Результаты исследования и их интерпретация



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследования и их интерпретация



 

После проведения тренинга и индивидуальных консультаций было проведено повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной групп. Наибольшие изменения произошли в показателях локуса контроля участников экспериментальной группы. Сравнительный анализ результатов повторной диагностики по методике Дж. Роттера представлен в таблице 3.

Таблица 3

Изменения локуса контроля в контрольной и экспериментальной группах

Локус конроля Контрольная группа Экспериментальная группа
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
Внешний 17 (65,4%) 9 (61,5%) 18 (64,3%) 6 (21,4%)
Внутренний 9 (34,6%) 10 (38,5%) 10 (35,7%) 22 (78,6%)

 

Как видим из таблицы 3, если в контрольной группе существенных изменений не произошло, в экспериментальной группе более чем вполовину увеличилось количество участников с внутренним локусом контроля, то есть готовых осознанно принять ответственность за свою жизнь и происходящие в ней события. Динамика произошедших изменений отражена на рисунке 3.

Рис.3. Изменения во внутреннем локусе контроля в контрольной и экспериментальной группах

Повторная диагностика по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчина позволила выявить существенное снижение уровня тревожности в экспериментальной группе. Сравнительный анализ результатов повторной диагностики по методике Дж. Роттера представлен в таблице 4.

Таблица 4

Изменения уровня тревожности контрольной и экспериментальной группах

Уровень тревожности Контрольная группа Экспериментальная группа
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
Высокий и средний с тенденцией к высокому 20 (76,9%) 21 (80,8%) 21 (75%) 7 (25%)
Низкий и средний с тенденцией к низкому 6 (23,1%) 5 (19,2%) 7 (25%) 21 (75%)

 

Как видим из таблицы 4, если в контрольной группе за период эксперимента уровень тревожности незначительно увеличился, в экспериментальной группе он снизился в три раза (рисунок 4).

Рис.4. Изменения в низком уровне тревожности в контрольной и экспериментальной группах

Изменения в показателях у участников экспериментальной группы выявлены и в результате диагностики по методике «Шкала оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Н.А. Курганского и Т.А. Немчина. В частности, отметилось увеличение тонуса и интереса, а также снижение напряженности.

Значимость произошедших изменений мы проверяли при помощи t-критерия Стьюдента. Выявлены значимые в изменениях локуса контроля и общего уровня тревожности. Результаты исследования по всем шкалам в экспериментальной группе представлены в таблице 5.

Таблица 3.3.

Результаты исследования с использованием t-критерия Стьюдента

Название tэмп Критические значения Значимость изменений
p≤0.05 p≤0.01
Локус контроля 3,9 1,98 2,6 значимы
Уровень тревожности 3,5 1,99 2,65 значимы

 

Итак, гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а его цель достигнутой.

 

Выводы к главе 3

 

В процессе проведенного нами эмпирического исследования мы выяснили, что большинство протестированных жителей мегаполиса являются экстерналами, которым свойственно внешне направленное защитное поведение.

у большинства испытуемых жителей мегаполисов высокий уровень напряжения, то есть они находятся в состоянии постоянной тревоги и волнения, они подвержены внутренним конфликтам и постоянному стрессу.

Показатели психической активации, интереса и жизненного тонуса у большинства респондентов находятся на среднем уровне, то есть у них довольно-таки часто появляется труднопереносимое чувство усталости, апатия и вялость. Также стоит отметить низкий уровень комфортности, которая не поддерживается достаточным уровнем интереса и эмоционального тонуса, что может свидетельствовать об эмоциональном истощении и низкой стрессоустойчивости.

Нами был проведен семинар-тренинг, целью которого стало способствование формированию интегрального знания и раскрытие возможностей интегрального развития жителя современного мегаполиса.

После проведения тренинга и индивидуальных консультаций было проведено повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной групп. Наибольшие изменения произошли в показателях локуса контроля участников экспериментальной группы.

Отметилось увеличение тонуса и интереса, а также снижение напряженности. Если в контрольной группе за период эксперимента уровень тревожности незначительно увеличился, в экспериментальной группе он снизился в три раза. Таким образом, гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а его цель достигнутой.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интегральный подход – это объединение всего наиболее ценного и бесспорного, что содержится в разных научных направлениях, культурных достижениях, духовных источниках и практиках.

Интеграция множества восточных и западных путей развития предоставляет человеку очень богатую картину возможностей и способов движения. В интегральном развитии психология неразрывно связана с духовностью. Если в основе психологии лежит работа с эго, и она помогает стать более цельной и здоровой личностью, то духовность выводит за пределы самости, в безвременную и безграничную основу сознания, в надличностные измерения, ко Вселенной и к Богу.

