ТОП 10:

Тема: Формирование и развитие системы социального обеспечения населения в 1917—1991 гг.



Содержание темы:

1. Преобразования после Октября 1917 г. и их социальные последствия.

2. Установление государственной монополии в сфере социальной политики.

3. Формирование основ системы социального обеспечения населения (1917—1946 гг.).

4. Развитие системы социального обеспечения в 1940—1991 гг.

5. Оформление институтов обслуживания.

6. Основные виды пособий, помощи и поддержки различных слоев населения.

Формирование нового геополитического пространства в России в период 1917—1991 гг. связано с изменениями идеологической системы, структуры управления и хозяйствования, с формированием новых общественных отношений. Эти широкомасштабные перемены не могли не затронуть и систему общественного призрения.

Упраздняются существующие органы помощи. Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии и т. д. На месте упраздненных ведомств учреждались отделы в к омиссариате государственного призрения и исполнительные комитеты, функция которых — помощь и поддержка определенной категории нуждающихся.

К марту 1918 г. постепенно оформляются основные направления деятельности в области социальной помощи: выдача пайков, предоставление убежища получившим увечия на войне, назначение пенсий, курирование учебных заведений государственного призрения. Средства на решение этих проблем поступали от целевого перераспределения материальных средств, организации благотворительных лотерей, от введения определенных налогов (налог на публичные зрелища и увеселения в январе 1918 г.).

В апреле 1918 г. образуется наркомат социального обеспечения. Начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи.

Новое законодательство установило основные направления социальной работы: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий, охрана материнства и младенчества, работа в детских домах и с правонарушениями несовершеннолетних, выдача продовольственных пайков.

Целенаправленная работа по ликвидации различных аспектов социальной патологии — нищенства, проституции — осуществляется НКСО совместно с наркомздравом. Организуются распределители для нищих: убежища для стариков, детские дома для детей, отделы распределения рабочей силы для безработных, специальные трудовые коммуны для тунеядцев.

К середине 20-х гг. основным объектом деятельности НКСО по социальному обеспечению становится крестьянство. Оно представляло большую часть населения СССР (82 %). Летом 1921 г. начался массовый голод. В деревнях стали создаваться комитеты общественной взаимопомощи (КОВ). Основными формами их деятельности являлись: оказание индивидуальной помощи красноармейцам, инвалидам, социальная взаимопомощь (общественные запасники, запасные магазины, поддержка школ и больниц, изб-читален, инвалидных домов), правовая помощь.

Проблемами инвалидов в Советской России занимались Всероссийский союз кооперации инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское объединение глухонемых. Для инвалидов предусматривались налоговые, коммунальные, медицинские льготы. Организовывались артели и кооперативы для их трудоустройства, кассы взаимопомощи. Было налажено отечественное производство различных протезов.

В области пенсионного обеспечения к началу 30-х гг. начинается стабилизация выплат.

Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами.

С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков, регламентируется порядок выплаты пособий. За годы войны семьям военнослужащих было выплачено 25 млрд рублей, за счет фондов общественной помощи — 500 млрд рублей.

В декабре 1942 г. были созданы дома для инвалидов Великой Отечественной войны. В них увечные военные не только подготавливались к трудовой деятельности, но и получали новые профессии.

К 14 декабря 1941 г. было эвакуировано 664 детских дома.

После войны в 1946 г. организуется Министерство социального обеспечения.

14 июля 1956 г. Верховный Совет РСФСР принимает закон о государственных пенсиях. Было положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся.

В январе 1961 г. расширяются функции Министерства социального обеспечения: выплата пенсий, организация врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей. В 1964 г. принимается закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.

Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое осуществлялось по трем направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. На всех граждан СССР распространялось бесплатное медицинское обслуживание.

К 70-м гг. основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: всеобщность социального обеспечения, многообразие видов обслуживания, обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественных средств.

В начале 80-х гг. происходит переосмысление функций и задач социального обеспечения. Помимо традиционных функций, к ним добавляются следующие: выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины, рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод производственных мощностей. Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения. Однако негативные общественные тенденции к середине 80-х гг. приводят к необходимости реформирования общества.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.004 с.)