Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы роста заработной платы.

Поиск

С ростом заработ­ной платы обычно воз­никает желание больше трудиться. Однако и это жела­ние имеет свои пределы, так как прихо­дится жертвовать досу­гом — часами свобод­ного вре­мени. С ростом зара­ботной платы все выше и выше стано­вится цена отдыха.

Рис. 9—8. Кривая индивидуального предложения труда

 

По­этому рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение зар­пла­ты приводит не к увеличению, а к со­кра­щению рабочего времени.

На рис. 9—8 показаны три этапа роста заработной платы. На первом этапе рост заработ­ной платы с w1 до w2 приводит к увели­чению числа рабочих часов с h1 до h2, эффект замещения превыша­ет эффект дохода. На втором этапе рост заработной платы с w2 до w3 не отражается на увеличении продолжительности рабочего дня, работник работает столько же, сколько и прежде, эффект замеще­ния равен эффекту дохода. И наконец, на третьем этапе по­вышение зарплаты (с w3 до w4) ведет к сокращению рабочего дня (с h2 до h3), эффект заме­щения меньше эффекта до­хода. Рост дохода стимули­рует увеличение спроса на такое нор­мальное благо, как отдых, что отражается в росте свободного времени за счет сокращения рабочего дня. С повышением зар­платы растет и цена отдыха.

За последние сто пять­десят лет средняя рабочая неделя в раз­витых странах сократилась с 70 до 40 часов при значительном рос­те за­работной платы. Это озна­чает, что эффект дохода пре­вышает эффект замещения в долгосрочном периоде. Од­нако в краткосроч­ном пе­риоде так бывает далеко не всегда. К тому же не следует забывать, что за средними данными скры­ваются существенные индивидуальные различия, так как чувствительность раз­ных групп на­селения к росту доходов различна. Еще большая дифференциа­ция типична для разных групп стран. В развитых странах мужчи­ны среднего возраста (25—54 года) обычно снижают пред­ложение труда с увеличением заработной платы, в развивающихся, как пра­вило, наоборот.

Однако не следует рассматривать свободное время лишь как отдых, сладкое "ничегоне­де­лание". Как правило, в часы досуга многие люди повышают свой образовательный и куль­тур­ный уровень, делают важные вложения в свой человеческий капитал.

Таблица 9—2

Соотношение "инвестиций в человека" в США

и производственных капиталовложений (социальные расходы, в % к производст­венным инвестициям)

Сфера        
Образование        
Здравоохранение        
Социальное обеспечение        
Всего по трем отраслям        

Источник: Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект пресс, 1995. С. 47.

Человеческий капитал.

Последние годы характеризуются стремительным ростом инвестиций в человека (см. табл. 9—2). Че­ловеческий капитал рос более быстрыми темпами, чем физический, а суммар­ные расходы в образование, здравоохра­нение и социальное обеспечение более чем в 3 раза превы­шали в США в 1990 г. производственные капиталовложения.

Таблица 9—3

Средние издержки на обучение и доходы работников с различным образованием в США (в тыс. долл., текущие цены)

Источник: Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Указ. соч. С. 191.

Такой стремительный рост не в последнюю очередь связан с высоким ожидаемым до­ходом. Дело в том, что рациональный инди­вид (и семья в целом) должен соотнести затраты и выгоды от наме­ченного мероприятия. Методика подсчета внутренней нормы оку­паемости инвестиций в человеческий капитал аналогична вложе­ниям в физический капитал. Для этого надо соотнести дополни­тельные издержки, связанные, например, с получением образова­ния, и дополнительные выгоды, которые можно получить после обу­чения. В издержки следует включить стоимость обучения, упущен­ный в период обучения доход и другие издержки. Вы­годы же должны сказаться в повышении постоянного дохода.

В развитых странах существует устойчивая зависимость между уровнем образования и доходом, получаемым в течение всей жизни (см. табл. 9—3). Если лица с начальным образо­ванием получали в 1990 г. в США в течение всей своей жизни доход 756 тыс. долл., то лица с высшим образованием — 1720 тыс. долл. Абсолютный раз­рыв составил почти 1 млн. долла­ров. Следует заметить, что за пос­ледние 30 лет относительный разрыв в доходах между крайними группами фактически не изменился. Это говорит о существовании тенденции, ко­торую стараются учитывать все рационально веду­щие свое хозяйство семьи.

Монопсония на рынке труда

Совершенная конкуренция на рынке труда ско­рее исключение, чем правило. Для боль­шинства рынков труда типична несовершенная конкурен­ция. Ее крайний случай представ­ляет монопсония. Такая ситуация нередко встречается в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляю­щей работу основ­ной массе населения. Если альтернативных видов труда мало (или они не идут ни в какое сравнение по оплате с работой в данной компании), то складываются условия, близкие к чис­той монопсонии. В данном случае фирма выступает главным (а фактически единственным) покупателем на местном рынке труда, а потому обладает возможностями влиять на уровень заработной платы. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых ра­ботников. В ре­зультате усиления конкуренции между наемными работниками их заработная плата снижа­ется ниже равновесного уровня. Проиллюстрируем это графиком (рис. 9—9).

В случае совершенной конкуренции равновесие устанавлива­ется в точке С — точке пе­ресечения кривых спроса и предложения труда. Заработную плату wc получило бы Lc работ­ников. Так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу труда, кри­вая предло­жения является кривой средних издержек. Привлече­ние дополнительных работников озна­чало бы повышение заработ­ной платы выше средней, поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой предложения. Пересечение ее с кривой предельного продукта труда в денежном выражении и определит размеры занятости. В условиях монопсонии MRPL = MRCL. Это оз­начает, что, сократив число рабочих с Lc до Lm, монопсония понизит заработ­ную плату с wc до wm. Таким образом, монопсоническая власть обусловливает снижение и масштабов занятости, и уровня заработ­ной платы и одновременно увеличивает прибыль мо­нопсонии на величину, равную площади AHMwm.

Рис. 9—9. Модель монопсонии

 

В качестве примера монопсонии можно привести профессио­нальный спорт. Нацио­нальные футбольная и бейсбольная лиги, на­циональная баскетбольная ассоциация в США довольно часто фи­гурируют в качестве типичных примеров монопсонии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.011 с.)