Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание воспитательных систем школы и класса. Проектирование структуры воспитательной системы школы,гимназии,лицея на основе субъект-субъективных отношений.

Поиск

Воспитание - мы представляем, как творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, учащихся и родителей по созданию оптимальных условий, процесса организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие индивидуальности личности и ее самореализации.
Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно- воспитательный процесс в нашей школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач:
1. повышение воспитательного потенциала обучения;
2. усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них;
3. воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
Важнейшей деятельностью в воспитательной системе является создание творческого пространства, т.е. совокупность условий побуждающих ребенка выражать себя в художественной форме.
Наиболее эффективной формой мы считаем личностно - ориентированное коллективное творческое дело, в котором прослеживаются следующие педагогические цели:
- ориентация педагогов на позиции интересов учащихся;
- совместная деятельность учителей и учащихся;
- возможность выбора дел, групп, ролей;
- подчеркивание вклада каждого,
- признания ценности мнений и позиций всех ребят
При этом четко моделируется позиция педагога, которая обязательно должна учитывать:
1. Искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков.
2. Установка на себя меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимости своей личности как средства педагогической работы.
3. Стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самореализации ее участников.
В школе сложились традиционные коллективные творческие дела, в которых принимают участие все учащиеся школы, учителя и много родителей.
Находясь далеко от культурного центра, мы стараемся приобщить детей к культуре Санкт-Петербурга через систему экскурсий, краеведческую работу, изучаем историю своего микрорайона «Коломяги», «Места отдыха старого Петербурга».
По итогам поисковой работы в школе работает выставка «Петербургское детство», которую, школа планирует превратить в музей.
В школе работает школа мастеров, которая объединяет художников, флористов, декораторов, кукольников и т.д. А в результате - выставки, подарки ветеранам, родителям; ярмарки- распродажи, интерьер школы.
У всех классов есть зоны забот в школе и возле нее. За уборкой и порядком в этих зонах следит Совет ответственных дежурных.
Много интересных дел организуется в школе и в микрорайоне и все они носят системный характер.
Характерными признаками воспитательной системы является дух свободы и ответственности, творчества, уважения каждого ребенка, ритма его развития, обращенность к существу человека,
В школе делается попытка выработать совместные формы жизнедеятельности педагогов, учащихся и родителей. Разнообразнее реализовать себя каждому - есть главная цель при организации различных форм школьной жизни. Отсюда наиболее общим, охватывающим все сферы школьной жизни, является пространство права. По своей сути право и есть то необходимое условие, при котором человек только и может осуществлять себя как свободную суверенную личность.

В школе развивается ученическое самоуправление (Президентский Совет, клуб Лидер, школа актива). В их задачу входит:
• защита прав учащегося;
• забота о школе и окружающих людях;
• организация досуга;
• организация жизнедеятельности в школе на основе прав и обязанностей, творчества и самореализации.

Социальные проблемы, характерные для нашей школы

В школе как в социальном институте проявляются основные функции социальной организации детей:
- закрепление общественных отношений в данной социальной среде;
- регулирование отношений между разновозрастными и одновозрастными группами учащихся;
- обеспечение стандартизированного и предсказуемого поведения;
- обеспечение устойчивости формирующихся между детьми социальных отношений
Эти функции обуславливают в первую очередь развитие воспитательной системы в школе, как едином социокультурном пространстве развития личности, её самоопределения и самореализации.

Социальные функции

- мировоззренческая функция будет способствовать формированию человека с осознанным пониманием цели и смысла своей жизни, уровнем духовно-нравственного развития;
- познавательная функция обеспечит усвоение норм, принципов и идеалов о добре, справедливости, общественном долге, чести, достоинстве;
- компенсирующая функция отразит направленность воспитания на нейтрализацию тех факторов, условий, воздействий, которые отрицательно влияют на процесс формирования личности;
- корректирующая функция обеспечит упреждающую, психолого-профилактическую ориентацию воспитания;
- практическая функция будет способствовать активному приложению сил, способностей личности к решению практических задач в духовной, социальной, экономической сферах жизни общества;
- функция социального контроля будет направлена на создание механизмов внутреннего самоконтроля, саморегуляции и самореализации личности.

