Основные мотивы агрессивного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные мотивы агрессивного поведения.



Мотивы агрессии - психологические аргументы, устойчивые внутренние причины, инициирующие агрессивное поведение, объясняющие смысл насильственных действий агрессора.

Мотивы агрессии могут быть истинными (стремление разрушить или уничтожить объект, т.н. «мотив агрессивности») и ложными (в форме мотивировки, т.е. оправдания насильственных действий).

В научной литературе различают следующие мотивы агрессии:

- мотивы патологические – побуждения, обусловленная психическими отклонениями (бред, галлюцинации, психозы, умственная отсталость и проч.);

- мотивы враждебные, обусловленные негативными эмоциональными состояниями (гнев, ненависть, ярость);

- мотивы гедонистические - агрессия ради получение удовольствия;

- мотивы авторитарные – агрессия, связанная с потребностью управлять другими людьми, доминировать над ними, а также потребность во власти и влиянии;

- мотивы защитные – мотивы, по которым совершаются акты реактивной и/или проактивной агрессии (см.);

- мотивы достижения и приобретения – агрессия, совершаемая с целью овладения материальными ценностями и/или социальным статусом, а также при обретения или поддержания позитивной самооценки;

- мотивы следования – агрессия, соверщаемая с целью соблюдения установленных социальных норм (социально-активное, конформистское, привычное, маргинальное поведение);

- мотивы отрицания – агрессия, совершаемая с целью нарушение установленных в обществе правил (антисоциальные, протестные мотивы);

- мотивы психической саморегуляции – агрессивные действия, совершаемые с целью стабилизации эмоционального состояния.

 

 

Ситуативные факторы агрессии.

Эти факторы:

Оценка другими людьми

Присутствие других людей уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя.

Эксперементально доказано, что если за поведением детей наблюдал человек, по их мнению склонный к агрессивным действиям, то и в поступках детей было больше агрессии.

Как только агрессивный наблюдатель уходил, уровень агрессии в поведении группы снижался и достигал исходного уровня.

Желание возмездия

Часто агрессия возникает как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т.е. как акт возмездия за что-то»(4,186).

«Намерение, приписываемые наказывающим.

Существует точка зрения, согласно которой для начала негативизма в поведении бывает достаточно знания о враждебных намерениях другого человека, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях пусковым механизмом является гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие.

Восприятие отклоняющихся поведенческих форм.

Влияние СМИ: усиление негативной поведенческой мотивации.

Например, поведение родителей выступает в качестве модели для детей и в семьях, где для родителей характерны девиантность и делинквентность, обычно вырастают дети с такими же проявлениями.

Выделение групп факторов приводит к нарушению поведения, позволяет не только грамотно и профессионально проводить психологическое изучение данных феноменов, но и планировать психологическое воздействие, возможное для применения в каждой конкретной ситуации» (13,24).

Содержательные данные этой главы необходимы для знания психологических особенностей провоцирующих агрессивное поведение. Обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку.

Кроме того, знание ситуативных факторов значительно упростит работу с агрессивными людьми и поможет грамотно взаимодействовать в конкретной ситуации с ними.

Методы изучения агрессии

Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем, потому что интересующее исследователя поведение опасно. Недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно строго научным способом разработаны методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

 

Методы ослабления агрессии.

К выражению враждебной агрессии толкают различные аверсивные переживания, такие, как фрустрация ожиданий и оскорбление личности. Так что лучше всего не забивать людям головы несбыточными мечтами и напрасными надеждами. Инструментальную агрессию обусловливает предвкушаемый положительный баланс между вознаграждением и издержками. Мы должны поощрять в детях стремление к сотрудничеству и неагрессивное поведение. В проводившихся экспериментах дети становились менее агрессивными, когда их агрессивное поведение игнорировалось, а неагрессивное подкреплялось.

Эффективность наказаний ограничена. В большинстве случаев смертоносные агрессивные действия были импульсивными и резкими — следствием ссоры, оскорбления или жестокого нападения. Таким образом, мы должны упреждать агрессию, не дожидаясь, пока она возникнет. Мы должны учиться неагрессивным стратегиям решения конфликтов. Если бы смертоносные агрессивные действия были холодными и инструментальными, мы могли бы надеяться на то, что, позволив преступнику выдать свои агрессивные намерения, а затем наглядно наказав его, мы отпугнули бы других от совершения преступлений. Если бы все так и происходило, то в тех штатах, где в ходу смертная казнь, совершалось бы меньшее количество убийств по сравнению со штатами, где смертная казнь отменена.

Если мы хотим мира, нам необходимо формировать и поощрять отзывчивость и стремление к сотрудничеству с раннего возраста. Может быть, стоит поучить родителей тому, как добиваться дисциплины от детей без применения насилия. Обучающие программы вдохновляют родителей подкреплять желательное поведение, используя позитивные формулировки «Когда закончишь уборку своей комнаты, пойдешь играть» вместо негативных «Если не уберешь комнату, я сравняю тебя с землей». Реализация одной такой «программы замещения агрессии» снизила количество повторных задержаний юных правонарушителей и членов подростковых банд. Подростков и их родителей обучали навыкам общения, эмоциональному самоконтролю, повышали уровень их рассуждений о нравственности.

