Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Логическая гипотеза в юридическом исследованииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и значение гипотезы
Юридическая деятельность изначально связана с необходимостью найти ответы на поставленные вопросы, оценить обстоятельства, которые могут иметь юридическое значение. Как правило, решению этих задач предшествует более или менее длительный исследовательский процесс, собирание данных, опираясь на которые можно сделать правильные выводы. Но этот процесс, исследование, сбор фактов осуществляются не вслепую, а целенаправленно, планомерно в соответствии с тем, что юрист-исследователь предполагает обнаружить. Если человек что-то ищет, он всегда хотя бы в общих чертах представляет себе то, что ищет, иначе поиск не увенчается успехом. Положение юриста сложнее – он должен представлять множество вариантов того, что ищет, и исследовать данные по каждому из этих вариантов. Эти варианты ответов на поставленный вопрос, оценок какого-либо обстоятельства, совершенного деяния и т.д. именуются в логике гипотезами. Роль гипотезы в познавательной, в том числе юридической деятельности особая, ибо предположение о возможном ответе на поставленный вопрос оказывается фактором, определяющим ответственность человека, и если при этом не соблюдать существующих логических правил, исследование может оказаться тенденциозным, привести к ложному выводу и необратимым последствиям. Именно к гипотезе следует отнести слова А. де Сент-Экзюпери: «Логика приводит туда, где назначаешь ей свидание». Предположение – это своеобразное место свидания мысли с действительностью, и если это место чем-то привлекательно для юриста, он может отдать ему предпочтение именно в силу привлекательности, а не объективности. Теория гипотез наибольшее распространение в юриспруденции получила в виде разработок следственных, криминалистических версий. В действительности, всякая поисковая работа предполагает предварительное построение и последующую проверку гипотез. Содержание каждого вида юридической деятельности - особенное, но логическая схема работы с гипотезами одинакова. Чтобы получить конкретное представление о возможностях и правилах гипотетического мышления в юридической деятельности, рассмотрим сущность гипотезы применительно к наиболее ответственному виду этой деятельности – квалификации преступлений. Гипотезой называется предположение, выдвигаемое для объяснения сущности и причин исследуемого явления. Применительно к квалификации преступлений гипотезу можно определить как выдвигаемое в процессе расследования предположение об уголовно-правовой оценке содеянного. Процесс квалификации преступлений, как правило, начинается с выдвижения гипотез. Судебно-следственная деятельность по своей природе часто сопряжена с ситуациями, когда известные факты недостаточны для уголовно-правовой оценки содеянного либо когда имеющиеся многочисленные данные сложны и не систематизированы и требуется обобщить собранную информацию, чтобы сделать ее пригодной для получения истинного вывода. В этих случаях вначале выдвигаются и проверяются предположения о юридической природе деяния, а затем только делается окончательный вывод. Необходимость четкой формулировки гипотезы, предположения о признаках конкретного состава преступления возникают уже с момента возбуждения уголовного дела. В ч. 2 ст. 108 УПК РСФСР указано, что дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Это означает, что полученные данные позволяют выдвинуть предположение о юридической природе деяния. Можно выделить три типа условий, при которых решаются задачи квалификации преступлений, связанные с предварительным выдвижением гипотез. Наиболее трудной является квалификация при условиях, когда полностью неизвестны исходные данные, необходимые для уголовно-правовой оценки содеянного. Именно с задачами такого типа сталкивается следователь на первоначальной стадии предварительного следствия. Здесь возможны самые разнообразные гипотезы относительно квалификации содеянного, и круг их сужается по мере получения дополнительных данных. Важно, чтобы предположения о возможной квалификации преступления всегда строго соответствовали установленным на данный момент фактическим обстоятельствам уголовного дела. Не исключены ситуации, когда в действиях лица не будет установлен состав преступления. Так, в связи с хищением товаров из продовольственного магазина было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РСФСР (кража имущества с проникновением в помещение). Однако в процессе расследования было установлено, что хищение совершил 13-летний подросток Л. Уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Второй тип задач связан с выдвижением гипотез относительно квалификации преступления при условиях, когда фабула уголовного дела известна, фактические обстоятельства полностью исследованы и доказаны и требуется дать окончательную уголовно-правовую оценку содеянного (например при предъявлении обвинения). Третий тип задач состоит в проверке правильности квалификации преступления. Здесь восстанавливается логика рассуждения, на основе которой был сделан вывод о квалификации. Проверяется, все ли возможные гипотезы квалификации были выдвинуты и исследованы. Например, в соответствии со ст. 213 УПК РСФСР при поступлении дела от органа дознания или следователя прокурор обязан проверить, имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, содержится ли в этом деянии состав преступления, нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела, предъявлены ли обвинения по всем установленным преступным деяниям обвиняемого, привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления, правильно ли квалифицировано преступление и т.