Принципы педагогического воздействия

Принцип результативности; предполагает достижение предварительно намеченного результата.
Принцип эффективности; требует такого педагогического воздействия, чтобы результат достигался с наименьшими усилиями и в кратчайшее время.
Принцип личностной ориентированности; в качестве конечного эффекта педагогического воздействия выступает личность учащегося, а педагогическое воздействие отражает конкретную позицию личности педагога.
Принцип субъективизации; педагогическое воздействие инициирует гуманистически ценные формы активности школьника.
Принцип индивидуализации; педагогическое воздействие строится с учетом индивидуально - типологических особенностей учащегося как индивида, личности, субъекта и индивидуальности.
Принцип гармоничности; единое педагогическое воздействие осуществляется, как составная определенной системы педагогических воздействий для достижения общего эффекта.
Принцип рефлексивности; педагог рассматривает себя, свои знания, ценностные ориентации, способности как важнейший фактор эффективности педагогического воздействия.

Целевое назначение

Программа воспитательной системы регламентирует жизнедеятельность школьного организма на основе преемственности обучения и воспитания, основного и дополнительного образования школьного и семейного воспитания.

Цель: Создать условия для формирования у учащихся умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем

Задачи: 1. Формирование человека с осознанным пониманием цели и смысла своей жизни, уровнем духовно-нравственного развития.
2. Усвоение функционирования в обществе норм, принципов и идеалов о добре, справедливости, общественном долге, чести и достоинстве.
3. Нейтрализация тех факторов, условий, воздействий, которые отрицательно влияют на процесс формирования личности.
4. Формирование социальных качеств личности и её поведения, в побуждении личности к просоциальному поведению, направленному на создание механизмов внутреннего контроля, самореализации и самоопределения личности.
5. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала личности, реализация склонностей и способностей каждой личности в разнообразных сферах человеческой жизнедеятельности.
6. Воспитание ценностного отношения к труду, развитие потребности в творчестве, личностно и социально значимой целеустремленности.

Адресность программы воспитательной системы

Программа адресована учащимся школы с 1-11 классы. Адресный характер обеспечивается:
1. Изучением и учетом жизненных планов учащегося и его семьи;
2. Достижением уровня воспитанности, соответствующего конкретному
этапу развития личности;
3. Творческими и социальными достижениями учащихся;
4. Коррекционной работой с учащимися и родителями

I. Работа по программе «Я- ученик» 1 - 4 класс.
Программа строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода, а именно, ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую исполняющего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социально-заданного.
Норма социальной культурной жизни осваивается, усваивается и присваивается малышом начальной школы.
Задача: формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.

II. Программа: «Вперед к вершинам» 5-6 классы.
Веселому, подвижному, энергичному, любознательному младшему подростку предлагается соответственно его возрастной психологии деятельность. У детей этого возраста взращивается способность быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах. Ребенок должен ощущать себя человеком и оценка себя как человека становились духовным фундаментом будущего достоинства как отношения к себе.
Задача: постоянное воссоздание перед детьми образа человека, формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни нормального и здорового человека.

III. Программа: «Я - Петербуржец» 7 - 8 класс

Ребята данного возраста более глубоко знакомятся с традициями, историей и жизнью людей нашего города. Главной задачей учителей и педагогов организаторов становиться задача сформировать у учащихся чувство родства с городом и горожанами ощутить себя частицей этого прекрасного и неповторимого города,
Задача: сформировать чувство ответственности за свой город, причастности к тому, что в нем происходит.

IV. Программа: «Я - за здоровый образ жизни» 9 класс
Этот возрастной период - один из самых благодатных в становлении личности человека. Ранняя юность устремлена к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законом мироздания, к оценке реального конкретного мира. Ранняя юность прекрасна мировоззренческой устремленностью, а значит, желанием изменить и переустроить, что дурно.
Предметом осмысления старшего подростка становится общество и человеческая жизнь Острое ощущение себя «среди других», постоянное стремление утвердить свое «Я», но при этом, страх перестать «быть, как все» превращают этот год старшего подростка, очень часто, в мучительный. Часто подросток не справляется с противоречием данного плана.
В эти годы нарастания физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтности со взрослыми и с самим собою социальная ориентация позволяет акцентировать его внимание на духовных проблемах, а главное, постоянно возвращаться к трудному для подростка вопросу «Я и ОНИ». Входя в общность, старший подросток еще не справился с проблемой осознания себя как человека и индивидуальности, а ему приходится решать новые проблемы. Работа с ним по программе - это взращивание взрослости.
Задача: формирование образа жизни, достойной человека; формирование ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, осознанного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

