Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12: сознание как время

Поиск

1. Конкретная оболочка потока, развертывающаяся из горизонтальной открытости, составляет постоянно обновляемое возрастание структуры и энергии. В этом формальном смысле, все чувствующие существа «обращены» от диссипативной линии возрастающей энтропии в направлении принципов спонтанной самоорганизации, которые характеризуют как ее ранние стадии после Большого Взрыва, так и нелинейные текучие системы, составляющие непосредственное физическое окружение живых систем. Таким образом, чувствующие существа, в своем «заряженном присутствии» перед горизонтальной открытостью, по выражению алхимиков, «присутствуют при творении». Снова и снова из «ничего» непрерывно возникают сложные паттерны течения. Это, безусловно, важнейший аспект размерности времени у чувствующих существ.

2. Под эту критику подпадает и само понятие базового психологического момента. По некоторым оценкам, вариабельность, обу-

Курс лекций Хайдеггера «Основные понятия метафизики», наряду с другими его статьями и выступлениями, переведен В. Бибихиным и опубликован в сборнике «Время и бытие», М.: Республика, 1993. — Прим. пер.


486

Природа сознания

словленная природой экспериментальных стимулов, их интенсивностью и сенсорной модальностью, просто слишком велика, чтобы допускать момент установленной продолжительности, который был бы подлинно общим для всех исследований. Если рассматривать такие моменты с точки зрения более простой, периферической способности различать последовательное и одновременное представление таких простых стимулов, как вспышки света, щелчки или касания, выясняется, что подобные интервалы действительно варьируют в зависимости от модальности, и все составляют значительно меньше 100 мс — величины, которая, судя по всему, является постоянной для центральной обработки информации (Poppel, 1988).

3. Интересно отметить поразительное различие эмоционального воздействия этих порождаемых образами ощущаемых смыслов, общих для состояний, вызываемых ЛСД и медитацией, в зависимости от того, углубляется ли наблюдатель этих «моментов ума», главным образом, в последовательное угасание каждой вспышки или в ее возникающий край, непрерывно изливающийся из света. «Нисходящая сторона», обычно замечаемая первой, переживается как растянутое «космическое» умирание. Соответственно, возникающая сторона, требующая более глубокой интроспективной чувствительности, нередко ощущается как само «творение». Так, в описаниях опыта буддистской медитации (Goleman, 1972; Wil-ber, 1990) первоначальное постижение пустоты может представлять собой пугающее чувство непрерывного движения, ведущего к распаду и прекращению, в то время как более полно осознаваемый опыт становится эмерджентным раскрытием или развертыванием в качестве «дара» светимости. Что-то от такого же изменения можно видеть в переходе от раннего подхода Хайдеггера к Бытию через «смерть», к его последующему пробуждающему ощущению «бы-тийности», как сияющей или развертывающейся.

4. Фехнер (1901) — неоднозначный «отец» экспериментальной психологии — тоже выдвигал психологическую версию жизни после смерти — в перспективе третьего лица. Мервые живут в психическом гештальте, создаваемом суммой и синтезом всех их воздействий на других людей. Таким образом, Гитлер и Иисус имеют


Примечания

487

очень долгую загробную жизнь, тогда как большинство людей полностью исчезают в течение нескольких поколений даже в своих собственных семьях. Разумеется, наша версия «первого лица» имеет совершенно иную природу — и длится значительно «дольше».

Глава 13:

Сознание как пространство

1. Эту ситуацию осложняет склонность некоторых физиков включать сознание в квантовую теорию в качестве причинного феномена (см. обзоры Goertzel, 1992; Goswami, 1990). Они высказывают гипотезу, что именно само сознание может вызывать коллапс вероятностных волновых пакетов света в траектории единичных частиц. По существу, именно измерение создает реальность.* Я бы, вместе с Пенроузом (Penrose, 1989), предположил, что саму близость принципов субатомных полей к организационным принципам сознания, и тот факт, что наши наблюдения действительно de facto определяют один исход из многих возможных в вероятностных сферах, ошибочно принимают за причинность — что представляет собой усложненный вариант анимизма.

2. Это обращение к общей основе сознания и физике, заключающейся в скрытых структурах восприятия, не следует путать с любым из более сильных вариантов «антропного принципа», согласно которому, мы каким-то образом «предполагаемся» или «заплани-

В частности, такую точку зрения высказывал известный физик Юджин Вигнер в своей книге «Ученый размышляет» (Е. Wigner, Scientist speculates). Дело в том, что формально границу между микроскопической «квантовой системой» и макроскопическим «измерительным прибором», включая органы чувств наблюдателя, можно «передвигать» сколь угодно «далеко» в сторону последнего. То есть, все, допускающее физическое описание, в том числе физические механизмы работы органов чувств и мозга, можно включать в квантовое вероятностное описание — и тогда «редукция» совокупной волновой функции такой системы должна вызываться чем-то, что не может быть в нее включено. По мнению Вигнера, естественным кандидатом на роль такого фактора может быть сознание. — Прим. пер.


488

Природа сознания

рованы» в физической вселенной (см. Hawking, 1990). Скорее, я утверждаю, что наша природа не может не быть полностью согласованной с уровнями физической реальности — иначе мы бы не существовали. Таким образом, вопрос сводится к тому, в какой степени -— вполне возможно, меняющейся — различные уровни этой реальности отражаются в перцептуальных способностях существ, которые должны быть чувствительны к организации, по меньшей мере, части вселенной. То, что наше восприятие должно быть согласовано со вселенной, в которой мы находимся и из которой мы развились, не обязательно влечет за собой какую бы то ни было «запланированность» нашего возникновения. Мне кажется, это оставляет достаточно места для той мысли, что функция самосоотносительного существа, коль скоро оно так возникло, состоит в свидетельствовании Бытия как такового. В. согласии с тем, что говорили Юнг и Хайдеггер, мы можем быть Бытием, видящим само себя. В конце концов, это кое-что, что мы можем делать, а циклоны и квантовые поля не могут.*

3. Манн (Mann, 1992) высказывает сходное предположение в отношении своих нелинейных динамических моделей когнитивной рефлексивности и самости.

