Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: развитие идей государственной помощи в период правления петра I и его преемников

Поиск

Содержание темы:

1. Становление государственного законодательства в сфере общественного призрения.

2. Смирительные дома, прядильные дома, госпитали, сиротские дома.

3. Государственные санкции против «института милостыни», меры, регламентирующие профессиональное нищенство.

К концу XVII века Россия пришла с проблемой нищелю-бия в ее негативном и позитивном смысле, с церковно-монас-тырским призрением нескольких категорий нуждающихся в помощи, попытками государства регулировать социальные процессы, наличием неразвитой системы призренческих заведений. Большую роль продолжала играть частная благотворительность.

Петр Великий выступил энергичным противником нище-любия и милосердия. Около десятка его законодательных актов касаются этой проблемы. Суровым был его указ 1691 г.: «Ленивых прошаков велено бить батогами и кнутом, водворять на места постоянного жительства, а непослушных ссылать на каторгу». Здоровых мужчин, кроме того, определяли в смирительные дома, а женщин — в прядильные дома для работы. За подачу милостыни был установлен штраф от 5 до 10 рублей.

В 1712 г. Петр I предпринял ряд мер к развитию «закрытого призрения». В 1706 г. митрополит Иов открыл первый в стране приют для незаконнорожденных младенцев («зазорных»). Царь поддержал этот дом, определив на его содержание доходы с некоторых монастырских вотчин. Петр ввел детские приюты во всех губернских городах. Указ обещал анонимность и наказание за убийство «зазорных» детей. По достижении 10 лет этих детей передавали в богадельни или приемным родителям, а мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в «художественные ученики».

Особой заботой при Петре пользовались военные. В 1712 г. неспособные к военной службе определялись в богадельни.

В 1715 г. Петр заложил первые сухопутный и морской госпитали, инвалидный дом в Петербурге для матросов и солдат. Не были забыты и пленные, которых выкупали за государственный счет, выдавали им деньги на одежду и пропитание. Родственникам пленных в порядке исключения разрешалось собирать подаяние на выкуп. Призревались и иноземные военнопленные.

Петру Алексеевичу принадлежит инициатива призрения еще одной категории российских убогих — душевнобольных. В 1722 г. он приказал «дураков свидетельствовать непосредственно в Сенате и за негодными... деревень не оставлять, жениться не допускать и отдать в кормление родственникам». В 1723 г. был расписан порядок освидетельствования сумасшедших, который сохранялся до конца XIX в. Призрение было возложено на магистраты.

Главным намерением Петра в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук церкви и построить его на новых началах, возложив заботу на государственные, светские структуры: в городах — на губернские и городские магистраты, в деревнях — на помещиков, в свободных землях — на старост и сотских. Центральное управление богоугодными заведениями он сохранил сначала за Патриаршим и Монастырским приказами, в 1721 г. передал его Святейшему синоду, а в 1724 г. — камерконторе.

Несмотря на большой вклад Петровских преображений в организации такой системы государственно-общественной благотворительности с законодательным обоснованием, было бы неверно относить к этому времени начало российского государственного призрения, тем более что ближайшие преемники Петра немало потрудились для разрушения складывавшейся сети богоугодных заведений.

Екатерина I подписала единственный документ — Сенатский указ 3 марта 1726 г. «О кормовых деньгах незаконнорожденным младенцам и их кормилицам», в котором, помимо росписи средств, выражалось недовольство «злоупотреблениями в учрежденных госпиталях кормилиц, на место умерших приемышей подставлявших своих детей».

При Петре II появилось два указа «О пришедших в возраст и обученных разным мастерствам незаконнорожденных». 43 девицам велено было выдать паспорт и отпустить их на заработки, а «малоумных» — в богадельни. Юношам было предписано отправляться на военную службу.

Анна Иоановна продолжала бороться с нищими, что нисколько не улучшило ситуацию в стране. Благосклонно она отнеслась к военнослужащим и их семьям. Вдовы могли доживать свой век в монастырях, дети — учиться. Выросло число лазаретов, полевых аптек. Появилась особая хирургическая школа. При Анне Иоановне впервые в число призреваемых попали погорельцы.

Анна Леопольдовна отличилась указом 1741 г. «О пропуске нищих в Санкт-Петербург», которым из столицы изгонялись все прошаки, кроме тех, кто из-за старости и болезней не мог дойти до монастырей.

В годы правления дочери Петра I Елизаветы была облегчена участь малолетних преступников, женщин-арестанток, колодников и каторжников. 29 марта 1753 г. императрица подписала указ об отмене смертной казни. В Казани был открыт инвалидный дом для офицеров. В 1760 г. в Казанской, Нижегородской, Белгородской, Воронежской губерниях было решено строить богадельни, так как здесь имелись в изобилии недорогие продукты. Впервые в России учреждалась государственная лотерея, средства от которой шли на содержание отставных и раненых офицеров и рядовых. Елизавета поощряла и частную благотворительность. Различались два типа призрения: закрытое и открытое.

