Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История российской социологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Российская социология возникла хотя и позже, но как часть европейской социологии. Правда, она оказалась обладающей определенной спецификой, вызванной очевидными отличиями России - ее истории, культуры, экономической жизни - от (западно) европейских стран. Можно выделить три школы социологической мысли, три основных направления развития российской социологии: (1) «субъективистское» направление; (2) социология права; (3) марксистская социология. Первые два, говоря суконным философским языком, являются идеалистическими; первое – «субъективно-идеалистическим», а второе – «объективно-идеалистическим». Но зато уж третье показало такой материализм, который Европе не забыть никогда. (1) Лидерами субъективистского направления были П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.К.Михайловский (1868-1920), идеологи т.н. «народничества» - общественно-политического движения в России второй половины XIXв., на основе которого впоследствии сформировалась самая массовая российская партия – партия эсеров (т.е. «социал – революционеров»). Главная идея: основная сила общественного развития – «передовая интеллигенция». Личность – мерило общественного прогресса. Полноценное развитие личности возможно только в рамках «общинного социализма». Соответственно, субъективистская методология социального познания исходит из принципиального различия между природой и обществом, между природными и социальными явлениями. Истинный метод социологии – субъективный метод. Познать человека научно, объективно – нельзя. Можно только – «сопережить» ему, «вчувствоваться» в его жизнь. (2) Лидерами социологии государственности и правопорядка, тесно связанной с философией права, были Б. Кистяковский (1968-1920), П.Новгородцев (1866-1924), Л. Петражицкий (1867-1931) – все санкт-петербургские профессора-юристы, идеологи либерально-демократического движения, на основе которого позже сформировалась партия кадетов (т.е. «конституционных демократов»). Они не без основания утверждали, что причина отсутствия цивилизованного порядка в России – правовой нигилизм. Но правовое государство – базовое условие развития не только культуры, но и промышленности. Решение правовых проблем, а не социально-экономические преобразования сами по себе, – ключ к решению всех основных вопросов русской жизни. Ведь в основе развитого правосознания лежит Разум (И.Кант, Г.Гегель) – автономное духовное первоначало нравственности и правового долженствования. Соответственно, «правовые эмоции» носят «императивно-атрибутивный» характер. (3) Российский марксизм (подробнее марксистская социология будет рассмотрена в следующих лекциях). Два этапа – русский марксизм (Г.В.Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин, П.Б.Струве, М.И. Туган - Барановский, и др., - в частности, ранний Н.А.Бердяев) и советский (В.А.Ядов, Б.А.Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А.Левада, В.И. Добреньков и мн. др.). Советская социология развивалась по синусоиде, крайне неравномерно, «колебалась вместе с линией партии». Сначала – первый расцвет при Ленине, потом – первый закат (сталинская эпоха), второй расцвет (хрущевская «оттепель») и второй закат (при Л.И.Брежневе), и, наконец, третий расцвет в эпоху перестройки. Несмотря на наличие сформировавшихся направлений и на ряд несомненных достижений в рамках каждого из них, крупнейшим российским социологом все-таки является Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). Хотя он и начинал как социолог права (дипломная работа, позже изданная отдельно, называлась «Преступление и кара, подвиг и награда» Спб., 1914), собственные исследования[2] и собственный (печальный) социально-политический опыт вывели его далеко за пределы этого узкого направления. Родился в глухом алтайском ауле (отец - горький пьяница, мать умерла), побирался, был беспризорником. Но - закончил заочно классическую гимназию и очно (!) – юридический факультет санкт-петербургского университета. Был секретарем А.Ф. Керенского после февральской революции 1917г., сидел в тюрьме, ожидая расстрела, - при В.И.Ленине, но был отпущен под подписку и посажен чекистами на пароход, идущий в Берлин. После Берлина и Праги попал в США и основал там социологический факультет гарвардского университета (ученики – Т.Парсонс, Р.Мертон, а также будущий президент США Джон Ф.Кеннеди). Закончил жизнь президентом всемирной социологической ассоциации. Названия основных работ Питирима Сорокина говорят сами за себя: «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927) и «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). «Предмет социологии – межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганическом и органическом мирах… Когда изменения психических переживаний вызываются переживаниями других, когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют» (П.А.Сорокин). «Общество, или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности (sui generis) оно имеет ряд свойств, которых нет в сумме изолированных индивидов» (П.А.Сорокин).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.006 с.) |