Предмет, задачи и функции социальной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и функции социальной психологии.



Исторический очерк развития социальной психологии.

Родоначальниками социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы, которые описывали некоторые социально-психо-ские особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

В истории отечественной социальной психологии (Шорохова, 2002) выделяют четыре периода: 1-й период — 60-е гг. XIX в. — начало XX в.; 2-й период — 20-е гг. XX в. — сере­дина 30-х гг. XX в.; 3-й период — вторая половина 30-х гг. — сере­дина 50-х гг.; 4-й период — вторая половина 50-х — 70-е гг. XX в.

1-й период: становление социальной психологии: зарождение соц.-психо-ских идей внутри естественных и общественных наук; обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, поведении личности в группе и групповых процессах, общении и совместной деятельности; знания накапливались вне рамок самой социальной психологии: в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. 2-й период: развитие соц. псих.. Характерная особенность — поиск своего пути в развитии мировой социально-психо-ской мысли. Этот поиск осуществляется как в дискуссиях с основными школами зарубежной соц. псих., так и путем освоения марксистских идей и их применения к пониманию социально-психо-ских явлений. 1-ое направление. Обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение соц-ной псих-гии и индивидуальной псих-гии; соотношение социальной псих-гии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной псих-гии. 2-ое направление исследование проблемы коллективов. 3 - е направление развитие социально-психологических исследований в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике. 4 - е направление изучения производственной деятельности. 3-й период: стагнация соци. Псих-гии. изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой. теоретическое обоснование ненужности социальной психологии. социально-психологические исследования проводились, однако их число было явно недостаточным. 4-й период: возрождение соц. Псих. период характеризуется «потеплением» обшей идейно-политической атмосферы в обществе, ослаблением администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни.

Критерии самостоятельности: 1) осознание представителями науки уровня ее развития и состояния исследований; 2) определение места в системе других наук; 3) определение предмета и объектов ее исследований; 3) выделение и определение основных категорий и закономерностей; 4) институционализация науки; 5) подготовка специалистов, публикации трудов, учебников; 6) организация съездов, конференций, симпозиумов.

В качестве основных проблем выделились: - методологические и теоретические проблемы; - проблемы коллектива; - социальная психология личности; - социально-психологические проблемы деятельности; - психология общения.

 

 

А. Бандура

Повышение самоэффективности: 1. Личное участие и успех. 2. Опосредованный опыт(наблюдение). 3. Вербальное убеждение. 4. Эмоциональное убеждение

Самопрезентация – процесс, посредством которой мы создаем впечатление о себе своими словами, невербальным поведением и действиями.

Самопрезентация не всегда простой и непосредственный процесс, иногда мы хотим произвести на людей определённое впечатление. В этом случае мы стараемся управлять впечатлениями.

Локус контроля личности.

Личностный контроль это осознание индивидом того, в какой мере он способен контролировать свои решения и поведение, а в ко­нечном счете свою жизнь и судьбу. Очевидно, что у различных людей представле­ния об этом неодинаковы.

Концепция локусов контроля была предложена в конце 1960-х гг. Джулианом Роттером — одним из основоположников теории социального научения.

Дж. Роттер: люди делятся на тех, кто уверен, что по преимуществу сам контролирует собственную жизнь, и на тех, кто убежден в обратном, т. е. в том, что их жизнь и судьба находятся во власти каких-либо внешних сил: обстоятельств, других людей, неконтролируемых политических, социальных, экономических процессов и т. д.

У первой категории людей развит внутренний локус контроля, а у второй соответственно внешний.

Люди с внешним локусом контроля отличаются социальной пассивностью и, оказавшись в неблагоприятных обстоятельствах, не пытаются переломить ситуацию в свою пользу. Люди такого типа сильнее, чем люди с внут­ренним локусом контроля, подвержены социальному влиянию.

Люди с внутренним локусом контроля отличаются лучшим физическим и психическим здоровьем. По другим показателям, таким как самооценка, уровень оптимизма, развитость социальных навыков и т. д., дела у них обстоят лучше, чем у людей с внешним локусом контроля.

Локус контроля

Индивидуальные различия в локусах контроля закладываются в детстве и обусловлены отношением родителей к ребенку, а в целом — локусом контроля самих родителей - локус контроля передается от родителей к детям через воспитание (научение).

Локус контроля выражает некую общую жизненную установку индивида.

У каждого человека, вне зависимости от его локуса контроля, всегда имеется достаточно таких сфер жизни, где он самостоятелен или, по крайней мере, уверен, что контролирует свое поведение и жизненные обстоятельства.

 

9.Понятие, структура и содержание социализации личности.

Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.

Структура социализации: - содержание, т. е. что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы и ценности формируются; - широта, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность; определяет, насколько социально зрелой и развитой является личность.

