Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Термин “э” был впервые уп. Нем. Уч. Э. Геккелем в 1866 году (oicos - дом, местообитание).↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение в общую экологию. До сер. ХХ века слово “э” было мало кому известно, кроме учёных-биол., причём э. считалась обычно разделом биол.- зоол. и ботан., посвящ. иссл. взаимоотн. живых орган. друг с другом и с неживой прир., как средой их обитания. В дальнейшем э. постеп. начала выходить за рамки класс. Биол. и вкл. в себя элем. многих других наук. Однако лишь во второй пол. ХХ века люди начали понимать истин. роль э. для челов. Общ., для здор., жизни и благосост. каждого чел. Э. идеи всё больше овлад. умами уч., полит., гос. деят. и просто граждан разл. стран.В рез. так наз. “демогр. взрыва” (ДЗ) в ХХ веке нас. нашей планеты за сто лет выросло в 4 раза (от 1,5 до 6 млрд. чел., несмотря на войны, голод и эпидемии). Взр. рост народонас. сопров. раст. загр. прир. среды (ПС), истощ. живых и неживых прир. рес. (ПР), и эти проблемы выдв. на пер. план дальн. разв. чел. общ., наряду с пробл.полит., экономии. и соц., а в рег. э. кат. стали самыми гл. пробл. жизни людей. В нашей стране э. наука, так же как ген. или киб., по идеол. прич. долгое вр. Отст. от её разв. в других странах, хотя именно в России нашим крупным учёным акад. В.И. Вернадским были разраб. основы учения о биосфере и ноосфере Земли, а акад. С.И.Вавиловым впервые вып. ориг. иссл. в обл. ген.. В первые послевоенные годы в акад. биол. науке СССР новые напр. разв. науки долгое вр. подавл. псевдоак. Т.Д.Лысенко, возгл. биол. в АН, а прогресс. учёные пресл. власт.. Лишь в 60-е годы и у нас в стране биол. продолж. разв. в русле мир. науки. В посл. десятил. в связи с надвиг. Э. криз. у общ. возникла потребн. в шир. разв. э.о образ., формир. Э. ментал. у нас., полит. и рук. всех ур., в подг. высоко квал. спец. - э, кот. и в мире, и в нашей стране явно недост. Термин “э” был впервые уп. нем. уч. Э. Геккелем в 1866 году (oicos - дом, местообитание). Чаще всего э, как науке в шир. поним., дают след. опр.: “Э - это наука, из. взаимоотн. живых орг., вкл. чел., меж. собой и с окр. средой.”(ОС). В совр. пон. Э. шире, чем обыч. наука, это важн. аспект жизни людей и сост. чел. общ.. Экология тесно связана со многими науками и напр. чел. деят. Биол. (зоол. и бот.),пал., ген., геогр., геол.,океанол.,климатол.,физ.,хим., мат., арх., юрис.,экон. и пол.. Что касс. биол. и ген., то э. изуч. организмен. и надорганизм. формы сущ. живой мат.: гены(1)-клетки(2)-ткани(3)-органы(4)-организмы(5)-популяции(6)-сообщества (7)-биосфера(8) - от пятого до восьмого уровня. Э. подразд. на отд. разд. по след. принц.: По уровням орг. био- и экос-м. -аутэ.- демэ.;-синэ.. 2. По группам живых орг.. -э. животных;-э. растений; -э.грибов;-э. микроорганизмов. 3. По осн. геосферам (э.ги дросф., литосф., почв, атмосф., глоб. Э.); 4. По основным местообитаниям, или биотопам ( экология тундр и арктических пустынь, лесов, степей, пустынь, гор, островов, ландшафтная экология); 5. По отношению к человеку и его деятельности (социальная экология). 5.1. Экология антропогенного загрязнения природной среды. Экология радиационного загрязнения. Экология химического загрязнения. Экология биологического загрязнения. 5.2. Экология человека. Экология и медицина. Экология и культура. Экология и право. 5.2.4. Экология и образование. Экология и политика. Экология мегаполисов и городов. Экология и экономика. 