Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Логические основы юридической деятельности↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А.А. ТЕР-АКОПОВ ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
Учебное пособие
ББК 67.5; 87.4 Т 35 В подготовке схем принял участие в качестве соавтора к.ю.н. Ю.А. Зюбанов Ответственный редактор: д.ю.н., профессор А.А. Толкаченко Тер-Акопов А.А. Т 35 Юридическая логика: Учебное пособие. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002- 256 с.
ISBN 5-901386-47-7
Настоящее пособие подготовлено на основе программы по «Юридической логике», соответствующей требованиям Государственного образовательного стандарта (ГСЭ.ОЗ), и представляет собой изложение основ формальной логики с учетом особенностей их применения в мыслительно-познавательной юридической деятельности. Главное внимание уделено логическим требованиям, предъявляемым к оценке юридических событий и фактов в процессе принятия правовых решений, базовым категориям логики и их особенностям применительно к юридической деятельности, правовым понятиям, их формированию и операциям с ними, условиям истинности юридических суждений, индуктивным методам установления причинных связей, аналогии, построению версий и доказательств по юридически значимым делам. В основу пособия положен многолетний опыт преподавания и учебно-методического обеспечения курса «Судебной (юридической) логики» для юристов следственно-прокурорской, судебной, юрисконсультской специализаций. Для студентов юридических вузов, а также для студентов, изучающих иные смежные (общие и специальные) юридические и гуманитарные дисциплины (философия, теория государства и права, криминология и криминалистика, научные основы квалификации преступлений и т.п.). ББК 67.5, 87.4 ISBN 5-901386-47-7 УДК 167/168-340.115
Главный редактор В. П. Соколова Редактор Ю. А. Сазонова Компьютерная верстка И. Б. Сретенская
Подписано в печать 13.06.2002. Бумага офсетная. Формат 60х901/16. Печать офсетная. Печ. л. 16. Тираж 3000 экз. Зак. Б-335.
ИКФ Омега-Л Издательская лицензия № 02224 от 30.06.2000г. 123022,г. Москва, Столярный пер., д. 14,подъезд 2, тел. (095) 253-46-82 http: \\www.omega-l.ru Лицензия на полиграфическую деятельность ПД № 01207 от 30,08.2001 г, Отпечатано в типографии ГУП ПИК «Идел-Пресс» в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов. 420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2. © Тер–Акопов, 2002 © ИКФ Омега–Л, 2002 Предисловие
Учебное пособие представляет собой изложение основных положений науки логики с особенностями их применения в юридической деятельности. В связи с многогранностью юридической мыслительной деятельности невозможно охватить ее в полном объеме. В пособии изложены наиболее актуальные для правоприменительной практики вопросы логики, в нем не нашли отражения некоторые традиционные для общего курса логики вопросы, не имеющие особой значимости для юриспруденции; желающие ознакомиться с ними могут воспользоваться для этого дополнительными источниками. Особое внимание уделено общей характеристике логики юридических процедур и логике правовых понятий. В качестве иллюстрации прикладного направления использования логики освещается преимущественно процедура квалификации преступлений, которая, по мнению автора, наиболее наглядно демонстрирует возможности логики в работе юриста. Юридическая логика предназначена для изучения студентами, овладевшими основными юридическими дисциплинами, в том числе уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой, гражданским правом и процессом и т.д. Она позволяет углубить знания в области специальных отраслей права, вникнуть в сущность правоприменительной деятельности, которая, к сожалению, специально не преподается, помогает ориентироваться в логических законах и правилах, позволяющих избежать юридические ошибки. Изучение юридической логики требует обращения к соответствующим правовым нормам, практике их логического анализа, решению конкретных юридических вопросов. Для приобретения навыков логического анализа юридической деятельности в пособии даются упражнения.
