Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты исследования и их интерпретацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После проведения тренинга и индивидуальных консультаций было проведено повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной групп. Наибольшие изменения произошли в показателях локуса контроля участников экспериментальной группы. Сравнительный анализ результатов повторной диагностики по методике Дж. Роттера представлен в таблице 3. Таблица 3 Изменения локуса контроля в контрольной и экспериментальной группах
Как видим из таблицы 3, если в контрольной группе существенных изменений не произошло, в экспериментальной группе более чем вполовину увеличилось количество участников с внутренним локусом контроля, то есть готовых осознанно принять ответственность за свою жизнь и происходящие в ней события. Динамика произошедших изменений отражена на рисунке 3. Рис.3. Изменения во внутреннем локусе контроля в контрольной и экспериментальной группах Повторная диагностика по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчина позволила выявить существенное снижение уровня тревожности в экспериментальной группе. Сравнительный анализ результатов повторной диагностики по методике Дж. Роттера представлен в таблице 4. Таблица 4 Изменения уровня тревожности контрольной и экспериментальной группах
Как видим из таблицы 4, если в контрольной группе за период эксперимента уровень тревожности незначительно увеличился, в экспериментальной группе он снизился в три раза (рисунок 4). Рис.4. Изменения в низком уровне тревожности в контрольной и экспериментальной группах Изменения в показателях у участников экспериментальной группы выявлены и в результате диагностики по методике «Шкала оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Н.А. Курганского и Т.А. Немчина. В частности, отметилось увеличение тонуса и интереса, а также снижение напряженности. Значимость произошедших изменений мы проверяли при помощи t-критерия Стьюдента. Выявлены значимые в изменениях локуса контроля и общего уровня тревожности. Результаты исследования по всем шкалам в экспериментальной группе представлены в таблице 5. Таблица 3.3. Результаты исследования с использованием t-критерия Стьюдента
Итак, гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а его цель достигнутой.
Выводы к главе 3
В процессе проведенного нами эмпирического исследования мы выяснили, что большинство протестированных жителей мегаполиса являются экстерналами, которым свойственно внешне направленное защитное поведение. у большинства испытуемых жителей мегаполисов высокий уровень напряжения, то есть они находятся в состоянии постоянной тревоги и волнения, они подвержены внутренним конфликтам и постоянному стрессу. Показатели психической активации, интереса и жизненного тонуса у большинства респондентов находятся на среднем уровне, то есть у них довольно-таки часто появляется труднопереносимое чувство усталости, апатия и вялость. Также стоит отметить низкий уровень комфортности, которая не поддерживается достаточным уровнем интереса и эмоционального тонуса, что может свидетельствовать об эмоциональном истощении и низкой стрессоустойчивости. Нами был проведен семинар-тренинг, целью которого стало способствование формированию интегрального знания и раскрытие возможностей интегрального развития жителя современного мегаполиса. После проведения тренинга и индивидуальных консультаций было проведено повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной групп. Наибольшие изменения произошли в показателях локуса контроля участников экспериментальной группы. Отметилось увеличение тонуса и интереса, а также снижение напряженности. Если в контрольной группе за период эксперимента уровень тревожности незначительно увеличился, в экспериментальной группе он снизился в три раза. Таким образом, гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а его цель достигнутой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Интегральный подход – это объединение всего наиболее ценного и бесспорного, что содержится в разных научных направлениях, культурных достижениях, духовных источниках и практиках. Интеграция множества восточных и западных путей развития предоставляет человеку очень богатую картину возможностей и способов движения. В интегральном развитии психология неразрывно связана с духовностью. Если в основе психологии лежит работа с эго, и она помогает стать более цельной и здоровой личностью, то духовность выводит за пределы самости, в безвременную и безграничную основу сознания, в надличностные измерения, ко Вселенной и к Богу. Суть интегрального подхода к собственному развитию заключается во владении максимально обширной картой развития, которая описывает закономерности, стадии и направления внутреннего и внешнего развития, а также в выстраивании индивидуальной практики развития в соответствии с этой картой и своей ситуацией. Мегаполис нельзя назвать исключительно