Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные оссобенности немецкой философии. И кант.

Поиск

емецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно- исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии передовых стран. Со времени Реформации и до конца XVIII в. Германия не представляла собой единого экономического целого, капиталистический рынок находился в процессе становления. Не представляла она и единого политического целого: страна была разделена почти на 300 самостоятельных государств, большинство из которых были карликовыми.Если труды французских просветителей запрещались и сжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть до заключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов, при наставниками юношества, а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Но хотя они не вы против существующих в германских государствах политически учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные учение берлинского профессора. Поэтому Маркс называл философию Канта, родоначальника классической немецкой философии, немецкой теорией французской революции. С не меньшим основой данное определение может быть, распространено на другими представителей классической немецкой философии.

В фил. Канта.

Он ставит задачи всей совокупности человеческого знания с целью найти ответ на вопрос о вещах в себе ( критический период). Они не зависят от нашего сознания, они порождают явления. Но не совпадают с ними, вещи в себе воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, но вещи в себе не познаваемы.

Кант допускает существование априорных знаний, которые соответствуют вещам в себе, само значение имеет 3 ступени: чувство рас судок и разум. Чувство способно к ощущению, рассудок способен к понятию и суждению, а разум – к умозаключению восходя к идее ям. Идеи – понятие разума о безусловном единстве всех явлений в мире. Априорная форма чувственного знания – пространство и время, эти 2 ощущения создают сетку всем другим ощущениям. Априорные формы рассудка – понятия, ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Центральное понимание этики Канта – понятие категории, хочет чтобы правила его личного поведения могли стать правилами поведения для всех.

Таким образом, критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Идеи Канта оказали огромное воздействие на европейскую мысль, в особенности на немецкую классическую философию.

12. Предмет и методы марксистской философии. Диалектический материализм, его категории их содержание. Общественно экономическая формация.

Марксиская философия.

В маркс. философии (кон. 30- кон. 40 -х гг. 19 века) появ. новое содерж., отсутств.в прежних фил. сист.. Маркс и Энгельс провозгл. гл. назнач. ф-и задачу быть орудием освобожд. раб. класса, всех трудящ.от эксплуат. и дух. средством созидания коммун.общ-ва.

Осн.черты марксизма: 1) единство партийности и научности; 2) революционность; 3) гуманистичность. Это единство3-х принципов вытекало из нового поним.практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм и идеализм за сведение практики к чисто теорет.деят.Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущ. сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве соц.-историч. усл.его функционир.. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика явл.сферой приложения знания. Целью познав.усилий явл.достиж.истины. Истина – соотв.наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объект. реальности. Маркс и Энгельс счит., что любая истина объект., т.е. содерж. знания совпад.с объект.действит.и в этом смысле не зависит от сознания ч-ка. Но в то же время истина субъект. по форме выраж.Абс.истина не достигаема, так как мир бескон.и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, кот. связали между собой 3 осн.сферы реальности: природу, общ.и мышл.

Маркс и Энгельс – основоположн.диалект.материализма.

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более ши­рокого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую пробле­матику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Гер­мании, стала интернациональной) в мире и завоевала большую попу­лярность в конце XIX - первой половине XX вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официаль­ной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочислен­ные открытия в сфере производства, механизация труда);

• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равен­ство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3. Главными произведениями основателей марксизма являются: "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса, "Капитал" К. Маркса, "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса,"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса, "Диалектика природы" Ф. Энгельса, "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса, "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса, "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Эн­гельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и со­стоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исто­рического материализма (нередко исторический материализм рассмат­ривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материали­стическое понимание истории (исторический материализм). Суть исто­рического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, ма­териальное производство, распределение); производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; указанные государственные и общественные институты, обществен­ные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к эко­номическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных от­ношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной зе­мельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (про­мышленное производство, основанное на труде свободных, но не яв­ляющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (об­щественной) собственности на средства производства; рост уровня производственных сил приводит к изменению производ­ственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следую­щие понятия: средства производства, отчуждение, прибавочная стоимость, эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уров­ня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживаю­щая их, - так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от ре зультатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточи­ваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве на емкой рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше сто­имости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капи­талисту, а часть вкладывается в новые средства производства для полу­чения в будущем еще большей прибавочной стоимости. Выход из данного положения основоположники марксистской филосо­фии видели в установлении новых, социалистических (коммунисти­ческих) общественно-экономических отношений, при которых: будет ликвидирована частная собственность на средства производства; будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная собственность на средства производства будет заменена обще­ственной (государственной); произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была поло­жена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выде­лить следующие основные положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свой­ство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии; Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фан­тазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает чело­вечеству (особенно его невежественной, части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком са­мого человека; Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы проти­воположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типам экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею[1]. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений[2]. В основе каждой формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (например, социальными группами, народностями, нациями и т. п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни[3]. Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.

13. Этапы развития русской философии, ее школы и течения.Чадаев.

обственно философская мысль в России формировалась, а под влиянием достижений мировой философии. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (X в.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа - митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гно-сеологическое толкование русской жизни конца X - начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства ("Слово о законе и благодати", "Молитва", "Исповедание веры"). Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники: "Слово о полку Игореве" (XII в.), летописные своды "Повесть временных лет" (XI-XII вв.) и др. Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Его общефилософскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции, физический мир построен из атомов и молекул, т.е. "элементов материальных", из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое трактовалось Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Однако механицизм Чаадаева ограничивался миром физических явлений. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Отсюда и понимание Чаадаевым познания также дуалистично: в области естествознания, или в опытном знании, действуют эмпирические и рационалистические методы, а логика рассуждения выстраивается согласно логике природных явлений, но в 33) духовном мире, объекты которого обладают свободой, действует откровение.

Человека Чаадаев рассматривал как объективное единство двух миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом выстраивается концепция философии истории Чаадаева, связанная с заботой о грядущих судьбах России. Здесь взгляды Чаадаева не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период определяющей мировоззренческой идеей была мысль о тотальном единстве рода человеческого, всех наций и индивидов. Применительно к концепции русского исторического процесса эта идея выступала в императивной форме необходимости единения России с другими народами. Будучи в этот период близок к декабристам, Чаадаев, однако, не разделял их идею преобразования путем военного переворота и усматривал реальный путь исторического прогресса России в нравственном совершенствовании. Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы России изменились: если прежде оторванность России от мирового исторического процесса рассматривалась как недостаток, то затем она стала представляться, напротив, преимуществом ее, которое позволит ей быстро овладеть достижениями западноевропейской цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Однако реальная политическая обстановка в России, связанная с усилением абсолютизма, настраивала его на резко критический лад. Чаадаев оставался истинным патриотом России, хотя "высочайшим повелением" и был объявлен сумасшедшим и не мог публиковать свои работы. Свою позицию он высказал честно и прямо: "По-видимому, есть несколько способов любить свое отечество и служить ему... Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, - только ее не обманывать"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.008 с.)