старику, которого встретили отец и сын?

9. Почему сын и отец продолжили своё путешествие пешком, а осёл бежал рядом?

10. Почему молодой человек насмехался над отцом и сыном?

11. Что сказал отец, чтобы утешить сына?

12. Чему нас учит эта притча?

Упражнение 10. Закончите предложения в соответствии с текстом.

1. Когда старый отец с маленьким сыном добрался до города, …. 2. На городской площади их увидел прохожий и сказал …. 3. Отец и сын подумали, что прохожий прав, и …. 4. Когда отец и сын встретили женщин, которые выходили из магазина, …. 5. Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца …. 6. Отец и сын согласились со словами старика и …. 7. Нельзя понравиться всем, потому что ….

Упражнение 11. Определите, ложные или истинные эти утверждения.

1. Старик и его сыновья путешествовали.

2. Старик и его жена путешествовали.

3. Старик и его сын путешествовали.

4. У них был старый осёл.

5. Когда в полуденную жару они добрались до города, сын сидел верхом на осле, а отец шёл рядом и вёл осла.

6. Когда в полуденную жару они добрались до города, отец сидел верхом на осле, а сын шёл рядом и вёл осла.

7. На городской площади их увидел прохожий.

8. На городской площади они увидели прохожего.

9. На городской площади сын увидел отца.

ГЛАВА 19

Упражнение 1. Найдите однокоренные слова. Личный, тело, дружелюбный, ловкий, сражаться, испытывать, поворачиваться, выбор, лицо, испытание, личность, телохранитель, сражение, уворачиваться, выбирать, опасный, друг, ловкость, дружелюбие. Упражнение 2. Прочитайте слова и выражения. Личный телохранитель, защитить от опасности, оберегать ребёнка, нападение врагов, по приказу короля, пройти испытание, обаятельно и дружелюбно улыбаться, бросать камни, превзойти в ловкости, не посмел бросить. Упражнение 3. Прочитайте текст. Придумайте для текста название. Король хотел найти для своего сына личного телохранителя, чтобы он всегда был рядом с принцем, постоянно оберегал ребёнка от опасностей и защищал от нападений врагов.По приказу короля генерал отобрал из огромной королевской армии трех лучших молодых солдат для этой важной работы. Каждый из этих трёх юношей был сильным и искусным в сражениях воином, но только один из них должен был стать телохранителем принца.Король сам должен был выбрать лучшего из троих солдат и сделать его телохранителем маленького принца.Для того, чтобы определить, кто из молодых людей будет лучшим телохранителем для его сына, король придумал для солдат испытание.Каждый из молодых людей по очереди становился у стены, а отряд воинов должен был бросать в него камни. Король и генерал наблюдали, как вели себя юноши.Первый молодой человек был таким ловким и так быстро уворачивался от камней, которые бросали в него, что ни один камень не ударил его. «Вот удивительный человек, никто не сможет превзойти его в ловкости! Он победит любое оружие», — с гордостью сказал генерал. «Да, он очень ловок, — согласился король, — но мы посмотрим и других кандидатов».Когда второй юноша встал напротив отряда воинов, готовых кидать в него камни, он даже не подумал уворачиваться от ударов камней. Вместо этого он так смело и грозно смотрел на солдат, что ни один из них не посмел бросить в него камень, так сильно их напугал его решительный вид. «Вот удивительный человек, мужество — это его главное оружие, которое всегда с ним!», — сказал генерал. Король согласился с ним, но захотел посмотреть, как пройдёт испытание последний юноша.И вот третий молодой человек встал напротив отряда воинов. Он весело смотрел на солдат и улыбался им так обаятельно и дружелюбно, что никто из них не смог бросить камень в приветливого юношу. Через минуту каждый воин отряда также улыбался ему в ответ как своему старому доброму другу. «Вот удивительный человек! Ему вообще не нужно оружие!», — сказал Король. И сделал юношу телохранителем принца. Упражнение 4. Ответьте на вопросы: 1. Кто и для кого хотел найти личного телохранителя?2. Почему из огромной армии короля генерал выбрал трёх молодых солдат?3. Какое испытание должно было определить лучшего телохранителя?4. Как прошел испытание первый юноша?5. Почему никто не бросил камень во второго юношу?6. Что сказал о нём генерал?7. Почему, по словам короля, третьему юноше вообще не было нужно оружие?8. Кого из троих юношей король сделал телохранителем принца?9. Как вы думаете, чему нас учит эта притча?10. Как вы думаете, король правильно выбрал телохранителя для принца или нет?