Хант остается последовательным приверженцем «эмерджентного материализма» или того, что К. Уилбер («Око Духа», М. 2002) называет «тонким редукционизмом», поскольку выводит «эмерд-жентное» сознание из восприятия по Гибсону, а значит, из биологии и, в конечном счете, из материальных процессов взаимодействия материального организма с материальной же средой. Это заставляет его отвергать «сильные» варианты антропного принципа, которые, в конечном счете, сводятся если не к идее Божественного Творения или «божественной игры», то по крайней мере к более абстрактному «самопознанию Абсолютного Духа» у Гегеля. Между тем, совершенно не обязательно быть идеалистом, чтобы предполагать, что наша «запланированность» во вселенной определяется, например, информационным содержанием и свойствами ее «совокупной волновой функции». См. А. Минделл. Сила безмолвия. М.: Трансперсональный Институт, ACT, 2003. — Прим. пер.


Примечания

489

Глава 14:

Сознание как общество

1. Эти исторические и межкультурные прецеденты периодического возрождения мистицизма делают совершенно нелепыми разнообразные спекуляции «нового века», будто человеческий мозг каким-то образом эволюционирует в направлении растущей открытости к созерцательным состояниям. По-видимому, то, что с нами происходит, более обоснованно считать обусловленным социально-историческими условиями.

2. Разумеется, нельзя не видеть и более отрицательных воздействий таких движений на общество. Профетический фундаментализм, с его этическим абсолютизмом, легко кончает убийством тех, кто отказываются быть его частью, в то время как мистицизму в сложном обществе грозит опасность политически бессмысленного ухода от всего в мире, на что он не способен влиять.

3. Идея общего или разделяемого менталитета испытуемых, как источника значимых результатов лабораторных исследований ЭСВ, подкрепляется и самой необоснованностью различных «физических» теорий, выдвигающихся для объяснения парапсихологи-ческих феноменов. Идея квантовых полей, организованных на основе психологических процессов (Le Shan, 1969; Wallace, 1986; Irwin, 1989), сталкивается с трудностью объяснения того, почему подобные поля не должны заглушаться шумом от других частиц с высокой энергией.* Каким обра'зом они могли бы сохранять свою целостность достаточно долго, чтобы служить средой для «коммуникации»? Единственная другая сколько-либо правдоподобная фи-

Это возражение снимается, если высказать еретическое предположение, что такие фоновые поля могут играть роль «объемлющего строя» Гибсона для какой-то еще не обнаруженной формы восприятия, потенциально свойственной (на уровне первичной чувствительности) всей живой материи. Такое предположение тем более правдоподобно для более «осязаемых» физических полей типа магнитного или электромагнитного, которые, как теперь уже хорошо известно, способны влиять на биологические, в том числе нервные процессы. — Прим. пер.


490 Природа сознания

зическая теория постулирует волны, основанные на геомагнитной и электромагнитной активности (Irwin, 1989). Однако трудно себе представить, как эти эффекты могли бы поддерживаться на достаточно далеких расстояниях, чтобы соответствовать «дальнодействию» многих парапсихологических эффектов. Воспроизводящиеся данные Персингера (Persinger & Krippner, 1989; Berger & Persin-ger, 1989), показывающие связь значимых лабораторных результатов ЭСВ с низкими уровнями фоновой геомагнитной активности, свидетельствуют только о том, что различные уровни геомагнитной активности — наряду с многочисленными другими, более психологическими факторами, вроде поглощенности воображением — делают более вероятными определенные виды образных переживаний.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

Aaronson, В. 1971. Time, time stance, and existence. Studium Generate 24:369-87.

----------. 1968. Hypnosis, time rate perception, and personality. Journal

of Schizophrenia 2:11-41.

—-------. 1966. Behavior and the place names of time. American Journal

of Hypnosis 9: 1-17.

Abraham, R., and C. Shaw. 1988. Dynamics: The geometry of behavior. Part 4: Bifurcation behavior. Santa Cruz: Aerial Press.

----------. 1985. Dynamics: The geometry of behavior. Part 3: Global

behavior. Santa Cruz: Aerial Press.

----------. 1984. Dynamics: The geometry of behavior. Part 2: Chaotic

behavior. Santa Cruz: Aerial Press.

—-----—. 1983. Dynamics: The geometry of behavior. Part 1: Periodic

behavior. Santa Cruz: Aerial Press.

Ach, N. 1905. Determining tendencies: Awareness. In D. Rapaport, ed., Organization and pathology of thought. New York: Columbia University Press, 1951, pp. 15-38.


492

Природа сознания

Adams-Webber, J. 1990. A model of reflexion from the perspective of personal construct theory. In H. Wheeler, ed., The structure of human reflexion: The reflexional psychology of Vladimir Lefebvre. New York: Peter Lang, pp. 93-112.

----------. 1979. Personal construct theory: Concepts and applications.

New York: John Wiley.

Aihara, K., and G. Matsumoto. 1986. Chaotic oscillations and bifurcations in squid giant axons. In A. V. Holden, ed., Chaos. M?n-chester: Manchester University Press, pp. 257-269.

Alcock, J. 1981. Parapsychology: Science or magic? Oxford: Perga-mon.

Alexander, С N., R. W. Cranson, R. W. Boyer, and D. W. Orme-Johnson. 1987. Transcendental consciousness: A fourth state beyond sleep, dreaming, and waking. In J. Gack-enbach, ed., Sleep and dreams: A sourcebook. New York: Garland, pp. 282-315.

Alexander, C. N., J. L. Davies, C. N. Dixon, M. C. Dillbeck, K. M. Oetzel, J. K. Muehl-man, and D. W. Orme-Johnson. 1990. Higher stages of consciousness beyond formal operations: The Vedic psychology of human development. In C. N. Alexander and E. J. Langer, eds., Higher stages of human development: Adult growth beyond formal operations. New York: Oxford, pp. 286-341.

Allport, D. 1968. Phenomenal simultaneity and the perceptual moment hypothesis. British Journal of Psychology 59:395-406.

Allport, F. 1955. Theories of perception and the concept of structure. New York: John Wiley.

Almaas, A. H. 1988. The pearl beyond priceintegration of personality into being: An object relations approach. Berkeley: Diamond Books.

----------. 1986a. Essencethe diamond approach to inner realization.

York Beach, Me.: Samuel Weiser.


Библиография

493

----------. 1986b. The void: A psychodynamic investigation of the

relationship between mind and space. Berkeley: Diamond Books.

