ТОП 10:

Инструкция по работе с учебно-методическим пособием



Кафедра общей химии

 

Экология

 

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальностей

высшего профессионального образования

 

 

Краснодар

 

УДК 574 (07)

Составители: канд. хим. наук, доцент З.И. Тюхтенева,

канд. хим. наук, доцент Л.Н. Сороцкая

 

 

Экология. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальностей высшего профессионального образования. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2005. - 28 с.

 

 

В учебно-методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы практических занятий, вопросы к зачету, рекомендуемая литература и требования к оформлению контрольных работ.

 

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета

 

Рецензенты:

д-р. техн. наук, профессор Т.Н. Боковикова,

канд. техн. наук, доцент В.В. Осокин

© КубГТУ, 2005

Содержание

 

Введение . . . . ……………………………………………………….4

1. Инструкция по работе с учебно-методическим пособием……4

2. Программа дисциплины…………………………………………5

3. Контрольная работа…………………………………………….12

4. Содержание и оформление контрольных работ……………...12

5. Задания на контрольные работы ………………………………13

6. Темы практических занятий……………………………………20

7. Вопросы для подготовки к зачету……………………………...24

8. Список рекомендуемой литературы……………………………27


Введение

Методические указания составлены в соответствии с образовательным стандартом Высшего образования по дисциплине «Экология» (ЕН-06, ЕН-05 и ЕН-04) для инженерно-технических (нехимических) специальностей. Экология относится к фундаментальным наукам, знание основ которой необходимо любому инженеру.

Инженер в области экологии должен иметь представление:

- о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;

- о динамических и статических закономерностях в природе;

- о состояниях в природе и их изменениях со временем;

- о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств;

- об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;

- о биосфере и направлении ее эволюции;

- о целостности и гомеостазе живых систем;

- о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах;

- об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий;

- о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферы и биосоциальной природы человека;

знать и уметь использовать:

- основные понятия, законы и модели экологии;

- методы исследования в экологии.

 

Инструкция по работе с учебно-методическим пособием

Работа студента над курсом дисциплины «Экология» состоит из самостоятельного изучения материала по учебникам и учебным пособиям, выполнения контрольной работы, посещения лекций и практических занятий, защиты контрольной работы и сдачи зачета по всему курсу. В методическом пособии приводятся указания, руководствуясь которыми студент успешно освоит дисциплину.

В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указания, что необходимо знать в пределах каждой темы. В заключении приводятся вопросы для самопроверки и ссылки из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, на которых излагается материал темы.

Пример

Литература: [2, с. 3-9], [4, с. 143-149],

где 2 и 4 – порядковые номера литературных источников из списка рекомендуемой литературы;

с. 3-9, с. 143-149 – страницы в соответствующих литературных источниках.

В разделе «Темы практических занятий»приводятся наименования практических занятий, которые будут проводиться в период лабораторно-экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки.

 

2 Программа дисциплины

Программа включает следующие основные темы: биосфера и человек; структура биосферы, экосистемы, взаимоотношение организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды; механизмы и масштабы воздействия технологий, используемых в отрасли, на окружающую среду.

Введение.Предмет экологии как науки. Определение. Место среди других наук. Экологическая ситуация в мире и стране. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества. Решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992). Основные разделы экологии – общая, социальная, прикладная.

Литература: [1, 12-24; 2, 5-11]

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое экология и каков предмет ее изучения?

2. Сформулируйте основные особенности и задачи современной экологии.

3. Какие основные этапы в развитии экологии как науки можно выделить?

4. Каковы основные причины конфликта между обществом и природой в современных условиях?

5. Чем отличаются антропоцентрическое и биоцентрическое направление в экологии?

6. Что такое природоохранная деятельность и каковы ее основные виды?

7. Почему каждому члену общества, в том числе инженерно-техническим работникам, необходимы экологическая культура и экологическое образование?

Тема 2. Учение о биосфере.

Биосфера. Определение. Границы биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ. Роль живых организмов (живого вещества) в формировании и сохранении биосферы, среды обитания. Свойства и функции живого вещества. Устойчивость биосферы, ее механизмы и факторы. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.

Литература: [1, 151-226; 2, 74-79]

Вопросы для самопроверки:

1. В чем уникальность Земли по сравнению с другими планетами Солнечной системы?

