Тема 1. Потребительский выбор и индивидуальный спрос. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Потребительский выбор и индивидуальный спрос.



(Кардиналистская теория).

Для большинства товарных рынков характерно наличие множества продавцов и покупателей. Индивидуальные запросы всех потребителей на данный товар формируют платежеспособный рыночный спрос. Функция спроса определяет общее направление его изменения в зависимости от цены на товар, но индивидуальные различия в характере и форме этого изменения могут быть весьма существенны.

Индивидуальные различия спроса покупателей определяются разными факторами: разницей в уровнях дохода, полом, возрастом, образованием, культурой и т.д.

Индивидуальный спрос - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. Переход от индивидуального спроса к рыночному может быть легко осуществлено путем суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен.

Для обозначения того удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин «полезность» (U - utility).

Полезность в современной западной литературе понимается как абстракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потребления продукта. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах полезности (ютилах).

Общая полезность TU - это суммарное «удовольствие» от потребления всех единиц данного блага. Предельная полезность MU - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на одну единицу. По мере роста потребления товара совокупная (общая) полезность увеличивается, но все более медленными темпами (закон убывающей предельной полезности), ибо в ходе постепенного насыщения потребности субъективно-воспринимаемая человеком ценность товара снижается, т.е. предельная полезность каждой следующей единицы блага меньше предыдущей. Потребитель покупает не один, а множество товаров, поэтому считается, что потребитель достигает максимума удовлетворения, если он распределит свой доход на покупку различных товаров таким образом, что для всех реально покупаемых им товаров А, В, С,..., N имеет место:

.

где MUN - предельная полезность товара N; PN - цена товара N.

Другими словами, потребитель может оптимально использовать ограниченную сумму денег на покупку «корзины» необходимых товаров, если предельные полезности всех покупаемых товаров в расчете на одну денежную единицу (рубль, доллар, евро) будут равны (положение равновесия).

Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Английский экономист Р. Гиффен установил парадоксальное явление – рост цен на некачественные потребительские товары первой необходимости, приводит к увеличению объема покупок этих товаров. В частности он наблюдал, что рост цен на картофель приводил к увеличению покупок картофеля бедной частью населения. Как выяснилось, такого рода парадокс характеризует спрос на многие товары, которые получили название «товаров Гиффена». Парадокс Гиффена возникает в случае некачественного товара, когда эффект дохода и эффект замещения имеют разную направленность и при этом эффект дохода выражен сильнее, чем эффект замещения.

 

Контрольные вопросы

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3. Что такое предельная полезность?

4. В чем выражается взаимодействие между общей полезностью и предельной полезностью?

5. Что означает ситуация потребительского равновесия в количественном подходе?

6. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

7. Объясните правило максимизации полезности в условиях ограниченного бюджета потребителя.

8. Как соотносится эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.004 с.)