5.3. Экология и природные ресурсы. Экология и живые, в том числе пищевые ресурсы. Экология и минеральные ресурсы. Экология и энергетические ресурсы. Можно с уверенностью сказать, что в последние десятилетия особое значение придаётся тем проблемам экологии, которые связаны с человеком и его деятельностью на планете (социальной экологии). Этих проблем много, но можно выделить три основные. Первая - это проблема “демографического взрыва”, вторая - загрязнение окружающей среды и третья - проблема истощения природных ресурсов в результате антропогенных причин. Понятие о социальной экологии. Важным разделом экологии является социальная экология. Предметом изучения в социальной экологии (социоэкологии) являются проблемы взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды. Во второй половине 20 века в связи с развитием демографического взрыва на планете, урбанизацией и техгогенизацией планеты появилась насущная необходимость в развитии новой отрасли экологии – социоэкологии. Началом социальной экологии можно считать первые доклады римскому клубу в 1972 -1974 гг, в том числе доклад “Имитационные математические методы” (проф. Д.Форстера, Массачусетский Технологический Институт, США). Его книга “Мировая динамика” была первой попыткой прогноза многокомпонентных глобальных процессов. В этой научной работе впервые были учтены экологические составляющие: конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности среды поглощать и нейтрализовать отходы человеческой деятельности. Учёт экологических факторов сделал прогноз из оптимистического пессимистическим. В докладе впервые была спрогнозирована неизбежность нисходящей линии развития человеческого общества к концу 1 трети 21 века. Выводы Форстера были подтверждены выводами проф. Медоуза («Пределы роста», 1972 г), Месаровича и Пестеля («Человечество у поворотного пункта»,1974 г). Впервые в науке была поставлена проблема возможности близкого конца цивилизации. Возникла потребность в науке, которая могла бы тщательно проанализировать и разрешить эту проблему. Этой наукой и стала социальная экология. Социальная экология - область знания, являющаяся дальнейшим развитием общей экологии. Преддверием социальной экологии были работы чикагской школы социологов в 20-х гг ХХ-го века, когда возникла необходимость учёта специфики воздействия урбанизированной среды на жизнь и поведение людей. В настоящее время основной задачей социоэкологии является изучение взаимодействия общества с глобальной природной средой во всём многообразии её антропогенных преобразований, чтобы разработать теорию совместимости общества с природной средой его существования. Связи социальной экологии с другими науками показаны в таблице 1: Таблица 1. Связи социальной экологии с другими науками.
В ХХ веке в эволюции биосферы начался техногенный этап, всё более переходящий в непримиримое противоречие с её естественным развитием как системы, обладающей свойством жизнеобеспечения населяющих её организмов. Вся история развития технической цивилизации представляет собой последовательное преодоление человеком естественных ограничений с помощью всё более совершенных технических средств, переходя от использования одних веществ к другим, от использования одного вида энергии к другим, одного вида носителей информации к другим. При этом естественным ограничением являются возможности биосферы. Важнейшими и глобальными последствиями развития технической цивилизации (то есть развития техносферы, как части биосферы) явились: 1) процесс урбанизации; 2) процесс загрязнения и изменения биосферы в результате комплексных воздействий на неё (химической и физической природы) развивающейся технической цивилизации, процесс деградации ландшафтов и водоёмов; 3)процесс истощения живых и минеральных природных ресурсов; 4) процесс изменения состава и свойств биосферы в неблагоприятную для человека и всей живой природы сторону; 5) процесс деградации человека, как вида Homo sapiens; История экологии. Уже в глуб. Древн. Перв. Чел., вёл э. набл. за прир., анал.их и исп. Рез. на практ. - при рыбол., охоте или земл.Первые попытки обобщить эти набл. сделал греч.ант. фил. Аристотель (384-322 гг до н.э.),кот. описал образ жизни и поведение св. 500 видов. жив. и издал книгу “Ист. животных”. Ученик Арист. Греч..бот. Теофраст Эрезийский (371-280 гг до н.э.) изучал взаимосв. Раст. мира с ОС. Плиний Старший (23-79 гг н.э.) изучал стр. и жизнь орг. и написал книгу “Ест. Ист.”. В ср. века в связи с госп. Богосл. Инт. к э. ослаб. и лишь в эпоху Возр.я и Вел. Геогр. Откр. к ней возобн. Инт.. Бот.