ТОП 10:

Тема: Размышление о сущности феномена помощи



История социальной работы в России - ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема: Введение в курс

Содержание темы:

1. Предмет, цели и задачи курса.

2. Принципы построения и структура курса.

3. Понятийный аппарат.

4. Периодизация.

5. Характеристика основных источников и литературы.

Предметом изучения курса является процесс зарождения, становления и развития основных этапов, факторов системы государственной, церковной, общественной и частной благотворительности в России IX — конца XX в.

Цель курса — вооружение учащихся знанием об изменениях в социальной организации российского общества, о направлениях социальной политики, государственной системе управления социальным обеспечением, формах и методах социальной работы и забота россиян о нуждающихся в этом соотечественниках, об особенностях осуществления общественного призрения категорий граждан в дореволюционной России, в период революционных потрясений и после Октября 1917 года.

Изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и на практике применить утраченные или забытые национальные традиции русской филантропии и социальной помощи. Курс призван также способствовать формированию патриотической и гражданской позиции студента.

Предлагаемая периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в областях общественного призрения, с другой — выделяет иную логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе (М.В. Фирсов).

 

1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи у славян до Х века.

2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (XII—XIII вв.).

3. Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII в.).

4. Период государственного призрения (вторая половина XVII — вторая половина XIX вв.).

5. Период общественного и частного призрения (конец XIX— начало XX вв.).

6. Период государственного обеспечения (1917—1991 гг.).

7. Период социальной работы (начало 90—1991 гг.).

Основными источниками курса являются: законодательные, программные, уставные финансовые документы, отчеты и другие материалы различных благотворительных обществ и учреждений; литература монографического и методического характера; материалы газет, журналов, сборников конференций и съездов; библиографические и учебные пособия по курсу, справочники и словари.

 

 

Тема: Оформление государственных институтов поддержки. Зарождение светских благотворительных тенденций

Содержание темы:

1. Княжеская благотворительность.

2. Стоглавый собор и реформа государственной помощи.

3. Оформление централизованных государственных подходов к проблеме помощи. Приказы и их роль.

4. «Убогие дома», «Божьи дома», «Скудельницы» — институты церковно-приходской помощи.

5. Оформление светских подходов в практике частной благотворительности.

6. А. Ордын-Нащокин, князья Ф. Ртищев и Я. Черкасский, боярин А. Матвеев, архимандрит Никон как деятели благотворительности XVII века.

Постепенно с развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и порядка», то есть проявляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Приказы как гражданская система поддержки становятся ведущей формой помощи и защиты, контроля за церковной жизнью. Например, приказ Большого двора выдавал милостные деньги монастырям и церквям из государственной казны, Полоняничный приказ ведал выкупом пленных.

При Иване IV закладывается традиция, согласно которой верховная власть начинает контролировать церковь.

В Судебниках 1550 г. впервые ставился вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами» церкви. В решениях Стоглавого собора (1551 г.) царя Ивана IV наиболее четко прозвучала идея о необходимости общественного призрения. Ставилась задача (глава 73) выявить во всех городах всех прокаженных и престарелых, построить для них в каждом городе мужские и женские богадельни и содержать их там, обеспечивая одеждой и питанием за счет казны.

Государственная власть официально легализовала институт нищенства, так как монастыри не могли решить эту проблему. Причинившие нищим насилие должны были платить штраф.

Регулируются государством цены на хлеб в период массового голода. В 1603 г. появляется указ, разрешающий «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформления отпуска на волю.

Система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия подкрепляется законами и указами. Подьячие, решеточные приказчики оповещали население о падеже скота, контролировали качество мяса.

Переосмысление происходит и в подходах ко вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток».

Первым шагом к созданию в России государственного управления общественным призрением явилось поручение царя Михаила Федоровича заниматься этим важным делом Патриаршему приказу, а несколько позже — Аптекарскому приказу.

Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся — частная благотворительность. Она выражалась в тот период в мерах помощи, связанных с голодом, а также устройством больниц для нищих.

