Религиоведение: методическое указания к семинарским занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиоведение: методическое указания к семинарским занятиям



Арсенина О.В.

 

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ: методическое указания к семинарским занятиям

ВлГУ 2012

 

 

Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета кафедры ФиР ВлГУ.

 

Данное методическое пособие поможет студентам подготовиться к семинарским занятиям по дисциплине Религиоведение.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цели и задачи изучения дисциплины. Курс религиоведения включен в учебные планы з-го поколения многих срециальностей ВлГУ. Необходимость преподавания религиоведения обусловлена важной ролью религии в культурной и политической жизни общества и отдельного человека в частности.

Научное, объективное изучение религии является одной из важнейших составных частей современного гуманитарного знания. Религиоведение представляет собой самостоятельную науку в системе гуманитарного знания. В соответствии с ГОС ВПО по техническим и гуманитарным специальностям, целями курса - является: дать представление о современном религиоведении как гуманитарной науке. Показать эволюцию религии в современном мире: от первых представлений до современных дефиниций религии. Показать формирование религиоведения как науки в середине 19 века. Расскрыть специфику религиозных верований внутри каждого исторического типа (первобытность, античность, средневековье, Возрождение, классицизм, Просвещение и др.), раскрыть основные понятия курса религиоведения.

Конечная цель курса религиоведения состоит в том, чтобы помочь студентам составить представление о сущности религии и основах вероучения различных религиозных систем. Это позволит им самостоятельно ориентироваться в отвлеченных религиозных понятиях и определить собственную позицию по отношению к многочисленным современным религиозным течениям, сформировать толерантное отношение к представителям самых разных религий и уважение к инакомыслию.

Задачи.

1. Заложить основы сущностного понимания религии как общественного явления.

2. Выработать целостное представление о религии, ее появлении, функциях, закономерностях, институтах, явлениях и процессах, динамике развития.

3. Закрепить в сознании студентов основные понятия и категории религиоведения.

4. Охарактеризовать основные особенности развития религии в ее историческом контексте.

5. Рассмотреть культурно-исторические формы развития религии.

6. Определить самобытность и своеобразие национальных и мировых религий.

7. Способствовать выработке и закреплению толерантного отношения к различным религиозным традициям.

8. Способствовать расширению практики освоения студентами религии как формы культуры посредством посещения музеев, выставок, концертов.

9. Способствовать углубленному изучению студентами отдельных тем курса в процессе самостоятельной работы над рефератами.

 

Практические занятия

Тема 1. Функции религии. Религиоведение и богословие. Классификация религий.

План семинарского занятия

1. Основные классы понятий и терминов.

2. Элементы и структура религии.

3. Функции религии в обществе и культуре.

 

Контрольные вопросы

1) Что изучает религиоведение?

2) Какие разделы включает религиоведение?

3) Что является предметом религиоведения?

4) Что изучает социология религии?

5) Что изучает психология религии?

6) Что изучает философия религии?

7) Что изучает феноменология религии?

8) Что изучает каузальный анализ?

9) Что представляет собой исторический метод?

10) Какой метод называют сравнительно-историческим?

11) Что называется типологическим методом?

12) Что представляет собой феноменологический метод?

13) Какой метод ведет истолкование сакральных текстов и выявляет связь текста с социокультурным контекстом?

14) В чем сущность структурно-функционального метода?

15) Кто из авторов охарактеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов?

16) Теологические определения религии и их авторы.

17) Философские и социологические определения религии и их авторы.

18) Биологические и психологические определения религии и их авторы.

19) Этнологические определения религии и их авторы.

20) Сущностные характеристики религии?

21) Что такое религиозное сознание?

22) Определите соотношение понятий «вера» и «религиозная вера».

23) Каково соотношение религии и мифологии?

24) Каково соотношение религии и мистики?

25) Какую деятельность называют религиозной?

26) Что такое религиозный культ, ритуал?

27) Что такое религиозные отношения?

28) Когда появились религиозные организации?

29) Сущность и структурные особенности церкви как религиозной организации.

30) Сущность и структурные особенности секты как религиозной организации.

31) Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции религии.

 

Литература к теме

1. Основы религиоведения: Учебник для вузов / Под ред. И. Н. Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.