Суть интегрального подхода к собственному развитию заключается во владении максимально обширной картой развития, которая описывает закономерности, стадии и направления внутреннего и внешнего развития, а также в выстраивании индивидуальной практики развития в соответствии с этой картой и своей ситуацией.

Мегаполис нельзя назвать исключительно географическим, экономическим или социально демографическим образованием, он может являться важным объектом психологического исследования. Особый интерес он представляет, как фактор личностного развития и роста конкретного человека.

Жизнь в современном мегаполисе приводит к искажению естественных человеческих реакций, разрушению цельности личности и увеличению дистанции между людьми. Жителям мегаполисов свойственно излишне рефлексировать и подавлять природные порывы эмоций. Горожане ведут множественное существование, обрастая социальными ролями, обилие которых «на разных сценах» может привести к разрушению человеческого Я.

При росте разобщенности между людьми мегаполис пытается активно контролировать разные стороны жизни человека. Лавина всевозможной информации, которая обрушивается на человека, вынуждает его отгораживаться и тратить усилия на ее фильтрацию.

Мегаполис уже изменил психологию людей, заставив их пересмотреть свои взгляды на семью, взаимоотношения с людьми и особенности собственного развития. Особо значимым становится императив эгоизма, построения своего счастья собственными руками, и идея собственного пути в развитии и осознанного поиска себя начинает в мегаполисах постепенно вытеснять другие узкие нравственные системы, включая религиозную нравственность разных конфессий и приверженность отдельно взятым психологическим, философским и прочим школам или направлениям.

Для самосохранения как личности и оптимального личностного развития, нахождения своей ниши, субкультуры и этики поведения человеку нередко важно остановиться и определить то место во внутренней и внешней реальности, в котором он находится «здесь и сейчас» и определить свои цели, связанные с дальнейшим развитием. Весьма эффективным и вполне доступным жителям мегаполисов является интегральный подход.

Человек, который вынужден регулировать свою жизнь и деятельность в мегаполисе, не всегда способен осознать причины, место и время обретения душевной травмы. Интегральный психолог помогает клиенту гармонизировать разные аспекты своей жизни, увидеть их целостность и в итоге осознанно прийти к причинам психологической травмированности, разобраться в особенностях текущего момента и постепенно сформировать новое отношение к себе и новый образ жизни.

Большинство состояний, которые в настоящее время диагностируются как психозы и неврозы, являются скорее кризисами духовного роста и психодуховной трансформации. Желает того человек или нет, в нынешнее время он стоит перед величайшим вызовом своей жизни – сможет ли стать целостным. Если верно понять смысл происходящих изменений, которые часто оказываются очень стремительными, и поддерживать их раскрытие, они могут развиваться в ходе эмоционального и психологического оздоровления, личностного роста и развития жителя современного мегаполиса.

В процессе проведенного нами эмпирического исследования мы доказали гипотезу, в соответствии с которой проведение тренинга, направленного на раскрытие возможностей интегрального развития жителей современных мегаполисов и реализация таких возможностей способствуют повышению осознанности, снижению тревожности, повышению жизненного тонуса, стремлению к самопознанию и саморазвитию жителей современных мегаполисов.

В процессе тестирования мы выяснили, что большинство протестированных жителей мегаполиса являются экстерналами, которым свойственно внешне направленное защитное поведение.

У большинства испытуемых жителей мегаполисов высокий уровень напряжения, то есть они находятся в состоянии постоянной тревоги и волнения, они подвержены внутренним конфликтам и постоянному стрессу.

Показатели психической активации, интереса и жизненного тонуса у большинства респондентов находятся на среднем уровне, то есть у них довольно-таки часто появляется труднопереносимое чувство усталости, апатия и вялость. Также стоит отметить низкий уровень комфортности, которая не поддерживается достаточным уровнем интереса и эмоционального тонуса, что может свидетельствовать об эмоциональном истощении и низкой стрессоустойчивости.

Нами был проведен семинар-тренинг, целью которого стало способствование формированию интегрального знания и раскрытие возможностей интегрального развития жителя современного мегаполиса.

После проведения тренинга и индивидуальных консультаций было проведено повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной групп. Наибольшие изменения произошли в показателях локуса контроля участников экспериментальной группы.

Отметилось увеличение тонуса и интереса, а также снижение напряженности. Если в контрольной группе за период эксперимента уровень тревожности незначительно увеличился, в экспериментальной группе он снизился в три раза. Таким образом, цель исследования можно считать достигнутой.

