Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы формирования я-концепции: интроспеция, наблюдение за своим поведением, я-схемы, социальное взаимодействия.

Поиск

Как мы создаем Я-концепцию. Познание самих себя с помощью который заключается в наблюдении собственных псих. процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Т еорией самоосознания: когда мы фокусируем наше внимание на себе самом, оцениваем и сравниваем свое поведение в настоящее время с нашими внутренними стандартами и ценностями. To есть мы начинаем осознавать себя, становимся объективными и рассудительными наблюдателями над собой.

Однако фокусирование на своем «я» не всегда доставляет одни лишь неприятные ощуще­ния. Если вы в данный момент добились в жизни че­го-то значительного или переживаете большой ус­пех, тогда сосредоточенность на себе самом может быть вам приятна, так как она напоминает вам о ваших достижениях.

Самопознание путем наблюдения за своим поведением. Дэрил Бема (1972) - теория самовосприятия: когда наши установки и чувства неопределенны или двусмысленны мы делаем выводы о своем состоянии и чувствах, наблюдая за своим поведением и ситуацией, в которой находимся. 1. Мы делаем вывод о своих внутренних чувствах, основываясь на своих поступках только тогда, когда мы не уверены в своих чувствах. Свое поведение мы будем использовать как индикатор чувств. 2. Люди думают, что их поведение отражает их чувства, если их к этому не вынуждает ситуация.

3. Познание самих себя с помощью Я-схем. В нашей голове не просто бродят скопления случайных беспорядочных мыслей; мы организуем свое знание в схемы, которые помогают нам понять и интерпретировать новые переживания. У нас точно так же формируются Я-схемы - структуры знания о самих себе, основанные на нашем прошлом опыте, они помогают нам понять, объяснить и предсказать наше собственное поведение. По мере того как дети растут, у них из плоской и конкретной Я-схемы формируется уникаль­ное, сложное представление о себе, основанное на постепенно усложняющихся я-схемах.

Я-схемы помогают нам создать представление о собственном прошлом, они влияют на наши автобиографические воспоминания — воспоминания о наших собственных мыслях, чувствах и поведении в прошлом.

3. Познание своего «Я» в социальном взаимодействии. Многое из того, что мы знаем о себе, нам внушают другие люди; мы видим себя глазами других и включаем их представления в нашу Я-концепцию. Способность смотреть на себя глазами других людей имеет большое значение для развития ощущения «Я» поскольку она позволяет нам понять, что мы можем воспринимать окру­жающий мир совершенно иначе, чем другие. Если мы не в состоянии видеть себя глазами других людей, то наш образ для нас самих будет туманен, потому что у нас нет в руках зеркала, в котором бы он отразился. Теория социального сравнения Леона Фестингера (1954) - при отсутствии объективных стандартов для оценки своих личностных черт и качеств человек ищет других людей, чтобы через сравнение с ними оценить себя. Поначалу он сталкивается с проблемой: выбор ва­риантов для сравнения очень широк, и нет ясного представления о том, с кем себя сравнивать. И тогда человек опять же ориентируется на других: с кем сравнивают себя они?

 

Локус контроля личности.

Личностный контроль это осознание индивидом того, в какой мере он способен контролировать свои решения и поведение, а в ко­нечном счете свою жизнь и судьбу. Очевидно, что у различных людей представле­ния об этом неодинаковы.

Концепция локусов контроля была предложена в конце 1960-х гг. Джулианом Роттером — одним из основоположников теории социального научения.

Дж. Роттер: люди делятся на тех, кто уверен, что по преимуществу сам контролирует собственную жизнь, и на тех, кто убежден в обратном, т. е. в том, что их жизнь и судьба находятся во власти каких-либо внешних сил: обстоятельств, других людей, неконтролируемых политических, социальных, экономических процессов и т. д.

У первой категории людей развит внутренний локус контроля, а у второй соответственно внешний.

Люди с внешним локусом контроля отличаются социальной пассивностью и, оказавшись в неблагоприятных обстоятельствах, не пытаются переломить ситуацию в свою пользу. Люди такого типа сильнее, чем люди с внут­ренним локусом контроля, подвержены социальному влиянию.

Люди с внутренним локусом контроля отличаются лучшим физическим и психическим здоровьем. По другим показателям, таким как самооценка, уровень оптимизма, развитость социальных навыков и т. д., дела у них обстоят лучше, чем у людей с внешним локусом контроля.

Локус контроля

Индивидуальные различия в локусах контроля закладываются в детстве и обусловлены отношением родителей к ребенку, а в целом — локусом контроля самих родителей - локус контроля передается от родителей к детям через воспитание (научение).

Локус контроля выражает некую общую жизненную установку индивида.

У каждого человека, вне зависимости от его локуса контроля, всегда имеется достаточно таких сфер жизни, где он самостоятелен или, по крайней мере, уверен, что контролирует свое поведение и жизненные обстоятельства.

 

9.Понятие, структура и содержание социализации личности.

Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.

Структура социализации: - содержание, т. е. что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы и ценности формируются; - широта, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность; определяет, насколько социально зрелой и развитой является личность.

Содержание социализации проявляется в шаблонах поведения, привычках, взглядах.

Социализация личности осуществляется в результате ее включения в различные социальные группы, взаимодействие с другими людьми и приобретение соответствующих умений. Поэтому исходной для социализации является наличие у человека потребности в общении.

Три основные сферы, в которых происходит социализация: -деятельность (происходит выбор видов деятельности, их иерархия, выделение ведущего вида, освоение соответствующих ролей), - общение (неразрывно связано с деятельностью, усложняются диалоговые формы, вырабатывается умение ориентироваться на партнера, адекватно его воспринимать), - самосознание (становление образа Я – «Я-концепции»).

Стадии социализации. По Фрейду: - первичная (оральная, анальная и фаллическая), - маргинальная (промежуточная) – социализация подростка, псевдоустойчивая по сути, - устойчивая – связана со стабильным положением в обществе, обретением определенного статуса и набора ролей, -последняя – сопряжена с утратой статуса и ряда ролей, связана с дезадаптацией.

Отечественный подход связан с трудом (отголоски марксизма): -ранняя (до школы), - стадия обучения, - трудовая, - послетрудовая (дискуссия: десоциализация?), по Эрику Эриксону – стадия зрелости, когда человек может обрести мудрость.

По Лоренсу Кольбергу:

- доконвенциональный уровень морального развития (до 7 лет) – поведение определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение,

- групповой (около 13 лет) – поступок оценивается с точки зрения референтной группы,

- постконвенциональный (достигают лишь 10% детей старше 16 лет) – проявляется общечеловеческий уровень идентичности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.110.150 (0.009 с.)