-э. А.Цезальпин (1590-1603),Д.Рей (1623-1705), Ж.Турнефор (1656-1708) продолж. Изуч. жизни раст. и их связей со ср. обит., а англ. Физ. Роберт Бойль (1627-1691) поставил первый э. экспер. - изучал вл. низкого атм.давл.на разл. Жив.. На третьем этапе разв. э. - в ХV111-Х1Х веках, кот. можно. назвать эпохой разв. биоэк. и эвол. жизни, впервые была поставл. Пробл. Вл. внешних усл.на строение жив.в трудах франц. Уч. Ж.Бюффона (1707-1788),кот. Доп. Превр. одного вида в другой под вл. Изм. Усл.. Крупный швед.уч., зоолог-сист. Карл Линней (1707-1778) изучал взаимоотн. живой и неж.прир., как и Ж.Бюффон он придавал ведущее знач. Клим. факторам. В ХV111 веке в России организ. много путеш. по её неизвед. краям. В трудах С.П.Крашенинникова, И.И.Лепехина, П.С.Палласа и др. рус. Натур. и пут. в приводятся рез. важных набл., оказ. Вл. на дальн.разв. э.. Фр. биолог Ж.Б.Ламарк (1744-1829) был авт. Перв. Эвол. учения. в кот. полагал, что гл.фактором эвол. Явл. Вл.измен. внешних факторов и структурные и биолог. Адапт. к ним жив. Орг.. Фр. зоолог Ж.Кювье (1769-1832) в. впервые сформ.“теорию катастроф”,в кот.й пытался док., что в рез. Кратковр.катастроф на участке пов. Земли погибал весь жив. и раст. мир, после чего он засел. Сов. Др. раст. и жив. Проф.р Моск.Унив. К.Ф. Рулье (1814-1858) развер. Шир. Сист. э. иссл. жив. и пропаганд. Необх. Глуб. Изуч. не только строения их тела, но и биол. и обр. жизни. Нем. Уч. Ю. Либих (1803-1873). сформул. так наз. “закон мин.”, суть кот. - в домин. Вл. на жив. и раст. какого-либо одного лимит. фактора абиот. среды. Ученик К.Ф. Рулье Н.А. Северцов (1827-1885) был первым в России глубоким иссл.э.сост.жив. мира отд. региона – Ворон. Губ. Бол. роль в разв. э. сыграли тр. Велик.англ.уч. – естествоисп.Ч. Дарвина (1809-1882) – основ.учения об эвол. Орган.мира. Осн.идеи Дарвин. - это вариаб. особей одного и того же вида, частичная наслед. Приобр. признаков, борьба за сущ. и ест. отбор среди особей внутри вида. Осн. научная раб. Ч.Дарвина – кн. “Происх. видов”,кот. вышла в 1859 г. Нем. Уч.-биолог Э. Геккель (1834-1919) в 1866 г впервые употр. в науч.лит. термин “э”,кот.прижился не сразу и первон. Обозн. лишь один из разд. Биол., иссл. связь живого мира с неж. Прир., и получил всеобщее призн. лишь в конце Х1Х века. Лишь к нач. ХХ века э. сформ. как самост. наука. На 3 бот. Конгр. в Брюсселе в 1910 году э. раст. Офиц. Разд. на э. орг. (аутэкологию) и э. сообщ. (синэкологию), это деление распр. и на э. жив.. В 1913 году появились первые крупные э. сводки: Ч.Адамса (по эю жив.), В.Шелфорда (о сообщ.наземных жив.) и С.А.Зернова (по гидроб.).В 1913-1920 гг были орган. первые э.науч. общ.,основаны журналы, э. начали преподавать в универ. К 30-м годам после многоч. Исс. и дискус. Выкрист. Осн. Теор. Представл.в обл. важного раздела э. - биоценологии:о границах и структуре биоценозов, степени уст. и возм. саморег. Э-систем. Б. вклад в разв. э. внесли кр. учёные - ботаники:К.А.Тимирязев (1843-1920),В.В.Докучаев (1846-1903),Ф. Клементс (1874-1945),а также ботаники и географы В.Н.Сукачёв (1880-1967),Г.Ф.Морозов (1867-1920),созд. новую отрасль науки - геоботанику, и многие другие. Ос. место в ист. э. зан. имя крупн. Рус. Уч. ХХ века В.И.Вернадского (1863-1945),кот. создал учение о биосфере и ноосфере. После доклада кр. Рос. учёного Л.С.Берга (1876-1950) под названием “Предмет и задачи географии” на биогеограф.комис. Рус. Геогр. Общ. в 1913 г оформ. ещё одна отрасль науки – ландшафтовед., кот., в свою оч.ь, спос.станов. таких отр. наук, как ботан.геогр. и зоогеография. В 1927 г выходит книга англ. Уч. Ч. Элтона - “Э. жив.”, в кот. впервые. с отд. организма на популяцию, как самост. Биолог. единицу, кот. положила нач. ещё одному разделу э. – демэк., или поп.э.. В 30-е и послед. годы ХХ века наиб. вним. Э. стали уделять разраб. Теорет. основ биол. Продукт. (Г. Одум и Ю. Одум, Р. Маргалеф, Г. Винберг, Р. Линдеман и другие),а также биогеогр. (Л.С.Берг, Л.А.Зенкевич, Л. Краузе, Н.Н.Дроздов, А.И.