2. Основы религиоведения: учебник для вузов / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др.; под ред. И. Н. Яблокова. - 4-е изд, перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с. - (Классический университетский учебник: посвящ. 250-летию Моск. ун-та).

3. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. Яблокова И. Н. - М.: Университет, 2001. - 576с.

4. Гуревич, Павел Семенович. Религиоведение: учеб. пособие / П. С. Гуревич; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М.; Воронеж: МПСИ, 2005. - 694 с.

5. Лобазова, Ольга Федоровна. Религиоведение: учебник / О. Ф. Лобазова. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 411 с. - (Серия "Высшее образование").

6. История религии: Учебник для вузов. [В 2 т.]. Т. 1 / В. В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004.

7. История религии: Учебник для вузов. [В 2 т.]. Т. 2 / Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдов и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004.

8. Основы религиоведения: [Учебник для вузов] / [Борунков Ю. Ф., Никонов К. И., Яблоков И. Н. и др.]; Под ред. Яблокова И. Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1998. - 480с.

План семинарского занятия

 

1. Происхождение религии. Первоначальные религиозные представления. Религия и мифология.

2. Формы религиозных отношений в ранних религиях.

3. Функции религии в обществе и культуре.

4. Классификация основных религиозных систем, отличительные признаки народностно-национальных и мировых религий.

 

Контрольные вопросы

1. На каких основаниях можно утверждать, что ранними формами религии были анимизм, тотемизм и фетишизм?

2. Основные черты анимизма.

3. Основные черты тотемизма.

4. Основные черты фетишизма.

5. Шаман и его роль в ранних религиозных культах.

6. Ранние формы религии и мифология.

7. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в ранних формах религии.

8. Что такое магия?

9. Что такое политеизм?

10. Типологические черты политеистических религий Древнего Востока.

11. Священные тексты религий Древнего мира.

12. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в религиях древних восточных цивилизаций.

13. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в религиях античных цивилизаций.

14. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в религиях древних кельтов.

15. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в религиях древних германцев.

16. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в религиях древних славян.

17. Мировоззренческая функция религии древних славян.

18. Мировоззренческая функция религии древних германцев.

19. Мировоззренческая функция религии древних кельтов.

20. Регулирующая функция древневосточных религий.

21. Что такое митраизм?

22. Признаки народностно-национальной религии.

23. Характерные черты мировой религии.

Темы докладов

1. Религия Древнего Египта и политическая культура.

2. Религия Древнего Рима и политическая культура.

3. Религия Древнего Китая и политическая культура.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса важно выделить и раскрыть социальные, психологические, гносеологические предпосылки религии, дать характеристику первоначальным религиозным представлениям, анализ религии и мифологии.

При раскрытии третьего вопроса важно показать основные функции религии в жизни общества, ее роль и место в культуре и в жизни человека, связь религии с наукой, философией, искусством.

Четвертый вопрос посвящен анализу классификации основных религиозных систем и их общей характеристики. Во-первых, надо обратить внимание на основания классификации, важнейшими из которых являются этапы развития самого общества. Так, первобытные верования в виде фетишизма, тотемизма, магии, анимизма характерные для первобытного общества, родоплеменных отношений. Народностно-национальные религии характерны для периода становления и развития классового единства, формирования и развития государств, цивилизации в целом. Здесь надо остановиться на следующих религиозных системах: индуизм, джайнизм, зороастризм, религия славян, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм. Возникновение мировых религий, таких как буддизм, христианство, ислам характерно для более высокого уровня развития культуры, когда религия перерастает национальные рамки и выходит на уровень общечеловеческих ценностей. В этом суть проявления и внутренней логики развития самой религии.

 

Литература к теме 2

1. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.

2. Малиновский Б. Магия, наука и религия (фрагменты из книги)//Этнографическое обозрение. 1993. - N 6.

3. Малиновский Б. Искусство магии и могущество веры //Магический кристалл. Магия глазами учёных и чародеев. М., 1992.

4. Малиновский Б. Искусство магии и могущество веры //Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: «Гардарика», 1997.

5. Басилов В.Н. и др. «Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции» //Этнографическое обозрение. 1993. № 5.