2. Какие факторы привели к образованию биосферы на нашей планете?

3. Дайте определение живых систем. Перечислите признаки и функции живых систем.

4. Дайте определение биосферы. Каковы ее границы? Что лимитирует верхнюю и нижнюю границы биосферы?

5. Какие функции выполняет биосфера? Охарактеризуйте их.

6. Каковы важнейшие аспекты учения В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере?

7. В чем состоит значение для биосферы сопряженной эволюции (коэволюции) и группового отбора?

8. Почему человек абсолютно зависим от жизнедеятельности и разнообразия других организмов?

9. Расскажите о роли «живого вещества» в геохимических процессах.

10. В чем основное отличие «живого вещества» от «косного»?

11. Какие ограничения имеет распространение жизни на Земле?

Тема 3. Экология человека

Место и роль человека в окружающем мире. Становление человека как биосоциального вида. Популяционная характеристика человека. Лимитирующий фактор выживания человека. Экосистемы, измененные человеком или искусственно созданные. Специфика создаваемой (изменяемой) человеком среды, адаптация к ней организмов. Социальная среда. Экология и здоровье человека. Влияние различных факторов на здоровье человека. Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и природных вод и здоровье человека. Шумовые загрязнения среды и связанные с ними болезни. Экосистема города. Адаптация человека к условиям окружающей среды. Факторы добровольного риска.

Литература: [1, 227-274; 2, 265-269, 285-290]

Вопросы для самопроверки:

1.Какие биологические факторы среды влияют на здоровье людей?

2. Какие физические экологические факторы влияют на здоровье людей?

3. Что называется «шумовым загрязнением» окружающей среды? Как оно влияет на здоровье людей?

4. Какая связь между химическим загрязнением и возникновением различных заболеваний у человека?

5. Какие заболевания обусловлены загрязнением воды?

6. Какие вещества относятся к канцерогенным? Каковы последствия воздействия канцерогенных веществ на здоровье человека?

7. Какая группа веществ является супертоксикантами?

8. На какие стороны состояния здоровья оказывают наибольшее влияние экологические факторы городской среды?

9. Какие экологические факторы приводят к акселерации, нарушению биоритмов и аллергизации населения?

10. Что такое гигиена и гигиенические нормативы? Экологический оптимум среды обитания человека?

11. Что называют «факторами добровольного риска»? Каковы последствия курения, алкоголизма, наркомании?

12. Каковы источники поступления ионизирующих и неионизирующих излучений и последствия воздействия их на людей?

Контрольная работа

Учебным планом предусмотрено выполнение одной контрольной работы. Контрольная работа включает шесть заданий. Ответы на задания должны быть коротко, но четко обоснованы, за исключением тех случаев, когда по существу вопроса такая мотивировка не требуется, например, когда нужно написать уравнение реакции.

 

4 Содержание и оформление контрольной работы

При сопоставлении ответов на вопросы контрольной работы необходимо хорошо разобраться в их содержании, отобрать по учебникам все существенное, касающееся данного вопроса, и дать краткий, но исчерпывающий ответ, не перегружая его дополнительными объяснениями, переписанными из учебника.

Оформление контрольной работы должно отвечать следующим требованиям:

- работа должна быть написана в тетради или набрана с помощью средств компьютерной техники на листах формата А 4 разборчиво и аккуратно оформлена;

- текст следует размещать, соблюдая размеры полей:

правое – 15 мм;

левое – 30 мм;

верхнее – 15 мм;

нижнее – 25 мм;

- номера и условия заданий, а также ответы на них переписаны в том порядке, в каком они указаны в контрольной работе;

- не допускается использование вольных сокращений;

- на каждой странице оставлены поля для замечаний рецензента;

- ответы должны быть описаны кратко, но в то же время исчерпывающе и подтверждены, если требуется, формулами, уравнениями реакций, графиками и схемами;

- в конце работы приводится список использованной литературы, дата и подпись студента.

Если работа не удовлетворяет указанным требованиям, то она не будет засчитываться. В таком случае ее нужно выполнить повторно в соответствии с указаниями рецензента и выслать на рецензирование вместе с не зачтенной работой. Исправления, если требуется, следует выполнять после рецензии преподавателя, а не в рецензируемом тексте.

Таблица вариантов контрольных заданий приведена в разделе 5 методических указаний. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не засчитывается как сданная.