Понятие и предмет логики Логика – наука о формах мышления, законах и правилах рассуждения. В этом определении логика связывается с мышлением и рассуждением, что вызывает вопрос о том, как мышление и рассуждение взаимодействуют между собой, почему и в каком смысле оба эти феномена выступают в качестве предмета логики? Оба явления действительно органически связаны между собой, одно не существует вне другого, однако каждое из них имеет свой особый смысл. Мышление отождествляется с разумом, оно есть разумная деятельность; рассуждение, соответственно, - с рассудком, рассудочной деятельностью. Мышление понимается как отражение сознанием человека окружающего его мира. Это отражение не созерцательное, не пассивное, а творческое, направленное на познание, осмысление бытия в его целостном виде, постижение его действительной сущности, т.е. истины. Мышление - объективная, исторически изменяющаяся реальность, оно имеет биологическую основу, обладает наследственными и приобретенными чертами и с этой точки зрения является предметом не только логики, но также психологии, психиатрии, философии, социологии, истории, физиологии и других научных знаний. Несмотря на сложность и многообразность, мышление имеет определенные формы выражения; основными из них являются понятия, суждения и умозаключения. Логику мышление интересует именно с этой, формальной стороны. Она изучает в мышлении то, в чем мысль проявляется, передается, воспринимается, фиксируется. Мысль не может существовать абстрактно, сама по себе, вне связи с тем, что образует ее содержание. Она отражает окружающий человека мир, а также его представление об этом мире, понимание процессов, которые в нем происходят. Мир – целостное образование, которое познается человеком в процессе жизнедеятельности. Однако человек с трудом постигает эту целостность. Предмет и явления даются ему в отдельных, более или менее обобщенных и систематизированных свойствах, качествах и отношениях. Поэтому и мысль всегда фрагментарна, предметна, касается лишь отдельных сторон изучаемого предмета или явления. Она как бы расчленяет содержание и проявления отражаемой реальности на отдельные образования, и тогда мы говорим об элементарной форме мышления – понятиях, характеризующих сущность предметов, например, о «земле», «законе», «правонарушении» и т.п.; либо о свойствах этих предметов, например, о «цветущей земле», «справедливом законе», «опасном правонарушении»; либо о действиях: «плодоносить» (о земле), «регулировать» (о законе), «причинять вред» (о правонарушении) и т.д.; либо о их состоянии: «зараженности» (о земле), «неисполняемости» (о законе), «безнаказанности» (о правонарушении) и т.д. Утверждение или отрицание у познаваемых предметов или явлений каких-либо свойств, качеств и отношений образует другую форму мышления – суждение. Например, утверждается, что «данная земля плодородит», «закон не применяется», «правонарушение не выявлено» и т.д. Более сложная форма мышления – умозаключение, которое позволяет вывести какое-то новое знание из известных суждений. Например, из того, что все правонарушения вредны и что деяние, совершенное И., образует правонарушение, следует вывод, что деяние И. является вредным. Рассуждение – операциональная часть мышления, познавательной деятельности, оно представляет собой определенный порядок связи мыслей между собой, необходимый для достижения истины. В отличие от мышления рассуждение, во-первых, не образует понятий, суждений и умозаключений, а использует эти формы мышления в готовом виде, как данные, следя лишь за тем, чтобы они правильно употреблялись и соотносились между собой; во-вторых, оно не имеет своих генетических качеств (не зависит от биологии, наследственности, изменчивости мышления), является всеобщим способом познания, воспринимаемым одинаково всеми людьми, независимо от национальности и других демографических признаков; в-третьих, оперирует только известными положениями, знаниями, из которых выводится новое знание; в-четвертых, охватывает только определенные обстоятельства, характеризующие познаваемое явление, упрощая его действительную сущность. Например, существует такая форма человеческого поведения, как преступление. Понятия преступления как такового нет в действительности, оно присутствует только в нашем сознании как некоторое обобщение многих однородных деяний, обладающих признаками, указанными в ст. 14 УК