6. Шаманизм и ранние религиозные представления. Сб-к / Отв. ред. Д.А. Функ. – М.: ИЭА РАН, 1995.

7. Шаманизм и иные традиционные верования и практики. Материалы международного конгресса. Москва, Россия, 7-12 июня 1999 г. / Ред. В.И. Харитонова и Д.А. Функ. – М.: ИЭА РАН, 1999.

8. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

9. Рубинштейн Р.И. Египетская мифология //Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1.

10. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

11. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М., 1982.

12. Бодде Д. Мифы Древнего Китая //Мифология Древнего мира. М., 1977.

13. Васильев Л.С. Культы, религия, традиции в Китае. М., 1970.

14. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. М., 1960.

15. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.

16. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима /Сост. А.А. Нейхардт. – М., 1988.

17. Эрос: Философские маргиналии проф. П.С. Гуревича. – М.: Советский писатель “Олимп”, 1991.

18. Лукьяненко К. По следам кельтских богов //Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: «Гардарика», 1997.

19. Асов А. Брачные узы Сварога и Матери Сва: [О семейных обычаях дохристианских славян. Женщины – положение в семье] //Наука и религия. – 2000. № 3.

20. Зеленин Д.К. Избр. Труды. Очерки русской мифологии. М., 1995.

21. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

22. Кондаков И.В. Культура России. Часть 1. Учебное пособие.– М., 2000. Гл. III.

23. Котляревский А.О. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1968.

24. Мифы древних славян. Велесова книга. - Саратов, «Надежда», 1993.

25. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград, 1986.

26. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: «Наука», 1987.

27. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. 2-е изд. М., 1994.

28. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2001.

29. Конфуций. Изречения. – М., 1994.

30. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

31. Мифы народов мира. – М., 1980-1982. Т. 1, 2.

План семинарского занятия

1. Конфуцианство: основные понятия, идеи, культ. Формы религиозных отношений. Функции конфуцианства в культуре Китая.

2. Даосизм: основные понятия, идеи, культ. Формы религиозных отношений. Функции даосизма в культуре Китая.

3. Иудаизм: основные понятия, идеи, культ. Формы религиозных отношений. Функции иудаизма в культуре Израиля.

Контрольные вопросы

1. Священная литература конфуцианства.

2. Основные идеи и понятия учения Конфуция.

3. Особенности конфуцианского культа.

4. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в конфуцианстве.

5. Конфуцианство и политическая культура Древнего и средневекового Китая.

6. Мировоззренческая функция конфуцианства.

7. Регулирующая функция конфуцианства.

8. Священная литература даосизма.

9. Основные идеи и понятия даосизма.

10. Даосизм в культуре Китая.

11. Особенности даосского культа.

12. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в даосизме.

13. Мировоззренческая функция даосизма.

14. Регулирующая функция даосизма.

15. Священная литература иудаизма.

16. Основные идеи иудаизма.

17. Основные направления иудаизма.

18. Мировоззренческая функция иудаизма.

19. Регулирующая функция иудаизма.

20. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в иудаизме.

21. Иудаизм и политическая культура Древнего Израиля.

22. Роль иудаизма в еврейской культуре.

Темы докладов

1. Конфуцианство в современном Китае.

2. Даосизм в современном мире.

3. Иудаизм в современном мире.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

1. Что означают имена Адам и Ева? Кто нарёк их?

2. За что Каин убил Авеля? Как Бог наказал Каина?

3. Сколько дней продолжался потоп?

4. Какая птица, выпущенная Ноем, нашла сушу на затопленной земле? Каким символическим значением, по вашему мнению, наделена эта птица?

5. Бог завещал Ною более не истреблять плоть водами потопа. Что стало знамением этого завета?

6. Какой объект Бог даёт Авраму и его народу навсегда?

7. Какой Завет заключил Бог с Аврамом? Что стало знаком Завета?

8. Что такое Содом и Гоморра? За что Ангелы Божьи их уничтожили? Каково символическое значение названий «Содом и Гоморра»?

9. Чем, по вашему мнению, объясняется в Ветхом завете эпизод инцеста, связанный с Лотом и его дочерьми?

