Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология создания воспитательной системы класса

Поиск

Предлагаем рассмотреть технологию конструирования воспитательной системы класса, предполагающую следующие этапы работы:

1. Определение целей ее создания (развития, если она создана) для отбора компонентов системы. Это трудное дело, поскольку неверно сформулированная, а иногда и неверно поставленная (сформированная) цель дезориентирует деятельность воспитательной системы. Не менее важна трансформация педагогических целей под конкретного учащегося. Должны быть созданы дидактические условия и возможности для определения целей и раскрытия их личностного смысла.

Процесс выработки целей воспитания может включать в себя:

· диагностику состояния воспитательного процесса или анализ исходной ситуации;

· моделирование целей, задач и возможных результатов;

· коллективное целеполагание на основе совместной деятельности учителей, учащихся и родителей;

· уточнение целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы.

2. Определение набора компонентов или элементов воспитательной системы исходя из определенной цели.

3. Определение функционала каждого компонента и проверка их на дублирование. Функционал – это целевое предназначение компонента воспитательной системы, характеризующееся содержанием, формами и методами деятельности (т. е. что и как делать?).

Определение функций каждого компонента предполагает:

· определение роли этого компонента в общей структуре управления (для чего он необходим?);

· формулирование целей его деятельности (что будет делать?);

· систематизацию и обобщение всех целей деятельности компонента;

· непосредственное определение функций (как этот компонент системы сможет достичь поставленных перед ним целей?), т. е. направлений деятельности.

4. Выделение системообразующего (главного) компонента. Этот компонент должен быть связан со всеми другими, т. к. без него система не сможет работать.

5. Установление связей системообразующего компонента со всеми другими. На этом этапе определяются направления совместной деятельности компонентов воспитательной системы, корректируются ранее выбранные функции. В итоге выстраивается структура воспитательной системы, представляемая в виде схемы.

6. Оценка уровня целостности системы. На этом этапе устанавливается, позволит ли разработанная воспитательная система достичь цели ее создания (см. п. 1).

7. Определение условий (материальной основы) для функционирования системы воспитания (создание ресурсного обеспечения). Этот этап является заключительным.

Технологии,ориентированные на развитие творческих способностей учащихся(И.П.Волков,Т.С.Альтшуллер)

Волков Игорь Павлович

Это учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. (Ныне он кандидат педагогических наук).
Игорь Павлович, унитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что “все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями”. А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.
И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!
Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; индивидуальный подход.
Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.
Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена “Творческая книжка школьника”. В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков— все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.
Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так.
1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или “через раз”).
2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.
3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем1.
За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в “творческой книжке”.
И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блоч-но-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки.
В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем. Так ийога для начинающих, она формирует интерес у младшего поколения, для дальнейшей эволюции души.

Технология коллективного творческого воспитания учащихся.Идеи,лежащие в основе колективного творческого воспитания(по И.П.Иванову).Организация и проведение коллективных творческих дел(КТД).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.007 с.)