Первые философы и проблема начала всех вещей (Фалес, Анаксимандр, Гераклит). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые философы и проблема начала всех вещей (Фалес, Анаксимандр, Гераклит).



Первые философы и проблема начала всех вещей (Фалес, Анаксимандр, Гераклит).

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: милетская школа, школа пифагорейцев, школа Гераклита Эфесского, элейская школа, атомысты.

Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

ФАЛЕС

Ф. причисляют к “Семи мудрецам”благодаря его мудрым афоризмам. Он признается первым европейским философом, математиком и физиком. Первоосновой мира Ф. считал разумную и божественную воду, кот-ю он понимал как аморфное, текучее состояние материи. Вода динамична, полагал Ф. Все остальное возникает путем "сгущения" или "разрежения" этой первоматерии. Здесь мы наблюдаем элемент "стихийной диалектики", поскольку вода вследствие количественного изменения плотности превращается в новое качество. Земля, по мнению Ф., диск с порами и отверстиями, который плавает на воде. Ф. определил длину года в 365 дней и разделил его на 12 месяцев.

АНАКСИМАНДР

А. был учеником Ф. Началом всего этот ученый считал “беспредельное” начало – “Апейрон” - вечное, бессмертное и неуничтожимое вещество, находящееся в постоянном движении. Апейрон А. считал генетическим началом космоса. А. полагал, что все 4 стихии образуются противоположностями: влажным и сухим, холодным и теплым. Земля есть комбинация сухого и холодного, вода - влажного и холодного, воздух - влажного и теплого, огонь - сухого и горячего. Будучи самым тяжелым элементом, земля собирается в центре мира. Ее окружают водная, воздушная и огненная сферы. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает частично из мирового океана. Так образуется суша. А. содержит в своей системе и два другие основные понятия мифически - натуралистической онтологии – “силы” и “материи”. Он учит тому, что “возникновение вещей происходит не от качественного изменения стихии (элемента), но вследствие того, что выделяются противоположности по причине вечного движения”. А. впервые заявил, что Земля – вращающийся шар, свободно парящее тело, двигающееся вокруг центра Космоса, который бесконечен и не имеет ни "верха", ни "низа". Небесная сфера, которую он отождествлял с Богом, разрывается на три кольца, окруженных воздухом. Это как бы 3 шины, наполненные огнем, невидимые с Земли. В нижней шине много отверстий, сквозь которые виден огонь - это звезды. В средней шине - одно отверстие. Это - Луна. В верхней - Солнце. Оно в 27 раз больше Земли. Луна же больше Земли в 18 раз, думал А. Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под действием небесного огня. Первые живые существа жили, по его мнению, в море. Затем некоторые вышли на землю и сбросили чешую. Ч. же зародился внутри большой рыбы.

ГЕРАКЛИТ

Первоначалом мира Г. полагал стихию - огонь. Он вечен и божествен. По представлениям Г., мир находится в беспрерывном процессе изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению, наиболее подвижен именно огонь. Г. высказал очень важную мысль - сформулировал идею меры как основного космического закона, которому подчиняется не только Ч., но и сам огонь. Этот объективный закон мироздания Г. Называет Логосом – разумным словом.

Г. учил тому, что люди должны знать высшие космические законы, диктуемые Логосом, и жить в соответствии с ними. Пренебрежение Логосом, во-первых, лишает людей истинного знания, подменяя его “многознанием, не научающем уму”, а во-вторых, превращает людей в животных в моральном плане.

Идея беспрерывного развития мира выражена у Г. лаконичной фразой: "panta rei" - "все течет". Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами: "Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим". Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки: "Нельзя войти дважды в одну реку".

Итак, по Г., одно и то же различно и противоположно. Более того, одна противоповоположность выявляет ценность другой, а следовательно, противоп-ти тождественны. Борьбу их ученый считал главным законом мироздания. Здесь у Г. наблюдается угадывание сформулированного гораздо позже Гегелем 1-го закона диалектики - закона единства и борьбы противоположностей. Предсказан им был и 2-й закон – колич-х и кач-х изменений. Предвидение 3-го закона - закона отрицания отрицания просматривается в мысли Г. об изменениях, происходящих в исходной "праматерии". Одна материя, согласно ему, "живет смертью другой": "Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля - смертью воды". Благодаря этому Г. считается родоначальником диалектики.