10. В чем смысл жертвоприношения Исаака?

11. Как с жизнеописанием Моисея связано понятие «неопалимая купина»? («И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста»).

12. Где в Библии впервые называется имя Бога – Иегова и как оно переводится?

13. Объясните текстом Библии выражение «тьма египетская».

14. Что такое Пасха Господня?

15. Где обосновано иудейское пасхальное требование 7 дней есть лишь пресный хлеб (мацу)?

16. «Манна небесная»: найдите в тексте сюжет, объясняющий это выражение.

17. Где впервые говорится о 10-ти заповедях?

18. Как наказывает Бог ненавидящих Его и помогает любящим Его?

19. Какие другие законы Божьи записал Моисей?

20. Какой запрет в питании устанавливает одна из Божьих заповедей «Не вари козлёнка в молоке матери его»?

ЛЕВИТ

21. Где говорится о том, каких животных, птицу и рыбу Господь разрешает использовать в пищу (чистых), каких – не разрешает (нечистых)?

22. Где устанавливается правило считать женщину существом менее чистым, чем мужчина?

23. Где устанавливается запрет употреблять кровь животных в пищу?

24. Какие грехи считаются смертными (наказываются смертью, истреблением из народа)?

25. Что запрещается священникам?

26. С какими качествами жертву можно приносить Богу?

27. Установление празднования Пасхи.

28. Запрет продавать землю обетованную, давать деньги в рост своим сородичам.

 

ЧИСЛА

29. Что разрешает Бог сделать израильтянам, чтобы поселиться на земле обетованной?

30. Как говорится о том, что земля обетованная священна? – На ней нельзя…?

 

ВТОРОЗАКОНИЕ

31. Найдите запрет израильтянам вступать в брак с людьми из иных народов.

32. Милости Божьи и любовь Божья обещается избранному народу при условии…?

33. Почему левитам, в отличие от других колен (родов) израильтян не была выделена часть земли обетованной?

34. При каких условиях физическая близость между мужчиной и женщиной наказывается: а) смертью; б) штрафом?

35. Где устанавливается запрет израильтянам на проведение ростовщических денежных операций с представителями своего народа и разрешаются ростовщические операции с иноплеменниками?

36. Где устанавливается закон левирата?

37. О чём сообщает глава 28 Второзакония?

38. В чём уникальность Моисея?

Темы докладов

1. Конфуцианство: основатель, литература, основные понятия и идеи.

2. Конфуцианство в истории и культуре Китая до настоящего времени.

3. Даосизм: основатель, литература, основные понятия и идеи.

4. Иудаизм: священная литература, основные понятия и идеи.

5. Культовые сооружения, символика, праздники и обряды иудаизма.

6. Влияние иудаизма на культуру повседневности: кошерная пища.

7. Иудаизм как фактор социально-экономического положения евреев в средневековой Европе и Европе Нового Времени.

Литература к теме

1. Васильев Л.С. Культы, религия, традиции в Китае. М., 1970.

2. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.

3. Василец В. Из Китая – любовью и грустью //Эхо планеты. – 2001. - № 49 (30 ноября-6 декабря).

4. Головнин В. Что кроется за феноменом Кондзуми? //Азия и Африка сегодня. 2001. № 9.

5. Делюсин Л. Модернизация и учение Конфуция (Китай) //Азия и Африка сегодня. 2001. № 7.

6. Каптерева Т., Виноградова Н. Искусство средневекового Востока. М., 1989.

7. Мантек Чиа. Цигун Железная рубашка. Пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1999.

8. Просеков С.А. Китай как особый тип перманентно развивающейся цивилизации: в чём заключается загадка её быстроразвивающейся экономики и культуры? Велика ли была роль конфуцианства? //История. Культура. Цивилизация: Учебное пособие. М., 1998. С. 149-152.

9. Просеков С..А. Какое государство, по Конфуцию, соответствует современной китайской цивилизации? //История. Культура. Цивилизация: Учебное пособие. М., 1998. С. 153-155.

10. Рахманкулова Н.Ф. Ценности и возникновение национальной философской традиции (Индия и Китай) //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2000. - № 1.

11. Стивенс, Хозе. От Дао - Земле… Пер. с англ. – М.: ИД «Гелиос», 2001.

12. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.

13. Волков А.П. Видишь ли ты свет своей звезды. – Рига, 1992.

14. Гачев Г.Д. Еврейский образ мира //Национальные образы мира: Курс лекций. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. Ч. 2. С. 225-243.

15. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994.

16. Дубнов С.М. Краткая история евреев. В 3-х частях (Репринтное воспроизведение издания 1912 г.) М.: Сварог, 1996.

17. Еврейская культура в вопросах и ответах /Автор-составитель И. Саванчук. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.

18. Еврейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: ТЕРРА,1991. Т. 8.

19. Изотов А. Тайна Евангелия от Иоанна //Природа и человек. – 2001. - № 3. (в т.ч. о применении Каббалы для достижения успеха в жизни, взаимоотношении Евангелия и Каббалы)

20. Козлов С.Я. Российские евреи: конфессиональная ситуация в конце ХХ века //Этнографич. обозрение. – 2000. - № 5.

21. Малерб М. Еврейские праздники //Малерб М. Религии человечества. М.-СПб., 1997.

22. Материальный успех присущ именно евреям: по материалам электронных СМИ //Офаким (Горизонты). – Самара. – 2003, сентябрь.

23. Пилкингтон С.М. Иудаизм /Пер. с англ. М.: ГРАНД, 1999.

24. Телушкин Р.И. Еврейский мир. – М., 1998.

Тема 4. Индуизм и буддизм

План семинарского занятия

1. Индуизм: возникновение, основные идеи и направления, культ. Формы религиозных отношений. Функции индуизма в культуре Индии.

2. Буддизм: возникновение, основные идеи и направления, культ. Формы религиозных отношений. Функции буддизма в национальных культурах.

 

Контрольные вопросы

1. Священная литература индуизма.

2. Основные идеи и понятия индуизма.

3. Особенности индусского культа.

4. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в индуизме.

5. Индуизм и политическая культура Древней и Средневековой Индии.

6. Мировоззренческая функция индуизма

7. Регулирующая функция индуизма.

8. Священная литература буддизма.

9. Основные идеи и понятия буддизма.

10. Особенности буддийского культа.

11. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в буддизме.

12. Буддизм и политическая культура Древней Индии.

13. Мировоззренческая функция буддизма.

14. Регулирующая функция буддизма.

 

Темы докладов

1. Индуизм и политическая культура Индии в 20 веке.

2. Мировоззренческая функция основных течений буддизма: сходство и различие.

3. Буддийские религиозные организации в 20 – начале 21 века.

Литература к теме

1. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования, культурная практика. М., 1977.

2. Воробьёв М. Великая ночь Шивы //Эхо планеты. – 2001. - № 23, 1-7 июня.

3. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. М., 1989.

4. Абэ, Сигэру. Религия материалиста. Вселенская жизнь человека /Пер. с япон. – М., 1993.

5. Буддизм: Словарь. – М., 1992.

6. Буддизм: Четыре благородные истины. – М., 1999.

7. Вон Кью-Кит. Энциклопедия дзэн. М., 1999. Перевод с англ.

8. Дзэн-буддизм. – Бишкек, 1993.

9. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1988.

10. Литература Древнего Востока: Иран, Индия, Китай: Тексты. – М.: МГУ, 1984.

11. Плоть и кость Дзэн /Пер. с англ. – Калининград, 1993.

12. Рахманкулова Н.Ф. Ценности и возникновение национальной философской традиции (Индия и Китай) //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2000. - № 1.

13. Сабуро И. История японской культуры. М., 1972.

14. Тай, Ситупа. Относительный мир, абсолютный ум. – М., 1997.

15. Эррикер, Клайв. Буддизм /Пер. с англ. – М., 1999.

16. Малерб М. Религия и культура //Малерб М. Религии человечества. М.-СПб., 1997.

17. Аюшев Р. Хамбо-лама: карма России – в постоянном беспокойстве //Коммерсант-власть. 1998. № 7.

18. Медовой Б. Улыбка Далай-ламы: О возрождении буддизма в России //Новое время. – 1993. № 29.