Задания на контрольные работы

Вариант контрольной работы выбирается по последним двум цифрам шифра зачетной книжки. Если две последние цифры превышают количество вариантов, то для определения варианта нужно отнять от 2-х последних цифр шифра количество вариантов, представленных в контрольном задании.

Пример 1.

Две последние цифры Вашего шифра 74. Всего вариантов контрольных заданий – 50. Ваш вариант: 74 – 50 = 24.

Пример 2.

Две последние цифры Вашего шифра 23. Ваш вариант: 23.

Таблица вариантов контрольных работ

Номер варианта контрольной работы Номера заданий, относящихся к данной контрольной работе
15, 36, 93, 109, 127,159
1, 37, 53, 71, 99, 121
2, 38, 58, 72, 100, 123
3, 39, 59, 73 ,101, 124
4, 40, 60, 74, 102, 127
5, 41, 61, 75, 103, 128
6, 42, 62, 76, 105, 126
7, 43, 63, 77, 104, 124
8, 44, 64, 78, 106, 125
9, 45, 65, 79, 107, 129
10, 46, 66, 80, 108, 130
11, 47, 67, 81, 109, 131
12, 48, 68, 82, 110, 132
13, 49, 69, 83, 111, 138
14, 50, 70, 84, 112, 134
15, 51, 57, 85, 113, 135
16, 52, 58, 86, 114, 136
17, 53, 59, 87, 115, 137
18, 49, 60, 88, 116, 133
19, 55, 61, 89, 117, 139
20, 56, 62, 90, 118, 140
21, 37, 63, 91, 119, 141
22, 38, 64, 92, 120, 142
23, 39, 65, 93, 99, 143
24, 40, 66, 94, 100, 144
25, 41, 67, 95, 101, 145
  Продолжение таблицы
26, 42, 68, 96, 128, 146
27, 43, 69, 97, 103, 147
28, 44, 70, 98, 104, 148
29, 45, 57, 85, 105, 149
30, 46, 58, 65, 106, 150
31, 47, 59, 73, 107, 151
32, 48, 60, 74, 108, 152
33, 49, 61, 75, 109, 153
34, 50, 62, 76, 110, 154
35, 51, 63, 77, 111, 155
36, 52, 64, 84, 112, 156
1, 53, 65, 79, 113, 157
2, 54, 66, 80, 114, 158
3, 55, 67, 81, 115, 159
4, 56, 68, 82, 116, 160
5, 22, 69, 83, 117, 137
6, 37, 72, 84, 118, 138
7, 39, 57, 85, 119, 139
8, 40, 58, 86, 120, 140
9, 41, 59, 87, 99, 141
10, 42, 60, 88, 100, 142
11, 43, 61, 89, 101, 143
12, 44, 51, 90, 102, 144
13, 45, 63, 91, 103, 146
14, 46, 64. 92, 129, 134

 

Вопросы для контрольных работ

1.Предмет и задачи экологии

2.Значение экологического образования

3.Уровни биологической организации

4.Развитие организма как живой целостной системы

5.Системы организмов и биота Земли

6.Сходство и различие биогеоценоза и экосистемы

7.Среда обитания и экологические факторы

8.Степень благоприятности воздействия экологических факторов на организмы. Кривые выживания

9.Топические связи. Роль живых организмов в создании среды друг для друга

10. Трофические связи. Пищевые цепи, пищевые сети

11. Непищевые отношения в экосистемах: мутуализм, конкурентные и другие отношения

12. Адаптация организмов. Экологическая валентность (экологическая пластичность) вида

13. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха

14. Понятие о толерантности. Законы В.Р. Вильямса и В. Шелфорда

15. Влияние температуры на организмы. Общий закон биологической стойкости

16. Свет и его роль в жизни организмов

17. Вода в жизни организмов

18. Водная среда и ее экологические факторы

19. Химические и физические факторы воздушной среды

20. Биогенные вещества как экологические факторы

21. Важнейшие экологические факторы почвы

22. Понятие о ресурсах и их классификация

23. Экологическое значение незаменимых ресурсов

24. Экологическое значение пищевых ресурсов

25. Ресурсы живых существ, их классификация и экологическое значение

26. Понятие о популяциях. Статические показатели популяции

27. Динамические показатели популяции

28. Продолжительность жизни вида

29. Динамика роста численности популяции. Кривые выживания

30. Экологические стратегии выживания

31. Экологические причины регулирования плотности популяции

32. Биоценоз. Видовая структура биоценоза

33. Пространственная структура биоценоза

34. Понятие об экологической нише организма, ее виды. «Принцип конкурентного исключения» Г.Ф. Гаузе.