В фил. Канта.

Он ставит задачи всей совокупности человеческого знания с целью найти ответ на вопрос о вещах в себе ( критический период). Они не зависят от нашего сознания, они порождают явления. Но не совпадают с ними, вещи в себе воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, но вещи в себе не познаваемы.

Кант допускает существование априорных знаний, которые соответствуют вещам в себе, само значение имеет 3 ступени: чувство рас судок и разум. Чувство способно к ощущению, рассудок способен к понятию и суждению, а разум – к умозаключению восходя к идее ям. Идеи – понятие разума о безусловном единстве всех явлений в мире. Априорная форма чувственного знания – пространство и время, эти 2 ощущения создают сетку всем другим ощущениям. Априорные формы рассудка – понятия, ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Центральное понимание этики Канта – понятие категории, хочет чтобы правила его личного поведения могли стать правилами поведения для всех.

Таким образом, критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Идеи Канта оказали огромное воздействие на европейскую мысль, в особенности на немецкую классическую философию.

12. Предмет и методы марксистской философии. Диалектический материализм, его категории их содержание. Общественно экономическая формация.

Марксиская философия.

В маркс. философии (кон. 30- кон. 40 -х гг. 19 века) появ. новое содерж., отсутств.в прежних фил. сист.. Маркс и Энгельс провозгл. гл. назнач. ф-и задачу быть орудием освобожд. раб. класса, всех трудящ.от эксплуат. и дух. средством созидания коммун.общ-ва.

Осн.черты марксизма: 1) единство партийности и научности; 2) революционность; 3) гуманистичность. Это единство3-х принципов вытекало из нового поним.практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм и идеализм за сведение практики к чисто теорет.деят.Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущ. сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве соц.-историч. усл.его функционир.. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика явл.сферой приложения знания. Целью познав.усилий явл.достиж.истины. Истина – соотв.наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объект. реальности. Маркс и Энгельс счит., что любая истина объект., т.е. содерж. знания совпад.с объект.действит.и в этом смысле не зависит от сознания ч-ка. Но в то же время истина субъект. по форме выраж.Абс.истина не достигаема, так как мир бескон.и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, кот. связали между собой 3 осн.сферы реальности: природу, общ.и мышл.

Маркс и Энгельс – основоположн.диалект.материализма.

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более ши­рокого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую пробле­матику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Гер­мании, стала интернациональной) в мире и завоевала большую попу­лярность в конце XIX - первой половине XX вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официаль­ной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочислен­ные открытия в сфере производства, механизация труда);

• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равен­ство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3. Главными произведениями основателей марксизма являются: "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса, "Капитал" К. Маркса, "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса,"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса, "Диалектика природы" Ф. Энгельса, "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса, "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса, "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Эн­гельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и со­стоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исто­рического материализма (нередко исторический материализм рассмат­ривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материали­стическое понимание истории (исторический материализм). Суть исто­рического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, ма­териальное производство, распределение); производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; указанные государственные и общественные институты, обществен­ные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к эко­номическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных от­ношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной зе­мельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (про­мышленное производство, основанное на труде свободных, но не яв­ляющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (об­щественной) собственности на средства производства; рост уровня производственных сил приводит к изменению производ­ственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следую­щие понятия: средства производства, отчуждение, прибавочная стоимость, эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уров­ня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживаю­щая их, - так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от ре зультатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточи­ваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве на емкой рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше сто­имости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капи­талисту, а часть вкладывается в новые средства производства для полу­чения в будущем еще большей прибавочной стоимости. Выход из данного положения основоположники марксистской филосо­фии видели в установлении новых, социалистических (коммунисти­ческих) общественно-экономических отношений, при которых: будет ликвидирована частная собственность на средства производства; будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная собственность на средства производства будет заменена обще­ственной (государственной); произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была поло­жена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выде­лить следующие основные положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свой­ство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии; Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фан­тазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает чело­вечеству (особенно его невежественной, части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком са­мого человека; Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы проти­воположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типам экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею[1]. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений[2]. В основе каждой формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (например, социальными группами, народностями, нациями и т. п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни[3]. Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.

13. Этапы развития русской философии, ее школы и течения.Чадаев.