Упражнение 5. Определите, какие из высказываний ложные, а какие истинные?

1. Король хотел найти для своего сына лучшего преподавателя.

2. Король хотел найти для своего сына лучшего повара.

3. Король хотел найти для своего сына лучшего телохранителя.

4. Первый молодой человек был таким ловким и так быстро уворачивался от камней, которые бросали в него, что ни один камень не ударил его.

5. Первый молодой человек так грозно и решительно смотрел на солдат, что никто из них не посмел бросить в него камень.

6. Самого ловкого юношу король сделал телохранителем принца.

ГЛАВА 20

Упражнение 1. Прочитайте слова. Из слов для справок подберите к ним антонимы.

Большой, тишина, радоваться — обрадоваться, мириться — примириться, продавать — продать, далеко, разбогатеть, бедный, ненавидеть.

Слова для справок: маленький, шум, огорчаться — огорчиться, ссориться — поссориться, покупать — купить, близко, обеднеть, богатый, любить.

Упражнение 2. Найдите однокоренные слова.

Бедный, спорить, плата, богатство, заплатить, обеднеть, ругаться, продать, шуметь, спор, разбогатеть, продавец, завтракать, бедность, завтрак, ругать, шум.

Упражнение 3. От каких слов образованы данные глаголы? Определите их вид и назовите видовую пару.

Шуметь, ссориться, спорить, разбогатеть, заработать, завтракать.

Упражнение 4. Прочитайте текст.

Молоко или сметана

В одной деревне жили муж и жена. Жили они очень бедно, у них не было ни коровы, ни овец, ни кур. Но они мечтали разбогатеть.

Однажды они шли через лес и увидели в траве рядом с дорогой зайца. Заяц сидел неподвижно, он спал. Муж и жена очень обрадовались.

— Мы подойдем к зайцу тихо-тихо и поймаем его! — решили они.

— А потом, — сказал муж шепотом, — мы продадим нашего зайца на рынке. За такого большого зайца нам должны хорошо заплатить. И на эти деньги мы купим курицу. У курицы появятся цыплята, они подрастут и скоро у нас будет много кур. Мы будем продавать на рынке яйца и мясо, заработаем много денег и купим корову.

— Да, да! — соглашалась жена.

— А потом, когда наша корова будет давать нам много вкусного молока, ты жена, будешь продавать его на рынке! А часть молока мы сами будем пить каждый день. Вот это будет счастливая жизнь! Каждый день у нас на завтрак будет парное молоко!

— Нет, не будет! — ответила жена. — Я не люблю молоко, поэтому я буду делать из молока нашей коровы вкусную сметану. Часть сметаны мы будем продавать на рынке, а часть оставим себе. И каждый день мы будем есть свежайшую сметану на завтрак! Вот это будет счастливая жизнь!

Но муж не любил сметану так же сильно, как его жена не любила молоко. Поэтому спор перешел в ссору. Муж и жена громко ругались и кричали: Молоко, молоко, молоко! Сметана, сметана, сметана!

От шума заяц проснулся и убежал, а муж и жена долго ещё продолжали спорить, что вкуснее: молоко или сметана.

Упражнение 5. Ответьте на вопросы.

1. Где жили муж и жена?

2. Они жили бедно или богато?

3. Где и когда они увидели зайца?

4. Зачем муж и жена хотели поймать зайца?

5. Что муж и жена хотели сделать с деньгами, которые они планировали получить за продажу зайца?

6. На какие деньги они хотели купить корову?

7. Почему муж и жена начали ссориться и громко ругаться?

8. Почему они не поймали зайца и не разбогатели?

9. Чему нас учит эта притча?

Упражнение 6. Перескажите текст.

ГЛАВА 21

Упражнение 1. Найдите в словаре значения слов:

Желудь, дуб, белка, ствол (дерева), вершина (дерева), состязание.

Упражнение 2. Прочитайте слова и выражения.

Старый дуб, корни дерева, ствол дерева, обидные крики, обращать внимание, добраться до вершины, спускаться вниз, видеть цель, придавать сил.

Упражнение 3. Прочитайте текст. Назовите его.

Однажды белки, которые жили в лесу, захотели выбрать царя. Они решили, что царем станет самая ловкая, сильная и умная белка, которая достанет желудь с вершины самого высокого в лесу старого дуба.

Все белки собрались вокруг огромного дерева и те, кто хотел стать царем, быстро побежали по корням и стволу дуба к вершине.

И только одна белка двигалась очень медленно и осторожно, потому что она была старая и слабая.

