Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы религиозного поведения.

Поиск

Религиозное поведение – предмет социологии религии – многообразно. В зависимости от угла зрения, от того что нас интересует, какие стороны религии мы рассматриваем, можно выделять разные типы религиозного поведения.

По типу религиозного отношения к миру Вебер подразделял все религии на: (1) религии приспособления к миру (конфуцианство и даосизм); (2) религии бегства от мира (индуизм и буддизм); (3) религии овладения миром (иудаизм, ислам и христианство). Та или иная религия представляет собой определенный тип отношения к миру, в каждой заключен соответствующий образ жизни, тип рационализации.

По степени рационализации все религии делятся на четыре типа: (1) супернатурализм;(2) анимизм;(3) теизм; (4) система абстрактных идеалов.

(1) Супернатурализм преобладает в примитивный, доиндустриальных обществах. Он основан на понятии «мана»; это - неопределенная, безличная, сверхъестественная сила, которая существует в природе. С помощью манны люди пытались заставить природу поступать в соответствии с их желаниями, манипулировать силами природы. Отсюда – суеверия типа «лапка кролика приносит удачу», всевозможные амулеты, талисманы, которые часто носят спортсмены.

(2) Анимизм (от слова «анима» - душа) – вера в духов, в потусторонних существ. Духи персонифицированы. Их любят, ненавидят, наказывают, подкупают, обманывают. Эти сверхъестественные силы покоряются с помощью «ритуалов».

(3) Теизм – вера в могущественных, абстрактных богов, которые требуют поклонения. Две формы теизма – политеизм (многобожие) и монотеизм (единобожие). Язычество, античная религия – политеизм, иудаизм, христианство, ислам (т.н. «авраамовы религии») – разновидности монотеизма.

(4) Система абстрактных идеалов – религии без богов в обычном смысле этого слова – религии, проповедующие моральное и духовное совершенство. Самые известные разновидности (4) – даосизм (Китай и др.), конфуцианство (или «культ предков» - Китай и др.) и буддизм (Тибет, Индия, Китай и др.). Их цель, особенно буддизма – достижение возвышенного состояния, «очищение», освобождение от страданий, невежества и эгоизма.

Основные теории религии.

 

В зависимости от содержания, разные теории религии делают акцент на разных ее функциях – начиная от мистификации и поддержания классового господства и кончая укреплением социальной солидарности и психологической мобилизации.

Основные теории религии были выдвинуты философами и социологами XIX-XX вв.

(I) Позитивистская концепция религии выдвинута классиками позитивизма О.Контом и Г.Спенсером. Суть: религия – ошибка, заблуждение, вызванное остатками антропоморфизма в нашем мышлении. Прогресс человеческой мысли, человеческого познания проходит три этапа, соответствующие трем основным периодам жизни человека: детству, юности и зрелости. Первая стадия – теологическая (религиозная). Человек стремится достичь безусловного познания внутренней сущности явлений, рассуждая по аналогии – наделяя вещи человеческими свойствами. На этой стадии религиозное сознание представлено тремя этапами: фетишистским, политеистическим и монотеистическим. Но уже последний этап знаменует разложение религиозного мышления и переход к метафизической (философской) стадии. На этой стадии божества уступают место «сущностям», абстракциям. Но на третьей стадии человек стремится познать не конечные причины, а эмпирически фиксируемые связи между явлениями. Главный аргумент против I: религия не может быть ошибкой, поскольку она существовала и существует во всех известных нам обществах (Дюркгейм).

(II) Функционалистская теория (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и др.). Оценка религий в категориях истины и заблуждения бессмысленна; все они истинны на свой лад. Для социолога религия – сумма верований, которые подлежат оценке не с точки зрения их истинности или ложности, а исключительно с точки зрения их функций в обществе. Каждое общество нуждается в поддержании своей целостности, и те процессы, с помощью которых это достигается, и есть религия. Религия – это прежде всего способ, посредством которого общество рассматривает само себя как нечто большее, чем совокупность индивидов, и с помощью которого оно поддерживает внутреннюю солидарность и преемственность.

