Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Веберовская методология социального познания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Макс Вебер (1864-1920) – немецкий экономист, социолог, юрист, историк и философ, внесший фундаментальный вклад в каждую из этих дисциплин. Поэтому энциклопедист Вебер – это уникальное явление даже в социогуманитарных науках. Его эрудицию не с кем сравнить, а влияние на современное обществознание трудно переоценить: неслучайно иногда его называют «буржуазным Марксом». Вебер – классический тип кабинетного ученого, исследователя и преподавателя, который прерывал свои напряженные занятия только два раза – в связи с болезнью (вызванной перенапряжением физических и духовных сил) и в связи с первой мировой войной[11]. Работы Вебера относятся к следующим основным направлениям: (1) методологические исследования – принципы познания социальных наук, объект, предмет и метод социологии; (2) историко - экономические исследования – история античного сельского хозяйства, общая история экономики, … (3) теория генезиса и функционирования капитализма – изложенная по большей части в его шедевре – работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905); (4) главная работа Вебера – трактат по общей социологии «Хозяйство и общество», опубликованный после смерти автора. Начнем с веберовской методологии познания социальных явлений. В первой лекции мы уже отмечали, что Вебер был основателем «субъективистского» подхода к предмету социологии. Согласно Веберу, если социология действительно хочет быть, а не казаться наукой, она должна исходить из простых и ясных понятий, а не из туманных, неопределенных терминов - «общество», «государство», «нация», «класс» и т.д. В научном отношении эти понятия малопродуктивны, поскольку у них нет «объективных референтов». «Субъективизм» М. Вебера был сознательно направлен против К.Маркса и Э.Дюркгейма. Недаром Вебера до сих пор называют «буржуазным Марксом». По Веберу, подлинным субъектом исторического процесса являются не классы и не нации, а отдельные индивиды. Поэтому предмет социологии – это «социальное действие», т.е. поведение человека по отношению к другим людям. Но, в отличие от психологии, социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Социолога прежде всего интересует «смысл социального действия», т.е. мотивы поведения человека, стоящие за его поступками. «Действием следует называть человеческое поведение (безразлично, деяние или недеяние), если и поскольку действующий связывает с ним некоторый субъективный смысл. Но “социальным действием” следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании» (М.Вебер). Þ Ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов социального действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды. Þ Из подобного подхода к предмету социологии (направленному на изучение мотивов человеческого поведения) и к понятию социального действия вытекает следующая классификация основных типов социального действия. Эти типы различаются по степени рациональности, т.е. по степени осознанности, обдуманности своих поступков. Вебер выделял 4 типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Самое рациональное – целерациональное действие, самое иррациональное, нерациональное – действие аффективное. (1) Целерациональное социальное действие – когда действующий, «актор», прекрасно осознает свои цели, «знает, что он хочет» и выбирает такие средства достижения поставленных целей, которые ведут к ним кратчайшим образом, которые наиболее «эффективны». Пример целерационального действия - поведение капитана корабля, биржевого спекулянта, инженера, продавца в магазине, который пытается «всучить» клиенту лежалый товар, и т.д. (2) Ценностнорациональное социальное действие – когда «актор» ведет себя в соответствии с определенными этическими или эстетическими ценностями, совершает «красивый» поступок. Например, отстаивает свое мужское достоинство в драке (на дуэли), подает нищему милостыню, сражается за Родину и т.д. (3) Традиционное социальное действие – когда актор ведет себя в соответствии с определенной культурной – классовой, национальной, семейной – традицией. Он совершает определенный поступок – скажем, женится на девушке из определенного круга (хотя видел ее только один раз до свадьбы) – потому, что «все в нашей семье так делали», «так в нашем ауле заведено» и т.д. (4) Аффективное социальное действие – когда поступок совершается «в состоянии аффекта», т.е. когда актор «не ведает, что творит». Скажем, многие подростки сначала совершают преступления, а затем, уже в отделении милиции, задаются вопросом: «Ну зачем я это сделал!?»
Необходимо отметить, что типы (1) – (4) – это идеальные типы. В чистом виде они чаще всего встречаются только в абстракции, на страницах художественных произведений или газетных передовиц. Реальное социальное действие содержит, как правило, несколько типов одновременно; при этом, конечно, какой-то один тип доминирует, является преобладающим. *[Эти доводы были обобщены Вебером в понятиях «исторического» и «социологического» идеальных типов[12]. Последние, по Веберу, сильно напоминают кантовские априорные категории и не столько отражают находящуюся вне человека социальную реальность, сколько являются конструктами, инструментами познания, средствами упорядочения фактического материала. Поэтому такое понятие теоретической социологии как «феодализм», «церковь», «хозяйство» и т.д. не следует понимать слишком буквально. «Феодализм» как идеальный тип просто сконструирован историками для того, чтобы изучать различные общества. Берется, скажем, французское феодальное общество раннего средневековья, из него мысленно извлекаются основные черты, и создается идеальная модель феодализма вообще. Эта модель с самого начала и не претендует на то, чтобы отражать существенные черты любого феодального общества. Она просто служит для сравнения реальных обществ с идеальным типом феодализма вообще, для выявления отклонений реальных обществ от идеального типа]. С веберовской классификацией связано такое важное понятие веберовской социологии как «рационализация» - процесс возрастания упорядоченности, разумности, «просчитанности» явлений общественной жизни. Вебер считал, что рационализация – это одна из доминирующих тенденций всемирно-исторического процесса. Она сначала возникла в Западной Европе, но потом начала медленно и с большими трудностями, но неуклонно расползаться по территории земного шара. Очень может быть, что рационализация возникла в данное время и в данном регионе совершенно случайно. Но, раз возникнув, она начинает неумолимо завоевывать себе все новые и новые территории. В Западной Европе рационализация оказалась результатом соединения в культуре ряда традиций: - новоевропейской науки XV - XVII в.; - рационального римского права; - рационального способа ведения хозяйства, бухгалтерской отчетности и т.д.[13] Фактором, позволившим синтезировать эти культурные традиции, оказался протестантизм. И здесь мы подходим к другому важному элементу творчества Вебера – к его теории капитализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.007 с.) |