Anderson, J. 1978. Arguments concerning representations for mental imagery. Psychological Review 85:249-277.

Anderson, O. R. 1988. Comparative protozoology: Ecology, physiology, life history. Berlin: Springer-Verlag.

Angyal, A. 1965. Neurosis and treatment: A holistic theory. New York: John Wiley.

----------. 1937. Disturbances of activity in a case of schizophrenia.

Archives of Neurology and Psychiatry 38:1047-1054.

----------. 1936a. The experience of the body-self in schizophrenia.

Archives of Neurology and Psychiatry 35:1029-1053.

----------. 1936b. Phenomena resembling lilliputian hallucinations in

schizophrenia. Archives of Neurology and Psychiatry 36:34-41.

----------. 1935. The perceptual basis of somatic delusions in a case of

schizophrenia. Archives of Neurology and Psychiatry 34:270-279.

Angyal, A., and N. Blackman. 1940. Vestibular reactivity in schizophrenia. Archives of Neurology and Psychiatry 44:611-620.

Antrobus, J. 1991. Dreaming: Cognitive processes during cortical activation and high afferent thresholds. Psychological Review 98:96-121.

Applewhite, P. B. 1979. Learning in protozoa. In M. Levandowsky and S. Hunter, eds., Biochemistry and physiology of protozoa, vol. 1. New York: Academic Press, pp. 341-355.

----------. 1975. Plant and animal behavior: An introductory comparison.

In E. Eisenstein, ed., Aneural organisms in Neurobiology. New York: Plenum, pp. 131-139.

Aquinas, T. 1272. Summa theologica. In A. Pegis, ed., Introduction to Saint Thomas Aquinas. New York: Modern Library, 1948. Русский

щг*


494

Природа сознания

перевод: Фома Аквинский. Сумма Теологии. М.: Алетейя, 2002.

Arendt, Н. 1978. Thinking: The life of the mind. Vol. 1. New York: Harcourt Brace Jovanovich.

Aristotle. 1936. On the soul, parva naturalia, on breath. Trans. W. S. Hett. Cambridge: Harvard University Press. Русский перевод: Аристотель. Соч. в 4-х томах, М.: Мысль, 1976.

Armitage, R., R. Hoffmann, and A. Moffitt. 1992. Interhemispheric EEG activity in sleep and wakefulness: Individual differences in basic rest-activity cycle. In J. Antrobus ed., The mind in sleep, vol. 2. Hillsdale, N. J.: Erlbaum.

Arnheim, R. 1974. Art and visual perception. Berkeley and Los Angeles: University of California Press.

---------. 1969. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: University of

California Press.

Aron, E., and A. Aron. 1986. The Maharishi effect. Walpole, N. H.: Stillpoint.

Asch, S. 1961. The metaphor: A psychological inquiry. In M. Henle, ed., Documents of gestalt psychology. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, pp. 324-333.

Asch, S., and H. Nerlove. 1960. The development of double-function terms in children: An exploratory investigation. In B. Kaplan and S. Wapner, eds., Perspectives in psychological theory: Essays in honor of Heinz Werner. New York: International Universities Press, pp. 47-60.

Aserinsky, E. 1986. Proportional jerk: A new measure of motion as applied to eye movements in sleep and waking. Psychophysiology 23:340-347.

Baars, B. 1988. A cognitive theory of consciousness. Cambridge: Cambridge University Press.


Библиография

495

Bachelard, G. 1942. Water and dreams: An essay on the imagination of matter. Dallas: Pegasus Foundation, 1983.

Back, K. W. 1992. This business of topology. Journal of Social Issues 48:51-66.

Balint, M. 1968. The Basic Fault. New York: Brunner/Mazel.

Bang, M. 1991. Picture this: Perception and composition. Boston: Little, Brown.

Barber, T. X. 1993. The human nature of birds. New York: St. Martin's Press.

Baringa, M. 1990. The mind revealed? Science 249:856-858.

Barr, H., R. Langs, R. Holt, L. Goldberger, and G. Klein. 1972. LSD: Personality and experience. New York: Wiley.

Barron, F. 1969. Creative person and creative process. New York: Holt, Rinehart, and Winston.

Bartlett, F. 1932. Remembering. Cambridge: Cambridge University Press.

Becker, R., and R. Seiden. 1985. The body electric: Electromagnetism and the foundation of life. New York: William Morrow.

Bellah, R., R. Madsen, W. Sullivan, A. Swidler, and S. Tipton. 1985. Habits of the heart: Individualism and commitment in American life. New York: Harper and Row.

Bern, D. J., and C. Honorton. 1994. Does psi exist? Replicable evidence for an anomalous process of information transfer. Psychological Bulletin 115:4-18.

Benjafield, J., and J. Adams-Webber. 1976. The Golden Section hypothesis. British Journal of Psychology 67:11-15.

Berger, R., and M. Persinger. 1991. Geophysical variables and behavior: Quieter annual geomagnetic activity and larger effect size for


496

Природа сознания

experimental PSI (ESP) studies over six decades. Perceptual and Motor Skills 73:1219-1223.

Bergson, H. 1907. Creative evolution. New York: Modern Library, 1944.

----------. 1889. Time and free will. New York: Harper and Row, 1960.

Bernard, T. 1950. Hatha Yoga. London: Rider.

Bertini, M., and C. Violani. 1984. Cerebral hemispheres, REM sleep, and dreaming. In M. Bosinelli and P. Cicogna, eds., Psychology of dreaming. Bologna: CLUEB, pp. 131-135.

Bichowski, F. R. 1925. The mechanism of consciousness: The presen-sation. American Journal of Psychology 36:588-596.

Bickerton, D. 1984. The language bioprogram hypothesis. Behavioral and Brain Sciences, 7:173-221.

Binet, A. 1888. The psychic life of micro-organisms: A study in experimental psychology. Philadelphia: Albert Saifer, 1970.

Bion, W. R. 1975. Brazilian Lectures. Vol. 2. Rio de Janeiro: Imago Editora LTDA.

----------. 1965. Transformations. New York: Basic Books.

----------. 1963. Elements of psychoanalysis. New York: Basic Books.

----------. 1962. Learning from experience. London: Heineman.

Bixby, F. 1928. A phenomenological study of lustre. Journal of General Psychology 1:136-174.

Blackmore, S. 1986. The adventures of a parapsychologist. Buffalo: Prometheus.