обственно философская мысль в России формировалась, а под влиянием достижений мировой философии. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (X в.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа - митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гно-сеологическое толкование русской жизни конца X - начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства ("Слово о законе и благодати", "Молитва", "Исповедание веры"). Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники: "Слово о полку Игореве" (XII в.), летописные своды "Повесть временных лет" (XI-XII вв.) и др. Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Его общефилософскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции, физический мир построен из атомов и молекул, т.е. "элементов материальных", из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое трактовалось Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Однако механицизм Чаадаева ограничивался миром физических явлений. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Отсюда и понимание Чаадаевым познания также дуалистично: в области естествознания, или в опытном знании, действуют эмпирические и рационалистические методы, а логика рассуждения выстраивается согласно логике природных явлений, но в 33) духовном мире, объекты которого обладают свободой, действует откровение.

Человека Чаадаев рассматривал как объективное единство двух миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом выстраивается концепция философии истории Чаадаева, связанная с заботой о грядущих судьбах России. Здесь взгляды Чаадаева не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период определяющей мировоззренческой идеей была мысль о тотальном единстве рода человеческого, всех наций и индивидов. Применительно к концепции русского исторического процесса эта идея выступала в императивной форме необходимости единения России с другими народами. Будучи в этот период близок к декабристам, Чаадаев, однако, не разделял их идею преобразования путем военного переворота и усматривал реальный путь исторического прогресса России в нравственном совершенствовании. Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы России изменились: если прежде оторванность России от мирового исторического процесса рассматривалась как недостаток, то затем она стала представляться, напротив, преимуществом ее, которое позволит ей быстро овладеть достижениями западноевропейской цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Однако реальная политическая обстановка в России, связанная с усилением абсолютизма, настраивала его на резко критический лад. Чаадаев оставался истинным патриотом России, хотя "высочайшим повелением" и был объявлен сумасшедшим и не мог публиковать свои работы. Свою позицию он высказал честно и прямо: "По-видимому, есть несколько способов любить свое отечество и служить ему... Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, - только ее не обманывать"

Формы бытия.

Философское познание бытия включает осмысление основных форм бытия, их диалектики. Целесообразно выделить следующие формы бытия.

1. Бытие природы, Вселенной (материальное бытие). Это – объективная реальность с ее состояниями, системами, законами и процессами. Бытие природы есть и будет существовать вечно, вне и независимо от человеческого опыта и сознания. Бытие природы включает: сложившееся косное, дожизненное бытие; живое, органическое бытие; бытие в форме самоосознающей жизни – высший продукт вселенского развития. Человек и его дух существуют благодаря этой непреходящей Природе.

2. Бытие общества (общественное бытие). Бытие общества – сложнейшая материально-разумная действительность, собственно человеческий мир. Этот мир имеет свою качественную специфику, законы собственного существования и развития. Бытие общества и бытие природы единородны, нерасторжимы. Не только природа продолжается в «мире людей», но и мир людей в природе.

3. «Вторая», очеловеченная природа. Это – бытие произведенных людьми вещей, систем, предметов культуры. Весь мир «второй природы» – машины, города, ландшафты, статуи, храмы, коммуникационные системы, бытовые вещи и т. д. – все это продукты человеческой деятельности, «окаменелости» человеческого разума. Эта форма бытия основана на законах природы и общественной жизни, она зависима от человека.

4. Бытие человека, личности (человеческое бытие). Бытие отдельного человека существует в трех измерениях: 1) как жизнь отдельной биологической особи, принадлежащей к виду «Хомо сапиенс» («человек разумный»); 2) как социально-историческое существо (как совокупность, система социальных связей и отношений); 3) как духовное существо (ценностно-смысловое измерение человеческой жизни, сознания и деятельности). Бытие человека нельзя оторвать от окружающей среды, от общества и Вселенной. Сущностные, закономерные связи природного и социального бытия трансформируются в законы человеческого поведения, смыслы и ценности человеческой жизни. Человек существует в единстве с природой обществом и историей. Он – центр деятельности, реализации (объективации) смыслов и ценностей. Человек существует в единстве его телесной, социальной, душевной и духовных форм жизни.

5. Бытие духа и сознания (духовное бытие). Эта форма бытия представляет собой существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.