V. Программа: «Я - выпускник» 10 - 11 классы.
Этот возрастной период - один из самых благодатных в становлении личности человека. Ранняя юность устремлений к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. Ранняя юность прекрасна мировоззренческой устремленностью, а значит, желанием изменить и переустроить мое «Я», как отдельный внутренний мир. Гармония и дисгармония моего «Я». Взаимо
действие моего «Я» с миром,: как принимает меня мир,: как я принимаю мир.
На завершающем этапе процесса сопровождения школьников для нас было важно определить насколько самостоятельны в жизни наши выпускники, что вынесут наши молодые люди из школьных лет, и каково у них опора для новых взаимоотношений, которые во многом определяются:
-пониманием того, что дала им школа;
-насколько было интересно учиться;
-опытом взаимоотношений с учителями и одноклассниками;
-степенью их подготовленности к решению различных жизненных задач; Другими словами перед воспитателями и учителями стояла задача подготовить наших старшеклассников к взрослой жизни, их социальной и интеллектуальной зрелости.
Задача: формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.


Ожидаемый результат реализации программы
/модель выпускника/

По окончании школы социокультурной самореализации личности сформируется социально зрелая личность с развитыми творческими способностями, повышенным уровнем теоретической и допрофессиональной подготовки в обществознании.
Сформируется личность, готовая к жизненному и профессиональному самоопределению, саморегуляции в будущей профессиональной деятельности, с осознанной ответственностью перед обществом, социальной средой проживания и деятельности, перед самим собой.
Для этого выпускник школы должен:
Знать:
• понятийную основу истории, права, экономической и социальной географии, социологии и других учебных предметов образовательных областей «Обществознания»;
• понятийную основу музыки, ИЗО, и других учебных предметов образовательной области «Искусство»;
• фундаментальные законы развития цивилизации и её культуры;
• культуру, быт различных народов, причин их зарождения и возможные пути решения межнациональных проблем;
• основные факты и открытия в истории российского и европейских государств, имена известных общественных деятелей, политиков, ученых, внесших свой вклад в мировую историю и культуру;
Понимать:
• ценности отечественной и мировой культуры;
• диалектику исторического развития российской, европейской и других культур;
• роль и место различных областей знания как составляющих общечеловеческой культуры;
• взаимосвязь различных областей культуры друг с другом;
• взаимосвязь социальных, политических и экономических событий современности;
Владеть навыками:
• решения стандартных жизненных задач и адаптации в различной социокультурной среде;
• оценки границ собственной компетентности;
• ориентации на жизнь в условиях информатизированного общества;
• ориентации в разнообразных социально-политических процессах и явлениях;

Владеть умениями:
информационными:
• логично излагать материал предметного и межпредметного характера, использовать приемы проблемно-постановочного изложения, логики рассуждения, доказательства с привлечением информации, аргументов, источников;
• сопровождать речь средствами наглядности, образного языка;
коммуникативными:
• сотрудничать в творческой деятельности, оказывать поддержку партнеру, избегать конфликтов либо успешно их разрешать при совместной деятельности;
• в новых условиях творчески применять знания, умения и накопленный опыт деятельности;
исследовательскими:
• выдвигать гипотезы, оценивая степень их объективности;
• проводить наблюдения общественных процессов в социальных явлениях, фактах, средствах массовой информации и культуры; обнаруживать закономерности окружающего мира;
• на основе наблюдений грамотно систематизировать, анализировать и описывать языком соответствующей науки;
общекультурными:
• видеть противоречия в анализируемой информации, явлениях и процессах окружающего мира и социальной действительности;
• вскрывать самостоятельно поисковые проблемы для решения без посторонней помощи;
общеучебными:
• вести доказательно, логически обоснованные умозаключения;
• осуществлять на конкретных примерах переход от общих посылок к частным и наоборот;
• анализировать и систематизировать информацию, вычленять сделанные умозаключения, искать подтверждающие и опровергающие факты для них.

