Категории бытия человека. Материя как фундоментальная онтологическая категория.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории бытия человека. Материя как фундоментальная онтологическая категория.



Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.

1.Любовь. С точки зрения философии, феномен Л. объясняется не предметом любви, а способностью человека любить. Л. — это особая форма познания человека. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие. Любовь встречается очень редко. Это постоянная забота и тревога за любимого человека, постоянная ответственность. Любовь никак не совпадает с счастьем в будничном смысле этого слова, часто приносит несчастье. Любовь — очень парадоксальна. Она возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Любовь всегда связана с жизнью и смертью: то, что или кого человек любит, означает для него смысл жизни; Л. рождает жизнь.

Воспитывать — значит пробуждать способность любить.

Любовь всегда направлена на конкретный объект. Подлинная любовь встречается крайне редко. Очень часто люди довольствуются многочисленными формами псевдолюбви. Об этих формах писал Э. Фромм в своей книге «Искусство любить». Любовь часто путают с сексуальным наслаждением, поклонением образу, мало соответствующему реальности, разновидностью псевдолюбви является также «временная аберрация», а также проекция на детей.

2. Творчество.Человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, что-то новое, более совершенное. Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? «Парадокс Сократа-Платона»: чтобы прийти к новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе не известно — куда идти и что искать. Нужно научится созерцать. Созерцание — активное, мыслящее восприятие действительности, способность увидеть мир вне готовых стереотипов.

3. Счастье. С. — категория индивидуальная, специфическая. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие — это имитация счастья. Крайним видом такого счастья является наркотическое опьянение. Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей. Некоторые люди связывают представление о счастье с карьерой. Единственно возможный вид счастья — это жизнь в согласии с самим собой. Счастье — это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека. Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем.

4. Смерть. Это важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лик смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. У каждой культуры свое специфическое отношение к смерти. Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть.

Человек в этом смысле — самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Смерть — не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живет так, как будто он бессмертен. Человек должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность. Творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть. Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались в прямом смысле слова жить в вечности. Сократ, или Эпикур, или Ницше, или Пушкин гораздо более живые, чем многие ныне здравствующие наши современники.

Материализм - философское учение, первичным считает природу, бытие, материю. Выделяют стихийный материализм Античного мира по которым не видели четкой разницы между физическими и психическими, духовными явлениями бытия; механистический материализм Нового времени по которому природа и ее элементы рассматривались как бескачественных неодушевленные; диалектический материализм утверждающий сознание как продукт материи, отражение внешнего мира.

Представители объективного идеализма считают материю вторичной; первичными, на их взгляд, идеи, мировой разум, Бог. Исток объективные идеалисты видят в определенной идеальной силе, существует объективно, независимо от сознания субъекта. К объективным идеалистам принадлежит Платон, Фома Аквинский, Гегель и другие мыслители. Представители субъективного идеализма первичной считают сознание, то есть идеи, взгляды, чувства субъекта. Субъективные идеалисты - Беркли, Юм, Мах, Авенариус и другие.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.018 с.)