Тема: золотой век и кризис монастырской системы помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: золотой век и кризис монастырской системы помощи



Содержание темы:

1. XIV век — золотой век русского монашества.

2. Монастыри как центры духовного, нравственного наставления русского народа, обители помощи и поддержки нуждающихся.

3. Раскол церкви и кризис монастырской системы помощи.

Парадигма помощи и поддержки в период с XIX в. по первую половину XVII в. существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные тенденции, три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые светские тенденции благотворительности.

Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Первый — объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV—XVI вв.), второй — колонизация Севера (XVI—XVII вв.).

В XIV веке меняется характер монастырского управления. На смену ктиторским монастырям, основанным князьями и епископами, приходят монастыри-вотчины.

Ктиторские монастыри (более 200 лет) заложили основу «пансионной системы» поддержки не только для мужчин, но и для женщин. Многие русские княгини или их мужья специально строили монастыри для проведения оставшегося срока жизни в его стенах.

Монастыри-вотчины скупали земли и становились крупными земельными собственниками. Дополнительному их обогащению способствовали всевозможные вклады, дары и освобождение от пошлин со стороны князей, которые искали в лице церкви союзников.

Крестьяне шли в монастыри, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей. Именно приход работного люда делает монастыри сильными и изобильными.

Богатство монастырей приумножали и частные вклады — от церковной утвари до земельных наделов. Вклады жертвовались с различными условиями — с поминанием вкладчиков после смерти, с кормлением от их имени нищих и т. д.

Селившимся на монастырских землях «давалась свобода от податей на 10—20 лет» (остальные платили оброк и 12 видов дани). Таким образом, монастыри играли роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы иметь «страховой полис».

Однако постепенно желающим попасть за монастырские стены предлагалось вносить все большие и большие суммы, то есть устанавливалась своеобразная система «закрытого призрения».

Становясь крупнейшими собственниками, монастыри рано или поздно должны были столкнуться с государственной властью. Окончательное подчинение церкви государственной власти произойдет в XVIII веке. В этот период развивается государственное призрение. Оно создается на основе ограничения власти церкви, в том числе и в деле призрения.

 

 

Тема: Оформление государственных институтов поддержки. Зарождение светских благотворительных тенденций

Содержание темы:

1. Княжеская благотворительность.

2. Стоглавый собор и реформа государственной помощи.

3. Оформление централизованных государственных подходов к проблеме помощи. Приказы и их роль.

4. «Убогие дома», «Божьи дома», «Скудельницы» — институты церковно-приходской помощи.

5. Оформление светских подходов в практике частной благотворительности.

6. А. Ордын-Нащокин, князья Ф. Ртищев и Я. Черкасский, боярин А. Матвеев, архимандрит Никон как деятели благотворительности XVII века.

Постепенно с развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и порядка», то есть проявляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Приказы как гражданская система поддержки становятся ведущей формой помощи и защиты, контроля за церковной жизнью. Например, приказ Большого двора выдавал милостные деньги монастырям и церквям из государственной казны, Полоняничный приказ ведал выкупом пленных.

При Иване IV закладывается традиция, согласно которой верховная власть начинает контролировать церковь.

В Судебниках 1550 г. впервые ставился вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами» церкви. В решениях Стоглавого собора (1551 г.) царя Ивана IV наиболее четко прозвучала идея о необходимости общественного призрения. Ставилась задача (глава 73) выявить во всех городах всех прокаженных и престарелых, построить для них в каждом городе мужские и женские богадельни и содержать их там, обеспечивая одеждой и питанием за счет казны.

Государственная власть официально легализовала институт нищенства, так как монастыри не могли решить эту проблему. Причинившие нищим насилие должны были платить штраф.

Регулируются государством цены на хлеб в период массового голода. В 1603 г. появляется указ, разрешающий «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформления отпуска на волю.

Система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия подкрепляется законами и указами. Подьячие, решеточные приказчики оповещали население о падеже скота, контролировали качество мяса.

Переосмысление происходит и в подходах ко вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток».

Первым шагом к созданию в России государственного управления общественным призрением явилось поручение царя Михаила Федоровича заниматься этим важным делом Патриаршему приказу, а несколько позже — Аптекарскому приказу.

Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся — частная благотворительность. Она выражалась в тот период в мерах помощи, связанных с голодом, а также устройством больниц для нищих.

Бывший хранитель государственной печати А. Ордын-На-щокин, завершив государственную службу, постригся в монахи, завел больницу и сам служил больным.

Патриарх Никон помимо раздачи хлеба и денег лечил больных.

Федор Ртищев купил домик и содержал там 13—15 человек: кормил, снабжал лекарством.

Помещица Ульяна Осорьина в голодные годы разделила участь своих крестьян, ухаживая за больными и немощными.

Возникают благотворительные общества. Их до XVIII в. в России было 4, благотворительных заведений — 13.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.164 (0.006 с.)