Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское учение Платона. Аристотель.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Платон считается первым древнегреческим философом,создавшим целостную философскую систему,объединившую онтологию,гносеологиюи антропологию.Философское учение Платона обнимает широкийкруг вопросов:о бытии,о мире и его происхождении,о душе ипознании,об обществе и т.д.Философию Платон понимает как учениео сущем,том что является постоянным в окружающем мире.Мирчувственных вещей непостоянен и изменчив:материальные вещивозникают и погибают,изменяются и движутся,в них нет ничегопрочного и истинного.Постоянными,вечными и неизменнымиявляются идеи (эйдосы)материальных предметов.Идея –это сущностьпредмета,отделенная от него, «вынутая»из человеческого сознания ипомещенная в некий идеальный мир,где собраны все идеи всехпредметов.Любая материальная вещь является лишь материальнымотображением идеи данной вещи.Например,лошади рождаются и умирают,но они лишь являются воплощением идеи лошади,котораявечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи»и «материи»,того,что придает «идее»оформленность и вещественность.Платон считает,что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы. Антропология. Философтрадиционно выделяет душу и тело в человеке.Тело смертно –душабессмертна. Душа – это «эйдос», сущность человека. Назначение тела – быть временным вместилищем души (тюрьма души).Душа состоитиз трех частей –разумной (ведущей),аффективной (страстной)ивожделеющей.Изначально было сотворено определенное количество душ (сколько звезд на небе).Это число неизменно.После смерти ивоздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь,правда,попадая в тело она это забывает.Души вселяются как в тела людей,так и в тела животных и растений в зависимости от того,насколько разумнойчасти души удалось победить низшие.Души=идеи первоначальнонаходились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи 0 Tвсех предметовПопав в материальные тела,они все забыли.Отсюда,поПлатону,знание есть не что иное как припоминание того,что они созерцали ранее.Именно поэтому Платон столь парадоксальнотрактует смерть как благо –особенно для философа,стремящегосяпознать сущее. Социальная философия. Платон –первый философ,создавшийсоциальную утопию.Его интересовали условия возникновения ипостроения справедливого –идеального государства.Ко всем существующим он относился отрицательно.Платон резко критикует олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию и демократию («безумие большинства»),которая как правило,вырождается в тиранию.Он предлагает свой образец совершенного государства.Философ основывает свое учение о государстве на учении о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человекподобен государству».Подобно тому как в душе три части,так и вгосударстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души,добродетель которой в мудрости,должно соответствоватьсословие правителей –философов;страстной части,добродетелькоторой в мужестве –сословие воинов,воспитанных в дисциплине;низменной,вожделеющей части души –сословие земледельцев иремесленников.Каждое сословие должно быть ограниченвыполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательствав дела других.Именно в этом и заключается справедливость по Платону.Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общемублагу,выразителем которого является государство.Философ пытаетсяпредложить модель не только справедливого,но и гармоничногообщества.Источником противоположных интересов,подрывающихединство общества,он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Поэтому ни философы-правители,ни стражине имеют право иметь частную собственность (земледельцы иремесленники лишь в небольшой степени).Лишены они также семей идетей,воспитанием которых занимается государство. ГосударствоПлатона построено по жесткому кастовому принципу,переход изодного сословия в другой невозможен. Это государство в котороминтересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий). 4.Философские идеи Аристотеля. Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя.Ошибка Платона, с его точки зрения,состояла в том,что оноторвал «мир идей»от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей»,существуют только единичные и конкретно определенные предметы.Сущностьпредмета и причина его заключена в форме,которая неотделима отвещи. Форма –ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем,чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя единыпо материи, но различны по форме. Материя –это возможность бытия,а форма есть осуществление этой возможности, действительность. Единичное бытие (предмет)есть соединение двух причин бытия: формальной и материальной. Всего их 4: формальная, -сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая –то,что приводит в движение и обуславливает изменение; целевая –во имя чего совершается действие. Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов –растительная форма -животная –форма (душа)человека –Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще).Бог Аристотеля –совершенный Ум,источник всякого движения –Перводвигатель,хотяон сам неподвижен,вечен,не имеет истории,бесстрастен и непринимает участия в делах людей.Бог –как абсолютное совершенство,та целевая,конечная причина,которая влечет к себе весь мир. Этика. Цель человеческой жизни – счастье (это общая установкадля античной философии.Счастье,по Аристотелю,заключается не вматериальном богатстве,не в наслаждении,и ни в одной добродетели,а в разумной деятельности в согласии с добродетелью.Необходимо реализовать в действительности то,что заложено в нем потенциально.Центральное понятие этики Аристотеля –понятие середины. Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничего слишком»).Великодушие есть середина между тщеславием ималодушием,мужество –между безрассудной отвагой и трусостью,щедрость –между расточительностью и скупостью.Философ ____особенновысоко ценит такие добродетели какразумная мудрость,практическаямудрость,рассудительность,мужество,умеренность,щедрость,правдивость,дружелюбие,любезность. Политология. Так же как и Платон,Аристотель делит формыгосударства на правильные (когда достигается польза для всех) –это полития, монархия и аристократия;и неправильные (польза для некоторых) –тирания,олигархия и демократия.Хорошими он считаетформы,при которых исключена возможность корыстногоиспользования власти,а сама власть служит обществу в целом – этомонархия, аристократия и «полития», т.е.власть среднего класса.Аристотель полагает,что и для государственного правления (как и вэтике) «умеренное и среднее наилучшее»,т.е именно среднее сословие, владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую форму правления. В отличие от Платона, Аристотель –защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющихдействовать в интересах общего блага.Именно служение общему благу является критерием правильных форм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.007 с.) |