РФ. В действительности же имеет место конкретный преступный акт (к примеру кража), совершенный конкретным лицом, при определенных обстоятельствах, в данном месте и в данное время. Мысленно мы можем представить его в виде конкретного преступления, особенно если были очевидцами. Но как только попытаемся порассуждать по поводу данного преступления – рассказать о нем, изложить обстоятельства в письменном виде, – цельность и ясность исчезнут. Преступление при этом складывается в виде мозаики, мы передаем его суть фрагментами, которые, иногда тщетно, пытаемся связать между собой. Если мысли об отдельных обстоятельствах обобщаются и выстраиваются в определенном порядке по соответствующим этим построениям законам, то можно уяснить и передать сущность совершенного деяния. Порядок построения мыслей (понятий, суждений, умозаключений), правила и законы рассуждения изучаются формальной логикой. Формальная логика, таким образом, признает своим предметом формы мышления, а также правила и законы рассудочной деятельности. Если рассудочный характер суждений и умозаключений самоочевиден, поскольку они таковы по своей структуре, внешнему выражению, то понятие как способ рассуждения воспринимается не всегда. Действительно, как усмотреть рассудочную деятельность в употреблении слов «земля», «закон», «правопослушание» и т.п.? Если эти слова просто называть, не вникая в их смысл, то на самом деле их нельзя считать понятиями, они остаются словами, терминами. Понятиями они становятся лишь при условии наполнения их определенным смыслом, содержанием. В этом случае вступает в действие не только память, но и рассудок, понимание, раскрывающее связь слова с конкретным предметом или явлением, взаимосвязь признаков соответствующего предмета или явления между собой, то, что характерно для рассуждения. Всякое рассуждение направлено на установление истины. Истина как соответствие мысли объективной реальности является предметом и понятия, и суждения, и умозаключения. Используя понятие, мы заботимся, чтобы оно адекватно отражало соответствующие предметы или явления. Утверждая или отрицая что-либо в суждении, мы настаиваем на определенной истине. Построив умозаключение, мы полагаем, что полученный вывод – истинный. Даже сознательно пытаясь ввести кого-либо в заблуждение, человек не может обойтись без истины, он должен знать ее, прежде, чем утверждать нечто, противоречащее ей. Поскольку рассуждение так органично связано с истиной, то естественно возникает вопрос, при каких условиях наши понятия, суждения и умозаключения соответствуют ей? Ответ на этот вопрос дает логика, специально разрабатывающая законы и правила рассуждения, соблюдение которых обеспечивает его истинность. Вопрос об истине – основной вопрос логики. Она, логика, изучается для того, чтобы не допустить ошибок в рассуждении. Рассуждая, мы чаще всего не задумываемся об истинности наших мыслей, не вспоминаем логические правила, не строим фигур силлогизма в их классическом виде. Такой необходимости нет, если истинность наших мыслей очевидна, по крайней мере, не оспаривается, а возможность иной интерпретации познаваемого предмета или явления, отклоняющейся от нашего понимания, непринципиальна. Мы говорим, например, «небо голубое», опираясь на общепринятый критерий оценки цвета неба, и не придаем значения тому, что кто-то может назвать это же небо синим либо серым. Не придаем до тех пор, пока предлагаемые иные интерпретации не затрагивают чьих-либо интересов. В противном случае, оценка подлинного цвета приобретает принципиальное значение, и приходится строить специальную систему доказательств, обосновывающих наш тезис. Без логики в этих случаях не обойтись. К специальным логическим построениям, использованию логических законов и правил приходится прибегать всегда, когда возникает потребность уяснить или объяснить что-либо неочевидное или непонятное. Не зря бытует шуточное мнение, что юрист должен суметь предъявить обвинение даже телеграфному столбу. Но даже в случаях очевидности всегда присутствует без явного выражения рассуждение, построенное в соответствии с логикой. Очевидная истина всегда логически проверяема. Логика представляет собой науку о формах мышления, законах и правилах рассуждения, обеспечивающих его истинность. Она создает возможность познания человеком окружающего мира и осуществления жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями.