19. Островская Е. Буддийские мирские общины Санкт-Петербурга //Социологические исследования. 1999. № 3.

20. Шадеберг А. Буддийские монастыри //Новое время. 1996. № 7.

Методические рекомендации

При анализе буддизма надо уяснить социально-экономические предпосылки его возникновения и духовные основы. Понять главные положения буддизма: антологию, учение о «четырех великих истинах», уяснить, что такое «правильное поведение», «правильное знание». Постараться раскрыть основные направления буддизма.

 

Тема 5.Мировые религии

План семинарского занятия

1. Христианство: возникновение, распространение, особенности вероучения.

2. Особенности православного вероучения, организации и культа.

3. Христианские организации.

4. Формы религиозных отношений.

5. Функции православия в обществе и культуре.

6. Православие в России.

 

Контрольные вопросы

1. Священная литература христианства.

2. У какой древней религии, бывшей конкурентом, христианство заимствовало отдельные черты?

3. Где возникло и как распространялось христианство?

4. Основные идеи и понятия христианства.

5. Мировоззренческая функция христианства.

6. Регулирующая функция христианства.

7. В чем особенности православного вероучения по сравнению с католическим?

8. Особенности христианского культа.

9. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в христианстве.

10. Священная литература православного христианства.

11. В чем особенности православного культа по сравнению с католическим?

12. Христианские религиозные организации.

13. Специфика православной организации по сравнению с католической.

14. Почему на Руси было принято именно православное христианство?

15. Функции и роль православия в культуре России.

16. Что такое экуменическое движение?

Темы докладов

1. Результаты принятия христианства на Руси.

2. Христианство и политическая культура России в 11-17 веках.

3. Православное христианство и искусство в России.

4. Функции религии в культуре: брак в православной традиции.

Литература к теме

1. Вишневский А.Г. Страсть и супружество //Социологические исследования. 1986. № 2.

2. Градова И. Его звали Дракула //Весь мир. – 2001. № 1.

3. Дружинин В.Н. Сравнение типов семейных отношений в католицизме и протестантизме //Психология семьи. М., 1996.

4. Зелинский В., Костомарова Н. Загадка «единой плоти», или попытка задуматься о христианском браке // Церковь и время. 2001. № 2.

5. Изотов А. Тайна Евангелия от Иоанна //Природа и человек. 2001. № 3.

6. Коваль Т.Б. Тяжкое благо: Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа /Отв. ред. Г.В. Цулая. – М.: ИЭА РАН, 1994.

7. Малерб М. Христианские праздники //Малерб М. Религии человечества. М.-СПб., 1997.

8. Мумриков А. Брак и семья в православной традиции //Наука и религия. 2002. № 3.

9. Православие и католичество. Социальные аспекты: Проблемно-тематический сборник /ИНИОН. – М., 1998.

10. Пушкарёва Н.Л. Семья, женщина, сексуальная этика в православии и католицизме: перспективы сравнительного подхода //Этнографическое обозрение. 1995. № 3.

11. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996. Гл.7, п.5. С. 196-204 (сравнительный анализ религиозных норм брака)

12. Рожнова П. Радуница. Русский народный календарь. Обряды, обычаи. – М., 1992.

13. Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991.

14. Семёнов Ю.И. Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян 19 - нач.20 в. //Этнографическое обозрение. 1996. № 1.

15. Шевченко М.Д. Духовная культура Западной Европы и России (сравнительный анализ массовой религиозности). М.: МОНФ, 1999.

16. Богословский М. Так ли уж безгрешна Русская Православная Церковь? //Нева. 2001. № 12.

17. Дрепа Г.Н., Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я. Ментальность и менталитет российского общества… //Российское сознание: психология, культура, политика. Материалы II Международной конференции… Самара, 1997.

18. Как была крещена Русь /Сб-к научных статей. – М., 1989.

19. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

20. Петров П. Русское православие в Америке //Этнографическое обозрение. 1994. № 2.

21. Зарубина Н.Н. Православный предприниматель в зеркале русской культуры //Общественные науки и современность. 2001. № 5.

22. Кон И. Сексуальная культура в России. Клубничка на берёзке. Москва, 1997.