Содержание социализации проявляется в шаблонах поведения, привычках, взглядах.

Социализация личности осуществляется в результате ее включения в различные социальные группы, взаимодействие с другими людьми и приобретение соответствующих умений. Поэтому исходной для социализации является наличие у человека потребности в общении.

Три основные сферы, в которых происходит социализация: -деятельность (происходит выбор видов деятельности, их иерархия, выделение ведущего вида, освоение соответствующих ролей), - общение (неразрывно связано с деятельностью, усложняются диалоговые формы, вырабатывается умение ориентироваться на партнера, адекватно его воспринимать), - самосознание (становление образа Я – «Я-концепции»).

Стадии социализации. По Фрейду: - первичная (оральная, анальная и фаллическая), - маргинальная (промежуточная) – социализация подростка, псевдоустойчивая по сути, - устойчивая – связана со стабильным положением в обществе, обретением определенного статуса и набора ролей, -последняя – сопряжена с утратой статуса и ряда ролей, связана с дезадаптацией.

Отечественный подход связан с трудом (отголоски марксизма): -ранняя (до школы), - стадия обучения, - трудовая, - послетрудовая (дискуссия: десоциализация?), по Эрику Эриксону – стадия зрелости, когда человек может обрести мудрость.

По Лоренсу Кольбергу:

- доконвенциональный уровень морального развития (до 7 лет) – поведение определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение,

- групповой (около 13 лет) – поступок оценивается с точки зрения референтной группы,

- постконвенциональный (достигают лишь 10% детей старше 16 лет) – проявляется общечеловеческий уровень идентичности.

 

 

Теории социализации

Ø Зигмунд Фрейд

Ø Жан Пиаже

Ø Лоренс Колберг

Ø Кэрол Гиллиган

Ø Джордж Герберт Мид

1. Зигмунд Фрейд. Основные человеческие потребности: эрос (инстинкт жизни). танатос (инстинкт смерти).

Эти силы действуют на бессознательном уровне и порождают напряжение.

Модель личности: Ид – воплощение основных влечений человеческого существа, которые требуют немедленного удовлетворения.

Эго – сознательные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений к поиску наслаждения с требованиями общества.

Суперэго – культурные ценности и нормы, интернализированные индивидом.

Развитие личности: Ид и Суперэго конфликтуют, но у хорошо приспособленного индивида Эго уравновешивает эти противоборствующие силы.

Сублимация – преобразование эгоистичных стремлений в социально приемлемое поведение.

2. Жан Пиаже. В основе теории социализации лежит идея о стадийности когнитивного развития. I стадия – сенсомоторная. Уровень человеческого развития, когда индивиды воспринимают мир только чувственно. II стадия – дооперациональная. Уровень развития человека, когда индивиды впервые начинают использовать языковые и другие символы. III стадия – конкретных операций. Уровень человеческого развития, когда индивиды впервые воспринимают причинные связи в своем окружении. IV стадия – формальных операций. Уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.

3. Лоренс Колберг. В основе теории Колберга лежит учение о развитии морального мышления. I стадия – доконвенциональный уровень. Правильно то, что приятно. II стадия – конвенциональный уровень. Правильно то, что согласуется с культурными нормами. III стадия – постконвенциональный уровень. Правильно то, что соответствует абстрактным этическим принципам.

4. Кэрол Гиллиган. Гендерный фактор: Кэрол Гиллиган утверждает, что мальчикам свойственен подход справедливости и они опираются на формальные правила в определении правильного и неправильного; девочкам же – подход заботы и ответственности, влияние ситуативного фактора.

5. Джордж Герберт Мид. «Я» - часть личности индивида, которая складывается из самосознания и образа «Я»; продукт социального опыта. Зеркальное «Я» - образ «Я», основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других.

 

Глубокие раздумья

Интутивное мышление

6. Чувства и настроения – двухфакторная теория эмоций Шехтера: эмоции и мысли работают вместе, быстрее и тесно взаимодействуя

Основная идея: любая форма возбуждения, каким бы ни был ее источник, иницирует поиск причин этого возбуждения. Обнаруженные причины играют ключевую роль в определении ярлыка, кот мы навешиваем на наши чувства.

Вывод: мы чувствуем, что испытываем эмоцию, кот, как утверждают внешние сигналы, мы должны испытывать.

 

 

Основные теории атрибуции.

Теория С. Бема гласит, что люди не знают своих установок и выводят их из собственного поведения "Люди отчасти узнают о собственных установках, эмоциях и иных внутренних состояниях, делая выводы из наблюдений за внешними сторонами своего поведения и (или) за обстоятельствами, это поведение вызывающими. Таким образом, при слабой выраженности, неоднозначности или трудной интерпретируемости внутренних признаков, индивид в какой-то степени находится в том же положении, что и внешний наблюдатель, который в своих выводах о внутренних состояниях субъекта вынужден полагаться на те же внешние признаки"

«Теория корреспондентного выведения» Э. Джонса и К. Дэвиса помогает понять логический путь приписывания причин поведения другому человеку. Если рассмотреть случай ДТП, когда автомобилист сбивает пешехода, то при размышлении о причинах инцендента можно предположить следующую логику:

 

Ошибки атрибуции.