Подталкивают к агрессии и агрессивные стимулы. Это наводит на мысль об ограничении доступа к ручному огнестрельному оружию. На Ямайке в 1974 году была осуществлена программа борьбы с преступностью, включавшая строгий контроль продажи огнестрельного оружия, а также установление строгой цензуры на телевидении и в кино, которая ограничивала показ сцен с применением оружия. Уже в следующем году количество краж уменьшилось на 25%, количество выстрелов без смертельного исхода — на 37%. В Швеции был прекращен выпуск военных игрушек. Служба информации Швеции сформулировала национальную позицию следующим образом: «Игра в войну учит решать споры насильственным путем».

Подобные предложения могут помочь в борьбе против агрессии. Однако, учитывая многочисленность причин агрессии и сложность контроля над ними, можно ли разделять оптимизм, содержащийся в предсказании Эндрю Карнеги о том, что в 21 веке «человекоубийство будет считаться столь же отвратительным, сколь отвратительным кажется нам сегодня каннибализм» С тех пор как Карнеги произнес эти слова в 1900 году, было убито около 200 миллионов человек.

 

 

69.Современные факторы развития интереса к области прикладных социально-психологических исследований

 

Психология религии.

Понятие религии за всё время существования данного слова постоянно менялось и сложно дать однозначное определение ему. Однако можно с полной уверенностью сказать, что каждый человек следует той или иной религии, верованиям. И это могут быть не обязательно традиционные религиозные течения (христианство, буддизм индуизм и пр.), речь идёт также об атеизме, поклонениях деревьям, солнцу, луне или деньгам, увлечениям. Всё это накладывает свой отпечаток на психику человека и является одним из важнейших факторов, которые психологи учитывают во время консультаций.

Так возникла необходимость появления такого направления в психологии, как психология религии. Оно изучает психологическую закономерность возникновения, функционирования, развития и исчезновения религиозных проявлений в индивидуальной и групповой психологии, направленность, структуру и содержание этих проявлений, ту роль, которую оказывают они на нерелигиозные сферы жизни людей. Исследованиям подвергаются не только религия, но и духовность.

Данное направление использует различные психологические исследовательские методы к религиозным традициям и разного рода течениям и возникло в 19 веке преимущественно в США и Европе. В своём развитии она претерпела множество изменений от ухода в атеизм до создания направлений, комбинирующих психологию и теологию.

Большое влияние на развитие психологии религии оказали З. Фрейд, А. Маслоу, Джеймс Лейб, школа Кларка, Фридрих фон Хюгель, Жозеф Маршал, Антуан Вергот, Фридрих Хайлер, Ролло Мэй и ряд других психологов.

Современная психология религии: Ищет объяснения поведению верующих людей в целом, а также представителей различных религиозных течений в частности;

Изучает процессы религиозных переживаний, их роль в жизни индивидуума;

Изучает психологию религиозных групп и религиозного культа, включая механизмы поведения и общения верующих, религиозное сознание в разные исторические эпохи, и влияние на сознание человека религиозных обрядов;

Изучает влияние религии на духовное развитие общества.

Псих-я религии не затрагивает философские вопросы о существовании Бога, а помогает решить те психо-ские конфликты, которые могут возникнуть у верующих той или иной концессии. Для этого психолог должен знать основные моменты различных религиозных течений, особенности религии, чтобы оказать помощь.

В то же время психолог данного направления не берёт на себя роль священника, а решает именно возникшую псих-скую проблему, чем оказывает огромную помощь в работе священнослужителей, которые далеки от вопросов психологии.

Психология моды.

В повседневной жизни, мы часто сталкиваемся с таким понятием как мода. В современном мире существуют достаточно много определений данного понятия. Есть философское, социальное, а также понятие моды, с точки психологии. Именно с позиции психологии и пойдет речь в продолжении моей статьи. Теория, теория – начну, пожалуй, с нее. По мнению Б. Ф. Поршнева, мода является простым атрибутом человеческого настроения. Другие учёные считают, что мода схожа с понятием манипулирования и считают моду скрытым управлением подсознания людей. Они считают процесс обращения людей к моде, самых разных людей, по своему социальному составу, а также, занимаемого статуса как отдельно взятого индивидуума, так и группы лиц не случайным. Б. Ф. Поршнев считает, что обращение людей к моде, есть результат взаимодействия людей между собой и поиск адекватной рефлексивной функции, поэтому мода рассматривается как сфера общественного настроения.