 

 

Тема: Государственно-общественная благотворительность в России (вторая половина XVIII — первая половина Х1Х вв)

Содержание темы:

1. Деятельность Екатерины II.

2. Идеи И.И. Бецкого.

3. Начало государственной системы управления и организации благотворительности.

4. Сословная благотворительность.

5. Общественная благотворительность.

6. Учреждения императрицы Марии и Императорское человеколюбивое общество.

7. Частная благотворительность: Ф.П. Гааз, В.Ф. Одоевский, Шереметьевы, А.Е. Строганов, Н.И. Румянцев и др.

На государственную основу попыталась поставить призрение Екатерина II. По ее поручению над этим работал И.И. Бецкой, который был назначен в 1763 г. директором Академии художеств и занимался проблемами воспитания. По его предложению в Москве и Петербурге открыли воспитательные дома для сирот, подкидышей. Вместе с императрицей он замыслил создать «новую породу людей». Главной чертой «нового человека» является отсутствие отрицательных свойств, которые были свойственны современникам. Достигнуть этого можно было через воспитание в добродетелях. «Новое поколение отцов и детей» предполагалось воспитать в закрытых учебных заведениях — воспитательных домах, в которые принимали подкидышей, внебрачных детей, сирот. Эти дети, их дети и внуки оставались вольными и не подлежали закабалению, имели право покупать дома, вступать в купечество, заниматься промыслами.

Дома должны были существовать на «доброхотные подаяния» благотворителей, получавших за это разные привилегии. В их пользу шли налоги на импортные игральные карты, 25 % доходов от театров, общественных балов и всяких азартных игр. Дома были автономными учреждениями, имели свою юрисдикцию, освобождались от пошлин, имели свою недвижимость. При них функционировали госпитали для бедных рожениц с анонимными отделениями. Было создано училище для подготовки акушерок.

По идее И.И. Бецкого в Петербурге было основано Воспитательное общество Благородных девиц (1764 г.), а через год в стенах Новодевичьего монастыря — первое в стране училище для девушек благородного происхождения и мещанского звания.

В 1765 г. Бецкой стал шефом Шляхегеного кадетского корпуса, для которого он составил устав. А в 1773 г. по его плану на средства П. Демидова в Москве было учреждено воспитательное камергерское училище для купеческих детей. Бецкой стал руководителем всех учебных и воспитательных учреждений.

В 1765 г. не без личного участия Екатерины II в России возникла первая научная общественная организация — Вольное экономическое общество (ВЭО). Филантропическая деятельность ВЭО заключалась в открытии сельскохозяйственных школ и училищ, помощи крестьянам в освоении агротехники, в устройстве выставок и конкурсов, издательстве дешевых книг, оказании материальной помощи. Закрыли ВЭО в 1918 г.

В 1775 г. была проведена административная реформа, коснувшаяся социальной сферы, в 1782 г. — полицейская реформа, в 1785 г. — «жалованные грамоты» дворянству и городам, закрепившие и завершившие сословное деление населения России, расширившие распорядительные и исполнительные функции местного самоуправления.

После смерти Екатерины II во главе всех воспитательных учреждений стала жена Павла I Мария Федоровна. В 1797 г. она основала ведомство учреждений императрицы Марии. Более чем за 30 лет деятельности она значительно расширила сеть благотворительных учреждений и занялась улучшением условий жизни их воспитанников. В 1855 г. в этой системе насчитывалось уже 365 заведений, обучались свыше 9500 детей.

В 1816 г. возникло Императорское человеколюбивое общество, которое существовало на частные пожертвования, в том числе императора и его семьи. Оно открывало учебно-воспитательные учреждения, богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские, медицинские учреждения, приюты для глухонемых, слепых детей.

Екатерина II и ее преемники не препятствовали развитию частной благотворительности и меценатства. Так, первый президент Российской академии наук графиня Е.Р. Дашкова пожертвовала Московскому университету кабинет естественной истории, который она собирала в течение 30 лет. Русский богач Д.М. Голицын устроил в Москве большую больницу. Канцлер Н.П. Румянцев большую часть своих средств оставил на развитие просвещения. Он обессмертил свое имя учреждением библиотеки (сейчас Российская государственная публичная библиотека). Граф А.С. Строганов основал в Петербурге сад — любимое место загородного гуляния людей. Там устраивались на его деньги концерты, вечера, работала публичная библиотека. Н.П. Шереметьев основал в Москве страноприимный дом (сейчас больница им. Склифосовского).

Благотворительной деятельностью занимались и скромные российские обыватели: учителя, торговцы, медики. Один из них —

Ф.П. Гааз. Все свои средства он тратил на помощь беднякам и

заключенным. Вместе с другим подвижником, князем Ф.В. Голицыным, он обследовал тюрьмы, боролся за смягчение уголовного законодательства, переустроил московскую тюрьму, которая превратилась в нормальное заведение со школой и мастерскими. Сам он умер в нищете и был похоронен на средства полиции. Его деятельность — образец для профессиональных социальных работников.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.007 с.)