Мышление как объект логики
Имея в виду, что в рассуждении проявляется мышление, объектом логики следует признать мышление в целом, под которым понимается высшая форма целенаправленного и систематизированного психического отражения окружающего мира. Отражение – всеобщее свойство материи. Все, что нас окружает, находится во взаимосвязи и взаимодействии. Вступая во взаимодействие, одно тело вызывает в другом соответствующее изменение. Воспроизведение особенностей воздействующего тела в изменениях другого, на которое осуществляется воздействие, составляет сущность отражения. Изменение отражает форму, структуру, способ, интенсивность и другие особенности воздействия, по нему можно судить с той или иной степенью достоверности о том, какому воздействию подвергается данный объект. Эта возможность широко используется в разделе криминалистики, изучающей следы преступления. Отражение может быть физическим (материальным) и психическим (идеальным). Физическое отражение имеет форму отпечатка (например отпечаток пальца), следа (след ноги), изменения формы или структуры (повреждение или разрушение) и т.п. Психическое отражение, образующее основу мышления, принимает форму образа. Отпечаток, след, изменение структуры - это формы отражения, которыми обладает любой материальный объект. Образ как форма отражения присущ только особым образом организованной материи - мозгу. Получая соответствующую информацию из внешней среды, от предметов или явлений окружающего мира, мозг человека закрепляет форму и признаки этих предметов и явлений в виде их образов, копий. Он как бы фотографирует их, но получаемые при этом фотографии не двумерные, а многомерные, голографические. Более того, эта копия, как правило, отражает форму предмета или явления в совокупности с их некоторыми качествами, свойствами и отношениями. Глядя, например, на уголовный кодекс, мы воспринимаем не только его внешнюю атрибутику, но также его содержание и назначение. Сформированный образ в течение некоторого времени, в зависимости от степени его значимости для носителя, сохраняется в сознании и может быть многократно воспроизведен. Благодаря такой способности человек имеет возможность сопоставлять, выявлять сходства, различия и взаимосвязи между отражаемыми объектами действительности, т.е. получать данные об этих объектах, познавать их. Отражение человеком окружающей действительности образует основу познания им мира, а обнаружение новых для него признаков этой действительности составляет знание. Мышление – высшая форма отражения действительности и именно в таком качестве оно интересует логику. Высшая форма психического отражения именуется рациональным или логическим мышлением. К низшим формам психического отражения относятся ощущения, восприятия и представления, образующие чувственный, эмпирический уровень психической деятельности. Логика учитывает его как основу мышления, в частности образования таких его форм, как понятие и суждение. В основе мышления лежит преимущественно опытное, эмпирическое или чувственное познание окружающего мира. Человек познает мир с помощью органов чувств - обоняния, осязания, зрения и т.п., в том числе и усиленных приборами. С их помощью он получает данные об отдельных свойствах, качествах и отношениях, т.е. признаках познаваемого предмета или явления. Этот исходный этап познавательной деятельности именуется ощущением. Ощущение субъективно и разнообразно, ибо зависит от чувствительных способностей человека. Ощущение фрагментарно, оно не позволяет познать изучаемый объект во всей его полноте более или менее целостном виде. Можно обладать множеством разрозненных фактов, но не приблизиться к решению задачи, к истине. Для этого необходим синтез, соединение логической связью данных, полученных с помощью разных органов чувств, о различных сторонах исследуемого объекта. Эта задача решается на следующем этапе чувственной познавательной деятельности – восприятия, под которым понимается формирование и закрепление в сознании целостного образа познаваемого объекта. Закрепившись в сознании, эмпирический образ объекта сохраняется в нем, откладывается в памяти наподобие фотоснимка в альбоме, но при необходимости может быть извлечен и использован в процессе рассуждения. Воспроизведение в сознании воспринятого ранее образа того или иного объекта или явления образует третий этап чувственного познания – представление. Собственно, представление