Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность суждения. Основания формирования суждений в процессе квалификации преступленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Квалификация преступления представляет собой мыслительную деятельность, осуществляемую в форме рассуждения. Рассуждение – это логический процесс мышления, отражающий отношения, существующие между понятиями, суждениями и умозаключениями. Суждение – элемент рассуждения, отражающий отношения между понятиями, которые характеризуются тем, что одно понятие обладает или не обладает признаками другого. Утверждение или отрицание в исследуемом понятии признаков другого понятия называется суждением. Например, дано высказывание: «С. совершил грабеж». Оно представляет собой суждение: в нем соединены два понятия: «С.» и «лицо, совершившее грабеж», и содержится утверждение о том, что С. есть лицо, совершившее грабеж. Суждением будет и отрицательное высказывание: «С. не совершил грабежа», в нем отрицается наличие связи между указанными понятиями. Сущность квалификации преступления, как отмечалось, в том, чтобы установить в совершенном деянии признаки определенного состава преступления. Как видим, квалификация сводится к логической форме утверждения о наличии в одном понятии – совершенного деяния – признаков другого понятия – конкретного состава преступления. Следовательно, квалификация всегда представляет собой суждение. Суждение при квалификации может быть либо утверждающим, либо отрицающим. Отрицание в деянии признаков определенного состава также представляет собой оценку, квалификацию с отрицательным значением. Однако следует иметь в виду одно различие между утверждающей и отрицающей формами квалификации: утвердительный вывод всегда указывает на завершение процесса квалификации, в то время как отрицательный в ряде случаев является предпосылкой для дальнейшего рассуждения. Например, в высказывании «действия Р. не содержат состава какого-либо преступления» отрицаются признаки всякого преступления, им процесс квалификации заканчивается, вывод означает, что анализируемое деяние не находится в сфере уголовно-правового регулирования. А высказывание «действия Р. не образуют разбоя» не дает основания для прекращения процесса квалификации, ибо отсутствие признаков разбоя не всегда исключает наличие другого состава: грабежа, хулиганства и т.д., квалификация должна быть продолжена в направлении выявления отношений между данным деянием и другими составами преступлений. Суждение имеет грамматическую форму предложения. Как правило, суждения излагаются в форме повествовательных предложений. Однако возможны исключения. Например, в повествовательных предложениях типа: «Следует установить признаки состава преступления» нет ни утверждения, ни отрицания, в них не отражается связь между понятиями, а содержится вопрос в скрытой форме. В то же время в отдельных вопросительных и восклицательных предложениях в завуалированной форме может содержаться суждение. Например, обвиняемый говорит о соучастнике: «Откуда я знал, что он начнет отбирать вещи насильно?», имея в виду: «Я не знал, что он начнет отбирать вещи насильно». Или общественный защитник заявляет в суде: «Ну, какой он преступник!» в смысле: «Он не преступник». Поэтому, рассматривая любую грамматическую форму высказывания, необходимо устанавливать его логический смысл. Суждения, высказываемые в процессе квалификации преступления, имеют правовой характер, поскольку они заключаются в утверждении или отрицании в содеянном признаков, имеющих юридическое, более того, уголовно-правовое значение. Отсюда вытекает ряд особенностей этих суждений. 1. Круг вопросов, по которым высказываются суждения в процессе квалификации, имеет определенный предел, ограниченный составом преступления. Квалифицируемое деяние соотносится только с составами преступлений, т.е. понятиями, исчерпывающе перечисленными в Уголовном кодексе, и только с теми признаками, которые включены в состав преступления. 2. Ограничен круг лиц, занимающихся квалификацией преступлений, а следовательно, и высказыванием суждений в процессе квалификации. Только суждение данных лиц может иметь юридическое значение. Более того, эти лица в силу своего служебного положения оказываются обязанными формулировать суждения о квалифицируемом деянии. 3. Отдельные суждения, высказываемые в процессе квалификации, приобретают определенную юридическую силу, оказываются общеобязательными. Такие суждения формулируются, например, в приговоре суда, в постановлениях следователя о предъявлении обвинения, об избрании меры пресечения и т.д. 4. Суждения при квалификации преступления формируются с помощью уголовно-процессуальных средств в соответствии с требованиями УПК. Сведения о наличии или отсутствии в деянии тех или иных признаков состава преступления устанавливаются с соблюдением всех правовых норм, гарантирующих полноту, объективность и законность следственных действий. Суждение имеет определенную логическую структуру, в которой выделяются: предмет суждения, традиционно именуемый субъектом (S), признаки, с которыми соотносится данный предмет, – предикат (Р) и связка между предметом и предикатом (знак ), обозначающая утверждение или отрицание тех или иных признаков (обычно в качестве связки используются термины: «есть», «суть», «имеется», «является» и т.д. в их положительном или отрицательном значении). Например, в высказывании «деяние, совершенное М., образует убийство» предметом суждения будет выражение «деяние, совершенное М.», предикатом – «убийство», связкой – утверждение «образует». Основным предметом рассуждения в процессе квалификации является квалифицируемое деяние в целом, но им могут быть и отдельные обстоятельства его совершения: цель, мотив, последствия и т.