Тенденция развития и основные проблемы современной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденция развития и основные проблемы современной психологии



В настоящее время наблюдается бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельно­сти в ее развитии. В течение последних десятилетий значитель­но расширился фронт психологических исследований, появи­лись новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно по­являются новые гипотезы и концепции, психология обогащает­ся новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Ме­тодологические и теоретические проблемы психологии», харак­теризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоя­щее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и бо­лее глубокой) разработке методологических проблем психоло­гической науки и ее общей теории». Исследование практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств лично­сти, — направленное на раскрытие объективных законов, кото­рым они подчиняются, имеет первостепенное значение для со­здания научной базы, решения общественной задачи, совер­шенствования организации обучения и воспитания.

Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых пси­хологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее офор­мления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

В современной психологии, и особенно в отечественной, можно видеть признаки методологического кризиса, наиболее явно проявляющиеся в тех областях психологии, которые занимаются проблемами личности и сознания. Как это уже было в истории психологии, оживились (или появились) различные “альтернативные” подходы к изучению человека. Эта ситуация в психологии не случайна.

67. Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и, по экспериментальным данным В. М. Лившица, составляют 120 бит/чел.час.[1] Когнитивный процесс подчиняется принципу, который Лившиц называет «гносеологическим принципом А. Н. Колмогорова», и имеет волновую форму в нелинейных средах[2].

Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики.

Когнитивная психология во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

11 сентября 1956 года в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

22 августа 1966 года была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth»). Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.

68. Экзистенциальная психология (от лат. existentia — существование) —одно из направлений «гуманистической психологии». Экзистенциальная психология изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования. Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

69. Экологическая психология (психология среды) — междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие окружающей его среды — архитектурной, производственной (см. Эргономика), рекреационной (жилище) и др., — экологическая психология накопила ценный фактический материал. Исследования в области экологической психологии приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы: 1) исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития; 2) выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу; 3) анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.); 4) разработка психологических средств пропаганды (см. Психология пропаганды), ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

70. Трансперсональная психология как новое направление в психологии. Трансперсональная психотерапия (ТП) представляет собой современное направление психотерапии, использующее измененные состояния сознания с целью изменения отношения больного к проблеме, самому себе, психотравмирующим факторам и устранения патологических симптомов и выработке новых стереотипов поведения и мироощущения.

Для индуцирования ИСС в методике ТП используется глубокое интенсивное дыхание (гипервентиляция). Данные исследования гипервентиляционной цепочки гомеостаза показали, что биохимические изменения в мозге весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает, что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов, наряду с психоделическими веществами. Глубокое дыхание, совершаемое в быстром темпе в течение длительного времени, сопровождаемое специально подобранной музыкой способно вызвать глубокие трансформирующие переживания.

ТП использует потенциал психики к самоисцелению, участник сеанса за короткое время получает о себе обширные новые знания, а главное - развивает у себя чувство уверенности и контроля, он начинает понимать, что единственный человек, который ему действительно может помочь - это он сам.

Кардинальной особенностью ТП является то, что в ней в первую очередь активируются переживания, которые с эмоциональной точки зрения являются наиболее важными. Как будто в психике существует радар, сканирующий все пространство и обнаруживающий то место, где имеется проблема. Другими словами, проблема автоматически появляется, если она готова для проявления и разрешения. Очень часто это отличается от мыслей терапевта и пациента о том, что является проблемой вообще и какую проблему нужно разрешить в частности. Многие возникающие проблемы совершенно неожиданны, но выбор, вероятно, осуществляется безошибочно. В настоящее время не существует научной теории, объясняющей это. Не может быть это объяснено и в рамках традиционных представлений. Несмотря на это, тот положительный терапевтический эффект, который был получен при лечении больных алкоголизмом и наркоманией, заставляет более внимательно отнестись к этому нетрадиционному психотерапевтическому методу.