Толмачёв и многие другие). До 1935 года в науч. Лит. было опубл. много анал.работ в обл.взаимоотн. с вн. средой, а также по теории дин.поп. (Вольтерра, Лотка, Пренам, Элтон). После втор. Мир. войны понимание челов. Послед. Дем. взрыва и войн - повсеместного загр. ПС и обедн. ПР нашей планеты привело к разв. новых важн. Разд. Э.,первый из кот. Всест. Иссл. влияние антроп. и прир. загр. ПС вред. для неё и для чел. Вещ., созд. Сист. монит. Загр. ОС. и разраб. Сист. норм и лимитов загр., а второй разраб. Теор. Осн. Рацион. Исп. ПР планеты. На Стокг. Конф. по пробл. ОС в 1972 году была принята Прогр. ООН по ОС (ЮНЕП),осн. целью кот. была “охр.и улучш. ОС в инт. Нын. и буд. Покол.” Штаб-квартира ЮНЕП распол. в столице Кении - Найроби. В 1987 году Всем. Ком. ООН по ОС и разв. впервые поставила вопрос о необх. поиска новой модели разв.цивил.. В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро сост. Конф. ООН по ОС и развитию с уч. Предст.179 стран мира. Конф. показала, что мир. Разв. должной идти по иному пути и перестать столь активно разрушать ПС. В 1993 г Минист. охраны ОС и ПР РФ был подгот. и принят Прав. РФ “Нац. план действий по реал. Реш.Конф. ООН по ОС и разв.”. В 1993 г в РФ прин. “Закон РФ об охр. ОС», Прав. Утв. “Полож. о гос.э. эксперт.”, прини. Постан.“О созд. единой гос.сист. э. мониторинга”,начата разр. Гос. Прогр. “Э. безоп. РФ”. В посл. годы во всём мире и в РФ ввод. Сист. всеобщ. Э. образ.. во всех типах уч. Зав. Введение в общую экологию. До сер. ХХ века слово “э” было мало кому известно, кроме учёных-биол., причём э. считалась обычно разделом биол.- зоол. и ботан., посвящ. иссл. взаимоотн. живых орган. друг с другом и с неживой прир., как средой их обитания. В дальнейшем э. постеп. начала выходить за рамки класс. Биол. и вкл. в себя элем. многих других наук. Однако лишь во второй пол. ХХ века люди начали понимать истин. роль э. для челов. Общ., для здор., жизни и благосост. каждого чел. Э. идеи всё больше овлад. умами уч., полит., гос. деят. и просто граждан разл. стран.В рез. так наз. “демогр. взрыва” (ДЗ) в ХХ веке нас. нашей планеты за сто лет выросло в 4 раза (от 1,5 до 6 млрд. чел., несмотря на войны, голод и эпидемии). Взр. рост народонас. сопров. раст. загр. прир. среды (ПС), истощ. живых и неживых прир. рес. (ПР), и эти проблемы выдв. на пер. план дальн. разв. чел. общ., наряду с пробл.полит., экономии. и соц., а в рег. э. кат. стали самыми гл. пробл. жизни людей. В нашей стране э. наука, так же как ген. или киб., по идеол. прич. долгое вр. Отст. от её разв. в других странах, хотя именно в России нашим крупным учёным акад. В.И. Вернадским были разраб. основы учения о биосфере и ноосфере Земли, а акад. С.И.Вавиловым впервые вып. ориг. иссл. в обл. ген.. В первые послевоенные годы в акад. биол. науке СССР новые напр. разв. науки долгое вр. подавл. псевдоак. Т.Д.Лысенко, возгл. биол. в АН, а прогресс. учёные пресл. власт.. Лишь в 60-е годы и у нас в стране биол. продолж. разв. в русле мир. науки. В посл. десятил. в связи с надвиг. Э. криз. у общ. возникла потребн. в шир. разв. э.о образ., формир. Э. ментал. у нас., полит. и рук. всех ур., в подг. высоко квал. спец. - э, кот. и в мире, и в нашей стране явно недост. Термин “э” был впервые уп. нем. уч. Э. Геккелем в 1866 году (oicos - дом, местообитание). Чаще всего э, как науке в шир. поним., дают след. опр.: “Э - это наука, из. взаимоотн. живых орг., вкл. чел., меж. собой и с окр. средой.”(ОС). В совр. пон. Э. шире, чем обыч. наука, это важн. аспект жизни людей и сост. чел. общ.. Экология тесно связана со многими науками и напр. чел. деят. Биол. (зоол. и бот.),пал., ген., геогр., геол.,океанол.,климатол.,физ.,хим., мат., арх., юрис.,экон. и пол.. Что касс. биол. и ген., то э. изуч. организмен. и надорганизм. формы сущ. живой мат.: гены(1)-клетки(2)-ткани(3)-органы(4)-организмы(5)-популяции(6)-сообщества (7)-биосфера(8) - от пятого до восьмого уровня. Э. подразд. на отд. разд. по след. принц.:
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.01 с.) |