Структура и свойства психологии нация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и свойства психологии нация.



Нация - высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации. Психология этнической общности (нации) - национальная психология - имеет свою материальную базу, носителей и отражает общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах подведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям.

Национальная психика - составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента - общественной психологии. Национальная психология - результат длительного и специфического развития, в котором задействованы факторы:

Структура нацио-ной психологии - совокупность национально-психологических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.

К системообразующим относят национальное самосознание, национальный характер, национальные интересы, ориентации, национальные чувства и настроения, традиции и привычки.

Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальный характер — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той иной этнической общности, определяющих типичный образ действий.

Национальные интересы и ориентации - общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности.

Национальные чувства и настроения - эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям.

Национальные традиции и привычки — сложившиеся на основе опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни правила и нормы поведения, соблюдение которых стало общественной потребностью. Динамические компоненты психологии нации позволяют осмыслить и наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических феноменов.

Свойства национально-психологических особенностей: 1) обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования всех других психологических явлений, придавая им особую направленность; 2) невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю; 3) обладают еще большими по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью; 4) их многообразие.

 

51.Массовая коммуникация.

Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой инф-ции стала печать. Её задачи менялись с течением времени. Так, в XYI-XYII вв. господствовала авторитарная теория печати, в XYII в. – теория свободной печати, в XIX в. возникла теория пролетарской печати, а в середине ХХ в. появилась теория социально-ответственной печати. Печать, с точки зрения восприятия информации, более сложна по сравнению с телевидением и радио. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллектуальных усилий. Но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде. Согласно социологическим опросам, утром предпочтительным средством массовой коммуникации является радио, так как в условиях дефицита времени оно создает фон, дает информацию и не отвлекает от дел. Вечером предпочтительнее телевидение, так как оно является самым легким с точки зрения восприятия информации.

В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:

Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается. Среди моделей массовой коммуникации здесь можно выделить: конструкционистскую модель Вильяма Гэмсона; “спираль молчания” Элизабет Ноэль-Нойман.

Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг.).

Функции средств массовой коммуникации: социальной ориентировки, социальной идентификации, контакта с другими людьми, самоутверждения, утилитарная, эмоциональной разрядки. Помимо этих социально-психологических функций, СМК, по мнению французских исследователей А.Катля и А.Каде, выполняют в обществе функции антенны, усилителя, призмы и эхо.

Толпа и ее феномены.

Толпа — скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Общая цель толпы считается, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения её другими участниками; наличие такой цели создаёт предпосылку для сотрудничества. Если цель каждого достигается вне зависимости от достижения или недостижения её остальными, то взаимодействие отсутствует или оно минимально. Если зависимость достижения одной и той же цели субъектами отрицательна, складывается предпосылка для конфликта. В толпе цели людей всегда одинаковые, но обычно не бывают сознательно общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. Например, при массовой панике каждый страстно желает спастись, в стяжательной толпе каждый стремится что-то приобрести, и все друг для друга являются помехой.

Основные хар-ки и виды толпы. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют следующие виды толпы. Случайная толпа возникает в связи с каким-либо неожиданным событием. Ее образуют «зеваки», лица, испытывающие потребность в новых впечатлениях. Основной эмоцией является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна. Конвенциональная толпа - толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения - конвенциях. Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим хар-ру мероприятия. Экспрессивная толпа отличается особой силой массового проявления эмоций и чувств. Является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под действием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно. Экспрессивная толпа может трансформироваться в крайнюю форму - экстатическую толпу, вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.76.153 (0.038 с.)