35. Биотические факторы среды. Виды взаимодействий между организмами в биоценозе

36. Понятие об экологических системах. Концепция экосистемы

37. Продуцирование и разложение в природе

38. Гомеостаз экосистемы

39. Продуктивность экосистемы

40. Экологические пирамиды, их типы. Правило экологической пирамиды

41. Экологическая сукцессия. Первичная и вторичная сукцессия. Эвтрофирование

42. Сукцессионные процессы и климаксные сообщества

43. Системная экология, ее основные принципы

44. Основные типы математических моделей при экологическом моделировании

45. Понятие о биосфере, структура и границы биосферы

46. Состав биосферы. «Живое вещество», его свойства и функции в биосфере (по В.И. Вернадскому)

47. Большой (геологический) круговорот веществ в природе

48. Малый (биогеохимический) круговорот веществ в биосфере

49. Биогеохимический круговорот углерода. Как человек вмешивается в естественный круговорот углерода?

50. Биогеохимический круговорот азота. Как человек вмешивается в естественный круговорот азота?

51. Биогеохимический круговорот кислорода. Как человек вмешивается в естественный круговорот кислорода?

52. Биогеохимический круговорот фосфора. Как человек вмешивается в естественный круговорот фосфора?

53. Биогеохимический круговорот серы. Как человек вмешивается в естественный круговорот серы?

54. Биогеохимический круговорот воды (гидрологический цикл). Как человек вмешивается в естественный круговорот воды?

55. Наземные экосистемы, их особенности и факторы

56. Пресноводные экосистемы, их особенности и факторы

57. Морские экосистемы, их особенности и факторы

58. Целостность биосферы как глобальной экосистемы. Закон целостности биосферы

59. Учение В.И. Вернадского о биосфере как о живой оболочке планеты

60. Функции «живого вещества» биосферы

61. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции

62. Регулирующее воздействие биоты на окружающую среду

63. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы. Признаки перехода биосферы в состояние ноосферы

64. Особенности человека как биологического вида

65. Искусственная среда и эволюция человека

66. Особенности роста численности населения с точки зрения популяционной характеристики

67. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека

68. Классификация природных ресурсов по разным признакам

69. Человек и экосистемы (природные и антропогенные)

70. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)

71. Урбанизация, урбанистические экосистемы

72. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека

73. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

74. Влияние химических факторов среды на здоровье человека

75. Влияние физических факторов среды на здоровье человека

76. Факторы добровольного риска (курение, алкоголизм, наркомания)

77. Успехи здравоохранения, гигиены и здоровья человека

78. Энергетические потоки в экосистемах

79. Опишите биотическую структуру экосистем

80.Продуценты и их функции в экосистемах. Значение продуцентов для существования экосистем

81.Понятие об экологических факторах. Классификация факторов по разным признакам

82.Зоны оптимума, стресса, устойчивости. Пределы устойчивости. Приведите примеры

83. Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе (биологические ритмы). Фотопериодизм

84. Что понимают под антропогенным воздействием на биосферу? Приведите основные виды вмешательства человека в экологические процессы.

85. Дайте определение загрязнению окружающей среды. Приведите классификацию загрязнителей по различным признакам.

86. Что понимают под качеством окружающей природной среды? Какова роль и значение экологического нормирования?

87. Охарактеризуйте основные экологические нормативы (ПДК, ПДУ) и нормативы воздействий ( ПДВ, ПДС и др.)

88.Что такое предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду? Дайте понятие экстенсивного и равновесного природопользования.

89. Охарактеризуйте главные загрязнители атмосферного воздуха и их источники.

90. Приведите примеры основных источников загрязнения атмосферы.

91. Локальное загрязнение атмосферы, его экологические последствия. Что такое смог и на какие виды его подразделяют?

92. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы. Что такое «парниковый эффект»? Каковы его причины и последствия?

93. Истощение озонового слоя как глобальная экологическая проблема.

94. Кислотные дожди: их причина и вредное воздействие на биосферу.