Белки, которые наблюдали за соревнованием, громко смеялись над ней:

— Как ты будешь управлять всеми белками нашего леса?! Даже твои слабые лапки тебя не слушаются!

Но старая белка не обращала внимания на обидные крики и оскорбления, она продолжала спокойно подниматься все выше и выше по дереву.

Другие белки жалели своего старого друга. Они советовали ей подумать о своём здоровье и прекратить участвовать в опасном соревновании, в котором у неё нет шансов выиграть.

Но ни жалость, ни добрые советы не останавливали старую белку, которая по-прежнему медленно, но упорно продолжала свой путь наверх.

Скоро она увидела молодых белок, которые спускались вниз.

— Возвращайся, старая белка! — говорили они ей. — Этот дуб слишком высокий, поэтому никто не сможет добраться до его вершины. Это невозможно. И глупо: дуб слишком старый, поэтому на нём нет никаких желудей!

Старая белка не стала спорить, она продолжила подниматься вверх и скоро исчезла в листве верхних веток дуба.

А вечером она спустилась с самым большим желудем, который когда-либо видели в этом лесу белки.

— Дедушка-белка! — удивлялись все белки большого леса, — как тебе удалось подняться так высоко? Ведь даже сильные и молодые белки не смогли дойти до вершины этого старого дуба? А ты, старый и слабый, не только сделал это, но и принёс этот удивительный огромный жёлудь!

— Дорогие друзья, я всегда хотел посмотреть, что же там, на вершине старого дуба. С детства я мечтал узнать, есть ли на этом дереве жёлуди и какие они. Это и стало моей целью, я видел вершину дерева и шёл к ней. А вы, мои друзья, очень помогли мне, это ваша поддержка придала мне силы. Конечно, вы знаете, что я оглох много лет назад и почти ничего не слышу, поэтому я не слышал, что вы мне говорили. Но я был уверен, что вы, мои друзья, подбадриваете меня и желаете мне удачи. Это и помогло мне дойти до вершины.

Упражнение 4. Назовите текст. Объясните ваш выбор названия текста.

Упражнение 5. Ответьте на вопросы.

1. Что однажды решили сделать белки?

2. Как белки решили выбрать царя?

3. Как старая белка участвовала в соревновании?

4. Что говорили ей другие белки?

5. Почему другие белки советовали старой белке не участвовать в соревновании?

6. Что сказали старой белке молодые?

7. Кто из белок победил в соревновании?

8. Как старая белка объяснила причину своей победы?

9. Какие черты характера помогли старой белке победить?

10. Чему нас учит эта притча?

Упражнение 6. Закончите предложения в соответствии с текстом.

1. Однажды белки, которые жили в лесу, захотели …. 2. Белки решили, что царем станет …. 3. И только одна белка двигалась …. 4. Но старая белка не обращала внимания на обидные крики и оскорбления, она …. 5. Другие белки советовали ей подумать о своём здоровье и …. 6. Старая белка не стала спорить, она продолжила подниматься вверх и скоро исчезла в листве верхних веток дуба, а вечером она спустилась с ….

ГЛАВА 22

Упражнение 1. Найдите однокоренные слова:

Вкус, спор, мясной, сравнивать, спорить, друзья, кусок, вкусно, сравнение, малость, откусить, мясо, вкусный, маленький, по-дружески.

Упражнение 2. К словам подберите синонимы.

Честно, сердито, пытаться, сердиться, чересчур, поверить, позволить.

Слова для справок: справедливо, злобно, стараться, злиться, слишком, доверить, разрешить.

Упражнение 3. К словам подберите антонимы.

Голодный, злой, ссориться, первый, хитрый, друзья, одинаковый, жадный, открытый.

Слова для справок: сытый, добрый, мириться, последний, глупый, враги, разный, закрытый, щедрый.

Упражнение 4. Слова в скобках поставьте в нужной форме.

Испечь (пирог), положить у (открытое окно), пробегать по (двор), сбросить пирог на (земля), ссориться из-за (пирог), отнять у (я), отнять (пирог), доверять (я), позволить (я), откусить от (пирог) по (кусок).

Упражнение 5. Прочитайте текст. Объясните название текста. Чему нас учит эта притча?

По-дружески

Однажды хозяйка испекла вкусный мясной пирог и положила его у открытого окна остывать. А в это время по двору пробегали кот и собака. Они увидели мясной пирог, прыгнули на него и сбросили пирог на землю.

И кот, и собака были очень голодные и очень жадные. Они стояли рядом с пирогом и ссорились. Кошка сердито шипела, а собака злобно рычала.