Ст. Гроф утверждает, что алкоголизм и наркомания также имеют перинатальные корни. Особое значение имеет свободное использование анестезии во время родов; определенные вещества, примененные с целью облегчения боли матери, учат новорожденного на клеточном уровне видеть состояние, вызванное препаратом, как естественный путь для бегства от боли и трудных эмоций. Эти открытия недавно были подтверждены клиническими исследованиями, связывающими различные формы суицидального поведения со специфическими аспектами биологического рождения. Среди них выбор самоубийства при помощи наркотиков был связан с использованием анестезии во время родов.

Таким образом, ТП - это принципиально новый, сочетающий в себе интенсивное дыхание, специально подобранную музыку и физические воздействия психотерапевтический метод, который в ИСС активирует самые глубокие пласты личности и интегрирует их в очищающем, хотя порой и мучительном переживании.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Т.П. определяет себя как "четвертую силу в психологии", восполняющую односторонность предыдущих трех проектов в психологии: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых психо-духовных практиках. Среди своих предшественников основатели Т.П. указывают, например, американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта", швейцарца К.Г.Юнга, обогатившего психологию мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения, а также американских трансценденталистов -- Эмерсона и Торо. Лидерами современной Т.П. являются С. Гроф, К.Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М. Мерфи, К. Кастанеда, каждый из которых развивает свои школу, методы и направление исследований.

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др. Существует личностная преемственность и смысловая связь между гуманистическим и трансперсональным проектами в психологии. Их основателями были одни и те же люди - А.Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи. С середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить. Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых переживаниях", "самоактуализации", ставшие фундаментом и ядром программы гуманистической психологии, ввел позднее идею метапотребностей, сверхличностных ценностей - открытого духовного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом страстном устремлении и реализует свое предназначение. И в этом превозмогании, выходе за пределы, размыкании исторических, культурных, индивидуальных границ и получает смысл само понятие человека и обосновывается и гуманистическая психология, и, более широко, вся антропологическая проблематика. Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистической акцентом на метапотребностях и метаценностях, тягой к преодолению границ прежнего предметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом науки психологические измерения религиозного и мистического опыта, поставила задачу обоснования психологии на материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций. Новое предметное поле, уже не замыкаемое западнохристианской культурой, вобрало в себя мистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. В качестве программной задачи трансперсональная ориентация попыталась освоить суть и конкретные формы идей, представлений и практик из мирового духовного опыта человечества и дать им научное выражение. Объективной основой нового направления в психологии стало то, что Г. Гессе провидчески назвал "паломничеством в страну Востока". Во второй половине XX века в среде студенческой молодежи и у искателей любого возраста возрастает устойчивый интерес к восточным философским учениям, в частности к учению дзен-буддизма, стимулированный в немалой степени американскими поэтами А. Гинзбергом и Дж. Керуаком, культурологом А. Уотсом и японским исследователем дзен Д. Судзуки. По Америке прокатилась очередная коммунитарная волна, на гребне которой создаются духовные коммуны, происходят масштабные эксперименты с новыми стилями жизни и поиски новой общности людей, пытающихся прорваться через ограничивающие стереотипы, вскормленные традиционным семейным укладом и здравым смыслом. Через эту масштабную практику преодоления оков и табу прежней патриархальной цивилизации, практику, которая вовлекла в себя десятки миллионов людей, и происходило конкретное, через ткань повседневной жизни, посвящение в сознание как в то, что "между" людьми, как в совместное бытие в новом ценностном горизонте, трансцендирующем эгоизм, индивидуализм и европоцентризм. После начала информационной-коммуникативной революции техносфера и инфраструктура воплотили такие базисные характеристики сознания как всесвязность и открытость и оказались в резком конфликте с манипулятивным характером прежних социальных институтов и потребовали их трансформации. Складывание глобальной цивилизации, глобализация всех цивилизованных процессов на планете - экономических, политических, информационных, культурных, усиление всеобщей взаимозависимости, с появлением которой мы начинаем воспринимать себя уже жителями планеты, "гражданами мира", а не отдельного государства - вот, пожалуй, основные цивилизационные процессы, вызвавшие формирование трансперсональной ориентации и то новое осознавание ситуации, которое в ней выражено.

