Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Размышление о сущности феномена помощи↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История социальной работы в России - ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема: Введение в курс Содержание темы: 1. Предмет, цели и задачи курса. 2. Принципы построения и структура курса. 3. Понятийный аппарат. 4. Периодизация. 5. Характеристика основных источников и литературы. Предметом изучения курса является процесс зарождения, становления и развития основных этапов, факторов системы государственной, церковной, общественной и частной благотворительности в России IX — конца XX в. Цель курса — вооружение учащихся знанием об изменениях в социальной организации российского общества, о направлениях социальной политики, государственной системе управления социальным обеспечением, формах и методах социальной работы и забота россиян о нуждающихся в этом соотечественниках, об особенностях осуществления общественного призрения категорий граждан в дореволюционной России, в период революционных потрясений и после Октября 1917 года. Изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и на практике применить утраченные или забытые национальные традиции русской филантропии и социальной помощи. Курс призван также способствовать формированию патриотической и гражданской позиции студента. Предлагаемая периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в областях общественного призрения, с другой — выделяет иную логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе (М.В. Фирсов).
1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи у славян до Х века. 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (XII—XIII вв.). 3. Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII в.). 4. Период государственного призрения (вторая половина XVII — вторая половина XIX вв.). 5. Период общественного и частного призрения (конец XIX— начало XX вв.). 6. Период государственного обеспечения (1917—1991 гг.). 7. Период социальной работы (начало 90—1991 гг.). Основными источниками курса являются: законодательные, программные, уставные финансовые документы, отчеты и другие материалы различных благотворительных обществ и учреждений; литература монографического и методического характера; материалы газет, журналов, сборников конференций и съездов; библиографические и учебные пособия по курсу, справочники и словари.
Тема: Оформление государственных институтов поддержки. Зарождение светских благотворительных тенденций Содержание темы: 1. Княжеская благотворительность. 2. Стоглавый собор и реформа государственной помощи. 3. Оформление централизованных государственных подходов к проблеме помощи. Приказы и их роль. 4. «Убогие дома», «Божьи дома», «Скудельницы» — институты церковно-приходской помощи. 5. Оформление светских подходов в практике частной благотворительности. 6. А. Ордын-Нащокин, князья Ф. Ртищев и Я. Черкасский, боярин А. Матвеев, архимандрит Никон как деятели благотворительности XVII века. Постепенно с развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и порядка», то есть проявляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Приказы как гражданская система поддержки становятся ведущей формой помощи и защиты, контроля за церковной жизнью. Например, приказ Большого двора выдавал милостные деньги монастырям и церквям из государственной казны, Полоняничный приказ ведал выкупом пленных. При Иване IV закладывается традиция, согласно которой верховная власть начинает контролировать церковь. В Судебниках 1550 г. впервые ставился вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами» церкви. В решениях Стоглавого собора (1551 г.) царя Ивана IV наиболее четко прозвучала идея о необходимости общественного призрения. Ставилась задача (глава 73) выявить во всех городах всех прокаженных и престарелых, построить для них в каждом городе мужские и женские богадельни и содержать их там, обеспечивая одеждой и питанием за счет казны. Государственная власть официально легализовала институт нищенства, так как монастыри не могли решить эту проблему. Причинившие нищим насилие должны были платить штраф. Регулируются государством цены на хлеб в период массового голода. В 1603 г. появляется указ, разрешающий «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформления отпуска на волю. Система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия подкрепляется законами и указами. Подьячие, решеточные приказчики оповещали население о падеже скота, контролировали качество мяса. Переосмысление происходит и в подходах ко вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток». Первым шагом к созданию в России государственного управления общественным призрением явилось поручение царя Михаила Федоровича заниматься этим важным делом Патриаршему приказу, а несколько позже — Аптекарскому приказу. Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся — частная благотворительность. Она выражалась в тот период в мерах помощи, связанных с голодом, а также устройством больниц для нищих. Бывший хранитель государственной печати А. Ордын-На-щокин, завершив государственную службу, постригся в монахи, завел больницу и сам служил больным. Патриарх Никон помимо раздачи хлеба и денег лечил больных. Федор Ртищев купил домик и содержал там 13—15 человек: кормил, снабжал лекарством. Помещица Ульяна Осорьина в голодные годы разделила участь своих крестьян, ухаживая за больными и немощными. Возникают благотворительные общества. Их до XVIII в. в России было 4, благотворительных заведений — 13.