— Это мой пирог, — сказала кошка, — я первая его увидела.

— Нет, мой, — отвечала собака, — это я первая прибежала на его вкусный мясной запах, это я сбросила пирог на землю.

На шум их ссоры из леса прибежала хитрая лиса. Она увидела кота, собаку и вкусный мясной пирог, который лежал на земле между ними.

— Не ссорьтесь — вы же друзья. А я ваш друг. И я помогу вам решить ваш спор справедливо и по-дружески. Давайте поговорим спокойно, из-за чего вы так ссоритесь, друзья мои?

— Эта наглая и жадная кошка хочет присвоить мой мясной пирог, — сказала собака.

— Я всё утро ждала, пока хозяйка испечет мой мясной пирог, пока положит его на окно остывать, я прыгнула за ним на окно. А эта бессовестная собака хочет отнять у меня мой пирог! — закричала кошка.

— Дорогие друзья, успокойтесь! Если вы позволите мне, я разрешу ваш спор и поделю между вами пирог честно и по-дружески! — сказала лиса. — Вы мне доверяете?

— Ладно, — согласились кот и собака, — мы тебе доверяем! Раздели этот пирог между нами! Только сделай это справедливо и по-дружески.

— Конечно, конечно, мои дорогие друзья! — успокоила их лиса.

Лиса взяла мясной пирог и аккуратно разломила его на неравные половины. Кусок, который был побольше, лиса дала кошке, а кусок поменьше предложила собаке.

— Разве это по-дружески?! Ты что же, не можешь сделать наши куски одинаковыми? — разозлилась собака. — Посмотри, половина кошки намного больше моего куска пирога! Это нечестно!

— Извини! Сейчас я это исправлю, — сказала лиса и откусила от половины пирога кошки. После этого кусок пирога, который она протянула собаке, стал казаться кошке чересчур большим по сравнению с её частью пирога. Лиса согласилась с кошкой и постаралась это исправить. Она опять откусила большой кусок пирога, но снова его части не выглядели одинаково. Итак, раз за разом лиса откусывала от каждой части пирога по большому куску, до тех пор, пока от него не осталось две маленькие крошки.

— Друзья мои! — улыбнулась лиса, — я скажу вам честно и по-дружески: незачем таким хорошим друзьям как вы ссориться из-за такой малости? И лиса съела последние крошки мясного пирога и убежала в лес.

Упражнение 6. Составьте план текста. Назовите каждую часть текста.

Упражнение 7. Перескажите текст по плану.

Упражнение 8. Составьте вопросы к тексту таким образом, чтобы ответы на них составили краткий пересказ текста.

Упражнение 9. Выберите правильный вариант.

1. Однажды хозяйка испекла …

а) торт и пригласила гостей на чай;

б) пирожки и угостила детей;

в) вкусный мясной пирог и положила его на подоконник открытого окна остывать.

2. А в это время по двору пробегали …

а) куры и утки;

б) кот и собака;

в) маленькие дети.

3. На шум ссоры кота и собаки …

а) из дома вышла хозяйка;

б) прибежали из деревни люди;

в) из леса прибежала хитрая лиса.

4. Лиса обещала коту и собаке …

а) испечь вкусный мясной пирог;

б) разделить пирог честно и по-дружески;

в) научить их печь вкусные мясные пироги.

5. Хитрая лиса сама …

а) украла мясной пирог;

б) съела весь мясной пирог;

в) испекла мясной пирог.

ГЛАВА 23

Упражнение 1. Найдите однокоренные слова.

Старость, мудрый, строить, уважать, справедливый, богач, уважать, справедливость, завещать, мудрость, богатство, завещание, строительство, старик, уважаемый, мудрец.

Упражнение 2. К данным словам подберите антонимы.

Мудрый, жадный, богатый, богач, милосердие, добрый, огромный.

Слова для справок: маленький, злой, жестокость, бедняк, бедный, щедрый, глупый.

Упражнение 3. Прочитайте словосочетания.

В старые времена, пожертвовать на доброе дело, ходить от дома к дому, получить отказ, завещать огромные деньги, включить в завещание, давать имена, отводить место подальше от дома, приносить пользу, остаться в памяти людей.

Упражнение 4. Прочитайте текст.

Курица и свинья

В старые времена в одной деревне крестьяне решили построить больницу. Для строительства нужны были большие деньги, поэтому все жители деревни решили пожертвовать на доброе дело кто сколько сможет. Собирать деньги для строительства больницы жители деревни поручили самому уважаемому, мудрому и справедливому старику в деревне. Он ходил от дома к дому и все крестьяне с радостью давали ему деньги.