создает основу понятия как главной формы мышления, из которой развивается суждение и умозаключение. Мышление – форма целенаправленного отражения сознанием предметов и явлений. Познание осуществляется с определенной целью, поскольку за ним стоят соответствующие потребности и мотивы, какие-то интересы. При отсутствии интереса сознание «скользит» по поверхности того или иного объекта, порой не замечая его и во всяком случае не проникая в его суть, а значит, не запуская мыслительный механизм. Только с возникновением цели объект актуализируется, формируется внимание, включается память, образуются ассоциативные связи, начинается процесс анализа, абстрагирования, синтеза и сравнения, завершающийся умозаключением с соответствующим выводом, т.е. то, что образует собственно мышление. Мышление – обобщенное и систематизированное отражение предметов и явлений окружающего мира. Человеческое сознание недостаточно развито, чтобы воспринимать всю полноту и глубину системной взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира. Тем не менее, мышление в какой-то мере отражает эту взаимосвязь, те свойства, связи и отношения, которые характерны для предметов и явлений объективной действительности. И это отражение происходит фрагментарно, выделяя отдельные сферы в том объеме и на той глубине, которые соответствуют знаниям, возможностям и поставленным целям. Мышление является объектом познания не только логики, но и других научных дисциплин, в связи с чем возникают вопросы о том, что интересует логику в мышлении и как она связана со смежными научными знаниями. Кроме логики, мышление представляет собой основной предмет психологии, психиатрии, философии и ряда других наук. Психология рассматривает мышление в связи с деятельностью субъекта, она изучает влияние мышления на личность и ее поведение, способы актуализации мышления. Логику же мышление интересует с точки зрения ее соответствия действительности, истине. «Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии являются протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания»*. Психология в своей разновидности, именуемой юридической психологией, смыкается с юридической логикой на личности юриста, осуществляющего правоприменительную деятельность, и личности правонарушителя, изучаемого юристом в процессе применения нормы права. Логика дополняет психологию общими приемами научного анализа, синтеза и вывода; по логичности рассуждения человека психолог получает о нем соответствующее представление; используя логические правила рассуждения, психолог решает задачи психодиагностики, психовоздействия и коммуникаций. * Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 312.
Психиатрия исследуетрасстройства психической деятельности на уровне как чувственных восприятий и представлений, так и мыслительных процессов. Логика и психиатрия – также тесно взаимодействующие дисциплины: логика пользуется выводами психиатрии об отклонениях в психической деятельности, получая представления о норме поведения, на фоне которой разворачиваются логические мыслительные процессы, психиатрия же, используя выводы логики о формах, законах и правилах рассуждения, получает возможность констатировать отклонения в психике по признакам нелогичности мышления. Философия изучает мышление как явление объективной действительности. Она исследует наиболее общие вопросы возникновения мышления, источники и движущие силы его развития. Кроме того, философия рассматривает мышление в аспекте познания, как познавательный процесс, как движение от незнания к знанию, от знания одного уровня к знаниям другого, более высокого уровня. В этом процессе философию интересует основной вопрос - обеспечение истинности знания. И здесь она смыкается с логикой, которая также изучает условия истинности вывода. Философская теория познания образует диалектическую логику, логику всеобщей взаимосвязи предметов и явлений и отражения этой взаимосвязи в мышлении. В процессе познания мышление развивается диалектически, подчиняясь всеобщим законам развития бытия. Установление истины в той или иной деятельности, в том числе юридической, возможно лишь при соблюдении диалектических законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в новое качество, отрицания отрицания. Логика своими законами и правилами, дополняющими всеобщие законы диалектики, обеспечивает истинность мышления. Познание интересует ее не в движении, как философию, а в статике. Логика вырабатывает рекомендации относительно того, как обеспечивается истинность конкретного вывода. Причем истина ее интересует преимущественно не как соответствие мысли действительности, а как соответствие данной мысли другой. По логике, если одна мысль правильно выведена из другой, то она должна быть истинной, т.