географическим, экономическим или социально демографическим образованием, он может являться важным объектом психологического исследования. Особый интерес он представляет, как фактор личностного развития и роста конкретного человека. Жизнь в современном мегаполисе приводит к искажению естественных человеческих реакций, разрушению цельности личности и увеличению дистанции между людьми. Жителям мегаполисов свойственно излишне рефлексировать и подавлять природные порывы эмоций. Горожане ведут множественное существование, обрастая социальными ролями, обилие которых «на разных сценах» может привести к разрушению человеческого Я. При росте разобщенности между людьми мегаполис пытается активно контролировать разные стороны жизни человека. Лавина всевозможной информации, которая обрушивается на человека, вынуждает его отгораживаться и тратить усилия на ее фильтрацию. Мегаполис уже изменил психологию людей, заставив их пересмотреть свои взгляды на семью, взаимоотношения с людьми и особенности собственного развития. Особо значимым становится императив эгоизма, построения своего счастья собственными руками, и идея собственного пути в развитии и осознанного поиска себя начинает в мегаполисах постепенно вытеснять другие узкие нравственные системы, включая религиозную нравственность разных конфессий и приверженность отдельно взятым психологическим, философским и прочим школам или направлениям. Для самосохранения как личности и оптимального личностного развития, нахождения своей ниши, субкультуры и этики поведения человеку нередко важно остановиться и определить то место во внутренней и внешней реальности, в котором он находится «здесь и сейчас» и определить свои цели, связанные с дальнейшим развитием. Весьма эффективным и вполне доступным жителям мегаполисов является интегральный подход. Человек, который вынужден регулировать свою жизнь и деятельность в мегаполисе, не всегда способен осознать причины, место и время обретения душевной травмы. Интегральный психолог помогает клиенту гармонизировать разные аспекты своей жизни, увидеть их целостность и в итоге осознанно прийти к причинам психологической травмированности, разобраться в особенностях текущего момента и постепенно сформировать новое отношение к себе и новый образ жизни. Большинство состояний, которые в настоящее время диагностируются как психозы и неврозы, являются скорее кризисами духовного роста и психодуховной трансформации. Желает того человек или нет, в нынешнее время он стоит перед величайшим вызовом своей жизни – сможет ли стать целостным. Если верно понять смысл происходящих изменений, которые часто оказываются очень стремительными, и поддерживать их раскрытие, они могут развиваться в ходе эмоционального и психологического оздоровления, личностного роста и развития жителя современного мегаполиса. В процессе проведенного нами эмпирического исследования мы доказали гипотезу, в соответствии с которой проведение тренинга, направленного на раскрытие возможностей интегрального развития жителей современных мегаполисов и реализация таких возможностей способствуют повышению осознанности, снижению тревожности, повышению жизненного тонуса, стремлению к самопознанию и саморазвитию жителей современных мегаполисов. В процессе тестирования мы выяснили, что большинство протестированных жителей мегаполиса являются экстерналами, которым свойственно внешне направленное защитное поведение. У большинства испытуемых жителей мегаполисов высокий уровень напряжения, то есть они находятся в состоянии постоянной тревоги и волнения, они подвержены внутренним конфликтам и постоянному стрессу. Показатели психической активации, интереса и жизненного тонуса у большинства респондентов находятся на среднем уровне, то есть у них довольно-таки часто появляется труднопереносимое чувство усталости, апатия и вялость. Также стоит отметить низкий уровень комфортности, которая не поддерживается достаточным уровнем интереса и эмоционального тонуса, что может свидетельствовать об эмоциональном истощении и низкой стрессоустойчивости. Нами был проведен семинар-тренинг, целью которого стало способствование формированию интегрального знания и раскрытие возможностей интегрального развития жителя современного мегаполиса. После проведения тренинга и индивидуальных консультаций было проведено повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной групп. Наибольшие изменения произошли в показателях локуса контроля участников экспериментальной группы. Отметилось увеличение тонуса и интереса, а также снижение напряженности. Если в контрольной группе за период эксперимента уровень тревожности незначительно увеличился, в экспериментальной группе он снизился в три раза. Таким образом, цель исследования можно считать достигнутой. В большинстве мегаполисов мира существует огромное количество разнообразных организаций, групп, а также изданий, семинаров и тренингов, имеющих отношение к интегральной психологии. И отечественный, и западный интеллектуальный рынок ныне предлагают заинтересованным людям сотни всевозможных практических семинаров, где можно познакомиться с любой философско-религиозной традицией, эзотерической практикой или подходами к интегральному развитию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аблеев С.