Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение общего объема денежных доходов населения России в 1991—1995 гг.

Поиск
          Первое полу­годие 1995  
Денежные доходы — всего            
В том числе по 20-процентным группам населения: первая вторая третья четвертая пятая     11,9 15,8 13,8 22,8 30,7     11,6 17,6 26,5 38,3     5,8 11,1 16,7 24,8 41,6     5,3 10,2 15,2 23,0 46,3    
  5,4 10,1 15,1 22,3 47,1  
Коэффициент Джини 0,260 0,289 0,398 0,409 0,382  
Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных групп населения     4,5     8,0*     11,2     15,1    
13,4  

* Данные за декабрь 1992 г. Источник: Вопросы экономики. 1995. № 9. С, 14.

Рис. 9—19. Сдвиг кривой Лоренца в России в первой половине 90-х гг. (составлено по данным табл. 9—3)

 

В табл. 9—5 приведены данные о рас­пределении общего объе­ма денежных дохо­дов населения России в 1991—1995 гг. Они сви­детельствуют о том, что для первой поло­вины 90-х гг. была харак­терна тенденция к усилению неравенства. Доля беднейшей группы населения (I квинтель) за четыре с половиной года уменьшилась в 2 раза, а доля богатейшей (V квинтель) возросла более чем в 1,5 раза. В результате увеличился разрыв между ними. Если в 1991 г. доходы V квин­теля превышали доходы I квинтеля примерно в 3 раза (30,7% по сравнению с 11,9%), то в 1995 г. — почти в 9 раз (47,1% против 5,4%). Еще больший разрыв наблюдается, если ис­пользовать при анализе децильные (10-процент­ные) группы. В результате коэффициент Джини возрос с 0,260 в 1991 г. до 0,382 в первой половине 1995 г., т. е. почти в 1,5 раза.

Проиллюстрируем ситуацию, сложившуюся в первой полови­не 90-х годов в России, графиком (рис. 9—19}, где 0ABCDE — кри­вая Лоренца для 1991 г.; 0A'B'C'D'E' — кривая Лоренца для 1995 г. Легко заметить, что произошел значительный сдвиг вправо, в сторо­ну усиления дифференциации доходов. Следствие такого сдвига — повышение коэффициента Джини. И это стало закономерным ре­зультатом высоких темпов инфляции и падения произ­водства.
Перераспределение доходов

В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные системы перераспре­де­ления доходов. Та система распределения доходов, которую мы анализировали выше, отра­жает лишь рас­пределение номинального дохода. К нему относятся все денежные выплаты, которые получает население, включая заработную плату, дивиденды, проценты, все денеж­ные трансфертные платежи. Од­нако эта система не учитывает доходы, не получившие де­нежной оценки (доходы от садово-огородного хозяйства, работы в домашнем хозяйстве, го­сударственной помощи на образование, государ­ственных субсидий на оплату жилья, помощи благотворительных фондов, продовольственных талонов и т. д.).

В большинстве развитых стран правительство активно участ­вует в перераспределении дохо­дов. Прогрессивный характер нало­говой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населе­ния облагается большим в процентном отношении налогом, чем бед­нейшая. К тому же часть полученных налогов государство исполь­зует для трансфертных платежей (негативного налога) в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах сущест­вуют программы социального страхования и государствен­ной помощи беднякам. Социаль­ное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кор­мильца или работы (пособия по безработице). Программы государ­ственной по­мощи включают ряд дополнительных мер: социальное и медицинское страхование; помощь многодетным семьям; выделе­ние продовольствия и различных льгот (в том числе снижение пла­ты за жилье, за образование и медицинское обслуживание).

Рис. 9—20. Кривая Лоренца до и после уплаты налогов и получения трансфертных платежей

 

В результате политики пе­рераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону большего равенства (рис. 9—20). Та­кая политика оправданна в дол­говременной перспективе, так как дает возможность бедным полу­чить образование и "выбиться в люди". Характерно, что в разви­тых странах принадлежность к бед­ным, богатым и среднему классу не является раз и навсегда задан­ной. Исследования А. Блайндера показывают, что в США наследуемое богатство яв­ляется фактором, усиливающим неравенство лишь на 2%. Тот, кто еще недавно входил в I квинтель, сейчас нахо­дится уже во II или III, а кто был чрезвычайно богат, — разорился. Не­равенство доходов, наблюдаемое в настоящее время, лишь напо­ловину соответствует нера­венству, существовавшему пять лет на­зад. Современное общество с развитой рыночной эко­номикой предо­ставляет гражданам широкие и более или менее равные возмож­ности. На­сколько их удается реализовать — зависит от каждого.