Фундаментальная ошибка атрибуции (атрибуций) — понятие в психологии, обозначающее характерную ошибку атрибуции — склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение — внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»).

Так, причину чужого опоздания часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего. Причину собственного опоздания объясняют пробками или, например, тем, что «вчера спать лег поздно».

Причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают «он умный», причиной собственного успеха называют «я всю ночь не спал, хорошо подготовился» или «мне повезло».

Причины фундаментальной ошибки атрибуции:

ложное согласие — представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном;

неравные возможности — игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией;

игнорирование информационной ценности неслучившегося — несделанное должно также быть основанием для оценки поведения;

большее доверие к фактам, чем к суждениям — это обусловлено механизмом «фигура — фон»;

лёгкость построения ложных корреляций — черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.

 

Коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер – внешние и внутренние факторы и причины, мешающие эффективной коммуникации или полностью блокирующие её.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся хар-ки внешней физ-кой среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации: ♦акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье двери, звонки телефона и т.д.; ♦ отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном и т.д.; ♦ температурные условия — слишком холодно или слишком жарко в помещении; ♦ погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Технические барьеры. В технической лит-ре для их обозначения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории коммуникации К. Шенноном. В современной коммуникативистике это понятие имеет более широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что искажает передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом. Также можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи, неправильным выбором технического средства для передачи сообщения.

«Человеческие» барьеры делятся на психофизиологические и социокультурные. Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушения артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Отечественный психолог Б.Д.Парыгин выделяет барьеры, связанные как с безличными механизмами социально- психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влиянием личностных индивидуальных особенностей коммуникантов. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторых являются индивидуальные особенности личности, например, ее интровертированность.

Псих-ские барьеры выполняют две ф-ции: 1)ф-ция псих-ского препятствия; 2)ф-ция психо-кой защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.

 

 

27.Вербальная коммуникация. - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи инф-ции), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем инф-ции.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную ф-цию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная(ф-ция обмена информацией); конструктивная(формулирование мыслей); апеллятивная(воздействие на адресата);эмотивная(непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая(обмен этикетными формулами);метаязыковая(ф-ция толкования).

Ф-цию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания. Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию. Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего(дикция, интонация). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

 

Невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей.

Вид комм-ции включает следующие основные знаковые системы: 1) Оптико-кинетическая сис-ма знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической сис-мы знаков в ситуацию комм-ции придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов. Значимость оптико-кинетической системы знаков в комм-ции настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая сис-мы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной комм-ции. Паралингвистическая с-ма – это с-ма вокализации, качество голоса, его диапазон, тональность. Организация пространства и времени комм-ного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент комм-вной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по комм-вному процессу, так и в массовых аудиториях.

Сис-ма, используемая в комму-ном процессе, – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного воспр-тия – движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой сис-мой, значение которой весьма ограничено. М. Аргайл разработал «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. В частности, есть работы о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтально расположенных круга. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной комм-ции, сообщает о готовности поддержать комм-цию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога.

Типы взаимодействия людей.

Кроме видов, обычно выделяют несколько типов взаимодействия. Наиболее распространенным является их деление по результативной направленности: на кооперацию и конкуренцию.

Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного со­глашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.

Конкуренция — это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

 

 

Психологическая структура малой группы (МГ).

Всестороннее изучение психологии малой группы(МГ) предполагает осмысление прежде всего ее соц-но-псих-кой стру-ры, которая, как правило, включает в себя следующие подструктуры: композиционную, межличностных предпочтений, коммуникативную, функциональных отношений.

Композиционная подструктура МГ — это совокупность устойчивых социально-псих-ских хар-тик членов гр-пы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава гр-пы как целого. Необходимо принимать во внимание количество членов гр-пы, от которого зависит функционирование в ней многих социально-псих-ских процессов.

Подструктура межличностных предпочтений в МГ — это проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий. Они первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии. Указанный метод позволяет определить четкую сис-му межличностных и эмоциональных отношений в МГ, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные хар-тики, проявляющиеся в межличностной взаимности.

Коммуникативная подструктура МГ это совокупность позиций членов МГ в сис-мах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и во внешней среде, и отражающих, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними — важный показатель положения члена гр-пы, так как доступ к получению и хранению инф-ции обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.