Blagrove, M. 1992. Dreams as the reflection of our waking concerns and abilities: A critique of the problem-solving paradigm of dream research. Dreaming 2:205-220.


Библиография

497

Block, R. A. 1990. Models of psychological time. In R. A. Block, ed., Cognitive models of psychological time. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, pp. 1-35.

---------. 1979. Time and consciousness. In G. Underwood and R. Stevens, eds., Aspects of consciousness, vol. 1. London: Academic, pp. 179-217.

Blofeld, J. 1973. The secret and sublime: Taoist mysteries and magic. London: George Alien and Unwin.

Blumenthal, A. L. 1977. The process of cognition. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall.

Boernstein, W. S. 1970. Perceiving and thinking: Their inter-relationship and organismic organization. Annals of the New York Academy of Science 169:673-682.

---------. 1967. Optic perception and optic imageries on man. International Journal of Neurology 6:147-181.

---------. 1936. On the functional relations of the sense organs to one

another and to the organism as a whole. Journal of General Psychology 15:117-131.

Bohm, D. 1980. Wholeness and the implicate order. London: Routledge and Kegan Paul.

Boisen, A. 1936. The exploration of the inner world. Harper, 1962.

Bolinger, D. 1989. Intonation and its uses: Melody in grammar and discourse. Stanford: Stanford University Press.

Bonke, B. 1990. Psychological consequences of so-called unconscious perception and awareness in anaesthesia. In B. Bonke, W. Fitch, and K. Millar, eds., Memory and awareness in anaesthesia. Amsterdam: Swets and Zeitlinger, pp. 197-218.

Boring, E. G. 1950. A history of experimental psychology. New York: Appleton-Century-Crofts.


498

Природа сознания

---------. 1942. Sensation and perception in the history of psychology.

New York: Appleton-Century-Crofts.

Bourguignon, E. 1972. Dreams and altered states of consciousness in anthropological research. In F. L. Hsu, ed., Psychological Anthropology. Cambridge, Mass.: Schenkman, pp. 403-434.

---------. 1973. Introduction: A framework for the comparative study of

altered states of consciousness. In E. Bourguignon, ed., Religion, altered states of consciousness and social change. Columbus: Ohio State University Press, pp. 3-35.

Bowers, K. 1987. Revisioning the unconscious. Canadian Psychology 28:93-132.

---------. 1976. Hypnosis for the seriously curious. New York: Norton.

Bowers, M. 1974. Retreat from sanity. New York: Human Sciences Press.

Brentano, F. 1874. The distinction between mental and physical phenomena. In R. M. Chisholm, ed., Realism and the background of phenomenology. Glencoe, 111: Free Press, 1960, pp. 39-61.

Bronowski, J. 1971. The identity of man. Garden City, N. J.: Natural History Press.

Brown, D., M. Forte, and M. Dysart. 1984. Visual sensitivity and mindfulness meditation. Perceptual and Motor Skills 58:775-784.

Brown, J. W. 1991. Self and process: Brain states and the conscious present. New York: Springer-Verlag.

---------. 1988. The life of the mind. Hillsdale, N. J.: Erlbaum.

Bryant, P., P. Jones, V. Claxton, and G. Perkins. 1972. Recognition of shapes across modalities by infants. Nature 240:303-304.

Bugter, S. 1987. Sensus communis in the works of M. Tullius Cicero. In F. van Holthoon and D. Olson, eds., Common sense: The founda-


Библиография

499

tions for social science. Lanham, Md.: University Press of America, pp. 83-98.

Biihler, K. 1908. On thought connections. In D. Rapaport, ed., Organization and pathology of thought. New York: Columbia University Press, 1951, pp. 39-57.

Burnett, N., and K. Dallenbach. 1927. The experience ofbeat. American Journal of Psychology 38:418-431.

Calvino, I. 1968. Cosmi-comics. New York: Harcourt Brace Jovano-vich.

Campbell, C. 1978. The secret religion of,the educated classes. Sociological Analysis 39:146-156.

Capra, F. 1975. The tao of physics. Fontana/Collins. Русский перевод: Ф. Капра. Дао физики. СПб.: Орис, 1994.

Caputo, J. 1986. The mystical element in Heidegger's thought. New York: Fordham University Press.

Casey, E. S. 1976. Imagining: A phenomenological study. Bloomington: Indiana University Press.

Cattell, R. B. 1930. The subjective character of cognition and the pre-sensational development of perception. British Journal of Psychology, monograph no. 14.

Celine, L. F. 1968. Castle to castle. Trans. R. Mannheim. New York: Delacorte.

Chambers, D., and D. Reisberg. 1992. What an image depicts depends on what an image means. Cognitive Psychology 24:145-174.

----------. 1985. Can mental images be ambiguous? Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 11:317-328.

Chang, G. C. 1963. Teachings of Tibetan yoga. New York: University Books.

17*


500

Природа сознания

Chapman, J. 1966. The early symptoms of schizophrenia. British Journal of Psychology 112:225-251.

Chapman, L., and J. Chapman. 1980. Scales for rating psychotic and psychotic-like experiences as continua. Schizophrenia Bulletin 6:476-480.

Chariot, V., N. Tzourio, M. Zilbovicius, B. Mazoyer, and M. Denis. 1992. Different mental imagery abilities result in different regional cerebral blood flow activation patterns during cognitive tasks. Neuropsychologic 30:565-580.

Chen, V. 1975. Membrane potential and behavior: Proposal of a model system. In E. Eisenstein, ed., A neural organisms in neurobiology. New York: Plenum, pp. 77-90.

Chidester, D. 1992. Word and light. Chicago: University of Illinois Press.

Child, I. 1985. Psychology and anomalous observations: The question of ESP in dreams. American Psychologist 40:1219-1230.

Churchland, P. S. 1988. Reduction and the neurobiological basis of consciousness. In A. J. Marcel and E. Bisiach, eds., Consciousness in contemporary science. Oxford: Clarendon Press, pp. 273-304.

Claridge, G. 1972. The schizophrenias as nervous types. British Journal of Psychiatry 121:1-17.

Clarke, H. M. 1911. Conscious attitudes. American Journal of Psychology 22:214-249.

Geary, Т., ed. 1980. Timeless spring: A Soto Zen anthology. San Francisco: Wheelwright Press.