Р. Историческое развитие йоги: основные этапы и тенденции [Электронный ресурс] /С.Р.Авдеев. - Режим доступа: http://www.LШRARY.сom 2. Анисимов Н. В., Ивашечкина Е. А. Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного мегаполиса // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1840-1842. 3. Бек P.M. Космическое сознание. — М.: Ник, 1995. — 800 с. 4. Белов В. Н. Основоположения нравственной философии И. Канта и Вл. Соловьева // Кантовский сборник. 2013. №3 5. Бойко П.Е. Диалектические основы философии истории А.Ф. Лосева. http://korfo.kubsu.ru/totum/rus/022003/bovko.html 6. Бродов В. В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий. — М.: МГУ, 1990. — 224 с 7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990. 412 с. 8. Власова В.А. Мегаполис как семантико-символическая система. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М.: М3ГУ, 2013. – 22 с. 9. Власова, Е.А. Мегаполисное сознание как культурно-временной феномен / Е.А. Власова // Управление мегаполисом: Научно-теоретический и аналитический журнал. – М.: Изд. НИК «Контент-Пресс». – 2013. – №1 (31). – С. 160–164. 10. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 11. Даудрих Н. И. Социальная идентичность: методический аспект // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2000. - № 12. - С. 77-95. 12. Дидык М.А. Вл. Соловьев русская версия осевой концепции культуры // Философское и культурологическое россиеведение. Вып. 5. Феномен восточнохристианской цивилизации. EN АРХН: 2004. -214 с. С. 93- 103. 13. Иваненко Е. А., Корецкая М. А., Савенкова Е.В. Мегаполис: Левиафан с человеческим лицом. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. - 2009. - №1 - С.37-47. 14. Интегральная Йога Шри Ауробиндо (Отрывки трудов Ауробиндо и Матери). М., Никос. 2000. - 398с. 15. Клинецкая Н. В. Интегральный подход в социокультурной парадигме Кена Уилбера // Труды СПбГУКИ. 2015. № С.79-86. 16. Коган Л. Б. Урбанизация // Архитектура и градостроительство: Энциклопедия.— М., 2001. - С. 596-601. 17. Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007. -528 с. 18. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Методическое по- собие. — М.: Ин-т психотерапии, 2003. — 302 с. 19. Козлов В. В. Пятый проект в психологии // Вестник ТГПУ. 2005. №1 С.7-13. 20. Козлов В.В., Майков В.В. Трансперсональная психология: Ис- токи, история, современное состояние: Монография. — М.: ACT, 2004. - 603 с 21. Корнеенков С. С. Строение человека в интегральной йоге: дух, душа, сущность и личность // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №26 С.35-40. 22. Кротов Я. Владимир Соловьев: «Мир не должен быть спасен насильно» // Новое время. 1997. № 37. С. 32 34. http://www.krotov.info/yakov/past/l9/19person/vl solovyov.html. 23. Крючкова Е.С. Духовная трансформация и ее обоснование в трудах Шри Ауробиндо // Аналитика культурологии. 2011. №20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-transformatsiya-i-ee-obosnovanie-v-trudah-shri-aurobindo (дата обращения: 04.06.2016). 24. Корконосенко С.Г. Медиаполис: другое измерение современного мегаполиса // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований: 2013 № 1. URL http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/03/korkonosenko.pdf (Дата обращения 10.09.2016). 25. Крючкова Е. С. Шри Ауробиндо о влиянии культуры на эволюцию человека // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №10. 26. Лайтман М. Жители мегаполисов - в одиночестве // http://www.laitman.ru/crisis/118291.html 27. Лайтман М. Мегаполис разобщает людей // http://www.laitman.ru/crisis/131102.html 28. Ледбитер Ч. Учителя и Путь /Пер. с англ. К.Зайцев. -М.: Амрита -Русь, 2004. – 336 с. 29. Линч К. Образ города. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с. 30. Лисовец И.М. Город как предмет урбанистики и культурологии // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2009. - № 3. - С. 25-26. 31. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2000. С. 171. 32. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с. 33. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». — СПб.: Белый кролик, 2002 — 352 с. 34. Майков В.В. Интегральный подход Кена Уилбера http://journal.celenie.ru/index.php/maykov 35. Макнаб П. Интегральное общение: Мастерство коммуникации с помощью системы НЛП и интегральной модели Кена Уилбера. — М.: Открытый Мир, 2010. 36. Микляева А.В., Румянцева П.В. Городская среда как пространство семейного бытия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 2. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. – C. 70-74. 37. Мочалов Е.В. Проблема человека в немецкой философии и русской философии всеединства // Вестник ЧГУ. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-cheloveka-v-nemetskoy-filosofii-i-russkoy-filosofii-vseedinstva (дата обращения: 04.06.2016). 38. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: опыт психологического исследования субъекта в его бытии. — М.: Питер, 2008. – 400 с. 39. Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. - 2002. - № 3. - С. 3-12. 40. Петешова О. В. Влияние мировидения Н. А. Бердяева на формирование языковой картины мира трансперсональной психологии // Вестник ЧГПУ. 2011. №7 С.270-276. 41. Попова Н. А. Ромах О. В. Интегральная йога Шри Ауробиндо или духовное самосовершенствование человека // Аналитика культурологии. 2008. №11 С.111-115 42. Пустошкин Е. Введение в изучение интегральной философии Кена Уилбера // http://rhga.ru/science/center/ezo/seminars/42/Pustoshkin_Ken%20Wilber1.pdf 43. Перегин А. Владимир Соловьев и «новое иррелигиозное сознание» //Новый мир. 2001. №2. http://magazines.russ.ru/novyi mi/200l/2/sereg-pr.html. 44. Порозов Р.Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ: Автореферат дис.... канд. культурологии /ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Челябинск, 2009. - 39 с. 45. Пряжникова Е.Ю., Голубь О.В. Роль восприятия городской среды в адаптации подростков // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 230-240. 46. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с. 47. Ромашко С. Монумент – сувенир – улика: временная ось мегаполиса // Логос. - 2002. - № 3. – С.4-7. 48. Самошкина И.С. Район проживания в чувствах и переживаниях // Communitas / Сообщество. - 2006. - № 1. - С. 35-52 49. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2009.- 202 с.. 50. Сеннет Р. Падение публичного человека. – М.: Логос, 2002. – 424 с. 51. Сибирева М.Ю. Ранняя социализация в городской среде: Дис.... канд. социол. наук. /Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2011. -205 с. 52. Симонова О.Б. Языки городской культуры: Дис.... канд. философ. наук: 24.00.01. / ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет». - Ростов-на-Дону, 2007. - 136 с. 53. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги; Примеч. С. Л. Кравца и др. М., 1990. Т. 1. 54. Тахо-Годи А. А. Философия истории А. Ф. Лосева // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002г.): В 3 т. Т. 3. Ростов н/Д; Изд-во СКНЦ ВШ. 2002. 493 с. - С. 24. 55. Туркина В. Г. Город как виртуальный феномен // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №16 (71). – С.52-61. 56. Уилбер К. Бумерит: Книга, которая тебя освободит. — Электронное издание. — М.: Ориенталия, осень 2013. 57. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия. —М.: АСТ, 2004. 58. Уилбер К. Интегральное видение Интегральное видение: Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. — М.: Открытый Мир, 2009. 59. Уилбер К. Краткая история всего / пер. с англ. С. В. Зубкова. М.: Аст: Астрель, 2006. – 390 с. 60. Уилбер К. Никаких границ: Восточные и западные пути личностного роста. — М.: АСТ, 2004. 61. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М.: АСТ, 2002. 62. Уилбер К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие. – М., 1999. 63. Уткина Н.Ф. Вл. Соловьев: Россия на пути создания богочеловечества // Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. М., 1990. - С. 74 - 90. 64. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М: Прогресс, 1990. - 368 65. Человек мегаполисный. Ноmо sapiens megapolicium: Труды Центра национальной геополитики и Института мировых стратегий / Под общей редакцией А.В. Митрофанова и А.А. Желтухина. — М., 2008. — 330 с. 66. Шаненкова И. А. Всеединство как основа религиозных и политических взглядов Шеллинга и Вл.Соловьева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №53. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vseedinstvo-kak-osnova-religioznyh-i-politicheskih-vzglyadov-shellinga-i-vl-solovieva (дата обращения: 04.04.2016). 67. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: в 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1989 68. Шри Ауробиндо, Человеческий цикл. Казань, 1992, с.305 69. Шри Ауробиндо и Мать. Духовная Эволюция человека. /Пер. с англ. Введение и примечание Дмитрия фон Мореншильта. Изд. Испр.-Одесса: Весть; Хаджибей, 1992.-76с. 70. Шри Ауробиндо. Практическое руководство по интегральной йоге. М.: И.Д. «Профит Стайл», - 2007. -304с. 71. Шри Ауробиндо Гхош, Час Бога, Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарение/Шри Ауробиндо; пер. с англ. В.Г.Баранова, А.Шевченко, А.А.Чеха. - Л.: Институт эволюционных исследований «Савитри». - 1991.- 94с. 72. Штейнбах Х.Э., Елинский В.И. Психология жизненного пространства.- СПб: Речь,2004 - 239 с. 73. Щедровицкий П.Г. Философия развития и проблема Города // Наследие Отечества: Научно-информационное агентство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ГО=363503.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.016 с.) |