Подструктура функциональных отношений в МГ это совокупность проявления различных взаимозависимостей, являющихся следствием способности членов гр-пы играть определенную роль. Гр-па представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и соц-но-псих-ких качеств разное положение. Упоминавшийся уже метод социометрии позволяет быстро выявить социометрический статус каждого члена МГ, отражающий его реальную роль внутри нее, а также дает представление об общем статусе личности.

 

 

Групповые роли.

Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические.

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи т ребуют специфических паттернов поведения, которые напрямую помогают группе в достижении поставленных целей. Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи — специфические паттерны поведения, которые напрямую помогают группе в достижении поставленных целей. Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение поставленной задачи, вероятно, будут сообщать группе информацию или высказывать свою точку зрения, заниматься поиском и анализом информации или мнений. От воспринимающего информацию или точку зрения ожидают выяснения мыслей и мнений других людей по стоящим перед группой проблемам. Воспринимающий информацию или точку зрения — человек, который выясняет мысли и мнения других людей по стоящим перед группой проблемам.

Поддерживающие роли требуют специфических паттернов поведения, которые помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов. Поддерживающая роль — специфический паттерн поведения, который помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов.

От «переводчиков» ожидают знакомства с различиями в социальной, культурной и гендерной ориентации членов группы и умения использовать эти знания, чтобы помочь членам группы понять друг друга.

Процедурные роли требуют специфических паттернов поведения, которые помогают группе при решении проблем. Процедурная роль — специфический паттерн поведения, который помогает группе при решении проблем. Члены группы, которые играют процедурные роли, в свою очередь, подразделяются на диспетчеров, протоколистов и хранителей.

Эгоцентрические роли отражают специфические паттерны поведения, которые концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым. Эгоцентрическая роль — специфический паттерн поведения, который концентрирует внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым.

Обеспечивающие решение, поддерживающие и процедурные роли должны помогать группам быть эффективными, тогда как эгоцентрические роли уменьшают эффективность групп. Участники, которые исполняют эгоцентрические роли, — это «агрессоры», «шутники», «отсутствующие» или «монополисты».

 

Развитие малой группы.

Образование и развитие МГ включает 4 стадии. На 1-й стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-псих-ские качества каждо­го, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение проте­кает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу.

2-я стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, обра­зования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникно­вения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации.

На 3-й стадии отношения между членами МГ постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура доб­росовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совмест­ной деятельности.

На 4-й стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выражен­ным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-псих-ский и эмоциональный консенсус.

В итоге на высшем этапе своего развития МГ превращается в коллектив, которому при­сущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уваже­нием руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добро­порядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей Группы; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к группе; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию(колебание) у кого-либо из членов группы; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов; 9) высокая сплоченность всех членов группы.

 

 

Групповая сплоченность(ГС).

ГС - это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и "лица" в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается.

ГС можно наблюдать и в неформальных компаниях подростков, которые ищут любую возможность, чтобы собраться, даже когда этим "сборищам" активно мешают родители. Эмоциональная близость в семьях - это тоже проявление ГС, так как все члены семьи отождествляют себя с семьей. Любая религиозная секта должна поддерживать у всех членов секты не только ощущение принадлежности и включенности в единый организм, но и глубокую эмоциональную привязанность друг к другу.

 

 

Конформизм.

Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.

Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформист – человек, не поддающийся групповому давлению.

Конформное поведение: внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах; одобрения действий меняют убеждения человека.

Петровский выделил 3 формы поведения:

1)Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы). 2)Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте). 3)Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).

Закономерности конформного поведения:

Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.

Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.

От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над ч-ком.

От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.

Публичность.

Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более чем мужчины.

 

 

45.Подчинение авторитеру.

В нацистской Германии с 1933 по 1945 год миллионы людей систематически умерщвлялись в концентрационных лагерях. Вдохновитель этого кошмара Адольф Гитлер, возможно, был психопатическим монстром. Но он не смог бы сделать все это в одиночку. Как быть со всеми теми, кто проводил день за днем эти операции, строил печи и газовые камеры, заполнял их человеческими существами, считал тела и вел необходимую бумажную работу? Были ли они все теми же монстрами?

Согласно социальному философу Ханне Арендт — не были; Арендт освещала суд над Адольфом Эйхманом, нацистским военным преступником, который был признан виновным и казнен за то, что послал на смерть миллионы евреев. Она описывала его как скучного заурядного бюрократа, считавшего себя маленьким винтиком большой машины. Публикация частичной копии досудебного допроса Эйхмана подтверждает взгляд Арендт. Несколько психиатров нашли Эйхмана вполне вменяемым, и его личные отношения были вполне нормальны. На самом деле он считал, что евреям надо было позволить эмигрировать, и отстаивал эту позицию в секретной службе Гитлера. Кроме того, у него была тайная любовница-еврейка и троюродный родственник-еврей, которому он обеспечивал защиту во время войны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.128 с.)