В большинстве мегаполисов мира существует огромное количество разнообразных организаций, групп, а также изданий, семинаров и тренингов, имеющих отношение к интегральной психологии. И отечественный, и западный интеллектуальный рынок ныне предлагают заинтересованным людям сотни всевозможных практических семинаров, где можно познакомиться с любой философско-религиозной традицией, эзотерической практикой или подходами к интегральному развитию.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аблеев С.Р. Историческое развитие йоги: основные этапы и тенденции [Электронный ресурс] /С.Р.Авдеев. - Режим доступа: http://www.LШRARY.сom

2. Анисимов Н. В., Ивашечкина Е. А. Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного мегаполиса // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1840-1842.

3. Бек P.M. Космическое сознание. — М.: Ник, 1995. — 800 с.

4. Белов В. Н. Основоположения нравственной философии И. Канта и Вл. Соловьева // Кантовский сборник. 2013. №3

5. Бойко П.Е. Диалектические основы философии истории А.Ф. Лосева. http://korfo.kubsu.ru/totum/rus/022003/bovko.html

6. Бродов В. В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий. — М.: МГУ, 1990. — 224 с

7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990. 412 с.

8. Власова В.А. Мегаполис как семантико-символическая система. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М.: М3ГУ, 2013. – 22 с.

9. Власова, Е.А. Мегаполисное сознание как культурно-временной феномен / Е.А. Власова // Управление мегаполисом: Научно-теоретический и аналитический журнал. – М.: Изд. НИК «Контент-Пресс». – 2013. – №1 (31). – С. 160–164.

10. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

11. Даудрих Н. И. Социальная идентичность: методический аспект // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2000. - № 12. - С. 77-95.

12. Дидык М.А. Вл. Соловьев русская версия осевой концепции культуры // Философское и культурологическое россиеведение. Вып. 5. Феномен восточнохристианской цивилизации. EN АРХН: 2004. -214 с. С. 93- 103.

13. Иваненко Е. А., Корецкая М. А., Савенкова Е.В. Мегаполис: Левиафан с человеческим лицом. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. - 2009. - №1 - С.37-47.

14. Интегральная Йога Шри Ауробиндо (Отрывки трудов Ауробиндо и Матери). М., Никос. 2000. - 398с.

15. Клинецкая Н. В. Интегральный подход в социокультурной парадигме Кена Уилбера // Труды СПбГУКИ. 2015. № С.79-86.

16. Коган Л. Б. Урбанизация // Архитектура и градостроительство: Энциклопедия.— М., 2001. - С. 596-601.

17. Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007. -528 с.

18. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Методическое по- собие. — М.: Ин-т психотерапии, 2003. — 302 с.

19. Козлов В. В. Пятый проект в психологии // Вестник ТГПУ. 2005. №1 С.7-13.

20. Козлов В.В., Майков В.В. Трансперсональная психология: Ис- токи, история, современное состояние: Монография. — М.: ACT, 2004. - 603 с

21. Корнеенков С. С. Строение человека в интегральной йоге: дух, душа, сущность и личность // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №26 С.35-40.

22. Кротов Я. Владимир Соловьев: «Мир не должен быть спасен насильно» // Новое время. 1997. № 37. С. 32 34. http://www.krotov.info/yakov/past/l9/19person/vl solovyov.html.

23. Крючкова Е.С. Духовная трансформация и ее обоснование в трудах Шри Ауробиндо // Аналитика культурологии. 2011. №20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-transformatsiya-i-ee-obosnovanie-v-trudah-shri-aurobindo (дата обращения: 04.06.2016).

24. Корконосенко С.Г. Медиаполис: другое измерение современного мегаполиса // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований: 2013 № 1. URL http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/03/korkonosenko.pdf (Дата обращения 10.09.2016).

25. Крючкова Е. С. Шри Ауробиндо о влиянии культуры на эволюцию человека // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №10.

26. Лайтман М. Жители мегаполисов - в одиночестве // http://www.laitman.ru/crisis/118291.html

27. Лайтман М. Мегаполис разобщает людей // http://www.laitman.ru/crisis/131102.html

28. Ледбитер Ч. Учителя и Путь /Пер. с англ. К.Зайцев. -М.: Амрита -Русь, 2004. – 336 с.

29. Линч К. Образ города. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.

30. Лисовец И.М. Город как предмет урбанистики и культурологии // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2009. - № 3. - С. 25-26.

31. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2000. С. 171.

32. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

33. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». — СПб.: Белый кролик, 2002 — 352 с.

34. Майков В.В. Интегральный подход Кена Уилбера http://journal.celenie.ru/index.php/maykov

35. Макнаб П. Интегральное общение: Мастерство коммуникации с помощью системы НЛП и интегральной модели Кена Уилбера. — М.: Открытый Мир, 2010.

36. Микляева А.В., Румянцева П.В. Городская среда как пространство семейного бытия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 2. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. – C. 70-74.

37. Мочалов Е.В. Проблема человека в немецкой философии и русской философии всеединства // Вестник ЧГУ. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-cheloveka-v-nemetskoy-filosofii-i-russkoy-filosofii-vseedinstva (дата обращения: 04.06.2016).

38. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: опыт психологического исследования субъекта в его бытии. — М.: Питер, 2008. – 400 с.

39. Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. - 2002. - № 3. - С. 3-12.

40. Петешова О. В. Влияние мировидения Н. А. Бердяева на формирование языковой картины мира трансперсональной психологии // Вестник ЧГПУ. 2011. №7 С.270-276.

41. Попова Н. А. Ромах О. В. Интегральная йога Шри Ауробиндо или духовное самосовершенствование человека // Аналитика культурологии. 2008. №11 С.111-115

42. Пустошкин Е. Введение в изучение интегральной философии Кена Уилбера // http://rhga.ru/science/center/ezo/seminars/42/Pustoshkin_Ken%20Wilber1.pdf

43. Перегин А. Владимир Соловьев и «новое иррелигиозное сознание» //Новый мир. 2001. №2. http://magazines.russ.ru/novyi mi/200l/2/sereg-pr.html.

44. Порозов Р.Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ: Автореферат дис. ... канд. культурологии /ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Челябинск, 2009. - 39 с.

45. Пряжникова Е.Ю., Голубь О.В. Роль восприятия городской среды в адаптации подростков // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 230-240.

46. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

47. Ромашко С. Монумент – сувенир – улика: временная ось мегаполиса // Логос. - 2002. - № 3. – С.4-7.

48. Самошкина И.С. Район проживания в чувствах и переживаниях // Communitas / Сообщество. - 2006. - № 1. - С. 35-52

49. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2009.- 202 с..

50. Сеннет Р. Падение публичного человека. – М.: Логос, 2002. – 424 с.

51. Сибирева М.Ю. Ранняя социализация в городской среде: Дис. ... канд. социол. наук. /Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2011. -205 с.

52. Симонова О.Б. Языки городской культуры: Дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01. / ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет». - Ростов-на-Дону, 2007. - 136 с.

53. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги; Примеч. С. Л. Кравца и др. М., 1990. Т. 1.

54. Тахо-Годи А. А. Философия истории А. Ф. Лосева // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002г.): В 3 т. Т. 3. Ростов н/Д; Изд-во СКНЦ ВШ. 2002. 493 с. - С. 24.

55. Туркина В. Г. Город как виртуальный феномен // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №16 (71). – С.52-61.

56. Уилбер К. Бумерит: Книга, которая тебя освободит. — Электронное издание. — М.: Ориенталия, осень 2013.

57. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия. —М.: АСТ, 2004.

58. Уилбер К. Интегральное видение Интегральное видение: Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. — М.: Открытый Мир, 2009.

59. Уилбер К. Краткая история всего / пер. с англ. С. В. Зубкова. М.: Аст: Астрель, 2006. – 390 с.

60. Уилбер К. Никаких границ: Восточные и западные пути личностного роста. — М.: АСТ, 2004.

61. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М.: АСТ, 2002.

62. Уилбер К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие. – М., 1999.

63. Уткина Н.Ф. Вл. Соловьев: Россия на пути создания богочеловечества // Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. М., 1990. - С. 74 - 90.

64. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М: Прогресс, 1990. - 368

65. Человек мегаполисный. Ноmо sapiens megapolicium : Труды Центра национальной геополитики и Института мировых стратегий / Под общей редакцией А.В. Митрофанова и А.А. Желтухина. — М., 2008. — 330 с.

66. Шаненкова И. А. Всеединство как основа религиозных и политических взглядов Шеллинга и Вл.Соловьева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №53. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vseedinstvo-kak-osnova-religioznyh-i-politicheskih-vzglyadov-shellinga-i-vl-solovieva (дата обращения: 04.04.2016).

67. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: в 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1989

68. Шри Ауробиндо, Человеческий цикл. Казань, 1992, с.305

69. Шри Ауробиндо и Мать. Духовная Эволюция человека. /Пер. с англ. Введение и примечание Дмитрия фон Мореншильта. Изд. Испр.-Одесса: Весть; Хаджибей, 1992.-76с.

70. Шри Ауробиндо. Практическое руководство по интегральной йоге. М.: И.Д. «Профит Стайл», - 2007. -304с.

71. Шри Ауробиндо Гхош, Час Бога, Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарение/Шри Ауробиндо; пер. с англ. В.Г.Баранова, А.Шевченко, А.А.Чеха. - Л.: Институт эволюционных исследований «Савитри». - 1991.- 94с.

72. Штейнбах Х.Э., Елинский В.И. Психология жизненного пространства.- СПб: Речь,2004 - 239 с.

73. Щедровицкий П.Г. Философия развития и проблема Города // Наследие Отечества: Научно-информационное агентство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ГО=363503.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.038 с.)