Тема 5. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.



 

Под совершенной конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой однородный продукт производится большим числом независимых друг от друга производителей, причем каждое предприятие производит лишь очень незначительную часть общего выпуска продукции. В результате отдельное предприятие практически не может повлиять на рыночную цену, изменяя объем производства своей продукции (горизонтальная линия спроса).

Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену. Со стороны спроса та же ситуация: большое число потребителей. Нет ограничений на вход и выход в данную отрасль. Задачу фирмы можно сформулировать так: при каком объеме производства прибыль ТП будет максимальной?

ТП = TR – ТС = P·Q – ТС,

где TR – общая выручка; Р – цена (постоянная) единицы выпускаемой продукции.

Предельная выручка MR – это прирост общей выручки в результате увеличения объема производства на одну единицу:

при D Q = 1.

Для решения задачи найдем производную ТП по Q (т.е. предельную прибыль МП) и приравняем ее к 0:

Это означает, что фирма заинтересована увеличивать объем продукции до тех пор, пока предельные затраты (как и предельная выручка) не возрастут до уровня рыночной цены. Если МС < Р, то фирма будет заинтересована в сокращении производства. При критически низкой цене, когда фирма покрывает только свои переменные издержки (Р = AVC), она будет на грани закрытия («точка закрытия»). При более высокой, чем в точке закрытия, цене фирма будет производить товары в соответствии с величиной предельных издержек, выручая кое-что и для покрытия своих постоянных затрат FC. Если рыночная цена ниже точки безубыточности («критического объема производства», где Р = АТС), то фирма по крайней мере, минимизирует свои убытки. В долгосрочном плане, когда предприятие может изменить производственную мощность, условие безубыточности формируется при критической рыночной це не, когда конкурирующие фирмы только покрывают свои полные издержки (точка Е, где пересекаются линии МС, АТС, LMC и LAC, т.е. Р = МС = АТС = LAC). Если рыночная цена ниже этой критической долгосрочной цены, фирмы будут покидать отрасль до тех пор, пока рыночная цена не вернется на критический равновесный уровень.

Кривая предложения фирмы показывает какое количество продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. При любом изменении рыночной цены кривая предложения будет формироваться в соответствии с линией MC, которая выше минимума АVC.

При цене, превышающей долгосрочную цену и обеспечивающей фирме положительную экономическую (т.е. сверх-) прибыль, в отрасль будут внедряться новые фирмы. В результате, линия предложения сдвигается вправо, цена продукции уменьшается до уровня минимальных долгосрочных средних затрат типичного предприятия («критическая длительная цена»). В таком случае, данный рынок перестанет быть привлекательным для других фирм, так как действующие предприятия будут получать нулевую прибыль.

Для тех фирм, которые освоили данный рынок, это будет означать, что они будут получать бухгалтерскую прибыль, но не получать прибыль экономическую, которая включает неявные затраты. Поэтому стимула для выхода из дела у них не будет.

Можно отметить три момента, которые лежат в основе долгосрочного равновесия на конкурентном рынке:

1. Спрос на рынке совпадает с предложением и образующаяся равновесная цена устраивает как продавцов, так и покупателей.

2. Все фирмы в отрасли максимизируют свою прибыль, т.е. находятся в равновесии.

3. Все фирмы получают нулевую прибыль.

Перечисленные условия создаются в течении длительного времени, а в коротком периоде фирмы могут получать достаточно высокую экономическую прибыль.

 

Контрольные вопросы

1. Чем определяется структура рынка?

2. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми для классификации рынка как рынка совершенной конкуренции?

3. Что такое конкурентная фирма?

4. Как ведет себя линия спроса конкурентной фирмы?

5. Когда фирма работающая в условиях совершенной конкуренции получает максимальную прибыль?

6. При какой ситуации конкурентная фирма готова прекратить работу?

7. Как ведет себя линия предложения отрасли в краткосрочном периоде?

8. Объясните долгосрочное равновесие фирмы на конкурентном рынке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.004 с.)