е. соответствовать действительности. Логика, которая в отличие от диалектической именуется формальной, изучает мышление как форму отражения действительности в понятиях и их связях между собой, т.е. в суждениях и умозаключениях. Основной предмет логики – правила формирования понятия, адекватно отражающего объекты и явления действительности, и построение рассуждения, соответствующего объективно существующим связям объектов и явлений. Правильно оперируя понятиями, понимая отношения между ними, соблюдая законы и правила логического вывода, можно получить новое знание, соответствующее истине, не прибегая, порой, к практической проверке. Логика изучает мышление с учетом ряда его свойств. 1. Мышление как психическое отражение действительности является результатом взаимодействия головного мозга с окружающим миром. Следовательно, мышление осуществляется в понятиях, которые отражают реально существующие предметы и явления, их свойства и отношения. Никто не может мыслить категориями, не имеющими реального содержания. Даже мифические представления и представления о том, чего никто никогда не видел и видеть не мог, например о Боге, рае, аде, жизни в других мирах и т.д., содержат в себе искаженное отображение реальных, земных предметов и явлений либо их сочетаний. Связь мышления с реальной действительностью создает определенные гарантии того, что выводы, основанные на логических рассуждениях, соответствуют истине, тому, что существует реально. Вместе с тем мысленное отображение действительности не может охватить всей ее сложности, всего многообразия составляющих эту действительность предметов и явлений. Мышление дает лишь приблизительно верное представление об объекте, оно всегда беднее его. Мышление выхватывает лишь отдельные стороны отражаемого объекта или явления; чтобы познать объект в целом, необходимо рассмотреть его со всех сторон. Кроме того, в мышлении всегда присутствует субъективное начало, познание осуществляется в том объеме и на той глубине, которое определяется уровнем знания познающего субъекта и его интересами. Отсюда, в частности, вытекает возможность несовпадения выводов отдельных лиц об одном и том же событии. Юридическая деятельность учитывает эти особенности мышления. Законы и юридическая практика требуют, чтобы при расследовании уголовных дел обеспечивались объективность и полнота изучения обстоятельств дела и соответствующих доказательств, чтобы противоречия в доказательствах по одному и тому же обстоятельству устранялись, чтобы ни одно доказательство не имело заведомо обязательной силы, каждое из них подвергалось критическому осмыслению следователем и судом и оценивалось в совокупности с другими. 2. Логическое значение имеет свойство мышления быть истинным, в связи с чем возникает проблема определения критерия истинности мышления, в том числе в юридической деятельности. Истина – это выражение мыслью реальности, того, что существует на самом деле. Но вывод об истине не абсолютен, он имеет относительный характер. Всякий вывод, всякая оценка отражает реальность в определенных процессах, в определенном аспекте, в определенном отношении, под определенным углом зрения, взятую, как правило, в статике, без учета постоянно происходящих в ней (реальности) изменений. То, что считается истиной, таково лишь приблизительно, условно и субъективно, в связи с чем возникает вопрос о критериях истинности. Соответствие мысли отражаемому ею объекту создает основу для определения этого критерия. Мышление, будучи необходимым условием деятельности человека, одновременно является и результатом этой деятельности. Процесс логического рассуждения отражает взаимосвязь предметов и явлений объективной реальности, обозначаемых понятиями, используемыми в рассуждении. Так, утверждение того, что «камень, брошенный вверх, падает обратно на землю», основывается на закрепленной в практике соответствующей картине бытия. Отсюда следует основной вывод о практике как критерии истинности мышления. Не всякий логический вывод столь очевидно подкрепляется фактическими данными, истинность