д. По существу, законодатель вменил в обязанность прокурору проверять правильность квалификации и возможные варианты другого решения. Таким образом, гипотеза при квалификации преступления используется как в ходе расследования уголовного дела, так и в процессе проверки законности и обоснованности принятого решения (например судами кассационной и надзорной инстанций). Если этапы квалификации расположить по степени возрастания уровня обоснованности выводов, то получится следующая цепочка: первоначальное предположение (догадка) – гипотеза – достоверное знание (правовой факт). На уровне логической догадки находятся первоначальные предположения о квалификации содеянного, когда, например, в прокуратуру поступает заявление о совершенном преступлении, которое требует проверки. В соответствии со ст. 109 УПК РСФСР прокурору, следователю, органу дознания и судье представлено право по поступившим заявлениям и сообщениям истребовать материалы и получать объяснения, необходимые для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Квалификация деяния, содержащаяся в постановлении о возбуждении уголовного дела, носит предположительный характер. Итогом расследования с точки зрения квалификации является получение достоверного знания, правового факта, который полностью доказан. Таким образом, гипотеза занимает важное место в процессе квалификации преступлений именно в тех случаях, когда возникает потребность в выдвижении предположений о квалификации, опирающихся на ограниченное число фактов. «...Опытный материал приводит к очищению... гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Если бы мы захотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона»*. Последнее замечание особенно важно для предварительного следствия, ибо для правильного осуществления квалификации следователь должен не пассивно ждать, когда будут собраны необходимые исходные данные для правильной уголовно-правовой оценки, а активно выдвигать гипотезы с тем, чтобы ясно представлять, какие еще необходимо собрать доказательства для окончательной оценки содеянного. Например, обнаружение трупа человека с признаками насильственной смерти дает основание для выдвижения различных гипотез квалификации преступления. Это может быть убийство или неосторожное лишение жизни; возможно, что смерть наступила в результате нарушения виновным правил дорожного движения; нельзя исключать несчастный случай или самоубийство и т.д. Все эти гипотезы относительно квалификации содеянного подлежат проверке, и следователь обязан придерживаться той или иной гипотезы до тех пор, пока она не будет опровергнута собранными по делу доказательствами. * Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 20. - С. 555.
В логике в зависимости от объекта исследования различают общие и частные гипотезы. Общей гипотезой называется предположение, объясняющее какой-то класс явлений. Частные гипотезы – это предположения, касающиеся отдельных явлений. В судебно-следственной практике чаще всего употребляется термин версия (от лат. versio – оборот, видоизменение), означающий разновидность частной гипотезы, выдвигаемой на первоначальных этапах следствия или судебного исследования и объясняющей происхождение или свойства отдельных обстоятельств преступления либо событие преступления в целом. Применительно к квалификации преступления версию можно определить как одну из возможных гипотез относительно квалификации преступления или содержания отдельных признаков состава преступления. Предположение относительно квалификации преступления в целом проверяется путем выдвижения и исследования частных версий, объясняющих отдельные элементы и признаки состава преступления. Например, при квалификации действий, связанных с причинением смерти путем наезда автомобилем, выдвигаются предположения о том, что в действиях виновного содержатся признаки преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 264 и п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Далее выдвигаются и проверяются частные версии относительно содержания субъективной стороны содеянного (умышленно или неосторожно причинена смерть), что позволит в дальнейшем правильно отграничить нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть потерпевшего, от убийства. Выдвижение версий на основании уже добытых фактических данных позволяет максимально плодотворно использовать имеющийся фактический материал для квалификации преступлений, а также выявления недостающих звеньев, которые бы позволили сделать окончательный вывод. Пока полностью не установлены и не доказаны все признаки состава рассматриваемого преступления, процесс квалификации нельзя считать завершенным, а выдвинутые версии о квалификации подлежат дальнейшей всесторонней проверке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.007 с.) |