Cogliolo, P., V. Romano, R. Villani, M. Duval, E. Santangelo, and R. Cuocolo. 1990. Factors influencing the occurrence of awareness. In B. Bonke, W. Fitch, and K. Millar, eds., Memory and Awareness in anaesthesia. Amsterdam: Swets and Zeitlinger, pp. 110-114.

Cook, T. 1914. The curves of life. New York: Dover, 1979.


Библиография

501

Costall, A. 1993. How Lloyd Morgan's canon backfired. Journal of the History of the Behavioral Sciences 29:113-122.

Coveney, P., and R. Highfield. 1990. The arrow of time. New York: Fawcett Columbine.

Covey, A., and L. Weiskrantz. 1975. Demonstration of cross-modal matching in rhesus monkeys. Neuropsychologia 13:117-120.

Critchley, M. 1977. Ecstatic and synaesthetic experiences during musical perception. In M. Critchley and R. Henson, eds., Music and the brain: Studies in the neurology of music. Springfield, 111: Charles С Thomas, pp. 217-232.

----------. 1953. The parietal lobes. London: Arnold.

Csikszentmihalyli, M. 1990. Flow: The psychology of optimal experience. New York: Harper and Row.

Cutsforth, T. D. 1925. The role of emotion in a synaesthetic subject. American Journal of Psychology 36:527-543.

----------. 1924. Synaesthesia in the process of learning. American Journal of Psychology 35:88-97.

Cytowic, R. 1989. Synesthesia: A union of the senses. New York: Springer-Verlag.

Damasio, A. R. 1989. The brain binds entities and events by multire-gional activation from convergence zones. Neural Computation 1:123-132.

Darwin, C. 1881. The power of movement in plants. New York: Da-Capo, 1966.

----------. 1872. The expression of the emotions in man and animals. New

York: Philosophical Library, 1955.

Davenport, R. 1976. Cross-modal perception in apes. New York Academy of Sciences 280:143-149.


502

Природа сознания

Davenport, R., and C. Rogers. 1970. Intermodal equivalence of stimuli in apes. Science 168:279-280.

David-Neel, A. 1932. Magic and mystery in Tibet. New York: Dover, 1971.

Deikman, A. 1982. The observing self. Boston: Beacon Press.

----------. 1971. Bimodal consciousness. Archives of General Psychiatry

25:481-489.

----------. 1966. Implications of experimentally induced contemplative

meditation. Journal of Nervous and Mental Disease 142:101-116.

DeJong, H. 1945. Experimental catatonia. Baltimore: Williams and Wilkins.

Dennett, D. 1991. Consciousness explained. Boston: Little, Brown.

Dennett, D., and M. Kinsbourne. 1992. Time and the observer: The where and when of consciousness in the brain. Behavioral and Brain Sciences 15:183-247.

Dickinson, C. 1926. The course of experience. American Journal of Psychology 37:330-344.

Dillbeck, M., K. Cavanaugh, T. Glenn, D. Orme-Johnson, and V. Mit-tlefehldt. 1987. Consciousness as a field: The transcendental meditation and TM-sidhi program and changes in social indicators. Journal of Mind and Behavior 8:67-104.

Dilthey, W. 1914. The understanding of other persons and their life-expressions. In P. Gardiner, ed., Theories of history. Glencoe, 111: Free Press, 1959, pp. 213-225.

Dimond, S. 1976. Brain circuits for consciousness. Brain and Behavioral Evolution 13:376-395.

Dixon, N. F. 1991. Hydrocephalus and "misapplied competence": Awkward evidence for and against. Behavioral and Brain Sciences 14:675-676.


Библиография

503

----------. 1981. Preconscious processing. New York: John Wiley.

Doczi, G. 1981. The power of limits. Boulder, Co.: Shambala.

Doricchi, F., C. Guariglia, S. Paolucci, and L. Pizzamiglia. 1993. Disturbances of the rapid eye movements of REM sleep in patients with unilateral attentional neglect: Clue for the understanding of the functional meaning of REMs. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology 87:105-116.

Dowling, J. 1992. Neurons and networks: An introduction to neurosci-ence. Cambridge: Harvard University Press, Belknap Press.

Dreyfus, H. 1991. Being-in-the-world: A commentary on Heidegger's Being and Time. Cambridge: MIT Press.

----------, ed. 1982. Husserl, intentionality, and cognitive science. Cambridge: MIT Press.

Dufrenne, M. 1973. The phenomenology of aesthetic experience. Evanston, 111: Northwestern University Press.

Durkheim, E. 1912. The elementary forms of the religious life. New York: Collier Books, 1961.

Dykes, M., and A. McGhie. 1976. A comparative study of attentional strategies of schizophrenic and highly creative normal subjects. British Journal of Psychiatry, 128:50-56.

Eccles, J. 1990. A unitary hypothesis of mind-brain interaction in the cerebral cortex. Proceedings of the Royal Society of London B240:433-451.

----------. 1986. Do mental events cause neural events analogously to the

probability fields of quantum mechanics? Proceedings of the Royal Society of London B227:411-428.

Eckert, R., D. Randall, and G. Augustine. 1988. Animal physiology: Mechanisms and adaptions. New York: Freeman.

Edelman, G. 1992. Bright air, brilliant fire: On the matter of the mind. New York: Basic Books.


504

Природа сознания

----------. 1989. The remembered present: A biological theory of consciousness. New York: Basic Books.

Edelson, M. 1975. Language and interpretation in psychoanalysis. New Haven: Yale University Press.

Efron, R. 1990. The decline and fall of hemispheric specialization. Hillsdale, N. J.: Erlbaum.

Eibl-Eibesfeldt, I. 1971. Love and hate. New York: Holt, Rinehart, and Winston.

Eliade, M. 1964. Shamanism. New York: Pantheon. Русский перевод: M. Элиаде. Шаманизм. К.: София, 1998.

Elliott, R. 1977. Cross-modal recognition in three primates. Neuropsy-chologia 15:183-186.

Engell, J. 1981. The creative imagination: Enlightenment to romanticism. Cambridge: Harvard University Press.

Engler, J. 1984. Therapeutic aims in psychotherapy and meditation: Developmental stages in the representation of self. Journal of Transpersonal Psychology 16:25-61.

Epstein, A. W., and N. N. Simmons. 1983. Aphasia with reported loss of dreaming. American Journal of Psychiatry 140:108-109.