некоторых суждений и умозаключений, сделанных в соответствии с логическими правилами, условна в том смысле, что она допускается лишь в данной, заранее оговоренной системе связей. Так, утверждение, что «2x2 = 4»,верно применительно к существующей десятичной системе исчисления и неприемлемо к двоичной системе, применяемой в ЭВМ; утверждение того, что «сейчас идет 2002 год», соответствует истине лишь применительно к нашему григорианскому календарю и вовсе не соответствует, например, юлианскому летоисчислению либо летоисчислению по лунному календарю, принятому в ряде мусульманских стран. В этих случаях практика также остается критерием истины, но практика – принятая в данной системе связей, соответствующая заранее установленным в ней требованиям. Примерно такой же условностью характеризуется истина в юридических, в том числе нормативных высказываниях. Правовые нормы вообще не могут оцениваться с общепринятой точки зрения на истину, они выражают договоренность, соглашение об определенной трактовке понятия. Например, утверждение, что «кража есть тайное похищение чужого имущества», не может быть оценена с позиций истинности или ложности, оно выражает законодательную договоренность о том, как именовать деяние, выражающееся в противоправном завладении чужим имуществом тайным способом. Но практика как критерий истины в подобных высказываниях также присутствует; ее смысл заключается в том, что подобные деяния действительно имеют место. Нельзя также судить традиционным способом и об истинности санкций, например о наказании за какое-либо деяние в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет. Сказать с очевидностью о том, что оно соответствует или не соответствует чему-то, имеет или не имеет аналоги в объективной реальности, нельзя. Санкция сама образует эту реальность в виде законоположения, с которым должно сверяться с позиций истинности назначаемое судом наказание. Вместе с тем практика как критерий истины должна применяться и здесь. Поскольку речь идет о законоположении как о логической конструкции, необходимо иметь гарантии соответствия его реальности. Реальность санкции – ее способность достичь цели наказания, сформулированные в УК РФ. Если практика применения данной санкции соответствует этим целям, она истинна. В противном случае (например при высоком рецидиве преступлений), ее истинность может быть поставлена под сомнение. Своеобразна также трактовка истинности юридических решений, последние нельзя рассматривать как утверждение или отрицание событий, наблюдавшихся очевидцем. Истинность решения выводится из соответствия его закону и оцениваемым фактическим обстоятельствам, как они закреплены в источниках доказательства (например в показаниях свидетелей, потерпевших и т.п.). При соответствии – принятое решение признается истинным, если же решение противоречит фактам либо закону – оно ложное и подлежит отмене. Таким образом, истинность юридических решений складывается из ее соответствия установленным опосредованным путем фактическим обстоятельствам и одновременно требованиям материального и процессуального законов. Кроме того, следует отметить, что эта истина конкретна, решение должно соответствовать обстоятельствам, которые установлены на момент его принятия. Спустя некоторое время могут появиться новые факты, противоречащие принятому решению (вновь открывшиеся обстоятельства), которое будет отменено. Но отмена решения не означает переоценки его истинности, оно остается таковым для ситуации, в которой принималось, поскольку не противоречило фактам и законам. Не исключено, что второе решение тоже впоследствии будет признано ошибочным и отменено, а первое – восстановлено. 3.Существенное значение для логики имеет то обстоятельство, что мышление обладает свойством самостоятельности, т.