Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Укрупнение дидактических единиц П.М. ЭрдниеваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Усвоение школьных знаний и формирование учебных навыков зависит от уровня умственного развития учащихся, в частности, от самостоятельности мышления. Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) – один из кратчайших путей формирования самостоятельности мышления. Рождению технологии предшествовал долгий путь учителя-практика Пюрвя Мучкаевича Эрдниева. Методическая система УДЕ создавалась в результате исследований более 30 лет – с 1954 по 1990 г. (Теоретические аспекты данного научного направления изложены в книге П. Эрдниева, Б. Эрдниева «Укрупнение дидактических единиц в обучении математике»). Тогда же П.М. Эрдниев увлекся идеями и трудами великих физиологов: Павлова, Анохина, Шеррингтона. Именно изучение физиологических закономерностей во многом повлияло на возникновение будущей технологии. Понятие «условный рефлекс» введено в науку академиком Павловым. Закон оптимального условного рефлекса Павлов выразил в лаконичной формуле: «Противопоставление облегчает, ускоряет наше здоровое мышление». Технология УДЕ во многом основана на положениях методики условных рефлексов Павлова. Подобно тому, как временная связь у Павлова создавалась на базе пары конкретных раздражителей (сильный и слабый свет и т.д.), так и в системе УДЕ обучение построено на объединении конкретных знаний, понятий, преобразований, взаимообратных задач, теорем, функций. Еще одно открытие, применимое для своей технологии, профессор Эрдниев находит в трудах английского физиолога Шеррингтона: «Если сокращаются одни мышцы (сгибатели), то одновременно происходит расслабление других мышц (разгибателей), и наоборот». Что дает применение этой технологии? Знаменитая писательница М. Шагинян еще в 70-е годы разглядела в новой методике открытие: «Эрдниев предложил одновременно…постигать сложение и вычитание как действие одного порядка,… как две стороны одного целого. Обучение по его методу сократило время обучения в школе чуть ли не вдвое. Но эффект его новой методики не только в этом: она, эта методика, сделала шаг вперед в работе детского мозга, научила его первому дыханию проблемности – чувству контраста». Методическая система УДЕ в литературе последнего времени характеризуется как одна из составных частей «педагогики сотрудничества». В исследованиях педагогов-новаторов обнаружена высокая эффективность обучения на основе опережения действующих программ. Технология УДЕ, охватывая полностью материал действующих программ по математике, сокращает расход учебного времени до 20% при одновременном обогащении учащихся усвоенной информацией так же до 20%. Содержательное определение УДЕ как научного понятия в настоящее время обрело следующую трактовку: «Укрупнение дидактических единиц – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащихся, благодаря активизации у них подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов целостного представления (знаний)». Метод обратных задач профессор Эрдниев считает основным нервом своей технологии. Без обратной задачи, уверен он, обучение математике несовершенно и рождает хаос представлений. Ключевое упражнение на уроках математике по УДЕ, начиная с 1-го класса, – составление и решение обратных задач. Вся математика, утверждает автор УДЕ, состоит из контрастных – парных заданий. Традиционная система преподавания не придерживается этого принципа и существенно обедняет логическое мышление. В учебниках по системе УДЕ учебный материал подается крупными блоками. Работающие по этой технологии учителя давно сделали вывод, что детям интереснее целостные знания, чем элементарно простые. Понятия, отношения, операции сведены в пары, каждая из которых берется как одна и та же укрупненная дидактическая единица. П.М. Эрдниев не выбрасывает из учебного материала какую-то часть информации, а лишь иначе, чем обычно, ее структурирует, образуя укрупненные, обогащенные дидактические единицы одновременного изучения. При этом он преследует цель более глубокого усвоения учебного материала и более существенного развития учащихся. Технология УДЕ основана на конкретных «приемах-деталях», не нашедших употребления в других пособиях; параллельная и двухэтажная запись родственных суждений; граф-схемы доказательств; деформированные упражнения; вероятностные умозаключения (при самостоятельном составлении задач учащимися). Дидактической единицей может быть совокупность вопросов или групп задач, отрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал 4 основных способа укрупнения дидактических единиц: 1) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы; 2) метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов; 3) решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные; 4) усиление удельного веса творческих заданий. В основе формирования индивидуального опыта человека, включая формирование речи, мышления, эмоциональных реакций, лежит память. Поэтому на уроках большое внимание уделяется развитию слуховой и зрительной памяти. Обучение математике и информатике – это, прежде всего, обучение решению задач, так как именно оно способствует углублению и расширению предметных знаний и умений, развитию логического мышления, формированию элементов исследовательских навыков. Философия УДЕ – достижение целостности знаний как главного условия саморазвития интеллекта учащихся. Методология УДЕ – это создание информационно совершенной во времени новой последовательности разделов и тем. Формирование понятий на основе технологии УДЕ способствует воспитанию личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с творческими способностями, то есть такой личности, какую школа должна создавать сегодня.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.008 с.) |