Erdelyi, H. 1985. Psychoanalysis: Freud's cognitive psychology. New York: Freeman.

Erickson, M, and E. Rossi. 1981. Experiencing hypnosis. New York: Irvington. Русский перевод: М. Эриксон. Стратегии психотерапии, избранные работы. СПб: Ювента, 1999.

Erikson, E. 1963. Childhood and society. New York: Norton. Русский перевод: Э. Эриксон. Детство и общество, СПб.: Ленато, М.: ACT, 1996.

----------. 1962. Young man Luther. New York: Norton.


Библиография

505

Ettlinger, G., and W. Wilson. 1990. Cross-modal performance: Behavioral processes, phylogenetic considerations, and neural mechanisms. Behavioural and Brain Research 40:169-192.

Evans-Wentz, W. Y., ed. 1954. Tibetan book of the great liberation. London: Oxford University Press.

Fairbairn, W. R. D. 1954. An object-relations theory of the personality. New York: Basic Books.

Farah, M. 1989. Mechanisms of imagery-perception interaction. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 15:203-211.

----------. 1988. Is visual imagery really visual? Overlooked evidence

from neuropsychology. Psychological Review 95:307-317.

----------. 1986. The laterality of mental image generation. Neuropsy-

chologia 24:541-551.

----------. 1985. Psychophysical evidence for a shared representational

medium for mental images and percepts. Journal of Experimental Psychology: General 114:91-103.

----------. 1984. The neurological basis of mental imagery: A computational analysis. Cognition 18:245-272.

Farah, M., K. Hammond, D. Levine, and R. Calvanto. 1988. Visual and spatial mental imagery: Dissociable systems of representation. Cognitive Psychology 20:439-462.

Farah, M., F. Peronnet, M. Gonon, and M. Giard. 1988. Electrophysiological evidence for a shared representational medium for visual images and visual percepts. Journal of Experimental Psychology 117:248-257.

Farias, V. 1989. Heidegger and Nazism. Philadelphia: Temple University Press.

Farthing, G. M. 1992. The psychology of consciousness. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall.


506

Природа сознания

Faulkner, W. 1946. The Bear. In M. Cowley, ed., The portable Faulkner. New York: Viking, pp. 227-363. Русский перевод: У. Фолкнер. Медведь.

Febvre-Chevalier, С, A. Bilbaut, Q. Bone, and J. Febvre. 1986. Sodium-calcium action potential associated with contraction in the Heliozoan Actinocoryne Contractilis. Journal of Experimental Biology 122:177-192.

Fechner, G. T. 1901. On life after death. Chicago: Open Court, 1945.

Findlay, J. N. 1970. Ascent to the absolute. London: George Alien and Unwin.

Finke, R. 1980. Levels of equivalence in imagery and perception. Psychological Review 87:113-132.

Finke, R., S. Pinker, and M. Farah. 1989. Reinterpreting visual patterns in mental imagery. Cognitive Science 3:51-78.

Fischer, R. 1975. Cartography of inner space. In R. Siegel and L. West, eds., Hallucinations: Behavior, experience, and theory. New York: Wiley, pp. 197-239.

Fodor, J., and Z. Pylyshyn. 1988. Connectionism and cognitive architecture: A critical analysis. Cognition 28:3-71.

Ford, G. O. 1991. Insights. Lapis Press.

Forte, M., D. Brown, and M. Dysart. 1987. Differences in experience among mindfulness meditators. Imagination, Cognition, and Personality 7:47'-60.

---------. 1985. Through the looking glass: Phenomenological reports of

advanced meditators at visual threshold. Imagination, Cognition, and Personality 4:323-338.

Foster, M. L. 1980. The growth of symbolism in culture. In M. L. Foster and S. H. Brandes, eds., Symbol as sense: New approaches to the analysis of meaning. New York: Academic Press, pp. 371-397.


Библиография

507

Foucault, M. 1978. The history of sexuality. Vol. 1. New York: Pantheon.

----------. 1970. The order of things: An archaeology of the human sciences. New York: Pantheon. Русский перевод: М. Фуко. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994.

Foulkes, D. 1985. Dreaming: A cognitive-psychological analysis. Hillsdale, N. J.: Erlbaum.

Foulkes, D., and S. Fleischer. 1975. Mental activity in relaxed wakefulness. Journal of Abnormal Psychology 84:66-75.

Foulkes, D., and M. Schmidt. 1983. Temporal sequence and unit composition in dream reports from different stages of sleep. Sleep 6:265-280.

Fox, O. 1975. Astral projection: A record of out of the body experiences. Secaucus, N. J.: Citadel.

Frazier, J. G. 1922. The golden bough: A study in magic and religion. London: Macmillan. Русский перевод: Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.

Freeman, W. 1991. The physiology of perception. Scientific American 264:78-85.

Freud, S. 1933. New introductory lectures on psycho-analysis. Trans. W. J. Sprott. New York: Norton. Русский перевод: З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

----------. 1930. Civilization and its discontents. New York: Norton,

1961. Русский перевод: З. Фрейд. Недовольство культурой, в сб.: Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997.

----------. 1924. The economic problem in masochism. In Collected papers, vol. 2, trans. J. Riviere. New York: Basic Books, 1959, pp. 255-268. Русский перевод: З. Фрейд. Экономическая проблема мазохизма, в сб.: Венера в мехах. М.: Культура, 1992.


508

Природа сознания

---------. 1923. The ego and the id. London: Hogarth. Русский перевод:

3. Фрейд. «Я» и «Оно», в сб.: Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997.

---------. 1919а. Beyond the pleasure principle. London: Hogarth, 1950.

Русский перевод: З. Фрейд. По ту сторону принципа наслаждения, в сб.: Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997.

---------. 1919b. The "uncanny". In Collected papers, vol. 4, trans.

J. Riviere. New York: Basic Books, 1959, pp. 368-407.

---------. 1915a. The unconscious. In Collected papers, vol. 4, trans.

J. Riviere. New York: Basic Books, 1959, pp. 98-136.

---------. 1915b. Repression. In Collected papers, vol. 4, trans.

J. Riviere. New York: Basic Books, 1959, pp. 84-97.

---------. 1914. On narcissism. In Collected papers, vol. 4, trans.