е. независимости от бытия. Самостоятельность мышления относительна. По своему содержанию мышление «привязано» к бытию, зависит от него. Все, что мыслится, есть отражение реальной или предполагаемой действительности, причем последняя (предполагаемая действительность) также фигурирует в сознании в признаках объективной реальности. Самостоятельность мышления с очевидностью проявляется в восприятии и представлении. Созданный, закрепленный в сознании и воспроизводимый образ получает самостоятельное существование, независимое от объекта, который дал этому образу жизнь. Появляется возможность мысленно «манипулировать» этим объектом: раскладывать на элементы и признаки, сопоставлять и сравнивать с другими объектами, выяснять отношения между разными объектами, формировать понятия, высказывать суждения, делать умозаключения, в целом – создавать и передавать знания. Благодаря самостоятельности мышления образ объекта и понятие о нем воспринимаются другими людьми, непосредственно этот объект не изучавшими. Возникает процесс обучения, передачи и накопления знаний. Самостоятельность мышления создает уникальную способность воображения, под которым понимается создание эмпирически не воспринимавшегося ранее образа какого-то объекта или его отдельных признаков. Можно воображать о том, что было, не зная точно, что было на самом деле, можно представлять и дальнейшее развитие события. Эти новые образы в зависимости от исходных данных и аналитических и иных способностей субъекта могут соответствовать действительности, но могут оказаться и ошибочными. Но сама способность воображать обладает исключительной познавательной ценностью, она позволяет строить предположения, гипотезы, которые затем подвергаются фактической проверке. На основе воображения осуществляется установление и исследование юридически значимых фактов, которые в начале процесса их познания выдвигаются лишь в качестве предположений. Самостоятельность, активность мышления проявляется и на первых этапах эмпирического познания – этапах ощущения и восприятия. Данные о свойствах изучаемого объекта существуют не сами по себе, и осознание, в общем-то, – это не процесс фотографирования. Получив то или иное данное, сознание соотносит его с имеющимися знаниями, оценивает, отыскивает место в системе имеющихся данных, пытается включить в известное понятие. Так, обнаружив на месте преступления какие-то следы, следователь оценивает их как, например, отпечатки ноги человека, а не какого-либо животного. Но чтобы сделать такой вывод, он должен соотнести воспринятый образ следа с понятием следа человеческой ноги, со знаниями об особенностях следообразования и т.д. Если какой-то факт не укладывается в систему знаний, то это является основанием для возникновения самостоятельного познавательного процесса. Самостоятельность мышления позволяет получать знания о таких событиях и процессах, которые познающий сам лично не наблюдал. Так, следователь воссоздает в своем сознании событие преступления, опираясь на свидетельские показания. Самостоятельность мышления, давая человеку громадные преимущества в познании окружающего мира, в то же время имеет и ряд существенных недостатков. В частности, образ объекта, «оторвавшись» от самого объекта, оказывается уже не вполне соответствующим ему. Объект со временем изменяется, а образ сохраняет те признаки, которыми объект обладал в момент его восприятия. Оперирование таким образом в процессе рассуждения может привести к неправильным выводам. Поэтому, согласно логике, говорить что-либо об объекте можно лишь применительно к конкретно определенному времени. Образ объекта дает лишь приблизительное, более или менее верное представление о нем. Объект всегда богаче образа. Образ объекта и понятие о нем отражают не только фактические свойства объекта, но и свойства познающего субъекта, имеющиеся у него знания, познавательные способности. Имеет значение и то, под каким углом зрения воспринимается объект. Например, «дерево» воспринимается одним человеком как проявление живительной силы природы, другим – как поэтический образ, третьим – как источник питания, четвертым – в качестве составляющей благоприятной природной среды, а пятый видит в нем только древесину. Образ объекта, отложенный в памяти, со временем может деформироваться, искажаться. Активность мышления приводит к тому, что образ данного объекта, вступив в ассоциативную связь с образами других объектов, осмысливается и переосмысливается таким образом, что первоначальное представление об объекте может быть гипертрофировано, к ранее воспринятому объекту могут «присоединяться» такие признаки, которыми он не обладал. При этом действительные свойства могут забываться, стираться в памяти и замещаться новыми, вымышленными. Этим объясняются, в частности, фантазии ребенка, который, например, на вопрос о том, что он видел вчера в зоопарке, называет и то, что он смотрел вчера в кино. Названные особенности мышления следует учитывать в юрид
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.013 с.) |