И только в доме самого богатого человека деревни старик получил отказ. Он очень удивился.

— Но почему Вы не хотите помочь строительству больницы? Разве вы не хотите, чтобы у нас в деревне была больница? Вы не понимаете как это важно для нашей деревни?

— Я очень рад, что у нас в деревне будет больница! Я прекрасно понимаю, как важно для всех жителей деревни построить её! Я первый приду туда лечиться!

— Тогда почему вы не хотите пожертвовать немного денег на строительство больницы? Все жители деревни, даже самые бедные из нас, нашли деньги на это доброе и нужное для всех людей деревни дело! И только вы один отказываетесь внести свой вклад! Неужели у вас нет ни капли милосердия!

— Что вы! Я очень хочу помочь всем людям деревни. И хоть сейчас я не дам ничего, но уже давно я завещал огромные деньги для помощи бедным людям. А теперь я включу в свое завещание и нашу больницу!

На это старик ответил:

— У крестьян нашей деревни много и коров, и свиней. Корова даёт только молоко, а свинья даёт много сала и мяса, из её кожи делают обувь и одежду, из её щетины делают щетки. Но, несмотря на это, люди любят и уважают коров, гладят их и дают им ласковые имена. А для свиньи отводят место подальше от дома, не жалеют её, не любят и не уважают.

Что же такого в свинье, что люди стараются быть подальше от неё, несмотря на всю пользу, которую она приносит? Просто корова даёт то, что у неё есть — хоть это и небольшое богатство — но сразу и каждый день, а свинья, наоборот, даёт много, но только после её смерти.

Подумайте, кем Вы хотите остаться в памяти людей?

Богач задумался и дал деньги на строительство больницы в деревне.

Упражнение 5. Ответьте на вопросы.

1. Что решили построить в своей деревне крестьяне?

2. На какое доброе дело решили пожертвовать деньги все жители деревни?

3. Кому жители деревни поручили собирать деньги для строительства больницы?

4. Кто отказался пожертвовать деньги на строительство больницы?

5. Как богач объяснил свой отказ дать деньги на строительство больницы?

6. Какую притчу рассказал старый крестьянин богачу?

7. Почему богач передумал и дал деньги на строительство больницы?

Упражнение 6. Прочитайте предложения. Какие из этих утверждений истинные, а какие ложные?

1. В одной деревне крестьяне решили построить школу.

2. В одной деревне крестьяне решили построить больницу.

3. В одной деревне старик решил построить больницу.

4. Собирать деньги для строительства больницы жители деревни поручили самому богатому человеку в деревне.

5. Собирать деньги для строительства больницы жители деревни поручили самому уважаемому, мудрому и справедливому старику в деревне.

6. Богач отказался пожертвовать деньги на строительство больницы, потому что он не понимал, как нужна больница жителям деревни.

7. Богач отказался пожертвовать деньги на строительство больницы, потому что он завещал много денег больнице после своей смерти.

Упражнение 7. Закончите предложения согласно тексту.

1. Для строительства нужны были большие деньги, поэтому …. 2. Собирать деньги для строительства больницы жители деревни поручили …. 3. Старик ходил от дома к дому и …. 4. Корова даёт только молоко, а свинья даёт много …. 5. Богач задумался и ….

ГЛАВА 24

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Слова в скобках поставьте в нужной форме.

1. Когда человек решил организовать (свадьба) сына, он отправился на (рынок), чтобы купить всё необходимое для (большой праздник): продукты, посуду, подарки для (гости и родственники). 2. И (лошадь) и (осел) было тяжело нести покупки. 3. И лошадь, и осел долго шли по (пыльная дорога). 4. Лошадь попросила (осел) помочь (она) и взять часть её (груз). 5. Хозяин снял с (лошадь) все покупки и нагрузил всё на (осел).

Упражнение 2. Прочитайте текст. Объясните его название.

Поможешь ты, помогут тебе

У одного крестьянина были лошадь и осёл. Когда крестьянин решил организовать свадьбу сына, он отправился на рынок, чтобы купить всё необходимое для большого праздника: продукты, посуду, подарки для гостей и родственников.

Все покупки человек нагрузил поровну на лошадь и осла, а сам шёл рядом.

Покупки были очень тяжелые, их было так много, что и лошади, и ослу было тяжело нести их.

И лошадь, и осел долго шли по пыльной дороге. Л



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.016 с.)