д. Предмет и предикат могут выражаться различным количеством терминов. Так, в приведенном суждении предмет «деяние, совершенное М.» содержит три термина, а предикат «убийство» представлен в одном термине. Связка (т.е. утверждение или отрицание) может соответствовать или не соответствовать действительности, в зависимости от этого все суждение оказывается истинным или ложным. Суждение описывается в виде формул: S Р (S суть Р) или S (S не суть Р). Высказываемые суждения обычно имеют более сложные формы выражения, в которых порой трудно обнаружить указанные элементы, и задача сводится к тому, чтобы в конечном итоге упростить выражение до приведенной формулы. В противном случае, окажется невозможным анализировать суждение и делать какие-либо выводы о его истинности или ложности. Понятия, которые связываются между собой в суждении, могут находиться в разных отношениях: «элемент – класс», «класс – класс». Элемент – единичная, неделимая на виды часть какого-то класса объектов, класс – это группа элементов, обладающих общим (родовым или видовым) признаком. Суждения могут выражать включение элемента в класс либо класса в класс. Например, суждение «деяние, совершенное А., обладает признаками кражи» характеризует включение элемента в класс. Единичное понятие «деяние, совершенное А.» принадлежит классу деяний, охватываемых понятием «кража», и является его элементом. Суждение «кража есть форма хищения» указывает на включение одного класса деяний, обладающих общими признаками («кража»), в другой класс, также охватывающий совокупность деяний, но уже обладающих более общими признаками («хищение»). Суждение, являясь формой мышления, одновременно представляет собой и результат определенного мыслительного процесса. В основе формирования суждения в процессе квалификации лежит потребность в уголовно-правовой оценке деяния. Практические потребности являются общей предпосылкой мышления в целом, и суждение в этом отношении не является исключением. Предположим, следователь получил сведения о недостаче имущества. Этот факт обусловил потребность установления и привлечения к ответственности виновного, а значит и юридической оценки содеянного. Следователь, суд обязаны расследовать преступление и квалифицировать его, т.е. высказать суждение об уголовно-правовой природе содеянного. Потребность выражается в форме мысли, которая отражает неясность характера деяния и стремление к ее устранению. Такая мысль называется вопросом. Вопрос лежит в основе квалификации, любое познание истины начинается с вопроса. Там, где истина познана, вопросы не возникают, процесс суждения считается завершенным, потребность в уяснении чего-либо – удовлетворенной. Вопрос появляется только тогда, когда неизвестно какое-то свойство объекта, нуждающееся в объяснении. Кроме того, эта неясность должна быть осознана, т.е. установлено, что существует объект, определенные признаки которого подлежат объяснению. Суждение может быть сформулировано и без предварительной постановки вопроса. При расследовании уголовных дел те или иные истины часто обнаруживаются случайно. Например, следователь, допрашивая обвиняемого об обстоятельствах совершения конкретного преступления, получает от него сведения о том, что тот совершил еще и второе преступление. Такие «открытия» нельзя считать объективно случайными. Случайны они, как правило, тогда, когда следователь не подготовился должным образом к допросу, не продумал все возможные версии об обстоятельствах совершения преступления. Если сделан какой-то вывод (преднамеренно или случайно), значит были основания для постановки соответствующих вопросов. Постановка вопросов начинается с анализа ряда суждений об обстоятельствах, которые уже известны. Сопоставляя имеющиеся данные, следователь прослеживает цепь развития событий, которые, по его мнению, должны привести к некоторому конечному результату. В этой цепи рассуждений может быть обнаружено несоответствие одних данных другим, которое необходимо устранить. Намечаются обстоятельства, подлежащие выяснению, ставится задача, решение которой начинается с вопроса. Вопрос должен удовлетворять определенным требованиям. Он должен быть осмысленным, содержательным, своевременным и последовательным, ясным и грамматически правильно оформленным. Вопрос не должен быть наводящим, т.е. в нем не должно быть подсказки желаемого ответа. По своей структуре вопрос может быть сложным либо простым. Простой вопрос содержит потребность в установлении одного какого-либо обстоятельства: например, задается вопрос: «Как квалифицировать деяние, совершенное Б?». В нем отражена потребность в уяснении уголовно-правовой природы указанного деяния. Сложный вопрос включает в себя в качестве составных ряд других вопросов. Например: «Обвиняемый, расскажите где вы встречались с гр-ном Н. и где он сейчас находится?». Вопрос может быть по существу возникшей потребности. Допустим, следователя интересует, находился ли Н. в такое-то время на месте преступления? Он может задать вопрос Н. именно в такой постановке, т.е. по существу. Но вопрос может и не касаться существа потребности, т.е. быть не по существу. При этом, он может помочь удовлетворить потребность. Например, по вышеупомянутому обстоятельству следователь может спросить Н., где он находился в интересующее время. Вопрос может быть и вовсе отвлеченным от сущности, так, он может иметь цель установления контакта с допрашиваемым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.009 с.) |