Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Механизм обеспечения рыночного равновесия.

Поиск

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (PS > PD), а объем предложения – не соответствовать объему спроса (QD < QS). В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

Равновесная цена (PE) – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил, т.е. Цена спроса и цена предложения совпадают и количество товара, которое покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать. На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Количество товара, реализуемое на рынке по равновесной цене, называется равновесным. При иных (кроме равновесной) ценах на товар неизбежны либо дефицит, либо затоваривание.

При сдвиге кривых спроса или предложения происходит переход от одного равновесного состояния к другому, от одной равновесной цены к другой. Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия. Она в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.

При анализе устойчивости равновесия следует использовать динамические модели, в которых учитывается фактор времени – напр. «паутинообразную» модель. В ней заложены колебания цен и объемов продукции, которые при одних условиях приводят к равновесию, а при других – удаляют от него.

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка. Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма на микроуровне, таких как потоварные налоги, дотации, фиксированные цены. Ставка потоварного налога (налог на продажи, НДС, налог с оборота, акциз и др.) или дотации устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара. При введении налога продавцу (покупателю) равновесие на рынке нарушится, возникнет затоваривание или дефицит. Итогом станет приход рынка в новое равновесное состояние, и налоговое бремя распределится между продавцом и покупателем. Распределение налогового бремени между ними зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Т.о. потоварный налог, вносимый в бюджет одной из сторон, платят оба: продавец и покупатель. При этом введение налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем). Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации – покупателю или продавцу – так же зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Помимо использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм – устанавливать фиксированные цены. Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях (алкоголь, золотые украшения и т.п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве).

 

Контрольные вопросы

1. Как устанавливается равновесие на рынке?

2. Что такое равновесная цена?

3. Когда образуется на рынке избыток товаров?

4. Что происходит на рынке, если рыночная цена ниже равновесной?

5. Как повлияет на рынок товаров такой фактор как инфляционные ожидания?

6. Приведите пример товаров, равновесие на рынках которых не будет установлено.

7. Что произойдет на товарном рынке при введении дотации производителю?

8. Какое влияние имеет эластичность спроса или предложения на распределение налогового бремени между потребителем и продавцом?

9. Как определяется устойчивость равновесия?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.44 (0.007 с.)