23. Мумриков А. В предчувствии Новой эпохи: О поклонении Богородице на Руси //Наука и религия. 1995. № 3.

24. Мушенок Н.И., Хамматова Р.С. Религиозная вера – нравственный источник российского менталитета //Российское сознание: психология, культура, политика. Материалы II Международной конференции по исторической психологии российского сознания. Самара, 1997.

25. Резников Е.Н. Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа //Российское сознание: психология, культура, политика. Самара, 1997.

26. Дмитриева М.А. Православие и русская культура //Русская литература. 1995. № 4.

27. Дунаев М.М. Православие и русская литература //РЖ Социальные и гуманитарные науки. Сер. 7. Литературоведение. 2000. № 1.

План семинарского занятия

1. Католицизм: основные идеи и понятия, культ.

2. Формы религиозных отношений в католицизме.

3. Религиозные организации в католицизме.

4. Функции католицизма в обществе и культуре.

5. Протестантизм: основные идеи и понятия, культ.

6. Формы религиозных отношений в протестантизме.

7. Религиозные организации в протестантизме.

8. Функции протестантизма в обществе и культуре.

Контрольные вопросы

1. Священная литература католицизма.

2. Основные идеи и понятия католицизма.

3. Особенности католического культа.

4. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в католицизме.

5. Религиозные организации в католицизме.

6. Мировоззренческая функция католицизма.

7. Регулирующая функция католицизма.

8. Западное христианство (католицизм) и политическая культура (5-8 века).

9. Католицизм и политическая культура: крестовые походы.

10. Религиозный аспект борьбы европейских народов против политических и территориальных притязаний Турции.

11. Священная литература протестантизма.

12. Основные идеи и понятия протестантизма.

13. Особенности протестантского культа.

14. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в протестантизме.

15. Религиозные организации в протестантизме.

16. Мировоззренческая функция протестантизма.

17. Регулирующая функция протестантизма.

18. Каковы тенденции развития в современном протестантизме?

Темы докладов

1. Черты модернизация католической церкви после II Ватиканского собора.

2. Сходство и различие в мировоззрении и религиозной организации основных направлений протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство.

3. Функции религии в культуре: брак в католической и протестантской традиции: сравнительный аспект.

4. Западное христианство и искусство.

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТАМ НОВОГО ЗАВЕТА

(Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна)

 

1. С каким событием в христианстве связан город Вифлеем?

2. Кто такие волхвы и кому они поклонялись?

3. Кто такой Ирод и как с ним связан сюжет «избиение младенцев»?

4. Крещение Иисуса: почему это событие также называют «Богоявление»?

5. Иисус в пустыне: в чем значение этого сюжета?

6. Место и роль Нагорной проповеди в христианском вероучении?

7. Что говорится в Нагорной проповеди о прелюбодеянии?

8. Что говорит Иисус в Нагорной проповеди о разводах между мужем и женой?

9. Что говорит Иисус в Нагорной проповеди о мести? Как он относится к правилу Ветхого Завета «око за око»?

10. Что сказано в Нагорной проповеди об отношении к врагам?

11. Какая самая известная христианская молитва включена в Нагорную проповедь?

12. Найдите в текстах выражения, которые стали основой пословиц и афоризмов («В чужом глазу соломинку увидит, а в своем бревна не замечает», «Метать бисер перед свиньями»).

13. Усекновение головы Иоанна Крестителя: содержание и значение этого сюжета.

14. Объясните значение выражения «Идти по морю как по суше».

15. Накормить пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек.

16. Где говорится о том, что Иисус изгнал всех продающих и покупающих из храма?

17. Что означает понятие «тридцать серебренников»?

18. Кем и где заложена основа таинства причащения хлебом и вином?

19. Что такое Гефсимания?

20. Что убедило стражей распятого Иисуса, что он – Сын Божий?

21. В Евангелии от Марка: что содержательно собой представляет Преображение Иисуса?

22. Что означает название Голгофа?

23. В Евангелии от Луки: Благовещение Деве Марии.

24. Какую цель крещения указывал Иоанн Креститель?

25. Объясните происхождение выражения «Поцелуй Иуды».

26. В Евангелии от Иоанна: кто назвал Иисуса Агнец Божий и почему?