95. Что понимают под загрязнением гидросферы? Приведите главные загрязнители и основные виды загрязнения вод.

96. Основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод.

97. Экологические последствия загрязнения пресноводных водоемов. Что понимают под антропогенным эвтрофированием и каково его влияние на природные экосистемы?

98. Загрязнение морских экологических систем и его последствия.

99. Что понимают под истощением вод, к каким неблагоприятным последствиям оно приводит?

100. Антропогенное воздействие на литосферу.

101. Деградация почв и ее причины.

102. Основные виды загрязнения почв.

103. Глобальная проблема опустынивания земель, факторы и причины, ее вызывающие.

104. Основные виды антропогенного физического загрязнения окружающей природной среды.

105. Негативное воздействие на окружающую среду, вызванное разработкой недр.

106. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления.

107. Шумовое загрязнение окружающей среды, воздействие шума на живые организмы.

108. Биологическое загрязнение среды, его источники и экологические последствия.

109. Воздействие электромагнитных полей и излучений на человека и биоту.

110. Техногенные аварии и катастрофы, их пагубное влияние на природные экосистемы.

111. Глобальные последствия использования ядерного, химического и бактериологического оружия. «Ядерная зима».

112. Общие принципы и правила охраны окружающей природной среды.

113. Природопользование, его цели и задачи. Рациональное и нерациональное природопользование.

114. Основные направления инженерной защиты окружающей природной среды.

115. Роль малоотходных и безотходных технологий в защите среды обитания от загрязнения.

116. Защита воздушного бассейна от антропогенного воздействия. Экозащитная техника для очистки выбросов в атмосферу.

117. Защита гидросферы. Мероприятия, направленные на защиту поверхностных вод от загрязнения.

118. Способы очистки сточных вод.

119. Эффективные методы обеззараживания и очистки питьевой воды.

120. Природоохранные мероприятия по защите подземной гидросферы.

121. Экологическая защита почв от эрозии и заболачивания.

122. Пути предотвращения загрязнения почв пестицидами и другими вредными веществами.

123. Охрана и рациональное использование недр.

124. Рекультивация нарушенных территорий и ее виды.

125. Охрана животного и растительного мира. Международная «Красная книга», «Красная книга» России.

126. Государственная система особо охраняемых природных территорий.

127. Главные задачи инженерной защиты окружающей природной среды-утилизация, реутилизация, захоронение, детоксикация отходов.

128. Методы переработки твердых бытовых отходов.

129. Основные направления ликвидации и переработки твердых промышленных отходов.

130. Проблема обезвреживания и захоронения радиоактивных и диоксинсодержащих отходов.

131. Комплексная защита окружающей среды от шумового воздействия.

132. Методы защиты от электромагнитных полей и излучений.

133. Защита населения и биотических сообществ от биологических воздействий.

134. Понятие об экологическом праве России как самостоятельной отрасли права, его предмет и методы.

135. Правовая охрана воздушного бассейна; основные нормативные акты по ее обеспечению.

136. Правовая охрана гидросферы; основные нормативные акты по ее обеспечению.

137. Правовая охрана почвы; основные нормативные акты по ее обеспечению.

138. Государственные органы охраны окружающей природной среды.

139. Экологическая стандартизация. Система стандартов в области охраны природы.

140. Экологический паспорт, его назначение, цели паспортизации.

141. Экологическая экспертиза. Оценка воздействия предприятия на окружающую среду (ОВОС).

142. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

143. Основные принципы мониторинга окружающей среды.

144. Основные ступени и блоки системы мониторинга.

145. Основные задачи глобального мониторинга.

146. Экологический контроль и общественное экологическое движение.

147. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

148. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Кадастры.

149. Лицензии, договора и лимиты на природопользование.

150. Плата за пользование природных ресурсов - путь их рационального использования.

151. Плата за загрязнение окружающей природной среды как экономический рычаг, стимулирующий деятельность предприятий.

152. Экологические фонды.

153. Экологическое страхование.

154. Модель устойчивого развития общества, пути ее реализации в России.

155. Гармонизация международных экологических отношений.

156. Основные принципы международного сотрудничества в области экологии.

157. Классификация международных объектов охраны окружающей природной среды.

158. Государственные инициативы России по международному сотрудничеству.

159. Международные организации по охране природы.

