Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы — главная в лирике Пушкина?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «свобода» нельзя определить однозначно — это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. И на разных уровнях своего развития человек по-новому определяет для себя содержание этого слова. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля» — ключевые слова пушкинского «словаря». В стихах 1817-1819 гг. свобода становится предметом воспевания («хочу воспеть Свободу миру»). В социально-философской оде «Вольность» лирический герой скорбит и негодует, потому что на троне восседает «неправедная Власть». Тираноборческий пафос сливается с обращением к разуму монархов. Пушкин завершает оду поучением-призывом: Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в стихотворении «Деревня». В этом произведении, построенном на антитезе, противопоставляется высшая гармония, царящая в природе, дикости социальных взаимоотношений. В лирике Пушкина периода южной ссылки одним из ведущих стал мотив личной свободы. В романтической аллегории «Узник» свобода — это вольная жизнь за пределами «темницы сырой». К этой жизни узника зовет его «грустный товарищ, махая крылом». Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе стало стихотворение «К морю». «Свободная стихия» не аллегория, а емкий символ свободы, символ любой природной и человеческой стихии. В конце 1820-1830 гг. Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, «достоинства личного». Свобода для поэта – это свобода иметь свое собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, это «никому / Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать», это «по прихоти своей скитаться здесь и там», это «пред созданьями искусств и вдохновенья / Трепеща радостно в восторгах умиленья». На вопрос, что представляет собой «иная, лучшая» свобода, Пушкин отвечает в своем итоговом стихотворении-оде «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Понятие «свобода» становится понятием духовным: «чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал». В чем смыл пушкинского определения: «Цель поэзии — поэзия»? (по лирике А.С. Пушкина) Поэзия - не игра, не забава, это то главное, что определяет все самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель - это прежде всего само искусство. Ведь оно вбирает в себя все, о чем размышляет человек, все, что его волнует, тревожит, радует и огорчает. Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). С искусством и творчеством поэт связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния: И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь... Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуациях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточенья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почувствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений второй половины 20-х — начала 30-х годов («Поэт», 1827; «Поэт и толпа», 1828; «Поэту», 1830; «Эхо», 1831) мрачные размышления о непонимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, кажется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться на самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному глаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, если «ты сам свой высший суд», а главная награда — это и есть творчество. Но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии искусства, высказанные в 1826 году в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в ней самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»? Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворение, написанное незадолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества, — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Ведь здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира, это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувства добрые». Вот ее цель и смысл. Эта основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный, величественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использованием большого количества славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь), соответствуют образу музы, послушной «веленью Божию». Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению. А значит, действительно «цель поэзии — поэзия».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.007 с.) |