Основные критерии оценки полученных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные критерии оценки полученных знаний



 

Приступая к изучению курса «Экономическая теория» следует, прежде всего, уяснить его значение и особенности. Значение курса предопределяется его предметом, который непосредственно связан с экономикой. Известно, что экономика - одна из самых обширных и жизненно важных сфер жизнедеятельности людей и общества в целом. Именно в этой сфере создается все необходимое для удовлетворения разносторонних и постоянно растущих потребностей всего населения и общества. Здесь же осуществляется трудовая деятельность, и формируются доходы всех граждан и других участников экономической деятельности (предприятий, организаций, государства). С экономикой непосредственно связано развитие самого человека и формирование всей системы экономических интересов. Последние одновременно выступают и как своеобразный двигатель развития экономики (не случайно А. Смит именно с экономическими интересами прямо связывал «невидимую руку рынка») и как своеобразный фундамент политической жизни. Это особенно наглядно проявляется в современной жизни России, крайне насыщенной острой политической борьбой. Исторический опыт учит, что в политике за всякого рода заявлениями, обещаниями и программами важно видеть экономические интересы тех или иных групп или слоев общества и правильно их оценивать. В обществе, где предельно откровенно просматривается деление на богатых и бедных, эти интересы, как правило, не совпадают. Все изложенное как раз и объясняет особое значение обстоятельного изучения основ экономической теории.

Курс экономической теории имеет ряд существенных особенностей. Одна из них - он нацелен на изучение самых общих основ экономической жизни. По этой причине данный курс является преимущественно теоретическим и его изучение предполагает развитие абстрактного мышления. К особенностям курса можно отнести и то, что он составляет своеобразный научный фундамент всех остальных экономических дисциплин. Также в этом курсе дается характеристика основного понятийного аппарата всех экономических наук, которые, по сути, являются интернациональными.

Изучение курса «Экономическая теория» позволяет, наряду с усвоением понятийного аппарата, уяснить и особенности экономических законов категорий и закономерностей, всецело предопределяемых тем обстоятельством, что в экономике действуют люди, обладающие волей и сознанием. Данное обстоятельство очень существенно для понимания конкретных механизмов функционирования всей экономики. Оно же объясняет, почему экономический анализ должен учитывать нрав­ственно психологические основы поведения людей. Это еще одна, довольно существенная особенность рассматриваемого курса.

Сам процесс изучения довольно сложный. Его основу должны составить прослушанные лекции, а также многочисленные учебники и учебные пособия. Успех освоения материала курса во многом зависит от самостоятельной работы самих студентов. Конкретно это должно выразится в тщательной подготовке к семинарским занятиям и активном участии в их работе. Желательно ведение конспектов по рекомендованной литературе и составление словаря основных понятий. Особое место в самостоятельной работе занимают письменные работы.

Основы конкретной организации изучения курса составляют учебные планы, утвержденные ректоратом. Именно они определяют количество часов, отводимых на курс и их распределение на лекции, семинары и по семестрам. Важно определиться с критериями объективной оценки полученных знаний. Критерии эти следующие:

1. свободное владение основным понятийным аппаратом;

2. четкое представление об этапах и закономерностях общественного развития, что предполагает понимание существа преобразований в экономике Российской Федерации в настоящее время и перспектив ее развития;

3. умение системно освещать основные вопросы современной экономической жизни и экономической политики российского государства;

4. проявление и закрепление навыков проблемно-аналитического подхода к анализу и оценке современных проблем экономической деятельности;

5. Умение анализировать конкретные рыночные ситуации на основе использования знаний экономической теории (изменение курса валют, динамки безработицы, реальных доходов и т.д.).

Нетрудно понять, что овладение основами экономической теории - это не разовый акт, а процесс. Только настойчивая и систематическая работа над проблемами курса дает желаемый результат.

 

Виды занятий и методика обучения.

Теоретические занятия (лекции).

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса 63 часа. На лекциях применяются следующие ТСО: графопроектор….

Практические занятия.

Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий 63 часа. Используются следующие виды занятий: сообщения, доклады, дискуссии, решение задач, тестирование.

Методические модели процесса обучения.

На практических (семинарские занятия, практические работы) занятиях по дисциплине применяются следующие методики и методы обучения: опрос, дискуссия, круглый стол.

Самостоятельная работа.

Нормативный объем самостоятельной работы студентов (слушателей) для дисциплины установлен в 124 часа.

 

Формы контроля.