Итак, возникли новое расширенное исследовательское поле, новый образ человека, произошло преодоление антропологического масштаба, который существовал в рамках гуманистической ориентации. Была сделана продуктивная попытка заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы - в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, на границах его жизни в опыте смерти, умирания и рождения. Необходимость нового научного понимания человека привела к тому, что в профессиональный состав трансперсонального движения вошли не только психологи или такие традиционные гуманитарии как этнологи, культурологи или, скажем, танатологи, но и представители, казалось бы, далеких профессий - физики, биологи, кибернетики. Дело в том, что поиск нового предметного поля и нового видения человека оказался созвучным поискам новой научной парадигмы и в других, в том числе, естественнонаучных дисциплинах. Например, физик и философ Ф. Капра показал в своем исследовании новой научной парадигмы "Поворотный пункт" (1983 г.), что кризис науки и облик новой науки имеет те же отличительные черты как в психологии, так и в физике, кибернетике или биологии. Героями его следующей книги, посвященной той же теме "Необыная мудрость: разговоры с замечательными людьми" (1988 г.) стали психолог С.Гроф, лидер "антипсихиатрии" Р.Лэйнг, физик Дж.Чу, экономист Х.Хендерсон, специалист по новой медицине и по лечению рака К.Саймонтон - люди, являющиеся творцами новой научной парадигмы в психологии, психиатрии, физике, экономике, медицине, а также политике и философии. Из бесед с этими людьми Капра делает вывод: новая научная парадигма во всех этих областях действительно имеет такие общие черты как целостность, системность, новые критерии научности, новое обоснование своего предмета, новое понимание научного закона, субъекта и объекта науки. Именно поэтому в рамках трансперсонального движения и объединяются передовые ученые из самых различных областей знания. Новая научная парадигма, действительно, необходима для понимания того антропологического видения, которое развернулось в трансперсональной психологии. И многое здесь уже сделано. Достаточно отметить новую картографию человеческой психики С. Грофа, его новаторские представления о духовном кризисе, в которых он показал, что большинство классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний таких как неврозы и психозы по сути дела являются кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а не болезнями. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса, Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это чаще всего люди, которые спонтанно перенесли мощный духовный опыт и не сумели справиться с ним. Супругами Гроф для помощи таким людям создана международная программа "Spiritual emergency". Другим лидером трансперсональной психологии К.Уилбером осуществлена интеграция психотерапевтических м психологических подходов на основе теории спектра сознания. Широкую известность получило изучение медитации такими учеными как Р. Уолш, Д. Шапиро и М. Мерфи. Другим весьма характерным явлением является открытие трансперсонального измерения внутри традиционных психотерапевтических и психологических подходов. Например в 1980 г. под редакцией С. Бурштейна была издана книга под названием "Трансперсональная психотерапия". В ней дается трансперсональный взгляд на такие известные психотерапевтические подходы, как гештальттерапия, психосинтез, трансакционный анализ, аналитическая психология, психоанализ, а также ряд подходов гуманистической или экзистенциально-феноменологической ориентации. В последнее время в Т.П. произошло существенное расширение поля поиска, и от первоначальной ориентации в сторону Востока она устремились на поиск собственной почвы, вглубь европейской религиозно-философской и духовной традиции. В новых антологиях по гуманистической и трансперсональной психологии мы находим имена Я. Беме, Э. Сведенборга, Мейстера Экхарта, отцов церкви, исихастов православной традиции, а трансперсональная ориентация продолжает расширяться за рамки психологии, образуя такие новые сложные поля исследования и деятельности, как трансперсональные психиатрия, экология, социология, антропология и др. Прикладное значение Т.П. в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию - обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.009 с.)