 

Вопросы для повторения

1. Почему рынок ресурсов и ценообразование на нем нельзя анализировать точно так же, как рынки любых других товаров? Почему ценообразование на рынке ресурсов выделя­ется в отдель­ную проблему микроэкономического анализа?

2. Как паушальное (аккордное), т. е. не зависящее от размера дохода (фиксированное), и пропорциональное налогообложение по­влияют на индивидуальное предложение труда (проанализируйте проблему, учитывая действие эффекта дохода и эффекта замеще­ния, их влияние на рациональный выбор)? Приведет ли паушальное (аккордное) налогообложение к сокращению индивидуального пред­ложения труда? А прогрессивный подоходный налог? Почему?

3. В последнее время все чаще звучит требование индексации заработной платы работ­ников бюджетной сферы, пенсий, пособий. Какие принципы лежат в основе предлагаемой системы индекса­ции? Обсудите их состоятельность и возможные последствия ин­дексации с точки зрения экономической теории.

4. Как рост производительности труда в одной из отраслей экономики повлияет на за­работную плату в этой отрасли? В других отраслях? Проанализируйте все возможные по­следствия с точки зрения теории рынка ресурсов и поведения фирмы.

5. Как международные различия в редкости ресурсов влияют на цены ресурсов в раз­ных странах? На перспективы развития тех­нологии? Происходит ли сглаживание или усу­губление междуна­родных различий в уровнях цен на ресурсы?

6. Какая зависимость существует между структурой рынка труда, объемом занятости и платой за труд? Может ли государство косвенно влиять на занятость без привлечения высво­бождающихся работников на государственные предприятия?

7. Какие аргументы можно привести "за" и "против" профсо­юзного движения? Приме­нимы ли они к анализу профсоюзного дви­жения в современной России?

8. В 1933 г., в период самого глубокого за всю историю США кризиса, названного Великой депрессией, президент Ф. Д. Рузвельт предпринял неординарный шаг: Законом о восстанов­лении нацио­нальной промышленности запрещалось любое преследование дея­тельности профсоюзов, в том числе дискриминация членов профсо­юзов при приеме на работу. Закон о восстановлении национальной промышленности известен с тех пор как "Хартия вольностей рабочего класса Америки". Как вы считаете, каковы были ближайшие и долгосрочные по­следствия решения президента Рузвельта? Способ­ствовало ли оно или затруднило выход экономики США из кризиса?

9. В Екатеринбурге закрывается завод, производивший воен­ную технику. Главный ин­женер Петров вот уже полгода не может найти новое место, потому что слишком много вы­сококвалифици­рованных специалистов его профиля высвободилось в результате конверсии. Рабочий Иванов ждал месяц, пока откроется строитель­ный кооператив, где заработок его удовлетворяет. Нормировщица Сидорова решила, что для нее лучше получать пособие по безрабо­тице и вести жизнь домохозяйки. Вообще в Екатеринбурге трудно найти работу из-за сокращения производства в тяжелой промыш­ленности. О каких формах безработицы идет речь в этом примере? В каких случаях следует считать безработицу добровольной, а в каких — вынужденной? Какая из известных вам форм безработи­цы в ближайшие годы останется проблемой номер один для эконо­мической политики России?

10. Абсолютное равенство не стимулирует трудовые усилия членов общества. Поэтому чем выше коэффициент Джини, тем силь­нее побудительные мотивы к труду. Обсудите это утверждение.

11. Какое влияние на коэффициент Джини оказывает подоход­ный налог (пропорцио­нальный, прогрессивный, регрессивный)? Кос­венные налоги? Система бесплатного образо­вания?

Примеры решения задач



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.006 с.)