Бывший хранитель государственной печати А. Ордын-На-щокин, завершив государственную службу, постригся в монахи, завел больницу и сам служил больным.

Патриарх Никон помимо раздачи хлеба и денег лечил больных.

Федор Ртищев купил домик и содержал там 13—15 человек: кормил, снабжал лекарством.

Помещица Ульяна Осорьина в голодные годы разделила участь своих крестьян, ухаживая за больными и немощными.

Возникают благотворительные общества. Их до XVIII в. в России было 4, благотворительных заведений — 13.

 

 

История социальной работы в России - ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема: Введение в курс

Содержание темы:

1. Предмет, цели и задачи курса.

2. Принципы построения и структура курса.

3. Понятийный аппарат.

4. Периодизация.

5. Характеристика основных источников и литературы.

Предметом изучения курса является процесс зарождения, становления и развития основных этапов, факторов системы государственной, церковной, общественной и частной благотворительности в России IX — конца XX в.

Цель курса — вооружение учащихся знанием об изменениях в социальной организации российского общества, о направлениях социальной политики, государственной системе управления социальным обеспечением, формах и методах социальной работы и забота россиян о нуждающихся в этом соотечественниках, об особенностях осуществления общественного призрения категорий граждан в дореволюционной России, в период революционных потрясений и после Октября 1917 года.

Изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и на практике применить утраченные или забытые национальные традиции русской филантропии и социальной помощи. Курс призван также способствовать формированию патриотической и гражданской позиции студента.

Предлагаемая периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в областях общественного призрения, с другой — выделяет иную логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе (М.В. Фирсов).

 

1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи у славян до Х века.

2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (XII—XIII вв.).

3. Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII в.).

4. Период государственного призрения (вторая половина XVII — вторая половина XIX вв.).

5. Период общественного и частного призрения (конец XIX— начало XX вв.).

6. Период государственного обеспечения (1917—1991 гг.).

7. Период социальной работы (начало 90—1991 гг.).

Основными источниками курса являются: законодательные, программные, уставные финансовые документы, отчеты и другие материалы различных благотворительных обществ и учреждений; литература монографического и методического характера; материалы газет, журналов, сборников конференций и съездов; библиографические и учебные пособия по курсу, справочники и словари.

 

 

Тема: Размышление о сущности феномена помощи

Содержание темы:

1. Парадигма помощи.

2. Ч. Дарвин, К. Лоренц, В. Бехтерев, П. Кропоткин о соотношении биологического и социального в феномене помощи.

3. Культурно-исторический подход в рассмотрении феномена помощи.

Парадигма (от греч. — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.

У каждой профессии есть свой феномен (явление), лежащий в ее основе. У музыканта — звук, у художника — цвет, у врача — боль и тд

У социального работника — помощь. Социальная работа — это вид деятельности по оказанию помощи различным группам населения.

Феномен помощи можно рассмотреть через исторический опыт человечества — культурологический подход.

Помощь — явление биосоциальное. Оно имеет историко-эволюционный путь развития и тесно связано с пониманием сущности человека. Впервые к данному вопросу с позиций естественных наук обратился Ч. Дарвин. Он отметил противоречия в теории естественного отбора с позиций альтруистических проявлений животных. Такие проявления Ч. Дарвин назвал общественными инстинктами.

К. Лоренц рассматривает представителей животного мира на фоне человека. «Зверь в человеке» — это не всегда плохо. Он выдвигает интересную идею о наличии у отдельного человека «сублимированной реакции социальной защиты», направленность которой будет зависеть от того культурного контекста, в котором сформировались ценности, представления, усвоены определенные традиции.

В. Бехтерев отличает проявление социального инстинкта у первобытного человека.

П. Кропоткин считал, что учителями человека были животные. Взаимопомощь и помощь — проявление социальной защиты.

Помимо этого возможен и другой научный подход в рассмотрении феномена помощи — культурно-исторический (М.В. Фирсов).

История социальной работы в России - Тема: Культурно-исторические предпосылки зарождения и развития благотворительности в России

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.009 с.)