Педагогические технологии

Особенностью использования педагогических технологий является единство обучения и воспитания. Мы рассматриваем педагогические технологии как связующее звено между наукой и практикой. Школа как единое социокультурное пространство развития личности и ее самореализации использует следующие современные педагогические технологии.
Опираясь на классификацию Г.К.Селевко, представим ведущие систематизационные признаки педагогических технологий, внедряемых в нашей школе.
По уровню применения: общепедагогические.
По философской основе: природосообразность, гуманизм, свободное воспитание.
По основному фактору развития: социогенные, психогенные
По концепции усвоения: развивающие.
По ориентации на личностные структуры: информационные (знания, умения, навыки); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), саморазвития, эвристические.
По характеру содержания и структуры: общеобразовательные, обучающие, воспитывающие, светские, гуманистические, профессиональные (допрофессиональная подготовка).
По организационным формам: классно-урочные, клубные, групповые, коллективные;
По типу управления познавательной деятельностью: современного традиционного обучения групповых способов обучения.
По подходу к ребенку: сотрудничество, гуманно-личностные, личностно-ориентированные.
По преобладающему (доминирующему) методу: развивающего обучения, творческие, игровые, объяснительно-иллюстративные, саморазвивающие.
По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений, эффективности и организации управления, активизации деятельности детей.
Целевые ориентиры
• Обретение ребенком своего «Я», самореализации и самоопределения
• Обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности.
• Освоение круга обязательных предметов
• Умение выражать себя в письменном и устном слове
• Представление об обществе, в котором живет ребенок и его позиция в нем (обществоведение)
• Умение владеть своим телом (физическая культура)
• Трудовая подготовка

Концепция школы основывается на предположении, что с появлением на свет индивид осуществляет свое предназначение. Процесс становления личности можно представить как развертывание предзаданности индивида, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я»
Принципы
1) Личностный смысл учебы и жизнедеятельности в школе в целом. Овладевая, материалом учебного предмета каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, стремится найти свое место в жизни школы, накапливает опыт.
2) Культурное взаимодействие ребят разных возрастов
3) Особое образовательное пространство: пространство, наполненное людьми различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.
4) Педагогическая деятельность как искусство исследования. Учитель должен критически оценивать свой профессиональный уровень.
5) Межпредметные связи: учителя, работающие в одном классе, объединяют усилия над одними понятиями или универсальными умениями.
6) Рефлексия: учебные понятия являются предметом обсуждения детей. Это позволяет учителям осмысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.
Особенности содержания
В школе единого социокультурного пространства учитель, классный руководитель должен угадать сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности
В начальной школе идет освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, внимание уделяется средствами самовыражения своего опыта; чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания, умения выстраивать собственную деятельность.
Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивание различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных и индивидуальных способов работы.
Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, искать себя, пробовать в любом виде деятельности.
Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания детским вопросам и заказам содержательных пространств, самообразовательного, учебного, творческого, социально-правового, трудового, досугового и т.д.
Большое внимание в школе самореализации и самоопределения уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества. Учителями, учениками, родителями приняты и постоянно изменяются, дополняются законы школы, действует избираемый демократическим путем Президентский совет.

Президентский совет школы: его права и функции:

На первом этапе своей деятельности школьное самоуправление обсуждает проекты важных документов регламентирующие работу и функциональные обязанности всех структур и подразделений (устава или конституции школы, порядок проведения выборов, новых школьных законов). Составляется четкая схема взаимодействий всех «ветвей власти».
Президентский совет разрабатывает и принимает нормы и правила поведения в школе, законы, уставы, конституцию, поправки и добавления к ним. Целесообразно, если в школе законы и нормы школьной жизни выносятся, по инициативе президентского совета на общешкольный форум.Большое внимание Президентский совет уделяет общеобразовательному процессу. Конечно, он не может давать рекомендации по методике преподавания, обязывать внедрять или пользоваться теми или иными обучающими технологиями, проверять использование дидактических средств, - это дело самих педагогов и их профессиональных объединений. Однако после проведенного
опроса учеников и их родителей, он вправе составить коллективный заказ на образование, который может лечь в основу учебного плана на новый учебный год.
На основе предложений школьного Президентского совет разрабатывается программа общешкольных дел. И он организует их выполнение.
Важно, чтобы эта программа была результатом творчества как можно большего количества людей.
После принятия программы совет обращается к ученикам, учителям и, возможно, к родителям с предложением стать организаторами или участниками того или иного дела.
Одна из забот совета - организация разнообразной деятельности детей по интересам, развитие сети кружков, клубов и секций. Вести их могут не только учителя, но и старшеклассники, и родители. Вообще использование возможностей родительской общественности - одна из важнейших забот Президентского совета.
Важно, чтобы с самого начала полномочия Президентского совета были реальными, иначе совет превратится или в дискуссионный клуб, или в придаток администрации.
Президентский совет.
Цель:
объединить силы для добрых и полезных дел, утвердить себя среди людей и для людей, научиться слышать и понимать друг друга, вырабатывать потребность знать больше, чем знаем, уметь больше, чем умеем.
Задачи:
- защищать права и интересы учащихся
-организовывать досуг учащихся школы, заботиться об их здоровье и жизнедеятельности
-заботиться о школе, престарелых людях микрорайона
функции:
- организация коллективного планирования совместно с педагогическим советом
- организация коллективной деятельности школьного братства по плану
- оказание помощи классным коллективам и другим объединениям;
- постоянное информирование членов школьного братства о своей деятельности
- разъяснения прав и обязанностей учащихся
- организация работы школьной печати и радио
- организация оперативного отклика на события в школе, микрорайоне;
- Создание дружного сплоченного коллектива, укрепление и приумножение традиций учебно-воспитательного учреждения.
права:
- сотрудничать с взрослыми на основе ценностно-смыслового равенства
- входить в состав всех школьных советов
- свободно выражать собственные взгляды и убеждения по любому вопросу
- выступать на педагогических советов, родительских собраниях
- иметь доступ к любой информации учреждения
- пользоваться имуществом учреждения для организации школьных мероприятий
- выступать с инициативой при организации новых начинаний в пользу школьного братства
- на свободу совести и уважение человеческого достоинства
- добровольное снятие с себя полномочий члена президентского совета
- встать на защиту человеческой индивидуальности и отстаивать интересы школьного братства на любом уровне
Законы, по которым мы живем:
- единство слова и дела;
- дружба и товарищество;
- честь и совесть;
- забота и милосердие.
Помним:
главным в работе является человек с его мыслями, печалями и интересами; его здоровье и безопасность жизнедеятельности. Лично каждый заботится, о тех, кто стар и одинок, о своих родных и близких.
Ученическое самоуправление помогает наполнить жизнь школы интересными делами, разнообразить и внести смысл в воспитательную работу - цель которой воспитание творческой, инициативной, ответственной личности, успешно реализующей себя с позиций нравственности, искренне желающей добра окружающим и себе.
Самоуправление в нашей школе несет, прежде всего воспитательную функцию.
Самоуправление - это деятельность детей, направленная на совершенствование жизни школьного коллектива.

Наша школа видит свою важнейшую роль в том, чтобы быть институтом гражданского общества, и орган самоуправления становится, организатором опыта демократического поведения, вырабатывает у учащихся навыки общения в социуме.
Мы хотим, чтобы самоуправление было объективной реальностью в жизни нашей школы, и стало для учащихся:
- Сферой жизнедеятельности;
- Сферой самоутверждения, самовыражения и самореализации;
- Сфера общения;
- Гарант защищенности и поддержки;
- База опыта взаимодействия личности с обществом;
- Носитель социальных и нравственных норм;
- Духовное, ценностно-ориентированное единство учителей и учащихся.
Принципы работы школьного самоуправления.
- Открытость;
- Согласованность;
- Социальная активность;
- Единство;
- Взаимовыручка и поддержка;
- Ответственность;
- Примерность.

Заключение
В нашей школе мы делаем попытку сложить, вырастить совместные формы жизнедеятельности педагогов, учеников и родителей в целях их образования, т.е. наиболее полного проявления ими своей индивидуальности. Нет безликих учителей и учеников, когда дело одних - учить и дело других учиться - есть личности, индивидуальности, что одинаково относится и к ученикам и к учителям.
Разнообразнее реализовать себя каждому - есть главная цель при организации различных форм школьной жизни. Таким образом, школа строится на принципах самоуправления, самоорганизации, свободной самореализации и самоопределения педагогов, учеников, родителей.
В школе организуется особое пространство жизни школьников - центр детского творчества. Входя в это пространство, учащиеся должны хорошо осознавать условия, правила и законы своего нахождения в нем, а также и возможные социальные последствия от пребывания там для своей последующей жизни.
Таким образом, решается одна из труднейших проблем обучения - мотивации к обучению. Хорошо известно, что если человек не хочет учиться, то и научить его ничему нельзя. В то же время мы хорошо понимаем, что подобное жизненное пространство должно быть организовано таким образом, чтобы в нем в стенах школы можно было бы и, самое главное, хотелось бы жить, проводить время хотя бы с какой-нибудь для себя пользой.
Важнейшей сферой пространства жизнедеятельности в школе для нас является творческой пространство, т.е. совокупность условий, побуждающих ребенка выражать себя в художественной форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.011 с.)