J. Riviere. New York: Basic Books, 1959, pp. 30-59. Русский перевод: З. Фрейд. О нарциссизме, в сб.: Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997.

---------. 1900. The interpretation of dreams. New York: Avon, 1965.

Русский перевод: 3. Фрейд. Толкование сновидений. М.: Современный проблемы, 1913, репринт: Ереван: Камар, 1991.

Friedrich, R., A. Fuchs, and H. Haken. 1991. Synergetic analysis of spatial-temporal EEG patterns. In A. V. Holden, M. Markus, and H. Othmer, eds., Nonlinear wave processes in excitable media. New York: Plenum, pp. 23-37.

Froehlich, W., G. Smith, J. Draguns, and U. Hentschel, eds. 1984. Psychological processes in cognition and personality. Washington, D. C: Hemisphere.

Gackenbach, J., and J. Bosveld. 1989. Control your dreams. Harper and Row.

Gackenbach, I., W. Moorecraft, С Alexander, and S. LaBerge. 1987. Physiological correlates of "consciousness" during sleep in a single TM practitioner. Sleep Research 16:230.


Библиография

509

Gadamer, H. 1975. Truth and method. New York: Seaburg Press. Русский перевод: Г. Гадамер. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.

Gaffiron, M. 1956. Some new dimensions in the phenomenal analysis of visual experience. Journal of Personality 24:285-307.

Galin, D. 1974. Applications for psychiatry of left and right cerebral specialization. Archives of General Psychiatry 31:572-583.

Galka, M. 1986. The feasibility of Guenther's Heideggerian interpretation of the Tibetan Nyingma Buddhist tradition in the Kindly Bent to Ease Us trilogy. St. Catharines, Ont.: Department of Philosophy, Brock University, 1986.

Gallup, G. 1977. Self recognition in primates. American Psychologist 32:329-338.

----------. 1974. Animal hypnosis: Factual status of a fictional concept.

Psychological Bulletin 81:836-853.

Gardner, H. 1985. The mind's new science: A history of the cognitive revolution. New York: Basic Books.

----------. 1983. Frames of mind. New York: Basic Books.

----------. 1975. The shattered mind. New York: Basic Books.

Gazzaniga, M. 1988. Brain modularity: Towards a philosophy of conscious experience. In A. J. Marcel and E. Bisiach, eds., Consciousness in contemporary science. Oxford: Clarendon Press, pp. 218-238.

----------. 1983. Right hemisphere language following brain bisection:

A 20-year perspective. American Psychologist 38:525-537.

Gendlin, E. 1978. Focusing. New York: Bantam.

----------. 1962. Experiencing and the creation of meaning. New York:

Free Press.


Природа сознания

Geschwind, N. 1982. Disorders of attention: A frontier in neuropsychology. Philosophical Transactions of the Royal Society of London, B298.173-185.

----------. 1981. Anatomical and functional asymmetry of the brain. Annual meeting of the Association for the Psychophysiological Study of Sleep, Hyannis, Mass., May.

----------. 1965. Disconnection syndromes in animals and man. Brain

88:237-294;585-644.

Ghyka, M. 1946. The geometry of art and life. New York: Dover, 1977.

Gibson, J. J. 1979. The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton Mifflin. Русский перевод: Дж. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

----------. 1975. Events are perceivable but time is not. In J. T. Fraser and

N. Lawrence, eds., The Study of Time II. New York: Springer-Verlag, pp. 295-301.

----------. 1966. The senses considered as perceptual systems. Boston:

Houghton Mifflin.

----------. 1950. The perception of the visual world. Boston: Houghton

Mifflin.

Gillespie, G. 1989. Lights and lattices and where they are seen. Perceptual and Motor Skills 68:487-504.

Gleik, J. 1987. Chaos: Making a new science. New York: Penguin Books.

Glicksohn, J. 1986. Photic driving and altered states of consciousness: An exploratory study. Imagination, Cognition, and Personality 6:167-182.

Globus, G. 1992a. Perceptual meaning and the holoworld. In M. Stame-nov, ed., Current advances in semantic theory. Amsterdam: John Benjamins, pp. 75-85.


Библиография

511

----------. 1992b. Toward a noncomputational cognitive neuroscience.

Journal of Cognitive Neuroscience 4:319-330.

----------. 1990. The lucid brain. Paper presented at the Lucidity Association Conference, Chicago, July.

----------. 1989. Connectionism and the dreaming mind. Journal of Mind

andBehavior 10:179-195.

----------. 1988. Existence and brain. Journal of Mind and Behavior

9:447-456.

----------. 1973. Consciousness and brain: II. Introspection, the qualia of

experience, and the unconscious. Archives of General Psychiatry 29:167-176.

Goertzel, B. 1992. Quantum theory and consciousness. Journal of Mind and Behavior 13:29-36.

Goldman-Rakic, P. 1988. Topography of cognition: Parallel distributed networks in the primate association cortex. Annual Review of Neuroscience 11:137-156.

Goleman, D. 1972. The Buddha on meditation and states of consciousness. Journal of Transpersonal Psychology 4:1-44.

Goodall, J. 1986. The chimpanzfies of Gombe: Patterns of behavior. Cambridge: Harvard University Press.

----------. 1971. In the shadow of man. Boston: Houghton Mifflin.

Goodfellow, L. 1940. The human element in probability. Journal of General Psychology 23. '201-205.

----------. 1938. A psychological interpretation of the results of the Zenith

radio experiments in telepathy. Journal of Experimental Psychology 23:601-632.

Goswami, A. 1990. Consciousness in quantum physics and the mind-body problem. Journal of Mind and Behavior 11:75-96.


512

Природа сознания

Gould, J. L. 1990. Honeybee cognition. Cognition 37:83-103.

Gould, S. J. 1977. Ontogeny and phytogeny. Cambridge: Harvard University Press, Belknap Press.

Govinda, A. 1960. Foundations of Tibetan mysticism. New York: Dutton.

Gray, C, P. Konig, A. Engel, and W. Singer. 1989. Oscillatory responses in the cat visual cortex exhibit inter-columnar synchronization which reflects global stimulus properties. Nature 338:334.

Green, C. 1968a. Lucid dreams. London: Hamish Hamilton.

---------. 1968b. Out-of-body experiences. New York: Ballantine.

Green, C, and C. McCreery. 1975. Apparitions. London: Hamish Hamilton.