Мода с точки зрения психологии рассматривается как социальное явление, которое проявляется в самых разнообразных аспектах, в таких как социальном, философском, культурологическом, психологическом и эстетических аспектах. Объединяя эти аспекты, можно заключить, что мода – это массовое сознание, в определённом периоде времени, и мода проявляется в самых разных формах жизнедеятельности людей (в стиле одежды, дизайне дома или квартиры, образа мысли и поведения людей). Итак, мода тесно переплетается с жизнью людей. Все это является следствием образа жизни, в определённом периоде времени. Познать механизм феномена моды невозможно, как правило, такие явления возникают стихийно. Вся суть механизма моды складывается на подражании и психологическом заражении.

Исходя именно из подражания, психологи разделяют людей на инициаторов (законодателей моды) и тех, кто ей следует. Мода несёт в себе определенные функции. Первая функция – это желание быть уникальным на фоне других лиц (своей внешностью, социальным статусом). Вторая функция заключается в желании выглядеть более удачным, богатым и быть сильнее, на фоне своего окружении. В этом ему помогает знание и стремление следовать моде. Гораздо шире, чем в обыденной жизни, используется следования моды в политике, т. к. следование моде политики могут оказать существенное влияние на настроение общественных масс. Таким образом, мода является сложным, социально – психологическим явлением, которая носит самые разнообразные формы, начиная от манипуляции граждан, заканчивая использования моды в политике, культуре и спорте. Как утверждают исследователи моды, на моду можно смотреть с позиции интереса общества к процессам, происходящих в мире, так и следование моде с позиции стиля поведения человека.

Некоторые психологи отмечают тревожную тенденцию моды, так называемой криминальной субкультуры в общественном сознании граждан. Например, у молодых людей часто встречаются такие слова как «разборка» и «беспредел». Именно молодёжь к такой «моде» подвержена более всего. Учёные утверждают, что всё это является уровнем образования молодых людей. Однако есть мода и на здоровый образ жизни. В таких случаях, мода идёт во благо тем людям, которые следуют ей. Таким образом, можно заключить, что мода оказывает существенное влияние на сознание человека. И самое главное в том, чтобы следование моде отдельно взятым человеком не привело к потере своей уникальности, неповторимости в общей человеческой массе.

Психология рекламы.

Реклама – один из видов передачи информации в торговле, один из элементов рыночных операций или компонентов маркетинга. Основной целью рекламной деятельности является привлечение покупателей к той или иной марке продукции, которое осуществляется на основе психологического воздействия на покупателя.

Виды рекламы: 1) по интенсивности: а) одноразовая; б) многоразовая; в) серийная; 2) по функциям: а) реклама-запоминание, цель которой состоит в сосредоточении внимания покупателя на товаре и запоминание его; б) реклама– утверждение преследует цель привлечь внимание потребителя на своем товаре, как самом лучшем; в) реклама-напоминание заключается в поддержании уже сформировавшейся у потребителя положительной установки, напоминание о существовании данного товара; 3) по уровню локализации: а) местная; б) региональная; в) национальная; г) мировая; 4) по форме подачи материалов: а) устная – передаваемая из уст в уста, без использования технических средств; б) печатная (реклама в газетах и журналах); в) телевизионная; г) радиореклама; д) телефонная; е) наглядная (щиты, плакаты, листовки, значки и т. д.).

Наиболее эффективной считается телевизионная реклама.

Основные элементы рекламного текста: 1) заголовок – привлекает внимание к тексту, заинтересовывает покупателя; 2) подзаголовок – усиливает влияние рекламы; 3) основной текст; 4) подписи и комментарии; 5) рекламный лозунг.

Для психолога эффективность рекламы – это степень воздействия рекламы на потребителя, точность её восприятия, длительность сохранения в памяти, желание приобрести товар и степень удовлетворенности покупателя рекламой. Последний показатель включает как эстетические особенности рекламы, так и соответствие рекламной информации качеству и свойствам товара.

Психологические особенности рекламной продукции: 1) направлена на массовое сознание; 2) строится на действующих в обществе стереотипах; 3) воздействует в основном на эмоциональные компоненты психики; 4) информация сообщается в яркой, запоминающейся форме; 5) частое использование неожиданных, шокирующих сюжетов и т. д.

Этапы психологической воздействия рекламной информации: 1) контакт – близость раздражителя к одному или более из пяти чувств человека, ощущение раздражителя. Считается, что действие раздражителя (рекламы) не обязательно должно достигать порога осознания для воздействия на потребителя, т. е. возможно подсознательное убеждение; 2) внимание – направление обрабатывающей способности на поступающий раздражитель.

Для привлечения внимания покупателя в рекламе используются: а) чувство уверенности; б) надежность; в) самоудовлетворение; г) творческие наклонности; д) объекты любви; е) сила; ж) семейные традиции; з) защита от неприятностей; и) сексуальные мотивы; к) переживания детского возраста; л) тревожность;

Психология конфликта.

конфликт в психологии – это столкновение противоположных мнений, то причинами будут именно различное мышление, цели, а так же взаимоисключающие друг друга способы достижения этих целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.217.209 (0.018 с.)