Почему именно дуэль онегина и ленского является центральным эпизодом сюжета романа А. С. Пушкина «евгений онегин». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему именно дуэль онегина и ленского является центральным эпизодом сюжета романа А. С. Пушкина «евгений онегин».



В русской литературе XIX века описание дуэли часто встречается на страницах литературных произведений. Дуэль была ярким атрибу­том дворянского образа жизни. Пушкин, «невольник чести», также не раз вводил подобные истории в свои произведения («Капитанская дочка», «Выстрел»). Но в каждом случае дуэль играет в сюжете осо­бую роль, связанную с идеей и проблематикой произведения.

История дуэли Онегина с Ленским — центральный эпизод романа Пушкина «Евгений Онегин». В стройной «зеркальной» композиции сюжета этот эпизод является своеобразным «водоразделом». Смерть Ленского круто меняет судьбы всех основных героев. Это сюжетный центр романа, после которого опорные эпизоды первой части повто­ряются как бы в зеркальном отражении.

Сцена дуэли подготовлена всей логикой развития сюжета и харак­теров героев. Они разные — «волна и камень», «лед и пламень», но в то же время в чем-то схожи. Оба они романтики, но разных типов. Онегин — эгоист и скептик, скучающий и разочарованный в жизни. Ленский наивен и пылок, он не знает настоящей жизни — и не хочет видеть реальность. Но реальной причины для дуэли нет: это романтик Ленский придумывает «коварного обольстителя», даже уверившись в неизменности чувств к нему самой Ольги. Онегин, вполне здраво­мыслящий, но равнодушный и эгоистичный человек, принимает вы­зов, хотя слегка корит себя за то, что вынужден соответствовать тре­бованиям «общественного мненья», презирая его. Гордость не позволяет ему нарушить законы чести и прослыть трусом. Так уже предыстория дуэли высвечивает очень важные для понимания харак­теров героев психологические мотивы их поступков.

Дуэль закончена, а цена этой нелепой во всех отношениях исто­рии — человеческая жизнь. Размышляя о том, что могло бы ждать Ленского, останься он жив, автор описывает два пути: возможно, юный романтик стал бы великим человеком, а может быть, превратился в рядового обывателя. Смерть Ленского позволила автору оста­вить обе эти возможности развития данного типа личности.

Для Онегина дуэль, приведшая к убийству его молодого друга, — поворотный момент в жизни. Онегин «сражен», он «с содроганьем» слышит слово: «Убит!». Теперь нет ему покоя, он бежит из мест, «где окровавленная тень / Ему являлась каждый день». Во время странствий Онегин многое передумал, он изменился и открыл в себе способ­ность к любви, казалось, навсегда утраченную. Но цена, заплаченная зa это, безмерно велика.

В романе нет окончательного решения судьбы Онегина, обрести счастье в любви ему не дано. И, возможно, причина тому кроется не только в характере Онегина — «лишнего человека», но и в самой этой страшной истории дуэли. Ведь искупить грех убийства можно только раскаянием и страданием.

«Недуг» Онегина: проблема дворянина начала XIX века или «вечная проблема»?

В романе «Евгений Онегин» Пушкин воплотил один из своих са­мых значительных замыслов — создать образ «героя времени», человека яркого, неординарного, но пресыщенного, охлажденного, утра­тившего способность к живому чувству и замкнувшегося в себе. Поставленную задачу оказалось возможным решить только в романе «Евгений Онегин» с помощью нового художественного метода — реализма.

«Недуг» Онегина, связанный с западноевропейским байронизмом, не случайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы», в самом европейском городе России. Оторванность Онегина от национальной почвы — вот одна из основных причин его «хандры». Онегин получает типичное для дворян широкое, но не глу­бокое домашнее образование. Воспитанный французами-гувернерами, он свободно владеет французским языком, отлично танцует, одевается по моде, может легко поддержать разговор, обладает безупречными манерами — и вот для него открыты все двери: «Чего ж нам больше? Свет решил, / Что он умен и очень мил». Последствия этого в том, что он не находит своего места в жизни страны, не видит своей связи не только с общими интересами, но и с людьми, наделен­ными «русскою душою». Не в этом ли одна из причин того, что Онегин так и не сумел до конца понять истинно русскую девушку — Татьяну Ларину?

Онегин целых восемь лет потратил на светскую жизнь. Из чего же она состоит? Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения. Вот еще одна важнейшая при­чина его «болезни»: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу. А результат ее из­вестен: это недуг, «подобный английскому сплину, короче: русская хандра», которая не обязательно приводит к самоубийству, но непре­менно сопровождается охлаждением к жизни. Как сказал В.Г. Белинский об Онегине, «бездеятельность и пошлость жизни ду­шат его; он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хо­рошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так доволь­на, так счастлива самолюбивая посредственность».

Да, вопрос остался открытым. Ведь бывают на свете такие мяту­щиеся натуры, которые не удовлетворяются ничем, которые ищут че­го-то, даже им не вполне понятного, и никогда не находят, пытаются обрести достойное дело в жизни, но лишь вновь и вновь разочаровы­ваются — и все же не оставляют своих поисков. Именно таких людей запечатлела потом русская литература в образах Печорина, Лаврецкого, Обломова, назвав их «лишними».

Никто из них так и не смог излечиться от своего ужасного недуга. Но, может быть, в том-то и дело, что каждый раз нам приходится вновь задумываться над его причинами и пытаться их объяснить уже на примерах из нашей современности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.005 с.)