27. Как объясняется замысел Божий по принесению своего сына в жертву?

28. Найдите основу афоризма «Нет пророка в своем отечестве».

29. Где говорится о том, что для развития новой жизни (новых плодов) необходима смерть?

30. Объясните происхождение выражения «Нести свой крест».

34. Как было погребено тело Иисуса по иудейскому обычаю?

Литература к теме

 

1. Дружинин В.Н. Сравнение типов семейных отношений в католицизме и протестантизме //Психология семьи. М., 1996.

2. Зелинский В., Костомарова Н. Загадка «единой плоти», или попытка задуматься о христианском браке // Церковь и время. 2001. № 2.

3. Изотов А. Тайна Евангелия от Иоанна //Природа и человек. – 2001. - № 3.

4. Коваль Т.Б. Тяжкое благо: Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа /Отв. ред. Г.В. Цулая. – М.: ИЭА РАН, 1994.

5. Лев-Старович, Збигнев. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.

6. Малерб М. Христианские праздники //Малерб М. Религии человечества. М.-СПб., 1997.

7. Поль (Аббат). Замысел божий и чудеса его милосердной любви: Изложение христианского вероучения. /Пер. с фр. Брюссель, 1990.

8. Православие и католичество. Социальные аспекты: Проблемно-тематический сборник /ИНИОН. – М., 1998.

9. Пушкарёва Н.Л. Семья, женщина, сексуальная этика в православии и католицизме: перспективы сравнительного подхода //Этнографическое обозрение. - 1995. - N 3.

10. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996. Гл.7, п.5. С. 196-204 (сравнительный анализ религиозных норм брака)

11. Тэнниэхилл Рой. Секс в истории. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

12. Шевченко М.Д. Духовная культура Западной Европы и России (сравнительный анализ массовой религиозности). М.: МОНФ, 1999.

13. Эрос: Философские маргиналии проф. П.С. Гуревича. – М.: Советский писатель “Олимп”, 1991 (об отношении к любви плотской и духовной в христианской культуре)

План семинарского занятия

1. Ислам: возникновение, распространение, особенности вероучения.

2. Исламские организации.

3. Формы религиозных отношений.

4. Функции ислама в обществе и культуре.

5. Ислам в России.

 

Контрольные вопросы

1. Священная литература ислама.

2. Основные идеи и понятия ислама.

3. Особенности исламского культа.

4. Предметная, персонифицированная и образная форма религиозных отношений в исламе.

5. Религиозные организации в исламе.

6. Мировоззренческая функция ислама.

7. Регулирующая функция ислама.

8. Ислам и политическая культура.

9. Как развивался ислам в России?

Вопросы по текстам Корана

1. Что говорится в Коране о питии вина?

2. Что говорится в Коране о разрешенной и запрещенной пище?

3. Что говорится в Коране о соблюдении поста?

4. Где в Коране говорится мужьям: «Ваши жёны – нива для вас, где вы культивируете ваш посев потомства. Они - ваше поле, где вы культивируете свои чувства и любовь, направленная на достижение цели, ожидая удовольствия и удовлетворения. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете, но предварительно делайте что-нибудь благое и для душ ваших»

5. Как обосновано в Коране положение: «Жены имеют столько же прав, сколько и обязанностей, согласно принятому шариату. Но у мужей прав на степень больше…»?

6. Почему, согласно Корану, «Мужчины обязаны заботиться о своих женах и об их благосостоянии»? (4:34).

7. Как, согласно Корану, надо поступить супругам, если согласие между ними невозможно? (4:130)

8. Что говорит Коран о многоженстве? (4:3)

9. Чем обосновано в Коране обязательное для мусульманки ритуальное покрывало (хиджаб, чадра, паранджа)? (33:59)

10. Как призывает Коран наказывать за прелюбодеяние? (Кор 24:2)

11. Имеет ли разведенная женщина, согласно Корану, право на материальное обеспечение? (Кор. 2:241).

 

Темы докладов

1. Брак и семья в исламе (кораническая традиция).

2. Влияние ислама на искусство.

3. Функции и роль ислама в обществе и культуре: концепция войны и мира.

Литература к теме

1. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.325 с.)