Все указанные формы бытия диалектически взаимосвязаны, существуют в единстве.

 

1. Объективная реальность или ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – реальность, существующая независимо от сознания того, кто наблюдает ее со стороны.

2. Субъективная реальность или феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) – это кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Всеобщие методы познания: метафизика и диалектика.

Метафизика – мир нах-ся в статике, а не в динамике, иногда вообще отриц развитие. Хаар-но односторон-ть, абсолютиз-я отдельных объектов.

Диалектика – все движется, все течет, все развивается в процессе войны и борьбы противопол-тей. Диалектика - учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Диалектика фиксир-ет подвижность, текучесть жизн процессов. Пик развития диалектики – Гегеля. Осн принципы деалектич метода:

- объективность предполагает ряд треб-й: пр отражение, взаимосв сознания и практики, единство абс-ти и относит-ти в истинности.

- пр всесторонности выраж всеобщ связь всех явлений действительности: вычленен предметн исслед, проведение его границ; его целостн многоаспектное рассмотрение; изучение кажд из сторон предмета; осуществление познават процесса как разверт вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон

- пр системности

- пр историзма рассм явл, когда возникло, какие этапы прошло и чем является

- принцип противоречия: выделяя противополож-е стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект в его противоречивом единстве, т.е. двигаясь от явления к сущности, оно раскрывает противоречия в самой сущности, являющиеся источником его самодвижения и саморазвития.

Диалектика (греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина.

Метафизика Термин “М.” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики.

аконы диалектики.

1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза) – данный закон позволяет понять куда направляется процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Т.е. в любом развитии (прогрессивном или регрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старого, моменты преемственности и формирования нового. Развитие, таким образом, приобретает характер разворачивающейся спирали.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные – данный закон позволяет понять механизм процесса развития, т.е. каким образом осуществляется развитие. Под качеством в данном законе понимается внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств без которых предмет уже перестает быть данным предметом. Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество – это внешняя определенность по отношению к бытию предмета (определенность с точки зрения положения в пространстве-времени, это может быть различенность каких-либо свойств – напр. цвет или звук). Количество не выражает сущности предмета, но лишь характеризует его выделенные свойства. Категория меры фиксирует строгую упорядоченность качественных и количественных параметров, где выход за их пределы означает уже переход в совсем другое качество. Данный закон утверждает, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным.

3. Закон борьбы и единства противоположностей - данный закон позволяет понять источник, благодаря которому происходит любой процесс развития. В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом. Существуют различные виды разрешения противоречий: победа одного из них, снятие обоих в результате преобразования качества предмета, гармоничное взаимодействие.

Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития. Взятые вместе они представляют собой матрицу любых процессов развития – прошедших и будущих. Законы диалектики дополняются парными категориями, которые позволяют учитывать варианты изменения и развития любых конкретных явлений и сторон жизни. Таких категорий-пар принято выделять 7: единичное-общее-особенное, явление-сущность, часть и целое, содержание и форма, причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность.

III.

Техники (и этапы анализа)

1.Накопление материала:

* метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)

* «Толкование сновидений»

2.Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов

3.Анализ «сопротивления» и «переноса»

4.Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)

Скептицизм

Скептицизм. Древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения. Скептики отвергали существование причины явлений, повторяя аргументы элейской школы, отвергали движение и возникновение; отрицали объективное (по природе) существование добра и зла. Объявив видимость единственным критерием истины, скептики рассматривали всех философов других направлений как догматиков и считали их глупцами. Учеником Пиррона был Тимон из Флиунта (ок. 325- 235 до н.э.), едко высмеивавший в стихах философов, не разделявших идей скептицизма. Идеи скептицизма были восприняты платоновской Средней Академией в лице Аркесилая и Новой Академией в лице Карнеада. Энесидем из Кноса (I в. до н.э.?) возродил скептицизм как самостоятельное направление, выдвинул десять т.н. скептических тропов - аргументы против возможности достоверного знания, к которым Агриппа присоединил ещё пять.

 

Агностецизм- философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

первые философы и проблема начала всех вещей (Фалес, Анаксимандр, Гераклит).

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: милетская школа, школа пифагорейцев, школа Гераклита Эфесского, элейская школа, атомысты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.119.159 (0.062 с.)