(III) Антропологическая теория (Р.Р. Маретт, Б.Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун). «Религия дикарей не столько выдумывается, сколько вытанцовывается». Для религии важна не рефлекторная составляющая, а моторная; действия рождаются аффективными состояниями. Самой примитивной формой религии является магия, а она проистекает из состояний эмоционального напряжения. Человека охватывает любовь, ненависть или же другая эмоция, и, поскольку он не может с ней справиться, он обращается к выдуманным предметам веры для того, чтобы снять напряжение, подобно человеку, бросающему в огонь портрет изменившей ему женщины. По мере повторения таких ситуаций ответ стабилизируется и превращается развитую магию, т.е. социально признанную форму поведения, закрепленную традицией. Магия является замещающим действием в ситуациях, когда достижение цели путем эмпирического действия невозможно, и выполняет функции катарсиса, облегчения, ободрения, внушения надежды и уверенности.»Цель и результат первобытной религии, выраженные наиболее кратко, это – освящение жизни, стимулирования желания жить и действовать»[47]. Встречаясь с жизненными кризисами, добавлял Малиновский, особенно со смертью, люди, находясь в страхе и тревоге, снижают в себе напряженность и преодолевают отчаяние путем проведения религиозного обряда.

(IV) Марксистская теория. Религия – форма общественного сознания, которая относится к надстройке. Как таковая, это – зеркало материальных отношений, которые лежат в «базисе» общества. Не религия порождает этот мир; наоборот, - она сама является порождением общества, построенного на имущественном неравенстве и социальной несправедливости; религия – «сердце бессердечного мира». Ключевым в марксистском понимании религии является понятие «отчуждения». Религиозное отчуждение сопутствует отчуждению социальному. Как при капиталистическом производстве над человеком господствует продукт его собственных рук, так и в религии «над человеком господствует продукт его собственной головы». Более того, в обществе, разделенном классовым антагонизмом, религия выполняет идеологическую функцию, оправдывая существующие социальные порядки как богоустановленные или осуждая их как противные воле Божьей. В этом смысле «религия – опиум народа, вздох угнетенной твари».

(V) Теория Фрейда. Фрейд обнаруживает источник религии, обращаясь к влечениям и желаниям личности. Религию порождает подавление мощных природных инстинктов социальными нормами – иллюзорное исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека, остающихся неудовлетворенными и вытесняемых в сферу бессознательного. Религия – способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, подавляющего его природные инстинкты.

Религия коренится в страхе беспомощности, испытанном в детстве. Религия удовлетворяет эмоциональным потребностям в покровительстве и в помощи. Образ Бога – образ Отца. После Фрейда это направление психоанализа развил К.Юнг в своем учении об архетипах – образах коллективного бессознательного, характерных для каждой культуры, предрасположенность к которым передается по наследству.

Неудивительно, что у каждой их рассмотренных концепций имеются свои достоинства и свои недостатки, и ни одна из них не может претендовать на роль единственно правильной и приемлемой для всех. Все-таки, судя по всему, будущее – за синтетическими концепциями, которые пытаются если не объединить, то хотя бы согласовать (I) – (V). Один из шагов в правильном направлении, на наш взгляд, - это концепция французского мыслителя, лауреата нобелевской премии Анри Бергсона (1859-1941), автору книги «Творческая эволюция» (1914).

Биологическая эволюция, и в отношении структуры общества, и в отношении его эволюции, принимает два направления. Одно – совершенствуя инстинкт во всем животном мире, а другое – совершенствуя интеллект только у человека. Интеллект имеет не только преимущества, но и недостатки. В отличие от животного, примитивный человек может предвидеть трудности, которые его ожидают, но сомневается и боится, что не сможет их преодолеть. Но надо действовать. Кроме того, есть еще и осознание неизбежности смерти.

Столкнувшись с этими проблемами, Природа создает приспособление для того, чтобы восстановить уверенность человека в своих действиях и принудить его к жертве собственными интересами, погружая в инстинктивную глубину, прикрытую слоем интеллекта. Используя его способность к мифотворчеству, она усыпляет интеллект, не разрушая его. В итоге магия и религия поддерживают необходимый баланс с интеллектом и позволяют человеку путем манипуляции воображаемыми процессами и решать свои задачи, и подчиняться общей дисциплине. То, что инстинкт делает для животных, религия делает для человека. Религия – это защитная реакция природы против размывающей силы интеллекта». Поэтому в то время как были и есть общества, лишенные искусства, науки и философии, никогда не было общества без религии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.008 с.)