160. Экологический манифест.

Темы практических занятий

В настоящих методических указаниях приводятся вопросы, выносимые для изучения и обсуждения на практических занятиях по курсу «Экология», и список рекомендуемой литературы. Каждый студент, зная тему практического занятия, должен предварительно проработать учебную литературу по предлагаемым вопросам занятия.

Биосфера и человек

1. Биосфера – глобальная экосистема. Состав и границы биосферы.

2. Живое вещество планеты. Свойства и функции живого вещества.

3. Круговорот веществ в природе как фактор устойчивости биосферы. Какие процессы лежат в основе круговорота элементов?

4. Опишите биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных элементов.

5. Каково влияние антропогенного фактора на круговорот кислорода, углерода, азота?

6. Целостность биосферы как глобальной экосистемы. Какие факторы определяют устойчивость и динамику развития биосферы?

7. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

8. Эволюция биосферы. Происхождение и эволюция живого вещества на Земле.

9. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции.

10. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.

Литература: [1, 151-226, 13, 168-194].

Общая экология

1.Что такое экология и каков предмет ее изучения?

2.Сформулируйте основные особенности и задачи современной экологии

3.Среда обитания и экологические факторы

4. Трофические связи. Пищевые цепи, пищевые сети

5. Адаптация организмов. Экологическая валентность (экологическая пластичность) вида

6. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха

7. Понятие о толерантности. Законы В.Р. Вильямса и В. Шелфорда

8. Вода в жизни организмов. Водная среда и ее экологические факторы

9. Химические и физические факторы воздушной среды

10. Биогенные вещества как экологические факторы

11. Понятие о ресурсах и их классификация

12. Ресурсы живых существ, их классификация и экологическое значение

13. Понятие о популяциях. Статические и динамические показатели популяции

14. Биоценоз. Видовая и пространственная структура биоценоза

15. Понятие об экологической нише организма, ее виды. «Принцип конкурентного исключения» Г.Ф. Гаузе.

16. Биотические факторы среды. Виды взаимодействий между организмами в биоценозе. Биогеоценоз

17. Понятие об экологических системах. Концепция экосистемы

18. Гомеостаз экосистемы. Продуктивность экосистемы

19. Экологические пирамиды, их типы. Правило экологической пирамиды

20. Экологическая сукцессия. Первичная и вторичная сукцессия. Эвтрофирование водоемов

21. Понятие о биосфере, структура и границы биосферы

22. Состав биосферы. «Живое вещество», его свойства и функции в биосфере (по В.И. Вернадскому)

23. Большой (геологический) круговорот веществ в природе

24. Малый (биогеохимический) круговорот веществ в биосфере

25. Учение В.И. Вернадского о биосфере как о живой оболочке планеты

26. Функции «живого вещества» биосферы

27.Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции

28.Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы. Признаки перехода биосферы в состояние ноосферы

29.Особенности человека как биологического вида

30. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

31.Влияние факторов среды на здоровье человека

32. Энергетические потоки в экосистемах

33. Опишите биотическую структуру экосистем

34.Понятие об экологических факторах. Классификация факторов по разным признакам

Прикладная экология

1. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека

2. Классификация природных ресурсов по разным признакам

3.Человек и экосистемы (природные и антропогенные)

4.Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)

5.Урбанизация, урбанистические экосистемы

6. Что понимают под антропогенным воздействием на биосферу? Приведите основные виды вмешательства человека в экологические процессы.

7. Дайте определение загрязнению окружающей среды. Приведите классификацию загрязнителей по различным признакам.

8. Что понимают под качеством окружающей природной среды? Какова роль и значение экологического нормирования?

9. Охарактеризуйте основные экологические нормативы (ПДК, ПДУ) и нормативы воздействий ( ПДВ, ПДС и др.)

10.Что такое предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду? Дайте понятие экстенсивного и равновесного природопользования.

11. Охарактеризуйте главные загрязнители атмосферного воздуха и их источники.

12. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.

13. Что понимают под загрязнением гидросферы? Приведите главные загрязнители и основные виды загрязнения вод.

14. Антропогенное воздействие на литосферу.

15. Основные виды антропогенного физического загрязнения окружающей природной среды.

16. Негативное воздействие на окружающую среду, вызванное разработкой недр.

17. Биологическое загрязнение среды, его источники и экологические последствия.

