Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы религиозного поведения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Религиозное поведение – предмет социологии религии – многообразно. В зависимости от угла зрения, от того что нас интересует, какие стороны религии мы рассматриваем, можно выделять разные типы религиозного поведения. По типу религиозного отношения к миру Вебер подразделял все религии на: (1) религии приспособления к миру (конфуцианство и даосизм); (2) религии бегства от мира (индуизм и буддизм); (3) религии овладения миром (иудаизм, ислам и христианство). Та или иная религия представляет собой определенный тип отношения к миру, в каждой заключен соответствующий образ жизни, тип рационализации. По степени рационализации все религии делятся на четыре типа: (1) супернатурализм;(2) анимизм;(3) теизм; (4) система абстрактных идеалов. (1) Супернатурализм преобладает в примитивный, доиндустриальных обществах. Он основан на понятии «мана»; это - неопределенная, безличная, сверхъестественная сила, которая существует в природе. С помощью манны люди пытались заставить природу поступать в соответствии с их желаниями, манипулировать силами природы. Отсюда – суеверия типа «лапка кролика приносит удачу», всевозможные амулеты, талисманы, которые часто носят спортсмены. (2) Анимизм (от слова «анима» - душа) – вера в духов, в потусторонних существ. Духи персонифицированы. Их любят, ненавидят, наказывают, подкупают, обманывают. Эти сверхъестественные силы покоряются с помощью «ритуалов». (3) Теизм – вера в могущественных, абстрактных богов, которые требуют поклонения. Две формы теизма – политеизм (многобожие) и монотеизм (единобожие). Язычество, античная религия – политеизм, иудаизм, христианство, ислам (т.н. «авраамовы религии») – разновидности монотеизма. (4) Система абстрактных идеалов – религии без богов в обычном смысле этого слова – религии, проповедующие моральное и духовное совершенство. Самые известные разновидности (4) – даосизм (Китай и др.), конфуцианство (или «культ предков» - Китай и др.) и буддизм (Тибет, Индия, Китай и др.). Их цель, особенно буддизма – достижение возвышенного состояния, «очищение», освобождение от страданий, невежества и эгоизма. Основные теории религии.
В зависимости от содержания, разные теории религии делают акцент на разных ее функциях – начиная от мистификации и поддержания классового господства и кончая укреплением социальной солидарности и психологической мобилизации. Основные теории религии были выдвинуты философами и социологами XIX-XX вв. (I) Позитивистская концепция религии выдвинута классиками позитивизма О.Контом и Г.Спенсером. Суть: религия – ошибка, заблуждение, вызванное остатками антропоморфизма в нашем мышлении. Прогресс человеческой мысли, человеческого познания проходит три этапа, соответствующие трем основным периодам жизни человека: детству, юности и зрелости. Первая стадия – теологическая (религиозная). Человек стремится достичь безусловного познания внутренней сущности явлений, рассуждая по аналогии – наделяя вещи человеческими свойствами. На этой стадии религиозное сознание представлено тремя этапами: фетишистским, политеистическим и монотеистическим. Но уже последний этап знаменует разложение религиозного мышления и переход к метафизической (философской) стадии. На этой стадии божества уступают место «сущностям», абстракциям. Но на третьей стадии человек стремится познать не конечные причины, а эмпирически фиксируемые связи между явлениями. Главный аргумент против I: религия не может быть ошибкой, поскольку она существовала и существует во всех известных нам обществах (Дюркгейм). (II) Функционалистская теория (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и др.). Оценка религий в категориях истины и заблуждения бессмысленна; все они истинны на свой лад. Для социолога религия – сумма верований, которые подлежат оценке не с точки зрения их истинности или ложности, а исключительно с точки зрения их функций в обществе. Каждое общество нуждается в поддержании своей целостности, и те процессы, с помощью которых это достигается, и есть религия. Религия – это прежде всего способ, посредством которого общество рассматривает само себя как нечто большее, чем совокупность индивидов, и с помощью которого оно поддерживает внутреннюю солидарность и преемственность. (III) Антропологическая теория (Р.Р. Маретт, Б.Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун). «Религия дикарей не столько выдумывается, сколько вытанцовывается». Для религии важна не рефлекторная составляющая, а моторная; действия рождаются аффективными состояниями. Самой примитивной формой религии является магия, а она проистекает из состояний эмоционального напряжения. Человека охватывает любовь, ненависть или же другая эмоция, и, поскольку он не может с ней справиться, он обращается к выдуманным предметам веры для того, чтобы снять напряжение, подобно человеку, бросающему в огонь портрет изменившей ему женщины. По мере повторения таких ситуаций ответ стабилизируется и превращается развитую магию, т.е. социально признанную форму поведения, закрепленную традицией. Магия является замещающим действием в ситуациях, когда достижение цели путем эмпирического действия невозможно, и выполняет функции катарсиса, облегчения, ободрения, внушения надежды и уверенности.»Цель и результат первобытной религии, выраженные наиболее кратко, это – освящение жизни, стимулирования желания жить и действовать»[47]. Встречаясь с жизненными кризисами, добавлял Малиновский, особенно со смертью, люди, находясь в страхе и тревоге, снижают в себе напряженность и преодолевают отчаяние путем проведения религиозного обряда. (IV) Марксистская теория. Религия – форма общественного сознания, которая относится к надстройке. Как таковая, это – зеркало материальных отношений, которые лежат в «базисе» общества. Не религия порождает этот мир; наоборот, - она сама является порождением общества, построенного на имущественном неравенстве и социальной несправедливости; религия – «сердце бессердечного мира». Ключевым в марксистском понимании религии является понятие «отчуждения». Религиозное отчуждение сопутствует отчуждению социальному. Как при капиталистическом производстве над человеком господствует продукт его собственных рук, так и в религии «над человеком господствует продукт его собственной головы». Более того, в обществе, разделенном классовым антагонизмом, религия выполняет идеологическую функцию, оправдывая существующие социальные порядки как богоустановленные или осуждая их как противные воле Божьей. В этом смысле «религия – опиум народа, вздох угнетенной твари». (V) Теория Фрейда. Фрейд обнаруживает источник религии, обращаясь к влечениям и желаниям личности. Религию порождает подавление мощных природных инстинктов социальными нормами – иллюзорное исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека, остающихся неудовлетворенными и вытесняемых в сферу бессознательного. Религия – способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, подавляющего его природные инстинкты. Религия коренится в страхе беспомощности, испытанном в детстве. Религия удовлетворяет эмоциональным потребностям в покровительстве и в помощи. Образ Бога – образ Отца. После Фрейда это направление психоанализа развил К.Юнг в своем учении об архетипах – образах коллективного бессознательного, характерных для каждой культуры, предрасположенность к которым передается по наследству. Неудивительно, что у каждой их рассмотренных концепций имеются свои достоинства и свои недостатки, и ни одна из них не может претендовать на роль единственно правильной и приемлемой для всех. Все-таки, судя по всему, будущее – за синтетическими концепциями, которые пытаются если не объединить, то хотя бы согласовать (I) – (V). Один из шагов в правильном направлении, на наш взгляд, - это концепция французского мыслителя, лауреата нобелевской премии Анри Бергсона (1859-1941), автору книги «Творческая эволюция» (1914). Биологическая эволюция, и в отношении структуры общества, и в отношении его эволюции, принимает два направления. Одно – совершенствуя инстинкт во всем животном мире, а другое – совершенствуя интеллект только у человека. Интеллект имеет не только преимущества, но и недостатки. В отличие от животного, примитивный человек может предвидеть трудности, которые его ожидают, но сомневается и боится, что не сможет их преодолеть. Но надо действовать. Кроме того, есть еще и осознание неизбежности смерти. Столкнувшись с этими проблемами, Природа создает приспособление для того, чтобы восстановить уверенность человека в своих действиях и принудить его к жертве собственными интересами, погружая в инстинктивную глубину, прикрытую слоем интеллекта. Используя его способность к мифотворчеству, она усыпляет интеллект, не разрушая его. В итоге магия и религия поддерживают необходимый баланс с интеллектом и позволяют человеку путем манипуляции воображаемыми процессами и решать свои задачи, и подчиняться общей дисциплине. То, что инстинкт делает для животных, религия делает для человека. Религия – это защитная реакция природы против размывающей силы интеллекта». Поэтому в то время как были и есть общества, лишенные искусства, науки и философии, никогда не было общества без религии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.163 (0.008 с.) |