Greenwood, P., D. H. Wilson, and M. S. Gazzaniga. 1977. Dream report following commissurotomy. Cortex 13:311-316.

Gregerson, H., and L. Sailer. 1993. Chaos theory and its implications for social science research. Human Relations 46:777-802.

Greyson, В., and C. Flynn, eds. 1984. The near-death experience: Problems, prospects, perspectives. Springfield, 111. Charles C. Thomas.

Griffin, D. 1984. Animal thinking. Cambridge: Harvard University Press.

---------. 1978. Prospects for a cognitive ethology. Behavioral and Brain

Sciences 4:527-629.

---------. 1976. The question of animal awareness. New York: Rockefeller University Press.

Grof, S. 1980. LSD psychotherapy. Pomona, Calif.: Hunter House.

Guenther, H. 1989. From reductionism to creativity: Dzogchen and the new sciences of mind. Boston: Shambhala.


Библиография

513

----------. 1984. Matrix of mystery: Scientific and humanistic aspects of

rDzogs-chen thought. Boulder: Shambhala.

----------, trans. 1976. Longchenpa's "Kindly bent to ease us." Vol. 1-3.

Emeryville, Calif.: Dharma.

----------, trans. 1971. Gampopa's "Jewel ornament of liberation." Berkeley: Shambhala.

----------. 1963. Life and teaching ofNaropa. London: Oxford University

Press.

Guenther, H., and С Trungpa. 1975. The dawn of tantra. Berkeley: Shambhala.

Gurdjieff, G. 1975. Life is real only then, when "I am." New York: Dutton. Русский перевод: Г. Гурджиев. Жизнь реальна только когда "Я есть". СПб.: Невский курьер, 1996.

Gyatso, G. К. 1982. Clear light of bliss: Mahamudra in Vajrayana Buddhism. London: Wisdom Publications.

Haber, R. N. 1979. Twenty years of haunting eidetic imagery: Where's the ghost? Behavioral and Brain Sciences 3:583-629.

Haber, R. N., and M. Hershenson. 1965. The effects of repeated brief exposures on the growth of a percept. Journal of Experimental Psychology 69:40-46.

Hall, C, and G. Lindzey. 1970. Theories of personality. New York: John Wiley.

Hall, C, and R. Van De Castle. The content analysis of dreams. New York: Appleton-Century-Crofts, 1966.

Hamilton, T. 1975. Behavioral plasticity in protozoans. In E. Eisenstein, ed., Aneural organisms in neurobiology. New York: Plenum, pp.111-130.

Hanion, R., ed. 1991. Cognitive microgenesis: A neuropsychological perspective. New York: Springer-Verlag.


514

Природа сознания

Kara, R., and H. Asai. 1980. Electrophysiological responses of Didin-ium Nasutum to Paramecium capture and mechanical stimulation. Nature 283:869-870.

Harre, R. 1983. Personal Being. Oxford: Basil Blackwell.

Hartshome, C. 1934. The philosophy and psychology of sensation. Chicago: University of Chicago Press.

Haskeil, R. 1984. Empirical structures of mind: Cognition, linguistics, and transformation. Journal of Mind and Behavior 5:29-48.

Hawking, S. 1988. A brief history of time. Toronto: Bantum Books.

Hayek, F. A. 1952. The sensory order. London: Routledge and Kegan Paul.

Hebb, D. O. 1949. Organization of behavior. New York: John Wiley.

Hegel, G. W. F. 1807. The phenomenology of mind. Trans. J. B. Baillie. London: George Alien and Unwin, 1931. Русский перевод: Г. Гегель. Феноменология разума. Собр. соч., М.: 1967.

Heidegger, M. 1982/1927. The basic problems of phenomenology. Bloomington: Indiana University Press.

---------. 1977. The question concerning technology and other essays.

New York: Harper. Русский перевод: М. Хайдеггер. Вопрос о технике, в сб.: Время и бытие. М.: Республика, 1993.

---------. 1971. Poetry, language, thought. New York: Harper and Row.

---------. 1962. On time and being. New York: Harper and Row, 1972.

Русский перевод: М. Хайдеггер. Время и бытие, в сб.: Время и бытие. М.: Республика, 1993.

---------. 1959а. On the way to language. New York: Harper and Row,

1971.

---------. 1959b. Discouse on thinking. Hew York: Harper and Row,

1966.


Библиография 515 ----------. 1956а. The question of being. New York: Twayne, 1958.

----------. 1956b. The principle of reason. Bloomington: Indiana University Press, 1991.

----------. 1954. What is called thinking? New York: Harper and Row,

1968.

----------. 1942. Parmenides. Bloomington: Indiana University Press,

1992.

----------. 1936. Schelling's treatise on the essence of human freedom.

Athens: Ohio University Press, 1985.

----------. 1928. The metaphysical foundations of logic. Bloomington:

Indiana University Press, 1984.

----------. 1927. Being and time. New York: Harper and Row, 1962.

Русский перевод: М. Хайдеггер. Бытие и время. М.: Ad Маг-ginem, 1997.

Heidegger, M., and E. Fink. 1979. Heraclitus Seminar, 1966/67. University of Alabama Press.

Heiman, M. 1989. Neonatal imitation, gaze aversion, and mother-infant interaction. Infant Behavior and Development 12:495-505.

Hentschel, U., G. Smith, and J. Draguns, eds. 1986a. The roots of perception: Individual differences in information processing within and beyond awareness. Amsterdam: North-Holland.

----------. 1986b. Subliminal perception, microgenesis, and personality.

In U. Hentschel, G. Smith, and J. Draguns, eds., The roots of perception. Amsterdam: North-Holland, pp. 3-36.

Herman, J. H., D. Barker, P. Rampy, and H. Roffwarg. 1987. Further evidence confirming the similarity of eye movements in REM sleep and the awake state. Sleep Research 16:38.

Herman, L. M., D. Richards, and J. Wolz. 1984. Comprehension of sentences by bottlenosed dolphins. Cognition 16:129-219.


516

Природа сознания

Higinbotham, N. 1973. Electropotentials of plant cells. In W. Briggs, P. Green, and R. Jones, eds., Annual Review of Plant Physiology, vol. 24. Palo Alto, Calif.: Annual Reviews, pp. 25-46.

Hilgard, E. 1968. The experience



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.47 (0.012 с.)