 

Итоговый контроль по курсу.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Текущий контроль по курсу.

В течение семестра студенты (слушатели) находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме. Выполняются по изученной специальной литературе: контрольная работа, доклады и сообщения к семинарским занятиям. Выполнение работ является обязательным для всех обучающихся.

 


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

  № п/п   ТЕМЫ   Всего часов В том числе Формы контроля
Аудиторная работа Самост. работа (час.)
Лекции (час.) Практич. занятия(час.)
  РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.          
1. Экономическая теория: предмет и метод.          
2. Экономические институты и собственность в рыночной экономике.          
3. Основные субъекты рыночной экономики.          
4. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги          
5. Механизм обеспечения рыночного равновесия.          
6. Эластичность спроса и предложения.          
ИТОГО          
  РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА          
1. Потребительский выбор и индивидуальный спрос (кардиналистская теория)            
2. Теория поведения потребителя (ординалистская теория)          
3. Производство: его факторы и издержки.          
4. Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике.          
5. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.          
6. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.          
7. Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда, рынок капитала и земли          
8. Неравенство. Перераспределение доходов.            
Рубежный контроль         тест
Итоговый контроль         зачет
ИТОГО          
  РАЗДЕЛ 3. МАКРОЭКОНОМИКА          
1. Предмет и метод макроэкономического анализа. Основные показатели.       -    
2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель равновесия «AD-AS».          
3. Классическая модель макро- экономического равновесия.          
4. Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора.          
5. Нарушение макроэкономического равновесия. Теория экономических циклов.          
6. Экономическая нестабильность. Безработица и инфляция.          
7. Денежная система и теоретическая модель денежного рынка.          
8. Кредитно-банковская система. Инструменты кредитно-денежной политики.          
9. Государственные финансы и налогово-бюджетное регулирование экономики.          
10. Современные проблемы экономического роста.          
ИТОГО          
  РАЗДЕЛ 4. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ          
1. Первые теоретические концепции: меркантилизм, физиократия.          
2. Зарождение и становление классической политической экономии.       -    
  Экономические взгляды и реформаторские концепции противников классической политической экономии.       -    
4. Возникновение неоклассического направления экономической мысли.          
5. Зарождение американского институционализма.          
6. Теория государственного регулирования экономики. Кейнсианство.          
7. Монетаризм – теория стабилизации экономики. Неоклассический синтез.          
8. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли.          
Рубежный контроль         кур. раб.
Итоговый контроль         экз
ИТОГО          
В С Е Г О          

 

 

Образовательная программа дисциплины.

Введение.

 

Данный УМК адресован студентам дневной формы обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление», для которых государственным стандартом предусмотрено изучение курса «Экономическая теория».

Вся программа курса разбита на разделы: «Общая экономическая теория»; «Микроэкономика»; «Макроэкономика» и «История экономических учений», охватывающих 35 тем и включающих общий список основной и дополнительной литературы, планы семинарских занятий, темы докладов и контрольных работ (рефератов), тестовые задания, вопросы к зачету и экзамену.

Первый раздел «Общая экономическая теория» объединяет темы, в которых рассматриваются и анализируются фундаментальные проблемы: предмет и метод исследования экономической теории, взаимосвязь ее с другими науками, направление общественного развития, основные темы и формы хозяйственной деятельности.

Второй раздел «Микроэкономика» является важнейшей частью теории рыночного хозяйства. В ней исследуется поведение на рынке отдельных экономических субъектов: отдельного потребителя, семейного хозяйства, фирмы, других участников экономического процесса, включая государство, призванное обеспечить условия общего экономического равновесия.

Третий раздел «Макроэкономика». Макроэкономика – это наука о функционировании экономики в целом, ее структуре, общих связях и отношениях между подразделениями народного хозяйства. Предметом макроэкономического анализа являются такие проблемы, как объем национального производства, общий уровень цен и инфляция, совокупный объем доходов и расходов, уровень занятости и безработицы, совокупные сбережения и инвестиции, экономический рост и цикличность развития.

Четвертый раздел «История экономических учений» является заключительной частью предмета «Экономическая теория». В нем рассмотрено появление взглядов и концепций (начиная с эпохи древних цивилизаций, античного мира, средневековья, периода становления рыночной экономики, и заканчивая формированием основных направлений современной экономической мысли) в связи с объективными условиями и потребностями экономической практики, а также с логикой саморазвития науки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.011 с.)