18. Техногенные аварии и катастрофы, их пагубное влияние на природные экосистемы.

19. Общие принципы и правила охраны окружающей природной среды.

20. Природопользование, его цели и задачи. Рациональное и нерациональное природопользование.

21. Основные направления инженерной защиты окружающей природной среды. Роль малоотходных и безотходных технологий в защите среды обитания от загрязнения.

22. Понятие об экологическом праве России как самостоятельной отрасли права, его предмет и методы.

23. Правовая охрана воздушного бассейна; основные нормативные акты по ее обеспечению.

24. Правовая охрана гидросферы; основные нормативные акты по ее обеспечению.

25. Экологическая стандартизация. Система стандартов в области охраны природы.

26. Экологическая экспертиза. Оценка воздействия предприятия на окружающую среду (ОВОС).

27. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

28. Основные принципы мониторинга окружающей среды.

29. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

30. Основные принципы международного сотрудничества в области экологии. Международные организации по охране природы.

31. Классификация международных объектов охраны окружающей природной среды.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебн. для вузов.- Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 575 с. ( а также другие годы изданий)

2. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. М.: ПРИОР, 2001- 303 с

3. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М: ЮНИТИ, 2000. - 566 с.

Дополнительная

4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М.: Фаир-пресс, 2002. - 551 с.

5. Потапов А.Д. Экология. Учебн. для вузов по напр. «Стр-во».- М.: Высш. шк., 2002.- 446 с.

6. Фединский Ю.И. Экология. Охрана окружающей среды. Правовой словарь-справочник.- – М.: ПРИОР, 2002 .- 508 с.

7. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука, 1989.

8. Экономика природопользования / Под ред. акад. Т.С. Хачатурова // М: Изд-во МГУ, 1991. – 321 с.

9. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 525с.

10. Вронский В.А. Прикладная экология.- Ростов н/Дону: Феникс, 1996. – 510 с. ( а также другие годы изданий)

11.Экология. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Экология»: программа, основные вопросы, рассматриваемые на практических занятиях и задания к самостоятельной работе студентов дневной формы обучения инженерно-технических (нехимических) специальностей КубГТУ // Сост. Ю.В. Найденов, З.И. Тюхтенева, С.А. Пестунова, Л.А. Солоненко, С.Г. Рудакова, Л.Н. Сороцкая. Кубан. гос. технолог. ун-т. Кафедра общей химии.- Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001.- 42 с.

12. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии.- СПб: ДЕАН, 1999.- 312 с.

13. Экология: Учебник для технических вузов / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев и др.; Под ред. Л.И. Цветковой. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат, 1999. – 488 с.: ил. – ISBN 5 – 93093 – 003 – 1 – ISBN 5 – 7245 – 1108 - 8

14. Экология. Методическое пособие по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения инженерно-технических специальностей[Текст]:Кубан. гос. технолог. ун-т. Кафедра общей химии.- Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2005.- 129 с. 900 экз. - ISBN 5-

 

 

Экология. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальностей высшего профессионального образования

 

 

 

Составители: Тюхтенева Зинаида Ивановна,

Сороцкая Людмила Назаровна

 

 

Редактор А.В. Снагощенко

Компьютерная верстка З.И. Тюхтенева

 

Подписано в печать 2005 г. Формат 60х84/16

Бумага оберточная №1 Офсетная печать

Печ. л. Изд.№

Усл. печ. л.

Уч.-изд. л. Заказ №

Тираж 100 экз.

Цена

Лицензия на издательскую деятельность: ИД № 02586 от 18.08.2000

Издательство КубГТУ: 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2, кор. А.

Лицензия на издательскую деятельность: ПД № 10-47020 от 11.09.2000

Типография КубГТУ. 350058, г. Краснодар, ул. Старокубанская, 88/4

 

Кафедра общей химии

 

Экология

 

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальностей

высшего профессионального образования

 

 

Краснодар

 

УДК 574 (07)

Составители: канд. хим. наук, доцент З.И. Тюхтенева,

канд. хим. наук, доцент Л.Н. Сороцкая

 

 

Экология. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальностей высшего профессионального образования. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2005. - 28 с.

 

 

В учебно-методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы практических занятий, вопросы к зачету, рекомендуемая литература и требования к оформлению контрольных работ.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.055 с.)