История социальной работы в России - ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема: Введение в курс Содержание темы: 1. Предмет, цели и задачи курса. 2. Принципы построения и структура курса. 3. Понятийный аппарат. 4. Периодизация. 5. Характеристика основных источников и литературы. Предметом изучения курса является процесс зарождения, становления и развития основных этапов, факторов системы государственной, церковной, общественной и частной благотворительности в России IX — конца XX в. Цель курса — вооружение учащихся знанием об изменениях в социальной организации российского общества, о направлениях социальной политики, государственной системе управления социальным обеспечением, формах и методах социальной работы и забота россиян о нуждающихся в этом соотечественниках, об особенностях осуществления общественного призрения категорий граждан в дореволюционной России, в период революционных потрясений и после Октября 1917 года. Изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и на практике применить утраченные или забытые национальные традиции русской филантропии и социальной помощи. Курс призван также способствовать формированию патриотической и гражданской позиции студента. Предлагаемая периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в областях общественного призрения, с другой — выделяет иную логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе (М.В. Фирсов).
1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи у славян до Х века. 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (XII—XIII вв.). 3. Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII в.). 4. Период государственного призрения (вторая половина XVII — вторая половина XIX вв.). 5. Период общественного и частного призрения (конец XIX— начало XX вв.). 6. Период государственного обеспечения (1917—1991 гг.). 7. Период социальной работы (начало 90—1991 гг.). Основными источниками курса являются: законодательные, программные, уставные финансовые документы, отчеты и другие материалы различных благотворительных обществ и учреждений; литература монографического и методического характера; материалы газет, журналов, сборников конференций и съездов; библиографические и учебные пособия по курсу, справочники и словари.
Тема: Размышление о сущности феномена помощи Содержание темы: 1. Парадигма помощи. 2. Ч. Дарвин, К. Лоренц, В. Бехтерев, П. Кропоткин о соотношении биологического и социального в феномене помощи. 3. Культурно-исторический подход в рассмотрении феномена помощи. Парадигма (от греч. — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. У каждой профессии есть свой феномен (явление), лежащий в ее основе. У музыканта — звук, у художника — цвет, у врача — боль и тд У социального работника — помощь. Социальная работа — это вид деятельности по оказанию помощи различным группам населения. Феномен помощи можно рассмотреть через исторический опыт человечества — культурологический подход. Помощь — явление биосоциальное. Оно имеет историко-эволюционный путь развития и тесно связано с пониманием сущности человека. Впервые к данному вопросу с позиций естественных наук обратился Ч. Дарвин. Он отметил противоречия в теории естественного отбора с позиций альтруистических проявлений животных. Такие проявления Ч. Дарвин назвал общественными инстинктами. К. Лоренц рассматривает представителей животного мира на фоне человека. «Зверь в человеке» — это не всегда плохо. Он выдвигает интересную идею о наличии у отдельного человека «сублимированной реакции социальной защиты», направленность которой будет зависеть от того культурного контекста, в котором сформировались ценности, представления, усвоены определенные традиции. В. Бехтерев отличает проявление социального инстинкта у первобытного человека. П. Кропоткин считал, что учителями человека были животные. Взаимопомощь и помощь — проявление социальной защиты. Помимо этого возможен и другой научный подход в рассмотрении феномена помощи — культурно-исторический (М.В. Фирсов). История социальной работы в России - Тема: Культурно-исторические предпосылки зарождения и развития благотворительности в России
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.011 с.) |